В понятие человеческого голоса, как отмечает Правдина О. В., входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого певца или оратора
Самые элементарные проявления голоса обнаруживаются в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех, звучный кашель. Наибольшее же свое развитие голос приобретает в речи и в пении. Человеческий голос, благодаря своим разнообразным модуляциям, может отражать различные эмоциональные переживания, которые свойственны в тот или иной период его обладателю.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ.
Основные характеристики голоса.
В понятие человеческого голоса, как отмечает Правдина О. В., входит
представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от
их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика
новорожденного до модулированного голоса знаменитого певца или оратора
(27, с. 60).
Самые элементарные проявления голоса обнаруживаются в таких
реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех, звучный кашель.
Наибольшее же свое развитие голос приобретает в речи и в пении.
Человеческий голос, благодаря своим разнообразным модуляциям, может
отражать различные эмоциональные переживания, которые свойственны в тот
или иной период его обладателю.
Е. В. Лаврова дает свое определение голоса. Голос – это совокупность
разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате
колебания эластичных голосовых складок (17, с. 197). С нашей точки зрения
это определение наиболее полно отражает понятие голоса, так как оно
подводит нас к рассмотрению физических свойств звука голоса. Это для нас
крайне важно, поскольку знание акустических характеристик звука позволяет
целенаправленно влиять на выработку нужных качеств голоса. Обратимся к
рассмотрению понятия звук голоса.
Как указывает Телеляева Л. М., звук голоса – это колебание частиц
воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения (9, с. 24).
Источником возникновения этих волн являются голосовые складки человека.
И все бесконечное разнообразие звуков человеческого голоса является
следствием изменения во времени только трех важнейших акустическихпараметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного
звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука.
Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве
основных большинством исследователей: Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С.
Л. Таптаповой, Е. В. Лавровой.
Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра
выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В.,
Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания,
понимая под этим умение вести речь в различных темпах.
Г. Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть
количество тонов, которое дает голос.
Е. В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными
характеристиками явление резонанса. Причем, Е. В. Лаврова акцентирует
внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на
соотношение носового и ротового резонанса.
Основываясь на данных названных выше исследователей, подробнее
остановимся на рассмотрении таких характеристик звука, как сила, высота,
тембр, резонанс, поскольку они являются определяющими для качества
звучания голоса.
Высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты
колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания
воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от
частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько
смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и
сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова и
будет частота рожденного звука, то есть высота тона. Частота основного тона
измеряется в Герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у
мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин – от 160 до 340 Гц. Высота тона
(ее изменения) определяет выразительность речи, является важнейшимсредством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом
общении людей (26, с. 49).
Силой звука голоса называют субъективное ощущение размаха
колебательных движений, его амплитуды. Чем больше амплитуда
колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила звука голоса, также
как и его высота, задается гортанью и растет с увеличением подскладочного
давления (9, с. 26).
Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции
воздуха, тем больше энергия, которую они несут, тем выше амплитуда
колебаний частиц воздуха и, следовательно, сильнее их давление на
барабанную перепонку уха. Только небольшая часть давления подскладочного
пространства переходит в звук. Мышцы гортани вместе с мышцами,
участвующими в выдохе, способствуют повышению подскладочного давления,
то есть энергия звука, возникающего в гортани, есть результат работы
дыхательных и гортанных мышц.
Р. Юссон отмечал, что “только 1/10 – 1/50 звуковой энергии,
образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия, остальная же часть
вызывает вибрацию головы, шеи и груди” (9, с. 27). То есть коэффициент
полезного действия голосового аппарата очень мал и в работе над голосом
необходимо учитывать механизмы, которые могут его повысить;
вырабатывать такие способы постановки голоса, когда при наименьшей
затрате мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта.
Тембр или окраска звука является существенной характеристикой
качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит
от частоты и силы колебаний. В сложном звуке различают основной тон,
который обуславливает высоту его звучания, и частичные звуки, или
обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука.
Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного
тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складкиколеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и
отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания,
которая определяет тембр; кроме того, тембр может изменяться от состояния
Тембр каждого речевого звука зависит от
надставной трубы.
физиологического уклада, свойственного тому или иному звуку. Окраска же
голоса каждого человека зависит от строения и функционирования всего
голосового аппарата. Таким образом, индивидуальную окраску голосу
придают обертоны, возникающие в результате колебаний отдельных частей
голосовых складок. Усиление различных обертонов происходит вследствие
явления резонанса, то есть можно говорить о том, что резонанс оказывает
существенное влияние на тембр голоса (17, с. 62).
Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при
совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных
колебаний системы. Под резонатором в акустике подразумевают какойлибо
объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием (9, с.
30). В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в
которых могут развиться явления резонанса: трахея и бронхи, полость
гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и околоносовых пазух. Л. Б. Дмитриев,
Л. М. Телеляева отмечают, что одни из этих полостей (например, полость
носа и околоносовые пазухи) не изменяются по форме и размерам,
следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают
постоянно присутствующие в голосе призвуки, они не могут быть специально
приспособлены для усиления какихлибо других обертонов. Другие легко
меняют свою форму и размеры (глотка, ротовая полость) и могут быть
использованы для изменения исходного тембра, усиливая определенные
группы тонов. Е. В. Лаврова акцентирует внимание на двух основных
резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости,
расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При
использовании этого резонанса голос приобретает яркий полетный характер,возникает ощущение вибрации лицевой части головы. При грудном
резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонаторами здесь
являются трахея и крупные бронхи. Голос при грудном резонировании
насыщенный, тембр “мягкий”. Хороший, полноценный голос одновременно
озвучивает головной и грудной резонаторы.
От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое
название регистры голоса – головной, грудной и смешанный (микст).
Головной регистр включает в себя высокие звуки. Он отличается
бедностью обертонов. Типичным образцом головного регистра является
фальцетный голос.
Грудной регистр богат обертонами. К нему относятся низкие тоны
голоса.
К миксту относятся средние тоны голоса. для смешанного регистра
характерно и головное и грудное резонирование; и такой голос принято
считать наиболее приемлемым в речи.
Система взаимосвязанных резонаторов (гортань, глотка, ротовая
полость) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но и ,
колеблясь, создает работающим голосовым складкам определенное
сопротивление сверху. Это сопротивление называется импендансом. Л. Б.
Дмитриев, Л. М. Телеляева, С. П. Таптапова, Е. В. Лаврова отмечают, что
оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при
создании в надскладочных полостях определенного сопротивления порциям
подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые
складки, так как при этом голосовые мышцы совершают колебательные
движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большой силы. Таким
образом, постановку голоса следует рассматривать как процесс нахождения
правильной взаимосвязи между резонирующей надставной трубой,
напряжением мышц голосовых складок и величиной подскладочного
давления.Таким образом, понятие голоса включает в себя его основные
свойства: силу, высоту, тембр, резонанс. Только координированная и сложная
изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания
голоса и обеспечивает богатство интонаций и выразительность устной речи.1.2. Физиологические основы голосообразования.
Для формирования полноценного, пригодного для речевого общения
голоса необходима взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата.
Поэтому нам представляется важным выделить физиологические основы
работы над голосом. Строение и функции голосового аппарата и механизм
голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: Жинкин Н.
И., Зиндер Л. Р., МитриновичМоджеевска А., Нейман Л. В., Правдина О. В.,
Рау Ф. Ф., Таптапова С. Л. и др.
Сначала обратимся к рассмотрению строения голосового аппарата.
Голосовой аппарат представляет собой комплекс органов и систем,
принимающих участие в голосообразовании.
Обычно в логопедии выделяют три основные части голосового
аппарата: гортань с голосовыми складками – генератор звука; надставную
резонаторную часть – глотка, носовая и ротовая полости; дыхательный
(энергетический) аппарат – трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Однако,
некоторые авторы (Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева) выделяют и четвертую
часть: артикуляционный аппарат, в который входят ротовая полость, зубы,
губы, твердое и мягкое небо.
Голосовой аппарат – сложная система, все функции которой
взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Основная
часть голосового аппарата – голосовые связки – расположены в гортани.
Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой
трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Стенки
гортани составляют перстневидный, щитовидный, надгортанный и два
черпаловидных хряща. Они соединены между собой связками и мышцами.
Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы
соединяют гортань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее.
Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иныехрящи гортани. В верхней части гортани находятся две пары голосовых
складок. Нижние – носят название истинных голосовых складок, они имеют
треугольную форму и состоят в основном из мышечной ткани. Выше них –
ложные голосовые складки, в них мышечные волокна развиты слабо.
Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. При
спокойном дыхании все мышцы гортани расслаблены, голосовые связки
умеренно раздвинуты. При сильном вдохе голосовые связки расходятся и
образуют широкое отверстие для прохождения воздуха, голосовая щель
принимает форму треугольника. При фонации голосовые связки сближаются
и просвет голосовой щели исчезает, но она не должна быть полностью
закрыта, что достигается сокращениями внутренних мышц гортани.
Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя
ветвями блуждающего нерва – верхним и нижним гортанными нервами.
Верхний гортанный нерв состоит из двух ветвей: внутренней и наружной.
Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом.
Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв
снабжает двигательными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме
передней перстнещитовидной.
Перейдем к рассмотрению функционирования и анализу функций
голосового аппарата.
Гортань осуществляет три функции: дыхательную, защитную и
голосовую.
Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При
этом голосовые связки расходятся, образуя щель.
Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в
нижерасположенные дыхательные органы.
Что же касается голосовой функции гортани, то есть непосредственно
механизма голосообразования, то этот вопрос чрезвычайно сложен. Поэтому
до настоящего времени полностью не изучен.Начиная с середины XIX века, в связи с развитием физиологических и
акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование
механизма голосообразования, и многие ученые пытались осветить этот
вопрос.
К этому времени относится создание миоэластической теории
фонации, основоположником которой считают Феррана (22, с. 21). Согласно
этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате
прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого
энергетическим аппаратом; и частота их колебаний зависит от упругих,
эластических свойств тканей голосовых складок.
Таким образом, основными факторами голосообразования являются:
1) подсвязочное давление воздуха;
2) тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения
голосовой мышцы).
В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми
напряжением их мышц и подскладочным давлением
складками,
устанавливается тесное взаимодействие: давление столба воздуха в трахее
тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная
система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление
на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного
звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины
воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус
мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как
только возникает необходимость в изменении величины подскладочного
давления, кора головного мозга “принимает срочные меры”, изменяя тонус
внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая
частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным
рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового
анализатора.Следует заметить, что миоэластическая теория голосообразования
получила широкое распространение. Ее идеи разделили большинство
исследователей. И на сегодняшний день ее отражение мы находим в трудах Н.
И. Жинкина, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е. С. Алмазовой и др.
В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая
теория, которую, основываясь на результатах изучения физиологии
голосообразования, обосновал французский ученый Р. Юссон. Сторонники
этой теории отводят более самостоятельную роль голосовым складкам.
Согласно нейрохронаксической теории голосовые складки не пассивно
колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются и
расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры
Основываясь на
головного мозга по нижнегортанному нерву.
экспериментальных данных авторы установили, что сокращение мышц
голосовых складок – активный процесс. Частота нервных импульсов, идущих
к голосовой мышце по нижнегортанному (возвратному) нерву, равна частоте
колебаний голосовых складок, то есть в точности соответствует частоте
основного тона голоса человека.
Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха,
является не движущей силой колебательных движений голосовых складок
(как объясняет миоэластическая теория), а материалом, из которого
генерируется энергия – звук.
Теория Юссона вызывала много споров и отрицалась многими
учеными. Однако, эта теория до сих пор существует в науке наряду с
миоэластической. И авторы Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Е. Д. Рудаков, В.
П. Морозов считают, что механизм образования голоса следует объяснять,
исходя из положений обеих теорий – миоэластической и
нейрохронаксической.
Далее представляется необходимым рассмотреть взаимосвязь и
взаимовлияние голоса и речевого дыхания в процессе произношения.Остановимся на следующем: голос образуется в результате того, что
воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути
встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых
складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в
результате чего и получается звук. Этот звук проникает в резонирующую
надставную трубу, где приобретает индивидуальную силу и тембр. Именно
такое объяснение механизма голосообразования дают авторы изученной нами
литературы (Нейман Л. В., Правдина О. В., Таптапова С. Л., Назарова Г. Ф.).
Из сказанного выше очевидно, что голосообразование теснейшим
образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на
некоторых особенностях речевого дыхания, которые выделяются Л. В.
Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Л. М. Телеляевой. Эти
особенности связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи,
являясь основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой
мелодии того или иного речевого абзаца.
Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают
все исследователи – это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха.
Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох,
напротив, становится более коротким.
При речи требуется в 34 раза больше воздуха, чем при спокойном
дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать главным образом через
рот.
Следующей особенностью речевого дыхания является то, что выдох
осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это
обеспечивает глубокий выдох и достаточное давление воздушной струи.
Большое значение для голоса имеет так называемая “опора дыхания”,
благодаря которой значительно удлиняется выдох. Как отмечает
МитриновичМоджеевска А., опора – сознательное замедление фазы выдоха,
благодаря контролируемому напряжению мышцвыдыхателей (23, с. 102).Мышцы, участвующие в дыхании, работают по принципу мышц
антагонистов (мышцы вдыхатели по окончании вдоха остаются
напряженными, а выдыхатели действуют в противоположном направлении).
Это и называется “опорой дыхания”. Таким образом, процесс дыхания
становится произвольным. Происходит задержка воздуха, а затем
постепенный управляемый выдох.
О. В. Правдина подчеркивает важность не только длительности
выдоха, но и его плавность, легкость.
Л. М. Телеляева указывает, что искусство дыхания состоит в том,
чтобы во время речи экономно расходовать воздух, поскольку отсутствие
достаточного количества воздуха вредно отражается на работе мышц
голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется
напряжением этих мышц, что приводит к их утомлению и слабости, в
результате чего резко ухудшается качество голоса.
Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято
Наиболее
средне и нижнереберное дыхание.
различать верхне,
целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку
активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создает
самые благоприятные условия для работы голосового аппарата.
В работах С. П. Таптаповой, Е. В. Лавровой, Л. М. Телеляевой
подчеркивается большое значение для голоса так называемой “атаки звука”,
то есть способа его подачи. Принято различать три типа голосовых атак:
твердую, мягкую и придыхательную. Проанализируем их.
При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем
осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через
замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При
этом в самом начале звучания ясно слышится призвук.Во время придыхательной атаки сначала идет легкий вздох, затем
смыкаются и начинают колебаться связки. В начале звучания при этом
способе голосоподачи слышен шум.
При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха
совпадают. Наиболее употребительной и физиологически обоснованной
названные нами исследователи считают мягкую атаку. Этот способ
голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания
голоса.
Обобщая данные изученной литературы по физиологическим основам
голоса следует еще раз отметить, что механизм голосообразования весьма
сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль.
Гортань с голосовыми связками является источником звука. Дыхательный
аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые
складки. Надставная часть заполняет резонаторную функцию. Основной звук,
образующийся в гортани, здесь формируется, приобретая силу и тембр.
Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук.
Идущая струя воздуха встречает здесь определенные препятствия, вследствие
чего образуются гласные и согласные звуки.
Таким образом, очевидно, что для образования полноценного голоса
важна взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата, четко
отрегулированная корой головного мозга.