Теоретический материал к занятию
«Знакомство с русскими народными промыслами»
Ургард А.А.
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Программа:«Квиллинг».
Раздел программы:«Базовые формы квиллинга».
Тема:«Плоскостные изделия на основе базовых форм квиллинга».
Цель: Знакомство учащихся с историей появления Пермогорской росписи.
Задачи:
- формировать ценностное отношение к декоративно-прикладному искусству, художественной культуре, творчеству;
- учить ориентироваться в русских народных промыслах;
- познакомить с Пермогорской росписью и историей её появления; - познакомить с понятием «эскиз» и принципами его создания.
Форма проведения занятия:изучение нового материала.
Оборудование: Мультимедийная установка с экраном.
Материалы: распечатанные анкеты, иллюстративный материал (открытки, картинки, альбомы по декоративно-прикладному искусству и т.п.), предметы быта (посуда, подносы, игрушки и т.п.) Ход занятия Педагог:
Сегодня мы с вами познакомимся с необычным для вас материалом – с историей Пермогорской росписи. Этот русский народный промысел будет началом нашего изучения декоративно-прикладного искусства Руси. В результате изучения теоретического материала и практического применения полученных вами навыков освоения техники квиллинг мы создадим коллекцию панно и коллекцию женских украшений в стиле русских народных росписей.
Сначала проведём небольшой опрос.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты (Приложение 1)
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем педагог собирает заполненные анкеты.
Педагог:
Давайте разберём вопросы, на которые вы отвечали.
Педагог последовательно проговаривает вопросы анкеты, рассказывая о том, какой год объявлен в России, какие существуют русские народные промыслы и чем они отличаются друг от друга.
Педагог:
Посмотрите, какие красивые и яркие предметы стоят перед вами (обращает внимание на предметы, стоящие на столе – посуду, расписанную в стиле Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковские игрушки, шали и т.п. Называет каждый промысел, проговаривает основные отличия)
Декоративно-прикладное искусство передает восприятие человеком мира, его самых выразительных и значимых явлений путем художественного осмысления.
Сегодня более подробно я вам расскажу о Пермогорской росписи.
Это - крестьянский промысел Северной Двины.
Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».
Пермогорская роспись. https://goo.su/sHSe0XT 2мин.34 сек.
История.
Педагог: Разберём подробнее сюжеты Пермогорской росписи
Пермогорская роспись: https://goo.su/HdCXGh сюжеты.
Сюжеты оформления чаще всего обыгрывали два популярных варианта:
1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских цветов. Или же несколько птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды.
2. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда.
Пермогорскую роспись отличает графичность и яркость. Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень теплое. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером. Самым распространённым предметомдля росписислужили прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.
В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки. Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки. Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.
Чем же отличается техника Пермогорской росписи от немалого количества других техник? Прежде всего, ей свойственна высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика.
Пермогорская роспись: https://goo.su/Yz8f1f жанровые сцены.
Главные элементы техники:
• Бордюры и ленточки. Это элементы, использующиеся как отдельноеукрашение,такив качестве обрамлениякомпозиции.Онисостоятизтреугольников,ромбов, дуг, капелек, которые являются отличительной особенностью пермогорской росписи. Их размер всегда не крупнее рисунка, он гармонично оформляет его. Именно окаймление придает работе завершенность, цельность, узнаваемость.
• Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
• Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
• Тюльпан, трилистник, древо– пермогорская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения,
• Птица Сирин – считается главным индивидуальным элементом пермогорской росписи. Она является оберегом, счастливым символом. Ее изображали на ветке – гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми конами, ягодки. Саму Сирин изображают как птицу с женским лицом. Ее изображение всегда обрамляется в орнаментальный круг.
Пермогорская роспись: https://goo.su/njfF элементы.
Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермогорской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве одежды, украшений и т.д.
Педагог:
Сейчас вернёмся к вопросам анкеты, которую вы заполняли вначале занятия.Прошу вас рассказать о том, что вы запомнили и ответить на несколько вопросов ещё раз:
1. Чему посвящён наступивший 2022 год?
2. Какие русские народные промыслы вы знаете?
3. Можете ли вы назвать, какие русские народные промыслы изображены на картинках?
4. О каком промысле мы сегодня узнали более подробно?
5. Какие основные цвета использовались в Пермогорской росписи?
6. Чем отличаются Пермогорская роспись?
На следующем занятии мы выполним элементы Пермогорской росписи в технике квиллинг.
Приложение 1 Анкета
1. Имя и фамилия
_________________________________________________________________________________________________________________
2. Известно ли вам, чему посвящён наступивший 2022 год? Напишите, пожалуйста, полный ответ:
_________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие русские народные промыслы вы знаете? Напишите:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Встречали ли вы в вашей семье, у ваших родственников или знакомых предметы быта или одежды с элементами русских народных художественных промыслов? Если да, то напишите, какие:
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
5. Можете ли вы назвать, какие промыслы изображены на картинках? Подпишите
6. Хотели бы вы иметь у себя предметы (посуду, шкатулки, элементы одежды) или аксессуары (серьги, заколки, браслеты) в стиле народных художественных промыслов
___________________________________________________________________________________
7. Хотели бы вы научиться изготавливать самостоятельно аксессуары в стиле народных художественных промыслов?
___________________________________________________________________________________
Приложение 2
Приложения
Список литературы и интернет-источников
1. ЖегаловаС.К. Русская народная живопись. М,; 1984.
2. Величко, Н. К. Роспись. Техники, приемы, изделия: энциклопедия / Н. К. Величко. – Москва, АСТ-Пресс, 2018. – 174 с.
3. Дорофеева, Л. П. Русские северные росписи: практическое пособие-альбом / Л. П. Дорофеева; Агенство CIP Архангельской области. – Архангельск: Котлас, 2015.
[Электронный ресурс] - Режим доступа
http://drevoroda.ru/assets/files/books/Russkie_severnye_rospisi___2015__Dorofeeva_L_P.pdfсв ободный. – Загл. с экрана.
4. Котлярова, А. А. Пермогорская роспись: методическое пособие / А. А. Котлярова. –
Сызрань, Сызранский колледж искусств и культуры им. О. Н. Носцовой, 2017. http://school9korolev.narod.ru/_ld/0/34__.-_-1994.pdfсвободный. – Загл. с экрана.
5. Медведева, А. А. Пермогорская северная роспись[Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://drevoroda.ru/assets/files/books/Russkie_severnye_rospisi___2015__Dorofeeva_L
_P.pdfсвободный. – Загл. с экрана.
6. Пермогорская роспись по дереву: особенности техники, история возникновения [Электронный ресурс] - Режим доступа https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-itvorchestvo/rospis/permogorskaya-rospis.html свободный. – Загл. с экрана.
7. Самыкина Е. В. Пермогорская роспись в современном декоре вещей[Электронный ресурс] - Режим доступаhttps://mcoip.ru/opyblicovannie_materiali/permogorskaya-rospis-vsovremennom-dekore-veshhej/свободный. – Загл. с экрана.
8. Симачев, П. Пермогорская роспись по дереву // Мастер и дело [Электронный журнал] /– [Электронный ресурс] - Режим доступа https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-itvorchestvo/rospis/permogorskaya-rospis.htmlсвободный. – Загл. с экрана.
9. «Пермогорская роспись»[Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=wl3HcFYe5Hw&t=5s&ab_channel=%D0%9B%D0%B5% D1%85%D0%B0%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D1%86%D0%B5%D0%B2свободный. –
Загл. с экрана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.