Теоретический уровень представляет собой различные формы, приемы и этапы опосредованного познания действительности.
Методы и формы познания теоретического уровня в зависимости от выполняемых ими функций можно разбить на две группы.
Первая группа – методы и формы познания, с помощью которых создается и исследуется идеализированный объект, представляющий базовые, определяющие отношения и свойства как бы в «чистом» виде. Вторая группа – методы построения и оправдания теоретического знания, которое дано в форме гипотезы, приобретающей в результате статус теории.
*
Теоретический уровень научного
исследования. Методы
построения и исследования
идеализированного объекта.
*Теоретический уровень представляет собой
различные формы, приемы и этапы
опосредованного познания действительности.
*Методы и формы познания теоретического
уровня в зависимости от выполняемых ими
функций можно разбить на две группы.
* Первая группа – методы и формы познания, с
помощью которых создается и исследуется
идеализированный объект, представляющий
базовые, определяющие отношения и свойства
как бы в «чистом» виде. Вторая группа –
методы построения и оправдания
теоретического знания, которое дано в форме
гипотезы, приобретающей в результате статус
теории.
Методы первой группы создают возможность построить
идеальную знаковую модель и заменить изучение реальных
объектов и процессов исследованием абстрактного объекта.
Кратко охарактеризуем основные методы построения и
исследования теоретического объекта:
*Методы построения и исследования
*Формы знания идеализированного объекта
*Абстрагирование
*Понятия, идеи, принципы,
*Идеализация
*Формализация
*идеальные (знаковые) модели,
*Мысленный эксперимент
*законы, аксиомы, постулаты,
*Математическое моделирование,
Гносеологическим основанием этих методов является
корректное понимание движения познания от -
чувствено конкретного к абстрактному. Обсуждая эту
проблему, Гегель пояснял, что «на абстрагирующее
мышление следует смотреть не просто как на
оставление в стороне чувственной материи ... но оно
есть скорее снятие последней и сведение ее как
простого явления к существенному, проявляющемуся
только в понятии». Приведя эту мысль Гегеля, В.И.
Ленин продолжает: «Мышление, восходя от
конкретного к абстрактному, не отходит, – если оно
правильное... от истины, а подходит к ней. Абстракция
материи, закона природы, абстракция стоимости и т.
д., одним словом, все научные (правильные, серьезные,
не вздорные) абстракции отражают природу глубже,
вернее, полнее»
*Абстракция, или абстрагирование, – прием,
широко представленный в человеческом
познании вообще, приобретает статус метода
только в научнопознавательной деятельности. Он
включает такие мысленные операции, как
отвлечение от свойств и отношений, незначащих
для данного исследования. Соответственно,
«оставшиеся», т. е. мысленно выделенные
свойства и отношения, оказываются на переднем
плане, предстают как необходимые для решения
задач исследования, выступают в качестве
предмета изучения. Отвлекаясь от эмпирических
данных, получают абстракции первого порядка,
каждый последующий шаг порождает абстракции
более высокого порядка, при этом складывается
своего рода шкала абстракций – понятий,
принципов, научных обобщений, законов,
выполняемых на абстрактных объектах (моделях).
*построение идеального объекта и последующее его
исследование предполагает в ходе исследования, по
выражению К. Маркса, «восхождение от конкретного к
абстрактному».
* Маркс, разрабатывавший и применявший этот метод
в «Капитале» как правильный в научном отношении,
писал: «Конкретное потому конкретно, что оно есть
синтез многих определений, следовательно, единство
многообразно. В мышлении оно выступает как процесс
синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя
оно представляет собой действительный исходный
пункт , вследствие этого, также исходный пункт
созерцания и представления. На первом пути полное
представление подверглось испарению путем
превращения его в абстрактные определения, на
втором пути абстрактные определения ведут к
воспроизведению конкретного посредством мышления»
Почему необходим переход к объекту как
теоретической модели?
Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую
структуру, переплетение значимых для данного
исследования и второстепенных свойств, затемненность
необходимых, закономерных отношений случайными
явлениями, тогда как научные законы и теории в целом
формулируются по отношению именно к
идеализированным объектам, их свойствам и состояниям,
которые выступают в функции особого рода идеальной
модели.
Модель – это идеализированный объект, наделенный
небольшим количеством специфических и существенных
свойств, имеющий относительно простую структуру. Все
понятия и утверждения теории относятся именно к такому
объекту, его свойства и отношения описываются системой
основных уравнений.
*Важнейшим средством построения и исследования
идеализированного теоретического объекта
является формализация.
*Под формализацией в широком смысле слова
понимается метод изучения самых разнообразных
объектов путем отображения их содержания и
структуры в знаковой форме, при помощи самых
разнообразных искусственных языков
*Реконструкция научной теории в
формализованном языке позволяет проследить
логическую зависимость между различными
положениями теории, выявить всю совокупность
предпосылок и оснований, исходя из которых она
развертывается, что позволяет уточнить
неясности, неопределенности, предотвратить
парадоксальные ситуации.
*Построение теории предполагает синтез
знания, полученного при исследовании
идеализированного объекта (модели),
выявление и обоснование знания на новом
уровне – не описания, но объяснения
научных фактов.