ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ

  • doc
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ....DOC

   

Павлов Александр Константинович – кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8» г. Петрозаводска

республики Карелия, заслуженный деятель науки

Pavlov Alexander Konstantinovich is the candidate of pedagogical sciences, the teacher of history and social science of municipal educational institution of "SOSh No. 8" of Petrozavodsk

Republic of Karelia, honored worker of science

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ

TEORETIKO-METODOLOGICHESKIE OF POSITION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROBLEM AND MODULAR TRAINING IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE-BASED FOCUSED DIDACTICS

 

     Аннотация: в данной научной статье проанализированы основные теоретические и методологические подходы к рассмотрению проблемно-модульного обучения как педагогической технологии в контексте компетентностно-ориентированной дидактики.

     Summary: in this scientific article the main theoretical and methodological approaches to consideration of problem and modular training as pedagogical technology in the context of the competence-based focused didactics are analysed.

     Основные термины и понятия: проблемно-модульное обучение, компетентностно-ориентированная дидактика, педагогическая технология, компетентность, компетенция, эффективность (результативность) дидактической системы.

     Main terms and concepts: problem and modular training, the competence-based focused didactics, pedagogical technology, competence, competence, efficiency (effectiveness) of didactic system.

    

 

     Проблемно-модульное обучение предоставляет большие возможности для развития обучающегося, его самообразования, предполагает  поэтапное формирование профессиональных навыков и компетенций, активизацию самостоятельной  учебной деятельности, подкрепленную самоконтролем.

     Приступая  к изучению нового учебного предмета, курса, темы, раздела, необходимо представить обучающимся  весь его объём, показать, из каких элементов он состоит, как они  взаимосвязаны, обозначить межпредметные связи, указать глубину проработки каждого учебного элемента, познакомить с порядком изучения модуля, чётко сформулировать, что должен знать и уметь учащийся.

     Проблемно-модульная педагогическая технология позволяет интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки учебных модулей, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращённом и углубленном вариантах, самим обучающимся выбирать тот или иной вариант в зависимости от уровня обученности; сократить курс обучения без особого ущерба полноте и глубине овладения им.

     Каждый модуль имеет собственную структуру, отражающую цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, включая в себя:

- чётко сформулированную задачу;

- учебный материал (в виде краткого или конкретного текста), сопровождаемый подробными иллюстрациями, наглядными пособиями;

- практические занятия для отработки необходимых навыков;

- контрольную работу (зачёт), соответствующую поставленным целям.       

     Немаловажное значение в проблемно-модульной технологии имеет проблемное обучение. Постановка проблемы способствует развитию творческого мышления и интереса к предмету. Проблемные вопросы должны ставиться на каждом занятии, что побуждает  учащихся к их самостоятельному решению  на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации знаний.

     Использование технологии проблемно-модульного обучения позволяет строить образовательный процесс как личностно-ориентированный, на взаимодействии  преподавателя и учащегося, повысить активность обучаемых, эффективность учебного процесса, коэффициент усвоения учебного материала, развить такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность.

     Основная цель современного профессионального образования - подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией  и ориентирующегося  в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Многочисленные попытки  «вдохнуть» в традиционную образовательную практику новую жизнь успехом не увенчались. Происходящие в обществе изменения породили определенные проблемы: с одной стороны невостребованность выпускников  учреждений начального профессионального образования, а с другой - поиск и оптимальное использование условий и потенциальных возможностей профессионального образования как учебно-производственной отрасли для подготовки компетентных специалистов. Уже сейчас 80% профессий фактически изменили своё содержание, а некоторые исчезли совсем. Ежегодно устаревает 20 - 30 % знаний каждого специалиста.

     Одним из механизмов преодоления выявленных проблем и решения поставленных задач является введение  в системе начального профессионального образования модульных учебных  программ, основанных на компетентностном  подходе. Дидактическая система проблемно-модульного обучения, основанная на интеграции принципов модульности, самоорганизации и контекстности, может обеспечить гарантированность  формирования определенного уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.

     Проблемно-модульная программа представляет собой определенный объём учебной информации, необходимой для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности, как инструмент и средство самообразования учащихся. Структурирование учебного материала, наличие вопросов для закрепления, постановка проблемных вопросов дают возможность интеграции разных видов и форм обучения. Это позволяет использовать самоконтроль  и самооценку результатов учебной деятельности.

     Эффективность (результативность)  технологии проблемно-модульного обучения связана с качеством учебного модуля, организационно-дидактической системой обучения, компетентностью педагога. Важнейшим ключевым методологическим вопросом модульно-компетентностного обучения является качество образовательного процесса, учебной программы, которая осуществляется на основе следующих принципов: практичности, достоверности. Одной из важнейших особенностей проблемно-модульного обучения, основанного на компетентности, является изменение отношения участников образовательного к роли и значению самой оценки  качества образования как процесса получения  и сбора данных  и показателей уровня компетентности, которые сравнивают с заранее установленным эталоном. Оценка при этом должна определяться на основе предварительно установленных критериев, с которыми ознакомлены учащиеся.  

     Основным требованием к разработке критериев оценки эффективности (результативности) педагогической технологии проблемно-модульного обучения являются:

- соответствие описанию проектируемой компетентности и результатам учебной и профессиональной деятельности;

- обладание позитивной направленностью на удовлетворённость от процесса обучения.

     Таким образом, проблемно-модульный подход решает задачу  формирования у обучающихся необходимой профессиональной компетентности, даёт возможность управлять качеством подготовки квалифицированных рабочих.

 

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

3. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - История, 1996. № 23.

4. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы /Авт-сост.М.НЧернова. -М.:Эксмо,2006.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С.14 - 15.

6. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995.

 7.Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. – Завуч. 1998. №1. - С.37- 41.

8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

 

Literature

1. Bespalko V. P. Composed pedagogical technology. - M.: Pedagogics, 1989.

2. Galperin P.Ya. Methods of training and intellectual development of the child. - M, 1985.

3. Golovatenko A. Modular technology at history lessons. - History, 1996. No. 23.

4. Reference book of the teacher of history. 5-11 classes / Avt-sost. M.Nchernova. - M.: Eksmo, 2006.

5. Selevko G.K. Modern educational technologies: Manual. - M.: National education, 1998. - Page 14 - 15.

6. Sennovsky I.B. Modular pedagogical technology at school: analysis of conditions and results of development. - M, 1995.

 7. Sennovsky I.B. Modular system of the organization of teaching and educational process. – Director of studies. 1998. No. 1. - Page 37 - 41.

8. Choshanov M.A. Flexible technology of problem and modular training: Methodical grant. - M.: National education, 1996.