Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования
Оценка 4.8

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
31.03.2017
Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования
Научная статья по проблеме компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования. В работе обоснованы теоретические подходы, на которых базируется формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по физической культуре и спорту учреждений СПО (концепция валеологического образования, гуманистический, личностно-деятельностный, ценностный, системный и контекстно-компетентностный подходы) и принципы (триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной детерминации профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности, профессиональной направленности образовательного процесса в учреждениях СПО и профессионального самосовершенствования студентов).
Сладков С.Н..doc
Теоретико­методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования Сладков   Сергей   Николаевич,   преподаватель   Стерлитамакского   колледжа   физической культуры, управления и сервиса, г.Стерлитамак  Изучение   вопросов   формирования   профессиональной   компетентности   специалистов   со средним   профессиональном   образованием   становится   одним   из   актуальных   направлений междисциплинарных исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Методологические и теоретические   аспекты   развития   профессиональной   компетентности   отражены   в   работах   Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Ю.Н. Петрова, Ю.В. Варданян, Дж. Равена, Б.С. Гершунского и др. Виды, специфика, методика формирования компетентности рассматриваются в работах: Н.А. Аминова, Л.Н.   Боголюбова   –   социальная   компетентность;   Л.Г.   Антропова,   С.М.   Рогожкиной,   О.В. Фадейкиной – коммуникативная компетентность; А.С. Белкина, А.Л. Бусыгиной, Н.Н. Лобановой, В.В.   Нестерова   –   педагогическая   компетентность;   Н.Г.   Витковской   –   информационная компетентность;   А.Н.   Кузьмицкой,   Н.В.   Остапчук   –   психологическая   компетентность;   О.А. Пановой, А.А. Черемисиной – правовая компетентность. Анализ   научной   литературы   показал,   что   вопросы   здоровьесбережения   наиболее   глубоко изучены  в  отношении  сферы  образования:   проблема   валеологического   образования  школьников (Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шаратура, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, Е.А. Овчаров, М.Я. Виленский   Г.К.   Зайцев,   В.А.   Запорожанов,   В.И.   Ильинич,   Л.И.   Лубышева),   организации здоровьесбережения в учреждениях образования (Н.К. Смирнов, М.М. Безруких, Н.П. Абаскалова, Т.Ф. Акбашев, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Л.Г.Татарникова, С.В.Попов, А.Г.   Маджуга);   здоровья   студенческой   молодежи   и   ее   образа   жизни   (О.В.   Грининой,   О.П. Добромысловой, Г.А. Кураева, В.П. Лавренко, Т.В. Маляренко, Л.А. Петровской, Д.И. Рыжакова, В.И. Чиркова и др.).  Внедрение   компетентностного   подхода   требует   достижения   научной   определенности   в характеристике   понятий   «компетенция»   и   «компетентность».  Анализ   различных   подходов   к выявлению   сущности   данных   понятий   позволил   нам   определить   собственную   теоретическую позицию. На наш взгляд, следует различать понятия компетенция и компетентность. Мы согласны с А.В. Хуторским, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,   навыков,   способов   деятельности),   задаваемых   по   отношению   к   определенному   кругу предметов   и   процессов,   и   необходимых   для   качественной   продуктивной   деятельности   по отношению   к   ним.   А   компетентность   –   обладание   человеком   соответствующей   компетенцией (компетенциями), включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.  Под профессиональной   компетентностью   специалиста   по   физической   культуре   и   спорту   нами понимается  интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность решать   профессиональные   задачи   с   использованием   знаний,   умений,   профессионального   и жизненного   опыта   на   основе   сформированности   мотивационно­ценностного   отношения   к профессии и профессионально­обусловленных качеств личности.  На   основе   анализа   различных   научных   подходов   мы   сделали   вывод,   что   в   структуру профессиональной   компетентности   специалиста   по   физической   культуре   и   спорта   входят ключевые, базовые и специальные компетентности. При этом компетентность здоровьесбережения входит   в   третью   группу   и   является   неотъемлемой   частью   профессиональной   компетентности специалиста. С целью определения сущности компетентности здоровьесбережения нами, на основе изучения организационно­распорядительных   документов,   научной   литературы   и   эмпирического   опыта, выявлен   спектр   функциональных   обязанностей   специалиста   по   физической   культуре   и   спорту, которые   в   разном   объеме   обеспечивают   здоровьесбережение   клиентов:   организация   работы   по профилактике   заболеваний;   помощь   клиентам   в   овладении   основами   культуры   здоровья, санитарно­гигиеническими   нормами;   формирование   ответственного   отношения   населения   к репродуктивному   и   сексуальному   поведению;   обеспечение   социальной   защиты   прав   граждан   в вопросах охраны здоровья и др.  Таким образом, под компетентностью здоровьесбережения специалиста физической культуре и спорту нами понимается интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность   и   готовность   решать   профессиональные   задачи,   связанные   с   реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания помощи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно­ценностного отношения к здоровью и профессионально­важных качеств личности. С позиции междисциплинарного подхода нами проанализированы сущностно­содержательные характеристики   компетентности   здоровьесбережения   специалистов   по   физической   культуре   и спорту.  Осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека лежит   в   основе   компетентности   здоровьесбережения   (мотивационно­ценностный   компонент).   К показателям,   по   которым   можно   судить   о   сформированности   мотивационно­ценностного компонента,   относятся:   высокая   значимость   здоровья   в   индивидуальной   иерархии   ценностей; высокая степень мотивации на сохранение и укрепление здоровья; стойкая убежденность в личной ответственности каждого за сохранение и укрепление собственного здоровья; осознание важности и необходимости   здоровьесберегающей   деятельности   в   системе   профессиональной   подготовке; готовность к самостоятельному осуществлению здоровьесберегающей деятельности.  Теоретическая готовность к здоровьесбережению (когнитивный компонент) включает в себя: знания, необходимые для сохранения и укрепления своего собственного здоровья; знания в области осуществления   здоровьесбережения   в   профессиональной   деятельности;   знания,   важные   для осуществления   самообразовательной   деятельности   в   аспекте   здоровьесбережения.   На   основе анализа   функциональных   обязанностей   специалиста,   которые   обеспечивают   здоровьесбережение клиентов, мы выявили, что специалист по физической культуре и спорту должен знать: основы законодательства   в   области   охраны   здоровья   населения;   теоретические   подходы   к   сущности понятий здоровье и здоровьесбережение; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (в том числе и профессиональное); ресурсы сохранения, укрепления и восстановления здоровья; методы формирования,   укрепления   и   сохранения   собственного   здоровья   и   здоровья   клиентов   и современные здоровьесберегающие технологии. Деятельностный компонент компетентности здоровьесбережения предполагает, прежде всего, способность   применить   теоретические   знания   в   реальных   ситуациях   профессиональной деятельности   и   практическую   готовность   к   осуществлению   здоровьесбережения   в   системе профессионального образования. Исходя из этого, специалист, осуществляющий деятельность по здоровьесбережению,   должен   уметь:   выявлять   факторы,   отрицательно   влияющие   на   здоровье   и сопоставлять   уровень   здоровья   с   их   влиянием   на   организм;   проектировать   и   организовывать индивидуальную,   групповую   или   общинную   работу   по   здоровьесбережению;   активизировать внешние и внутренние ресурсы для сохранения своего здоровья и здоровья клиентов и т.п.  Для   эффективного   осуществления   профессиональной   деятельности   в   области здоровьесбережения   специалисту   по   физической   культуре   и   спорту   должны   быть   присущи профессионально   важные   личностные   качества   (личностный   компонент):   самоконтроль   и самокритичность;   высокий   уровень   креативности   и   профессионального   самосознания; стрессоустойчивые   качества   (физическая   тренированность,  самовнушаемость,   умение   управлять своими эмоциями); оптимизм; стремление к повышению уровня своего здоровья. Анализ   научной   литературы   и   эмпирического   опыта   позволили   сделать   вывод,   что компетентность  здоровьесбережения  формируется   в процессе  планомерной   и  целенаправленной организации   педагогического   взаимодействия   студентов,   а   также   практических   специалистов, работающих в физкультурной сфере.  С целью разработки содержания процесса формирования компетентности здоровьесбережения будущих   специалистов   по   физической   культуре   и   спорту   нами   был   изучен   государственный образовательный стандарт и учебный план. Анализ Государственных образовательных стандартов третьего   поколения   в   области   физической   культуры   и   спорта   показал,   что   в   содержании образования   не   предусмотрены   дисциплины,   направленные   на   формирование   компетентности здоровьесбережения специалистов по физической культуре и спорта. Для   определения   уровня   сформированности   компетентности   здоровьесбережения   будущих специалистов по физической культуре и спорту нами были определены критерии в соответствии со структурой   изучаемой   личностной   характеристики:   мотивационно­ценностный,   когнитивный, деятельностный   и   личностный   критерии.   Критериальными   признаками   (показателями)   для вычленения уровней компетентности здоровьесбережения, на наш взгляд, выступают компетенции, наличие которых свидетельствует о сформированности компетентности здоровьесбережения. Мы   придерживаемся   трехуровневой   шкалы,   принятой   в   большинстве   педагогических исследований: минимальный, средний и продвинутый уровни, что в нашей работе соответствует низкому, среднему и высокому уровням. В соответствии с вышеназванными критериями нами были определены   высокий,   средний   и   низкий   уровни   сформированности   компетентности здоровьесбережения специалистов по социальной работе (табл. 1).  Критерии сформированно сти компетентност и здоровьесбереж ения Мотивационно­ ценностный Когнитивный Критериальная характеристика  уровней сформированности компетентности здоровьесбережения Уровни сформированности компетентности здоровьесбережения Высокий Средний Низкий Таблица 1. высокая значимость  здоровья в  индивидуальной иерархии  ценностей студента;  высокая степень  мотивации сохранения и  укрепления здоровья;  понимание студентом  важности и  необходимости  здоровьесберегающей  деятельности в системе  профессиональной  социальной работы;  мотивационная готовность к формированию  профессиональной  компетентности в данном  направлении  Знания в области здоровья и здоровьесбережения  глубокие, системные и  осознанные. Студент  воспроизводит  информацию, способен  Показатели недостаточно высокая  значимость здоровья в  индивидуальной иерархии  ценностей студента;  недостаточно высокая  степень мотивации  сохранения и укрепления  здоровья; понимание  студентом важности и  необходимости  здоровьесберегающей  деятельности в системе  профессиональной  социальной работы, но  низкая мотивационная  готовность к  формированию  профессиональной  компетентности в данном  направлении Недостаточная степень  глубины, осознанности и  систематичности знаний в  области здоровья и  здоровьесбережения. При  воспроизведении студент  низкая значимость здоровья в  индивидуальной иерархии  ценностей студента;  несформированность мотивации  сохранения и укрепления  здоровья; непонимание  студентом важности и  необходимости  здоровьесберегающей  деятельности в системе  профессиональной социальной  работы; неготовность к  формированию  профессиональной  компетентности в данном  направлении Знания в области здоровья и  здоровьесбережения  поверхностные, мало осознанные, неполные, бессистемные,  разрозненные. Студент с трудом  воспроизводит информацию, Деятельностны й Личностный передать ее другим Студент на высоком  уровне владеет умениями  применять полученные  знания при решении  профессиональных задач;  способен самостоятельно  проектировать,  организовывать и  осуществлять  индивидуальную и  групповую работу в  области  здоровьесбережения  клиентов; умеет  организовывать свой образ жизни с позиций  здоровьесбережения.  Умения носят  эвристический характер,  позволяющий  осуществлять  здоровьесберегающую  деятельность на  креативном уровне Студент обладает  высоким уровнем  профессионального  самосознания; владеет  методами  самодиагностики,  саморазвития,  самосовершенствования  своего образа жизни и  здоровья; проявляет  творчество и инициативу  при решении  профессиональных задач в области  здоровьесбережения.  Обладает  профессионально­ важными качествами,  способствующими  осуществлению  здоровьесберегающей  деятельности  допускает  несущественные ошибки  Студент на достаточно  высоком уровне владеет  умениями применять  полученные знания при  решении  профессиональных задач;  способен самостоятельно  или с помощью  специалиста  проектировать,  организовывать и  осуществлять  индивидуальную и  групповую работу в  области  здоровьесбережения  клиентов; на достаточном  уровне владеет методами  аналитической, прогнозно­ экспертной и  мониторинговой работы в  области  здоровьесбережения.  Умеет организовывать  свой образ жизни с  позиций  здоровьесбережения.  Умения носят  преимущественно  репродуктивный характер  Студент обладает  достаточно высоким  уровнем  профессионального  самосознания; владеет  отдельными методами  самодиагностики,  саморазвития,  самосовершенствования  своего образа жизни и  здоровья, но не проявляет  творчество и инициативу  при решении  профессиональных задач в области  здоровьесбережения.  Обладает некоторыми  профессионально­ важными качествами,  способствующими  здоровьесберегающей  деятельности допускает существенные ошибки Студент на низком уровне  владеет умениями применять  полученные знания при решении  профессиональных задач; не  способен самостоятельно  проектировать, организовывать и  осуществлять индивидуальную и  групповую работу в области  здоровьесбережения клиентов; на недостаточном уровне владеет  методами аналитической,  прогнозно­экспертной и  мониторинговой работы в  области здоровьесбережения.  Студент не умеет организовывать свой образ жизни с позиций  здоровьесбережения Студент обладает низким  уровнем профессионального  самосознания; не владеет  методами самодиагностики,  саморазвития,  самосовершенствования своего  образа жизни и здоровья; не  проявляет творчество и  инициативу при решении  профессиональных задач в  области здоровьесбережения.  Обладает только отдельными  профессионально­важными  качествами, способствующими  здоровьесберегающей  деятельности Реализация   условия,   связанного   с   педагогически   обоснованным   сочетанием   новых   и традиционных   педагогических   технологий   в   процессе   формирования   компетентности здоровьесбережения   будущих   специалистов   по   физической   культуре   и   спорту,   осуществлялась посредством   выбора   и   конструирования   форм   и   методов   обучения   на   основе   контекстно­ компетентностного   подхода.   В   процессе   преподавания   специальных   дисциплин   применялись помимо   традиционных   такие   формы   обучения,   как:   проблемная   лекция,   лекция­конференция, лекция­дискуссия, семинар­диспут, семинар­деловая игра и т.п.  С   целью   формирования   компетентности   здоровьесбережения   будущих   специалистов   по физической   культуре   и   спорту   нами   активно   использовались   возможности   учебных   и производственных   практик   по   специальности   «Физическая   культура».   В   рамках   программы практики студенты выполняли такие виды деятельности, как: изучение состояния физического, психического   и   социального   здоровья   студентов;   анкетирование   специалистов   учреждений   по выявлению их отношения к здоровью, степени информированности в вопросах здорового образа жизни, уровня реализации здоровьесбережения в профессиональной деятельности. Таким образом, на основе анализа научной и специальной литературы нами выявлена сущность компетентности здоровьесбережения специалиста по физической культуре и спорту, как важной структурной   составляющей   его   профессиональной   компетентности   и   представляющей   собой интегральную   характеристику   личности   специалиста.  Компетентность   здоровьесбережения специалиста по физической культуре и спорту включает мотивационно­ценностный, когнитивный, деятельностный   и   личностный   компоненты,   которые   содержат   знания,   умения   и   установки, определяющие   его   способность   и   готовность   решать   профессиональные   задачи,   связанные   с реализацией здоровьесберегающей деятельности.  Обоснованы теоретические подходы, на которых базируется формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по физической культуре и спорту учреждений СПО (концепция   валеологического   образования,   личностно­деятельностный, ценностный,   системный   и   контекстно­компетентностный   подходы)   и   принципы   (триединого представления   о   здоровье,   интеграции,   социокультурной   детерминации   профессиональной деятельности,   профессиональной   направленности образовательного   процесса   в   учреждениях   СПО   и   профессионального   самосовершенствования студентов).    непрерывности   и   преемственности,   гуманистический, 1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов Литература образовательного процесса «школа­вуз». : Монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. ­ 316 с.  2. Авдеева, H.H., Ашмарин, И.И., Степанова, Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. // Мир психологии. 2000. ­ № 1. ­ С. 68­75.  3.   Айзман,   Р.И.,   Абаскалова,   Н.П.   Медико­социальные   и   психологические   аспекты формирования здоровья .// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сб. науч. тр. Липецк, 1996. С. 3­12.  4.   Бичева,   И.   Б.   Развитие   профессиональной   компетентности   педагогических   кадров дошкольных образовательных учреждений.: Дис. .канд. пед. наук. Н.Новгород, 2003. ­ С. 13.  5.   Варданян,   Ю.В.   Строение   и   развитие   профессиональной   компетентности   с   высшим образованием.: дисс. докт. пед. наук/ Ю.В. Варданян. ­М., 1999.­353 с.  6. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.: Методическое пособие М.: Высшая школа, 1991. ­ 207 с.  7. Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004.  8.   Зимняя,   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая   основа компетентностного   подхода   в   образовании..   ­   М.:   Исследовательский   центр   проблем   качества подготовки специалистов, 2004. ­ 38 с.    И.А. 9. Княгинин, В., Трунова, Н. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда. // Платное образование. 2006. ­ №10.  10. Козлов, A.A., Иванова, Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия». Ростов­на­Дону: «Феникс», 2001. ­ 320 с. 11. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., 1998. ­ 105 с.

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях среднего профессионального образования

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования компетентности здоровьесбережения по физической культуре и спорту в образовательном процессе в учреждениях  среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017