МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Горнозаводска
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы:
___________________Н.И. Дёмина
« »______________2014 г.
«Семь мудрецов»
(дополнительная образовательная программа лагеря дневного пребывания на базе ЛДП «Солнышко» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска)
Автор программы:
Коваль Татьяна Александровна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «СОШ №3»
г. Горнозаводска,
г. Горнозаводск
2014 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Дополнительная образовательная программа лагеря дневного пребывания на базе ЛДП «Солнышко» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска |
Основания для разработки Программы |
Настоящая Программа разработана в соответствии с: · Конвенцией ООН о правах ребенка; · Конституцией РФ; · Законом РФ "Об образовании"; · Федеральным законом от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; · Законом Пермского края от 02 апреля 2010 г. № 605-ПК «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае»; · Законом Пермского края от 02 апреля 2010 г. № 607–ПК «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей»,; · Постановление Правительства Пермского края от 29 марта 2010 г. № 129-п «О субвенциях из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей"; · Постановление Правительства Пермского края от 01 апреля 2013 г. № 173-п «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»; · Статья 36 Устава Горнозаводского муниципального района Пермского края, в целях создания условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, творческого развития и занятости детей в 2014 году · Приказом Управления образования администрации Горнозаводского муниципального района от 12.05.2014 № 01-06/115; · План воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год. |
Заказчик Программы |
Управление образования администрации Горнозаводского муниципального района, Администрация МБОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска |
Разработчик Программы |
Коваль Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска |
Цель Программы |
Создание условий развития культуры досуга, интеллектуальных, коммуникативных, эстетических способностей, формирование здорового образа жизни и укреплении физических сил в летний период |
Задачи Программы |
· Обеспечение условий для позитивного развития личности каждого ребенка; · воспитание культуры поведения; · развитие творческих способностей обучающихся; · совершенствование гражданского и патриотического воспитания детей; · формирование у детей навыков толерантного общения детей и подростков; · привитие основ здорового образа жизни. |
Срок реализации Программы |
Май-июнь 2014 г. |
Финансовое обеспечение Программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, средств местного бюджета и внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
· обеспечение занятости школьников, детей «группы риска» и детей, находящихся в социально опасном положении»; · раскрытие способности детей в различных видах деятельности; · развитие кругозора, любознательности; · улучшение физического и эмоционального здоровья детей; · оздоровление и активный отдых детей, приобретение ими положительных эмоций. |
Контроль за исполнением Программы:
|
· оперативный контроль начальника лагеря, директора школы; · открытый просмотр реализации программных мероприятий; · отчет начальника лагеря «Солнышко»; · анализ результатов деятельности лагеря на педагогическом совете. |
Пояснительная записка
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула стала правилом для организаторов каникулярных дней и, особенно, летних месяцев отдыха школьников.
Специфика воспитательной работы в летнее время заключается в том, что в этот момент педагоги могут уделять гораздо больше внимания творческой, нравственной, спортивной и организаторской деятельности, расширяя тем самым кругозор ребёнка.
К числу важных условий воспитания детей во время летних каникул относится природная и социальная среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха. Поэтому не стоит забывать о культурном, духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком отношении к своим родным местам. Изучение истории и культуры родного города, края, исторических мест своей малой родины не в школьном кабинете, а летом, не навязчиво, в игровой форме, создают немаловажную роль в развитии и воспитании ребят. Через материал, изучаемый с учащимися можно воспитывать нравственные, патриотические чувства к родному городу, школе, окружающим людям.
Актуальность данной программы для её создателей весьма очевидна: 2014 год в России объявлен годом культуры. Поэтому значительная часть мероприятий в ЛДП «Солнышко» направлена на развитие нравственных и культурных ценностей детей и подростков.
В программу включены различные культурно- досуговые мероприятия, концерты; познавательные викторины об истории родного города, конкурсы рисунков и стихов о родных местах, экскурсии, посещение музея и библиотеки Горнозаводска.
Программа «Семь мудрецов» направлена развитие культурных ценностей, на пробуждение интереса к истории родного города, уважительному отношению к его историческим ценностям, а так же на развитие творческих способностей детей.
Основное содержание воспитания – классическое, направленное на ознакомление с отечественной культурой, историей и формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.
Приоритеты отдаются духовно – нравственному, спортивно –оздоровительному и творческому направлениям.
Время проведения программы: июнь 2014 г;
Сроки проведения: 18 дней;
Участники: учащиеся 7 – 15 лет;
Количество участников: 137 чел.;
Место дислокации отрядов: МБОУ «СОШ № 3» г. Горнозаводска.
Цель программы
Создание условий развития культуры досуга, интеллектуальных, коммуникативных, эстетических способностей, формирование здорового образа жизни и укреплении физических сил в летний период.
Задачи программы
· Обеспечение условий для позитивного развития личности каждого ребенка;
· воспитание культуры поведения;
· развитие творческих способностей обучающихся;
· совершенствование гражданского и патриотического воспитания детей;
· формирование у детей навыков толерантного общения детей и подростков;
· привитие основ здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат
· обеспечение занятости школьников, детей «группы риска» и детей, находящихся в социально опасном положении»;
· раскрытие способности детей в различных видах деятельности;
· развитие кругозора, любознательности;
· улучшение физического и эмоционального здоровья детей;
· оздоровление и активный отдых детей, приобретение ими положительных эмоций;
· Сплочение детского коллектива, повышение социальной значимости детей.
Формы и методы работы
· Творческие задания (проекты, презентации, рисунки, стихи, фотографии т.д.);
· Участие в театрализованных представлениях (спектакли, композиции);
· Тематические и игровые программы (викторины, конкурсы);
· Спортивные часы и состязания;
· Подвижные игры на воздухе;
· Посещение выставок, библиотек, музея;
Оснащение
· Наличие специально оборудованных помещений для отдыха и проведения различных мероприятий:
- отрядные комнаты;
- актовый зал;
- спортивный зал;
· Наличие специально оборудованного участка для игр:
- футбольное поле;
- волейбольная и баскетбольная площадки;
· Наличие спортивного инвентаря;
· Наличие теле –аудио – видео – фото аппаратуры;
· Наличие аудиотеки, фонограммы;
· Наличие библиотеки;
· Наличие медицинского кабинета и аптечки;
· Наличие стенда по отражению всей деятельности лагеря;
· Наличие санузлов;
· Обеспечение питьевой водой.
Оценка эффективности
Чтобы оценить эффективность данной программы воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, осуществляется ежедневная рефлексия. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря.
Режим работы
8.45 - 9.00 – прием детей
9.00 – зарядка
9.10 – линейка
9.20 – построение на завтрак
9.50 – завтрак
10.30-12.00 – работа по отрядным планам, спортивные часы, работа кружка
12.00 – общелагерное мероприятие
13.00 – построение на обед
13.30 – обед (в МОУ «СОШ №1»)
14.15 – подведение итогов дня, уборка закрепленной территории
14.15-14.30 – уход детей домой
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Механизм реализации
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение инструктажей по технике безопасности для педагогов, работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной
-образовательная деятельность;
-спортивно- оздоровительная деятельность;
-культурно - досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями;
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
Образовательная деятельность в рамках смены «Солнышко» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением культурных и духовно- нравственных традиций родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает мероприятия, связанные с формированием гражданско-патриотической позиции детей, бережного отношения к своей стране, к её прошлому и настоящему.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы и города Горнозаводска.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Схема управления программой
Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядов, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
Тематическое планирование работы программы «Семь мудрецов»
в ЛДП «Солнышко» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Горнозаводска.
День |
Цель дня |
Мероприятия |
Содержание |
1 день – «Здравствуй, город Мудрецов » |
Знакомство в отрядах. Оформление отрядных уголков. Выбор актива. Проведение инструктажа по ТБ. |
Ø Праздничная линейка «Здравствуй, город Мудрецов» Ø Инструктаж по ТБ. Ø Игра «Создай свой дом» |
Рассказ о целях и задачах лагеря. Знакомство с распорядком дня. Знакомство в отрядах. Корректирование программы |
2 день – Мудрец Талантов
|
Создание условий для успешной адаптации детей. Развитие творческого потенциала. Установление дружеских взаимоотношений |
Ø Подготовка к открытию лагерной смены Ø Спортивный час Ø Кружковая деятельность |
Каждый отряд готовится к презентации своего отряда |
3 день – Мудрец Культуры (открытие лагерной смены)
|
Создание дружеской атмосферы, развитие творческого потенциала. |
Ø Праздничный концерт. «Наш дом и мы все в нём!» Ø Кружковая деятельность
|
Каждый отряд готовится представить себя. Праздничное открытие смены |
4 день – Мудрец Спорта
|
Создание интереса к разным видам спорта. Игры в команде и коллективное взаимопонимание. |
Ø Спортивная игра «Веселые старты». Ø Кружковая деятельность |
Конкурсы, игры, соревнования на спортивную тематику. Проведение «Веселых стартов» |
5 день – Мудрец Сюрпризов |
Развитие творческих способностей и создание дружеских отношений в коллективе |
Ø Бал сказок «Там чудеса...» Ø Кружковая деятельность |
Каждый отряд инсценирует отрывок из сказки А.С. Пушкина |
6 день – Мудрец Здоровья
|
Укрепление физического здоровья детей. Знакомство с общими правилами пожарной безопасности. |
Ø Конкурс рисунков и плакатов «Спички не тронь - в спичках огонь» Ø Урок безопасности «Один дома…» |
Проводятся уроки безопасности, и каждый отряд принимает участие в конкурсе рисунков и плакатов по правилам пожарной безопасности |
7 день – Мудрец Истории |
Развитие интеллектуального и духовного потенциала у детей.
|
Ø Брейн - ринг «Лучший знаток родного края» Ø Кружковая деятельность
|
Интеллектуальная игра по истории Горнозаводска |
8 день – Мудрец Юмора |
Создание условий для укрепления физического здоровья детей. Развитие фантазии и творческих способностей. |
Ø Комическая эстафета Ø Праздничная Юморина «Устами младенца» Ø Кружковая деятельность |
Проводится комическая эстафета на школьном стадионе, а также игра - юморина |
9 день – Мудрец Талантов |
Развитие творческих способностей и создание дружеских отношений в коллективе. |
Ø Концерт «Звёздный дождь» Ø Кружковая деятельность |
Каждый отряд готовит номера художественной самодеятельности |
10 день – Мудрец Спорта |
Укрепление физического здоровья детей. Знакомство с правилами игр с водой. |
Ø Спортивная игра «Путешествие на корабле с Нептуном» Ø Кружковая деятельность |
Игры на водную тематику. Эстафета с использованием воды
|
11 день – Мудрец Культуры |
Воспитание любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам. Развитие театральных способностей. |
Ø «Трудовой десант» Ø «Карнавал лесных духов» Ø Кружковая деятельность |
Наведение чистоты и порядка на территории лагеря. Праздничный карнавал, подготовленный силами детей |
12 день – Мудрец Истории
|
Формирование патриотического воспитания.
|
Ø Экскурсия в краеведческий музей » Ø Кружковая деятельность
|
Знакомство с историей Горнозаводска
|
13 день – Мудрец Здоровья
|
Развитие физического и нравственного здоровья школьников. . Развитие творческих способностей. |
Ø Малая спартакиада под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» Конкурс рисунков «Дети против наркотиков» Ø Кружковая деятельность |
Проведение малой спартакиады на школьном стадионе и конкурса рисунков на асфальте |
14 день – Мудрец Юмора
|
Сплочение детского коллектива. |
Ø Конкурс «Мисс и Мистер лагеря» Ø Кружковая деятельность |
В игровой конкурсной форме выбирается самая достойная пара отряда «Мисс и Мистер лагеря» |
15 день – Мудрец Сюрпризов
|
Укрепление физического здоровья детей. Знакомство с общими правилами безопасности. |
Ø Беседа- презентация «Правила общения с незнакомыми людьми» Ø Кружковая деятельность |
В игровой форме ребята изучают правила безопасного общения с незнакомыми людьми |
16 день – Мудрец Спорта |
Создание условий для укрепления физического здоровья детей. |
Ø Спортивные состязания «Быстрее, выше, сильнее» Ø Кружковая деятельность |
Спортивные состязания на школьном стадионе |
17 день – Мудрец Культуры
|
Подведение итогов лагерной жизни. |
Ø «Экологический десант!» Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Кружковая деятельность |
Приведение чистоты на территории лагеря. Репетиции к закрытию лагерной смены |
18 день – Мудрец Талантов |
Создание условий для творческой самореализации личности ребенка. Развитие фантазии и творческих способностей.
|
Ø Праздничный концерт «До свидания, лето 2014!» Ø Работа выставки «Своими руками!» |
Награждение активных участников различных мероприятий лагерной смены. Проведение праздничного концерта, посвященного закрытию лагерной смены |
Список литературы
1. Библиотечка «Первого сентября»,серия «Библиотека в школе».2006. Вып.1(7).
2. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь. М.: «Вако», 2004 г.
3. Методические и нормативные документы «Организация летнего отдыха детей и подростков»изд. Пермь, 2002 г.
4. Приложение к приказу Минобразования России от 13.07.2001 г. «Порядок проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (с изменениями от 28 июня 2002 года).
5. «Тебе, вожатый!», выпуск №1 , изд. «Педагогические технологии»,
Н- Новгород,2003 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.