«Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Тема: «Физическое воспитание детей раннего возраста.

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 24.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

для педагогов
Иконка файла материала ФИЗО к.р..doc

 

 

 

 

 

 

 

 

«Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»

Тема: «Физическое воспитание детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1.     Особенности физического развития детей 2-го года жизни.

2.     Задачи физического воспитания детей 2-го года жизни.

3.     Формы двигательной активности детей раннего возраста.

4.     Организация закаливания. Требования, принципы и факторы.

5.     Организация физкультурных занятий. Требования, гигиенические условия, структура, подбор упражнений, пособия, методика проведения.

6.     Самостоятельная двигательная деятельность. Содержание, особенности организации в помещении и на прогулке; психолого – педагогические условия.

7.     Показатели развития движений как средство диагностики нервно – психического развития ребенка раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Особенности физического развития детей 2-го года жизни.

       Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

      В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.

     Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается объем), органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.

      На протяжении второго года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развивается скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и позвоночной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно  с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшается их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

      К 2 годам заканчивается прорезывание 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности.

     Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток головного мозга, особенно на 2-м году жизни малыша. Приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4 – 4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 – м годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно. более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересными для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

       Основные задачи в этом возрасте – развитие у ребенка подвижности и равновесия.

       Для развития и совершенствования равновесия ребенку предлагают упражнения – постоять на одной ноге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Благодаря этому ребенок становится способен ударять ногой по мячу без предварительного показа способа движения. Ребенка учат также перешагивать через низкие предметы.

       Развитие подвижности и равновесия создает основу для формирования навыков бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со ступенек.

      Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Всевозможные пальчиковые игры как нельзя лучше способствуют развитию кисти руки, а также напрямую связаны с развитием речи.

      Ребенка учат также приспосабливать двигательные навыки к различным игровым ситуациям.

     Важно развивать дифференцируемые и контролируемые движения  в лучезапястном суставе, что делает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая одновременно в противоположную сторону. К третьему году жизни у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании навыков ходьбы, так и в других видах деятельности.

     На этом этапе полезно учить ребенка лазить по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде; обучать его произвольному началу движения по команде и прекращению движения; развивать умение обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать препятствие. Важно также обратить внимание на формирование правильного захвата карандаша.

      В развитии движений необходимо выделять работу с детьми с нарушениями моторики за счет раннего органического поражения центральной нервной системы и проводить с ними дополнительные коррекционно – развивающие занятия. Такие нарушения имеют место у многих детей с отклонениями в развитии, наприме6р у детей с нарушениями речи, общения, отклонениями в умственном развитии, с сенсорными дефектами, но особенно ярко они выражены у детей с церебральным параличом.

      Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка – это привычное взаиморасположение частей тела, она отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна.

      Ясельный и дошкольный период являются наиболее благоприятными для предупреждения нарушений осанки у всех детей, и особенно у детей с отклонениями в развитии.

      При стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, применение различных приемов массажа), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, выполнение упражнений попеременно с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения с изменением температуры).

        На всех занятиях у ребенка воспитывают возможность восприятия позы и направления движений, а также развивают способность воспринимать предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.

        На втором году жизни происходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Движения детей становятся более координированными, совершенными. Появляется возможность овладевать более сложными движениями: бегом, прыжками, метанием. В связи с этим изменяется двигательное содержание подвижных игр – в них включаются все виды основных движений, появляется возможность сочетать несколько видов движений в одной игре. Продолжительность игр и упражнений с детьми возрастает до 5-8 минут. Одна и та же игра может повторяться до тех пор, пока дети ее не освоят ( в среднем 4-5 раз), затем игра может усложняться. При развитии двигательных функций широко используются звуковые ритмические и речевые стимулы.

 

2.     Задачи физического воспитания детей 2-го года жизни.

Работа с детьми 2-го года жизни традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном. Решаются следующие основные задачи:

   Оздоровительные задачи:

     развивать адаптационные процессы, способность орга­низма противостоять неблагоприятным воздействиям;

     создавать условия для удовлетворения потребности ре­бенка в двигательной активности;

     обеспечивать формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего двигательного поведения, предупреждающего возникновение плоскостопия и на­рушения осанки.

       Образовательные задачи:

         формировать умение выполнять ходьбу, бег, прыжки мягко, не топая;   

         перемещаться ползанием, не стукая коленями;

         развивать функцию равновесия для предупреждения травматизма и формирования координации движений;

         вызвать стремление приспосабливать движения к встречающимся препятствиям (перешагнуть, регулируя ширину шага, подлезать, не задев и т.д.);

         формировать понимание словесной инструкции к выполнению знакомых физических упражнений;

         содействовать расширению пассивного и активного словаря детей за счет терминологии, связанной с выполнением движений (в пары, в круг, руки поднять вверх, опустить и т.д.);

         различать движения по названию или словесным обозначениям двигательных действий (подошли, перебежали, припрыгали, подвезли и т.п.);

         развивать пространственную ориентировку на знакомые зрительные предметы, неподвижные и движущиеся объекты.

 Воспитательные задачи:

         поддерживать интерес и активность в использовании различных движений при решении возникших игровых и практических задач;

         формировать произвольность двигательного поведения, умение подчиняться установленным правилам, действовать по определенным сигналам;

         развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих;

         вызвать желание принимать участие в подготовке условий для выполнения двигательных действий.

Физическое воспитание детей раннего возраста способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развиваю­щегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным заня­тиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.

   Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения. Л.Г. Голубева выделяет 5 задач по развитию движений ребенка с 1 года 2 месяцев до 3-х лет, которые решаются с помощью специальных упражнений:

1. Обучение правильной ходьбе.Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см), по которой ходит ребенок.

2. Развитие чувства равновесия. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту.

3. Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба боси­ком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения.

4. Формирование правильной осанки (укрепление мышц спины и
живота). Выполняются упражнения: ползание на четвереньках, подлезание под различные поверхности и перелезание через них.

5. Развитие координации движений. Выполняются специальные упражнения: перешагивание, пере­прыгивание и т.п.

   Помимо задач развития движений детей раннего возраста на занятиях решаются другие задачи:

1. Учить ориентироваться в пространстве;

2. Расширять двигательный опыт;

3. Активизировать познавательную деятельность детей;

4. Приобщать к совместной деятельности;

5.Воспитывать самостоятельность;

6.Учить преодолевать трудности;

7.Развивать творчество в движении;

8.Развивать сенсорные способности;

9.Обучать работе на несложных спортивных снарядах.

     На всех физкультурных занятиях следует обеспечить оптималь­ную физическую нагрузку и двигательную активность каждого ребенка, создать благоприятные условия для общения детей между собой и с воспитателями. Также необходимо создать эмоционально благоприятную обстановку, в которой малыши часто проговарива­ют свои действия, слышат похвалу, чувствуют совместную радость, получают удовлетворение от выполнения упражнений.

 

3.     Формы двигательной активности детей раннего возраста.

1 год – 1 год 6месяцев

Вид деяте-

льности

Время

Длитель-

ность

Кол-во

детей

Задачи

Условия

проведения

Уренняя

гимнастика

Ежедн.

3-4

мин.

Вся

группа

Продолдать укреплять здоровье детей, закаливать их организм.

Групповая комната

Физкульт.

занятия

2 раза

в нед.

8-10

Мин.

Подгр.

3-4 чел.

Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности детей.

Групповая

комната

Муз. занятия

2 раза

в нед.

8-10

мин

Вся

группа

Воспитывать радость к пению, движениям и игровым действиям под музыку.

Групповая

комната

Физкульт-

минутки

Ежедн.

1-2

мин

Вся

группа

Создавать радостное отношение в выполнению движения

Групповая комната

Подвиж. игры, физ.

упражнен.

на прогулке

Ежедн.

2 раза

в день

1 игры по

4-8 мин.

Вся

группа

Испытывать  радость от совместных движений

Прогулка

Игры - забавы

1 раз

в нед.

4-6 мин

Вся

группа

Пытаться вместе с воспитателем воспроизводить имитирующие движения

Прогулка

ЛФК

По назначению врача

Муз. досуг

1 раз в

месс.

8-10

Мин.

Вся

группа

Испытывать радость от движений под музыку

Групповая

комната

Совместная

физкультур-

нооздоровит

работа д/с и

семьи

 

 

Определяется совместно с воспитателем по

физической культуре, воспитателями и

родителями

Самостоят.

двигательн.

деят-ть

ежедн

Характер и продолжительность

зависит от потребностей детей

Выполнять элементарные движения игры

Прогулка

Групповая комната

 

2 года

Вид деяте-

льности

Время

Длитель-

ность

Кол-во

детей

Задачи

Условия

проведения

Уренняя

гимнастика

Ежедн.

 

4-5 мин

Вся группа

Учить ходить детей в прямом направлении, включая движения рук

Групповая

комната

Физкульт.

занятия

2 раза

в неде-

лю

 

10-15

мин

Подгруппа

6-8 человек

Учить детей ходить, держать равновесие, включать движения рук, выполнять элементарные ору.

Групповая

комната

Муз. занятия

2 раза в нед.

10-15

мин

Вся группа

Учить детей радоваться пению, приучать к спокойной и быстрой музыке. Выполнять движения под музыку, плясовые движения.

Групповая,

муз.зал

Физкульт-

минутки

Ежедн.

1-3 мин

Вся

группа

Выполнять движения имитируя движения, за воспитателем под стихотворное сопровождение.

Групповая

комната

Подвиж. игры, физ.

упражнен.

на прогул-ке

Ежедн.

2 раза в день

2 игры по 5-10

мин. Различн. Виды ОД

Вся

группа

Упражнять детей в беге, ходьбе. учить ходить в одном направлении. Вызвать желание играть со взрослым

Прогулка

Игры - забавы

1 раз

в нед.

 

5-10

Мин.

Вся

группа

Выполнять движения одновременно применяя стихотворное сопровождение

Прогулка

ЛФК

По назначению врача

Муз. досуг

1-2 раза в

месяц

10-15

мин

Вся

группа

Вызвать эмоциональное отношение, желание выполнять движения под музыку, выполнять элементарные танцевальные движения

Муз.зал

Совместная

физкультур-

нооздоровит

работа д/с и

семьи

 

Определяется совместно с воспитателем по

физической культуре, воспитателями и

родителями

Самостоят.

двигательн.

деят-ть

Ежедн.

Характер и продолжит.

зависит от индивид. потребностей детей

 

Вызвать у детей желание в сопровождении со взрослым поиграть в подвижную игру. Закреплять навыки бега и прыжков

Группо-вая комна-

та

улица

 

 

                                                     3 года

Вид деяте-

льности

Время

Длитель-

ность

Кол-во

детей

Задачи

Условия

проведения

Уренняя

гимнастика

Ежедн.

6-8

мин.

Вся

группа

Приучать действовать сообща, прыгать на двух ногах, не наталкиваться на предметы, проводить гимнастику под музыку

спортзал

Физкульт.

занятия

3 раза в нед.

15 мин.

Подгруппы

вся группа

Сохранять устойчивое положение, бегать не наталкиваясь  на предметы, выполнять ОД,ОРУ

Спортзал

1 занят. На воздухе

Муз. занятия

2 раза

в нед.

15

Мин.

Вся группа

Воспитывать интерес к музыке, слушать музыку, подпевать, выполнять танцевальные движения

Муз. зал

Физкульт-

минутки

Ежедн.

1-3

мин.

Вся группа

Под стихотворное или муз сопровождение выполнять имитационные движения

Групповая

комната

Подвиж. игры, физ.

упражнен.

на прогул-ке

Ежедн.

2 раза в день

2 игры

по 8-10 мин. разл. виды ОД

8-10 мин

Вся группа

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем с простым содержанием приучать к совместным группам небольшими подгруппами, играть в игры с ОД. Учить выразительности движений.

Прогулка

Индивид. работа по

разв. движ.

Ежедневно, во время вечерней прогулки 5-6 минут

 Играть в подвижные игры, умению выполнять простейшие движения некоторых персонажей

Прогулка

Гимнастика после дневного

сна

Ежедн.

10

мин.

Вся группа

Постепенное пробуждение, одевание, хождение босиком

Групповая комната

ЛФК

По назначению врача

Физ. досуг

1 раз

в мес.

15-20

мин.

Вся группа

Закреплять выученные на занятиях по ФИЗО движения под музыку, в игре

Спортзал

Спортивный

праздник

2 раза

в год

30

мин.

Вся группа

Зима, лето.

Вместе с муз.рукпроводить совместнвые праздники для укрепления здоровья детей

Спортзал

День

здоровья

1 раз в квартал

Привлекая взрослых участвовать в веселых стартах

Совместная

физкультур-

нооздоровит

работа д/с и

семьи

 

Определяется совместно с

воспитателем по

физической культуре, воспитателями и

родителями группы

Консультации, круглые столы

Собрания, н-р «Как закаляется мой ребенок дома»

Самостоят.

двигательн.

деят-ть

Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных потребностей и интересов детей

Учить выразительности движении, способствовать развитию ОД в игре.

 

4.     Организация закаливания. Требования, принципы и факторы.

   Под закаливанием понимают тренировку защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно  меняющихся факторов среды. По мнению Г.П. Юрко, оно является необходимым условием оптимального развития растущего организма и средством заболеваемости.

Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды. В результате закаливания сезонные, суточные периодические и внезапные изменения температуры и атмосферного давления не вызывают у детей нарушения физиологических процессов и не способствуют возникновению болезней. Закаливание предполагает многократное воздействие того или иного фактора (холод, тепло) с постоянным увеличением дозировки такого воздействия

  Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка.

Требования к проведению закаливающих мероприятий.

1.Закаливание можно проводить только если ребенок абсолютно здоров.

2.Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливающих мероприятий.

3.Занятия должны осуществляться систематически.

4.Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст

5.Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время года (в холодное время года степень воздействий средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и нарастание их необходимо более постепенное, нежели в теплое время года).

6. Закаливающие мероприятия должны проводиться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.

7. Возобновление занятий после перерыва с разрешением врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.

  Для реализации всех этих требований необходима система закаливающих мероприятий. Все закаливающие мероприятия делятся на общие и специальные.

    Общие мероприятия предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соответствующий возрасту воздушный и тепловой режим помещений, регулярное проветривание

 Помещений.

     К специальным мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетового облучения, водные и воздушные процедуры.

   Дети 2-х летнего возраста в течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, должны осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Дети до 2-х лет в зимний период должны находиться на свежем воздухе ежедневно при температуре не ниже -12гр. Одежда и обувь должны соответствовать температуре воздуха.

 Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.  Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. В групповых помещениях поддерживать температуру воздуха (20- 22 градуса). Во время сна поддерживать в спальне температуру (15-16 градусов). Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

   В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное пребывание (3-5 мин) детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить 2-3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности). После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног. Учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

    Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей.

5.Организация физкультурных занятий. Требования, гигиенические условия, структура, подбор упражнений, пособия, методика проведения.