Теоретический аспект изучения рассказов А. П. Чехова в школе
Творчество А. П. Чехова – творчество малого жанра. Писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление Чехова именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них – А. В. Кулешов, А. П. Чудсков, М. П. Громов, Л. М. Цилкевич и многие другие.
В русской литературе обстоятельства сложились так, что рассказ стал разрабатываться после того, как уже появились повести и роман. Роман и повесть – относительно «высокие» жанры литературы, и они подготавливались не только развитием прозы, но и всем предшествовавшим развитием поэзии, жанров эпопеи, поэмы, баллады. Рассказ же в прозе был «низшим» жанром, долгое время, в лучшем случая привлекал внимание как несерьезный политический жанр, с фантастическим, приключенческим содержанием с чисто внешним сцеплением событий.
В 60- 70- е годы XIX века ведущим жанром русской литераторы сделался роман. Широкое эпическое полотно, картины нравов, общественной жизни, герои, разрешающие сложные общественные и нравственные проблемы. Выдающимися мастерами русского романа в это время сделались Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой.
С другой стороны рассказ Чехова вбирал в себя лучшие достижения прежней русской литературы.
В. И. Кулешов отмечает, что А.П. Чехов сумел достичь высокого мастерства раскрывать серьезное в малой форме. Хотя во второй половине 80- х годов, при явном успехе у публики, когда один за другим выходили его сборники «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888), Чехов стал испытывать тревогу, задыхаться в мелких темах, бросился писать роман, искать «общую, руководящую идею» всего творчества.
И Чехов остался верен своему подходу, выработанной системе построения рассказа. В эту систему естественно вписались общественный фон и углубившийся психологический анализ, мастерство которого у ищущего писателя возрастало от произведения к произведению. Более глубоко стали осмысливаться характеры героев как отражение социально-исторического облика эпохи и воплощения общечеловеческого начала.
Жанровые рамки рассказа раздвигаются. Конфликты (рассказы «Попрыгунья», «Дом с мезонином», «Ионыч», маленькая трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») приобретают все больший драматизм, рассказы можно рассматривать как короткие романы.
В этом сказалась пушкинская традиция повествования. По глубине разработки социальных вопросов и общественной психологии эпохи они стали явлениями духовной жизни общества.
Маяковский, противопоставляя простоту чеховского стиля и длинных фраз Льва Толстого, восхищенно писал: «И вот вместо периодов в десятки предложений – фразы в несколько слов». Язык Чехова определен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».
Эта простота сказалась не только на языке рассказов, повестей и пьес Чехова, но и на сюжете его произведений. Четкое и энергичное движение событий в юмористических новеллах, плавное повествование зрелой прозы, последовательное развитие действия в пьесах – чеховские сюжеты тоже развертываются спокойно, без «опасных поворотов» и поражающего воображение читателя рокового стечения обстоятельств.
Л. М. Цилевич пишет о сложной простоте чеховского сюжета и отмечает, что это ознаменовало новаторство писателя, обогащение сложившихся в реалистической прозе XIX века сюжетных структур новыми художественными качествами. Это чувствовали, об этом писали и говорили наиболее чуткие и проницательные современники Чехова. В.Г. Короленко писал о «сверхреализме» Чехова – имея в виду не выход писателя за рамки реализма, а обогащение его.
Такой же смысл имели слова Горького, обращенные к Чехову: «Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм».
Чехов редко прибегает к ретроспективному описанию событий, к их перестановке во времени. Отступления хронологической последовательности событий он допускает только в произведениях, где, кроме обычного повествователя есть еще и герой-рассказчик, который делится с другими героями воспоминаниями о каком-либо случае из жизни.
Двух охотников, учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского застигла ночь, и они, расположившись в сарае деревенского старосты, коротают время за разговорами. Учитель вспоминает историю своего бывшего сослуживца – Беликова. Это и составляет главное содержание рассказа «Человек в футляре».
А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина были ему ненавистны прежде всего своим равнодушием к вопросам, волнующим все человечество, своим паразитизмом и застойностью. Не случайно М. Горький сказал о Чехове: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».
В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, духовенство, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного ему русского общества.
Герои многих рассказов А.П. Чехова, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться, действовать, смиряются с жизнью. Примером может служить рассказ «Ионыч». Пошлость среды, в которую попадает молодой врач Дмитрий Старцев, раскрывается не сразу. Чтобы дать представление о жителях города, Чехов знакомит нас с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой».
Сначала Старцеву нравится у Туркиных. Остроты отца семейства кажутся ему забавными, романы его жены – интересными. Героя восхищают трудные пассажи на рояле их дочери Котика, в которую он даже влюбляется. Старцев мечтает сделать карьеру, мечтает приносить пользу людям. Он ненавидит ложь, лицемерие и все то, что характеризует обывательщину как порок общества.
Но вот прошло четыре года. Мы вновь встречаем Старцева у Туркиных. И опять все те же, что и прежде, остроты отца, бездарные романы о том, чего никогда не бывает в жизни, трудные пассажи на рояле, «которые напоминают камни, сыпавшиеся с высокой горы». Старцев хотя и понимает убожество обывательщины, но смиряется с ней, врастает в нее. За эти четыре года он потерял все, что отличало его от обитателей города. Чехов пишет: «Он закусывал и играл в карты с теми же самыми обывателями, которые раздражали его своей тупостью и сытостью». А любимым его занятием было пересчитывать бумажки, добытые практикой, отвозить в «Общество взаимного кредита» и класть их на текущий счет. Отношение к деньгам выразительно характеризует человека. Множество чеховских персонажей частично, а то и исчерпывающе раскрываются через их непосредственное соприкосновение с рублем или копейкой.
Для Ионыча, пересчитывание купюр стало высшим наслаждением. Теперь его труд можно расценивать как моральное падение.
Чехов во многих своих рассказах на примере профессии врача показал зависимость деловых качеств специалиста от жизненного идеала, которым освещен труд.
Рассказ «Скучная история» повествует о драматичной судьбе профессора Николая Степановича. Герой талантлив, обладает обаянием, юмором, знаниями. Но и его подстерегла «житейская катастрофа». Только на склоне лет Николай Степанович убедился в отсутствии у него четких представлений о смысле жизни и труда. Он понял, что без таких представлений жизнь бессмысленна.
Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», – говорит герой рассказа «Три года» Лаптев. Любимый труд – великое счастье, в чем и признается чеховский герой Егор Семеныч из произведения «Черный монах».
Драматизм рассказов Чехова часто состоит в том, что люди, в них представленные, даже не понимают бессмысленности своего существования. Вот один из наиболее грустных рассказов «Приданое». Рассказчик трижды, с интервалами в несколько лет, попадает в маленький городской домик. Обитательницы его, мать и дочь Чикомасовы, с утра до ночи шьют приданое для Манечки. Сначала ей девятнадцать лет, потом она – перестарок. Наконец ее уже нет на свете. А мать все продолжает шитье. Замужество становится все большей абстракцией, отговоркой и оправданием в явно бессмысленной работе. Этим женщинам не может прийти в голову вопрос о назначении жизни.
Конечно, «идейный тупик», в котором оказываются чеховские персонажи, характерен для многих людей конца XIX века. Эти годы воспринимались как период безвременья. Но отсутствие четкого мировоззрения – не только вина общества. Это всегда и вина человека.
Смысл жизни никогда не дается в готовом виде. Люди его долго и мучительно ищут, совершая правильные и неправильные поступки.
Действия главного героя рассказа «О любви» определяют его дальнейшую судьбу. Помещиком Алехиным руководят благородные побуждения. Полюбив жену своего товарища, он сам отказывается от счастья с любимой женщиной. И только перед ее отъездом Алехин признается ей в любви, но считает, что их любовь невозможна, ему просто нечего предложить своей возлюбленной. Совершенно ясно, что если бы он не испугался жизни, боролся за свою любовь, это принесло бы счастье не только ему, но и его любимой.
Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека – заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности всегда актуальны.
В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем. Это:
· Тема любви («О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»);
· Тема деревни, судьбы народа, крестьянства («Мужики», «В овраге», «Новая дача»);
· Тема интеллигенции («Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином» и др.);
· Тема детства («Мальчики», «Гриша» и др.);
· Тема смысла жизни («Скучная история», «Приданое», «Кухарка женится», «Событие»).
Это далеко не полный перечень тем рассказов Чехова.
Отношение к миру формируется у человека пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство…Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых.
Дети появляются уже в самых ранних произведениях Чехова: гимназист-двоечник в рассказах «Папаша» и «Случай с классиком». Но это пока эпизодические лица.
Цикл «детских» рассказов Чехова начался с рассказа «Кухарка женится» (1885 г.).
Уже самый маленький по возрасту чеховский герой Гриша («Гриша», 1886) интересен своим особым восприятием всего, что он видит вокруг. Ему только 2 года 8 месяцев, он едва умеет говорить, сколько-нибудь сложные фразы застревают у него в горле, но он уже интенсивно познает жизнь.
Мысль ребенка у Чехова и активна и добра.
Нежелание причинять другим боль – импульс настолько сильный, что перед ним блекнет даже такая романтическая затея, как бегство в Америку («Мальчики»). Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню.
Изучая рассказы Чехова, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Лаконизм – один из художественных принципов Чехова. «Краткость – сестра таланта». Это выражение вошло в сознание современников и следующих поколений писателей. Лаконизм и связанная с ним объективность изображения (то есть, невыраженность) авторского мнения
Достигаются выдвижением на первый план определяющих признаков характера или ситуации, поданных через художественную деталь. В ней намечается подтекстовая мысль.
Сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа Чехова является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску их переживанием и мыслям.
Лиризм прозы Чехова – это скрытое выражение отношение писателя к изображаемому, гуманизм, любовь к жизни, поэтизация прекрасного в человеке, мечта о лучшей жизни, сочувствие страданию.
Рассказы Чехова достигли высшей точки признания: они включены в школьную программу, рекомендованы для чтения детьми и подростками. Как происходит знакомство с чеховскими рассказами, в каком классе оно начинается и какие именно произведения должны быть изучены, мы выясним в следующем разделе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.