Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников
Оценка 4.8

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.11.2017
Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.Выступление на педсовете с темой по самообразованию.
Статья.docx
Халтуринская О.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 4 города Коряжмы» Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников Современное   общество   отличается   многообразием   примеров   образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие   не   всегда   является   образцом   для   ребенка,   в   результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются   уже   сложившиеся   представления.   Кроме   того,   в   настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому   потребность   в   формировании   у   детей   представлений   о   здоровом образе   жизни   возрастает   и   требует   поиска   новых   путей   в   образовании, воспитании и развитии школьников.      Большое   значение   в   создании   благоприятных   условий   для формирования у школьников представлений о здоровом образе жизни играет система школьного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка,   как   отмечает   ряд   авторов   (С.Ф.   Васильев,   М.Л   .Лазарев,   О.В. Морозова,   О.Ю.   Толстова,   З.И.   Тюмасева   и   др.)   ­   проблема   не   только медицинская,   но   и   педагогическая,   так   как   правильно   организованная воспитательно­образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем   все   медико­гигиенические   мероприятия,   обеспечивает   формирование здоровья и здорового образа жизни.  Эти   задачи   решает   новое   направление   в   науке   о   здоровье   — валеология, которое все активнее стало заявлять о себе на исходе XX века. Оценка ее как науки ­ неоднозначная, однако несомненно, что, выступая на стороне   защиты   здоровья   подрастающего   поколения,   она   все   больше   и больше заявляет о себе как наука способная взять на себя решение с учетом медицинских   показаний   определенной   части   специфических   — профилактических,   системно­педагогических   задач.   В   работах   Л.   Г. Татарниковой   назначение   валеологии,   валеологической   культуры рассматривается как "присвоение на личностном уровне концепции здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни". [3, с.12] Создание   традиций   ЗОЖ   ­   это   то,   что   должно   лежать   в   основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.  Активная   профилактика   нарушения   здоровья   у   детей   предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Понятие   «здоровье»   имеет   множество   определений.   Но   самым популярным,   и,   пожалуй,   наиболее   емким   следует   признать   определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье­ это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».  Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% ­ от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% ­ от деятельности системы здравоохранения,   а   на   50%   ­   от   самого   человека,   от   того   образа   жизни, который он ведет. [Ю. П. Лисицын] Чтобы   активно   влиять   на   позицию   ребенка   по   отношению   к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных)   и   внутренних   (наследственность,   пол,   возраст)   факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1.   Соматическое   здоровье   ­   текущее   состояние   органов   и   систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье ­ уровень роста и развития органов и систем организма. 3.   Психическое   здоровье   ­   состояние   психической   сферы,   основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4.   Нравственное   здоровье,   основу   которого   определяет   система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.  Привычка к здоровому образу жизни ­ это главная, основная, жизненно важная   привычка;   она   аккумулирует   в   себе   результат   использования имеющихся   средств   физического   воспитания   детей   школьного   возраста   в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить его самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.  Зачастую   у   детей   отсутствует   заинтересованность   в   занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а сами взрослые редко придерживаются указанных правил   в   повседневной   жизни,   и   дети   хорошо   это   видят.   Кроме   того, выполнение   необходимых   правил   здорового   образа   жизни   требует   от человека   значительных   волевых   усилий,   что   бывает   затруднительно   для ребенка­школьника.   Согласно   исследованиям   возрастной   динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего   отмечается   у   представителей   старшего   поколения.   В   иерархии ценностей маленького человека доминирует общение со сверстниками, а в понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. [1, с. 30] Биологические   потребности,   потребность   в   безопасности,   любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента   потребности   в   здоровом   образе   жизни,   которую   мы   должны отнести   к   высшей   потребности.   И   ее   возникновение   прямо   связано   с социально­гигиенической   средой,   в   которой   обучается   ребенок. Гигиенически   организованная   социальная   среда   обитания   ребенка   в образовательном   учреждении   является   первым   и   основным   условием развития   у   него   потребности   в   здоровом   образе   жизни.   Учитывая,   что значительную   часть   своей   жизни   ребенок   находится   в   образовательном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Микросреда образовательного учреждения должна отвечать не только санитарно­гигиеническим   требованиям.   Она   должна   отвечать   требованиям гигиены   нервной   системы,   психологической   безопасности,   гигиены социальных   отношений.   Безупречное   обеспечение   базовых   потребностей индивида   создает   предпосылки   возникновения   высших   потребностей,   к которым   мы   относим   потребность   в   здоровье   и   здоровом   образе   жизни   у здорового человека.  Вторым   по   важности   условием   воспитания   у   детей   потребности   в здоровом   образе   жизни   является   наличие   в   образовательном   учреждении специальной   обучающей   программы,   которая   была   бы   нацелена   на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.     Привычка   представляет   собой   так   называемый   непродуктивный элемент деятельности. [4, с. 162] Следует отметить, что привычка чаще всего формируется на основе навыка.   Навык   –   это   полностью   автоматизированный,   инстинктоподобный компонент умений, реализуемый на уровне бессознательного контроля. [4, с. 152] Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое   указание   взрослых   на   необходимость   выполнения   того   или   иного действия   должно   сопровождаться   объяснениями,   почему   его   нужно выполнить.   Все   объяснения   должны   быть   как   можно   более   доступны   и понятны   ребенку.   Для   закрепления   привычки   большое   значение   имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Следует особо отметить, что для формирования положительных привычек также большое значение имеет не только похвала взрослого,   но   и   первые   положительные   результаты.   Неправильное подкрепление   ведет   к   формированию   у   ребенка   вредных   привычек. Искоренить возникшие вредные привычки довольно сложно. От родителей и педагогов потребуется терпение и выдержка, они должны будут повседневно помогать своему ребенку.  Создавая   гигиеническую   среду   в   дошкольном   учреждении, предполагающую   обеспечение   необходимых   условий   для   приобретения детьми   навыков   здорового   образа   жизни,   мы   должны   учитывать   эффект задержанной   обратной   связи.   Его   суть   заключается   в   том,   что   люди предпочитают   не   обременять   себя   работой   над   собственным   здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес   и   выполняют   их   механически   (так   надо),   а   если   появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи ­ одна   из   главных   причин   негигиенического   поведения   детей   и   взрослых, пренебрежения   ими   правилами   здорового   образа   жизни.   При   организации оздоровительной работы необходимо учитывать специфику этого эффекта. [2, с. 65] Третьим   условием   формирования   у   детей   потребности   в   здоровом образе   жизни   является   овладение   системой   понятий   о   своем   организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность   в   здоровье   и   здоровом   образе   жизни   у   ребенка формируется   также   на   основе   представлений   о   самом   себе,   своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что   полезно.   Эти   знания   дети   приобретают   на   специальных   занятиях.  В процессе   обучения   в   соответствии   с   идеями   здоровьесберегающих образовательных   технологий   ставится   задача   сформировать   у   младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Система   знаний   о   своем   организме,   здоровье   представляет   собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе школьного образования России   курса   ОБЖ,  имеет   ряд   существенных   отличий,  в   том   числе   и   по методике организации занятий. Во­первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать детей. Во­вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети  в  полной мере  были субъектами  образовательного процесса  и сами могли сформулировать соответствующие выводы. В­третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья. В­четвертых,   содержание   занятий   должно   в   полной   мере соответствовать   практике   физкультурно­оздоровительной   работы, проводимой в образовательном учреждении. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем. [1, с. 9] Отношение   ребенка   к   своему   здоровью   является   фундаментом,   на котором   можно   будет   выстроить   здание   потребности   в   здоровом   образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, врачей,   педагогов   и   др.),   с   целью   создания   вокруг   него   атмосферы наполненной   потребностями,   традициями   и   привычками   здорового   образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения   и   соответствующий   стиль   жизни.   Знания,   умения   и   навыки валеологического   характера,   заложенные   в   младшем   школьном   возрасте, станут   прочным   фундаментом   для   создания   положительной   мотивации   к охране собственного здоровья во взрослой жизни.                                             Список информационных источников            1 Зайцев   Г.К.   Школьная   валеология:   Педагогические   основы   обеспечения   здоровья учащихся и учителей. – СПб: Акцидент, 2008. – 201с. 2 Здоровьесберегающее   образование   и   воспитание   /   Под   ред.   В.И.   Андреева.   ­   Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 207 с. 3 Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., 2002. – 99с. 4 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4­е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. ­688с.

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников

Теоретические основы валеологического воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017