Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
31.03.2017
Научная статья по проблеме компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях
среднего профессионального образования.
В работе обоснованы теоретические подходы, на которых базируется формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по физической культуре и спорту учреждений СПО (концепция валеологического образования, гуманистический, личностно-деятельностный, ценностный, системный и контекстно-компетентностный подходы) и принципы (триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной детерминации профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности, профессиональной направленности образовательного процесса в учреждениях СПО и профессионального самосовершенствования студентов).
Сладков С.Н..doc
Теоретикометодологический анализ проблемы формирования
компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в
образовательном процессе в учреждениях
среднего профессионального образования
Сладков Сергей Николаевич, преподаватель Стерлитамакского колледжа физической
культуры, управления и сервиса, г.Стерлитамак
Изучение вопросов формирования профессиональной компетентности специалистов со
средним профессиональном образованием становится одним из актуальных направлений
междисциплинарных исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Методологические и
теоретические аспекты развития профессиональной компетентности отражены в работах Э.Ф.
Зеера, А.К. Марковой, Ю.Н. Петрова, Ю.В. Варданян, Дж. Равена, Б.С. Гершунского и др. Виды,
специфика, методика формирования компетентности рассматриваются в работах: Н.А. Аминова,
Л.Н. Боголюбова – социальная компетентность; Л.Г. Антропова, С.М. Рогожкиной, О.В.
Фадейкиной – коммуникативная компетентность; А.С. Белкина, А.Л. Бусыгиной, Н.Н. Лобановой,
В.В. Нестерова – педагогическая компетентность; Н.Г. Витковской – информационная
компетентность; А.Н. Кузьмицкой, Н.В. Остапчук – психологическая компетентность; О.А.
Пановой, А.А. Черемисиной – правовая компетентность.
Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения наиболее глубоко
изучены в отношении сферы образования: проблема валеологического образования школьников
(Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шаратура, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Е.А. Овчаров, М.Я.
Виленский Г.К. Зайцев, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева), организации
здоровьесбережения в учреждениях образования (Н.К. Смирнов, М.М. Безруких, Н.П. Абаскалова,
Т.Ф. Акбашев, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Л.Г.Татарникова, С.В.Попов,
А.Г. Маджуга); здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (О.В. Грининой, О.П.
Добромысловой, Г.А. Кураева, В.П. Лавренко, Т.В. Маляренко, Л.А. Петровской, Д.И. Рыжакова,
В.И. Чиркова и др.).
Внедрение компетентностного подхода требует достижения научной определенности в
характеристике понятий «компетенция» и «компетентность». Анализ различных подходов к
выявлению сущности данных понятий позволил нам определить собственную теоретическую
позицию. На наш взгляд, следует различать понятия компетенция и компетентность. Мы согласны с
А.В. Хуторским, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним. А компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией
(компетенциями), включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Под
профессиональной компетентностью специалиста по физической культуре и спорту нами
понимается интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность
решать профессиональные задачи с использованием знаний, умений, профессионального и
жизненного опыта на основе сформированности мотивационноценностного отношения к
профессии и профессиональнообусловленных качеств личности.
На основе анализа различных научных подходов мы сделали вывод, что в структуру
профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорта входят
ключевые, базовые и специальные компетентности. При этом компетентность здоровьесбережения
входит в третью группу и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности
специалиста.
С целью определения сущности компетентности здоровьесбережения нами, на основе изучения
организационнораспорядительных документов, научной литературы и эмпирического опыта, выявлен спектр функциональных обязанностей специалиста по физической культуре и спорту,
которые в разном объеме обеспечивают здоровьесбережение клиентов: организация работы по
профилактике заболеваний; помощь клиентам в овладении основами культуры здоровья,
санитарногигиеническими нормами; формирование ответственного отношения населения к
репродуктивному и сексуальному поведению; обеспечение социальной защиты прав граждан в
вопросах охраны здоровья и др.
Таким образом, под компетентностью здоровьесбережения специалиста физической культуре и
спорту нами понимается интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его
способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с реализацией
здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания помощи с использованием знаний, умений,
профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационноценностного
отношения к здоровью и профессиональноважных качеств личности.
С позиции междисциплинарного подхода нами проанализированы сущностносодержательные
характеристики компетентности здоровьесбережения специалистов по физической культуре и
спорту.
Осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека
лежит в основе компетентности здоровьесбережения (мотивационноценностный компонент). К
показателям, по которым можно судить о сформированности мотивационноценностного
компонента, относятся: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей;
высокая степень мотивации на сохранение и укрепление здоровья; стойкая убежденность в личной
ответственности каждого за сохранение и укрепление собственного здоровья; осознание важности и
необходимости здоровьесберегающей деятельности в системе профессиональной подготовке;
готовность к самостоятельному осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
Теоретическая готовность к здоровьесбережению (когнитивный компонент) включает в себя:
знания, необходимые для сохранения и укрепления своего собственного здоровья; знания в области
осуществления здоровьесбережения в профессиональной деятельности; знания, важные для
осуществления самообразовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения. На основе
анализа функциональных обязанностей специалиста, которые обеспечивают здоровьесбережение
клиентов, мы выявили, что специалист по физической культуре и спорту должен знать: основы
законодательства в области охраны здоровья населения; теоретические подходы к сущности
понятий здоровье и здоровьесбережение; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (в том
числе и профессиональное); ресурсы сохранения, укрепления и восстановления здоровья; методы
формирования, укрепления и сохранения собственного здоровья и здоровья клиентов и
современные здоровьесберегающие технологии.
Деятельностный компонент компетентности здоровьесбережения предполагает, прежде всего,
способность применить теоретические знания в реальных ситуациях профессиональной
деятельности и практическую готовность к осуществлению здоровьесбережения в системе
профессионального образования. Исходя из этого, специалист, осуществляющий деятельность по
здоровьесбережению, должен уметь: выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье и
сопоставлять уровень здоровья с их влиянием на организм; проектировать и организовывать
индивидуальную, групповую или общинную работу по здоровьесбережению; активизировать
внешние и внутренние ресурсы для сохранения своего здоровья и здоровья клиентов и т.п.
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности в области
здоровьесбережения специалисту по физической культуре и спорту должны быть присущи
профессионально важные личностные качества (личностный компонент): самоконтроль и
самокритичность; высокий уровень креативности и профессионального самосознания;
стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять
своими эмоциями); оптимизм; стремление к повышению уровня своего здоровья.
Анализ научной литературы и эмпирического опыта позволили сделать вывод, что
компетентность здоровьесбережения формируется в процессе планомерной и целенаправленной организации педагогического взаимодействия студентов, а также практических специалистов,
работающих в физкультурной сфере.
С целью разработки содержания процесса формирования компетентности здоровьесбережения
будущих специалистов по физической культуре и спорту нами был изучен государственный
образовательный стандарт и учебный план. Анализ Государственных образовательных стандартов
третьего поколения в области физической культуры и спорта показал, что в содержании
образования не предусмотрены дисциплины, направленные на формирование компетентности
здоровьесбережения специалистов по физической культуре и спорта.
Для определения уровня сформированности компетентности здоровьесбережения будущих
специалистов по физической культуре и спорту нами были определены критерии в соответствии со
структурой изучаемой личностной характеристики: мотивационноценностный, когнитивный,
деятельностный и личностный критерии. Критериальными признаками (показателями) для
вычленения уровней компетентности здоровьесбережения, на наш взгляд, выступают компетенции,
наличие которых свидетельствует о сформированности компетентности здоровьесбережения.
Мы придерживаемся трехуровневой шкалы, принятой в большинстве педагогических
исследований: минимальный, средний и продвинутый уровни, что в нашей работе соответствует
низкому, среднему и высокому уровням. В соответствии с вышеназванными критериями нами были
определены высокий,
средний и низкий уровни сформированности компетентности
здоровьесбережения специалистов по социальной работе (табл. 1).
Критерии
сформированно
сти
компетентност
и
здоровьесбереж
ения
Мотивационно
ценностный
Когнитивный
Критериальная характеристика
уровней сформированности компетентности здоровьесбережения
Уровни сформированности компетентности здоровьесбережения
Высокий
Средний
Низкий
Таблица 1.
высокая значимость
здоровья в
индивидуальной иерархии
ценностей студента;
высокая степень
мотивации сохранения и
укрепления здоровья;
понимание студентом
важности и
необходимости
здоровьесберегающей
деятельности в системе
профессиональной
социальной работы;
мотивационная готовность
к формированию
профессиональной
компетентности в данном
направлении
Знания в области здоровья
и здоровьесбережения
глубокие, системные и
осознанные. Студент
воспроизводит
информацию, способен
Показатели
недостаточно высокая
значимость здоровья в
индивидуальной иерархии
ценностей студента;
недостаточно высокая
степень мотивации
сохранения и укрепления
здоровья; понимание
студентом важности и
необходимости
здоровьесберегающей
деятельности в системе
профессиональной
социальной работы, но
низкая мотивационная
готовность к
формированию
профессиональной
компетентности в данном
направлении
Недостаточная степень
глубины, осознанности и
систематичности знаний в
области здоровья и
здоровьесбережения. При
воспроизведении студент
низкая значимость здоровья в
индивидуальной иерархии
ценностей студента;
несформированность мотивации
сохранения и укрепления
здоровья; непонимание
студентом важности и
необходимости
здоровьесберегающей
деятельности в системе
профессиональной социальной
работы; неготовность к
формированию
профессиональной
компетентности в данном
направлении
Знания в области здоровья и
здоровьесбережения
поверхностные, мало осознанные,
неполные, бессистемные,
разрозненные. Студент с трудом
воспроизводит информацию, Деятельностны
й
Личностный
передать ее другим
Студент на высоком
уровне владеет умениями
применять полученные
знания при решении
профессиональных задач;
способен самостоятельно
проектировать,
организовывать и
осуществлять
индивидуальную и
групповую работу в
области
здоровьесбережения
клиентов; умеет
организовывать свой образ
жизни с позиций
здоровьесбережения.
Умения носят
эвристический характер,
позволяющий
осуществлять
здоровьесберегающую
деятельность на
креативном уровне
Студент обладает
высоким уровнем
профессионального
самосознания; владеет
методами
самодиагностики,
саморазвития,
самосовершенствования
своего образа жизни и
здоровья; проявляет
творчество и инициативу
при решении
профессиональных задач в
области
здоровьесбережения.
Обладает
профессионально
важными качествами,
способствующими
осуществлению
здоровьесберегающей
деятельности
допускает
несущественные ошибки
Студент на достаточно
высоком уровне владеет
умениями применять
полученные знания при
решении
профессиональных задач;
способен самостоятельно
или с помощью
специалиста
проектировать,
организовывать и
осуществлять
индивидуальную и
групповую работу в
области
здоровьесбережения
клиентов; на достаточном
уровне владеет методами
аналитической, прогнозно
экспертной и
мониторинговой работы в
области
здоровьесбережения.
Умеет организовывать
свой образ жизни с
позиций
здоровьесбережения.
Умения носят
преимущественно
репродуктивный характер
Студент обладает
достаточно высоким
уровнем
профессионального
самосознания; владеет
отдельными методами
самодиагностики,
саморазвития,
самосовершенствования
своего образа жизни и
здоровья, но не проявляет
творчество и инициативу
при решении
профессиональных задач в
области
здоровьесбережения.
Обладает некоторыми
профессионально
важными качествами,
способствующими
здоровьесберегающей
деятельности
допускает существенные ошибки
Студент на низком уровне
владеет умениями применять
полученные знания при решении
профессиональных задач; не
способен самостоятельно
проектировать, организовывать и
осуществлять индивидуальную и
групповую работу в области
здоровьесбережения клиентов; на
недостаточном уровне владеет
методами аналитической,
прогнозноэкспертной и
мониторинговой работы в
области здоровьесбережения.
Студент не умеет организовывать
свой образ жизни с позиций
здоровьесбережения
Студент обладает низким
уровнем профессионального
самосознания; не владеет
методами самодиагностики,
саморазвития,
самосовершенствования своего
образа жизни и здоровья; не
проявляет творчество и
инициативу при решении
профессиональных задач в
области здоровьесбережения.
Обладает только отдельными
профессиональноважными
качествами, способствующими
здоровьесберегающей
деятельности
Реализация условия, связанного с педагогически обоснованным сочетанием новых и
традиционных педагогических технологий в процессе формирования компетентности
здоровьесбережения будущих специалистов по физической культуре и спорту, осуществлялась
посредством выбора и конструирования форм и методов обучения на основе контекстно компетентностного подхода. В процессе преподавания специальных дисциплин применялись
помимо традиционных такие формы обучения, как: проблемная лекция, лекцияконференция,
лекциядискуссия, семинардиспут, семинарделовая игра и т.п.
С целью формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по
физической культуре и спорту нами активно использовались возможности учебных и
производственных практик по специальности «Физическая культура». В рамках программы
практики студенты выполняли такие виды деятельности, как: изучение состояния физического,
психического и социального здоровья студентов; анкетирование специалистов учреждений по
выявлению их отношения к здоровью, степени информированности в вопросах здорового образа
жизни, уровня реализации здоровьесбережения в профессиональной деятельности.
Таким образом, на основе анализа научной и специальной литературы нами выявлена сущность
компетентности здоровьесбережения специалиста по физической культуре и спорту, как важной
структурной составляющей его профессиональной компетентности и представляющей собой
интегральную характеристику личности специалиста.
Компетентность здоровьесбережения
специалиста по физической культуре и спорту включает мотивационноценностный, когнитивный,
деятельностный и личностный компоненты, которые содержат знания, умения и установки,
определяющие его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с
реализацией здоровьесберегающей деятельности.
Обоснованы теоретические подходы, на которых базируется формирование компетентности
здоровьесбережения будущих специалистов по физической культуре и спорту учреждений СПО
(концепция валеологического образования,
личностнодеятельностный,
ценностный, системный и контекстнокомпетентностный подходы) и принципы (триединого
представления о здоровье, интеграции, социокультурной детерминации профессиональной
деятельности,
профессиональной направленности
образовательного процесса в учреждениях СПО и профессионального самосовершенствования
студентов).
непрерывности и преемственности,
гуманистический,
1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов
Литература
образовательного процесса «школавуз». : Монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. 316 с.
2. Авдеева, H.H., Ашмарин, И.И., Степанова, Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного
знания. // Мир психологии. 2000. № 1. С. 6875.
3. Айзман, Р.И., Абаскалова, Н.П. Медикосоциальные и психологические аспекты
формирования здоровья .// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сб. науч.
тр. Липецк, 1996. С. 312.
4. Бичева, И. Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров
дошкольных образовательных учреждений.: Дис. .канд. пед. наук. Н.Новгород, 2003. С. 13.
5. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности с высшим
образованием.: дисс. докт. пед. наук/ Ю.В. Варданян. М., 1999.353 с.
6. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.: Методическое
пособие М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
7. Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС,
2004.
8.
Зимняя,
Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании.. М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004. 38 с.
И.А.
9. Княгинин, В., Трунова, Н. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда. //
Платное образование. 2006. №10.
10. Козлов, A.A., Иванова, Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия».
РостовнаДону: «Феникс», 2001. 320 с. 11. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., 1998. 105 с.
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.