Теория и методика математического развития подготовила: Тарасова К. Ю. Современное определение понятия: «математическое развитие детей дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС ДО (2013 г.) «под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций». Современный этап представлен разнообразием актуальных подходов к математическому развитию дошкольников и отличается гуманистической направленностью развития и воспитания детей.
Итак, математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественное изменение интеллектуальной сферы личности ребенка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и представлений.
Развитие количественных представлений у дошкольников (период дочисловой деятельности (3—4 года), период счетной деятельности (с 5-го года жизни), период вычислительной деятельности (с 6-го года жизни)
Третий год жизни
Появляется тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Дети соотносят слова «много», «мало», «один» с определенным количеством предметов и выполняют просьбу взрослого «дай один мяч» или «дай много конфет». Выделяют один и много звуков. Появляется стремление создавать совокупности предметов. Но интересуют ребенка не количественные отношения, а сами процессы дробления и объединения. Дети воспринимают множество в его границах, но не умеют следить за отдельными элементами. При накладывании предметов друг на друга возникает интерес к сравнению множеств по количеству и их уравниванию («больше, меньше, поровну»). В процессе организованных действий с множествами под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества.
Четвёртый год жизни
Для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества («Число объектов в группе сохраняется независимо от того, как их расположить или растасовать» — Ж. Пиаже) познается детьми не сразу. Л. Ф. Обухова выявила этапы его освоения:
Непонимание -- понимание на небольших количествах --- полное признание закона
Пятый год жизниПроисходит освоение детьми счета — это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:называние слов-числительных по порядку;соотнесение их с предметами (взаимно однозначно);определение итогового числа.Для овладения счетной деятельностью необходимы рече-слухо-зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).Н. А. Менчинская: «Детям свойственно воспроизводить "безытоговый счет", неумение отвечать на вопрос "сколько всего?"». Осознание итогового значения числа приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе. Восприятие и мышление ребенка перестраиваются, вырабатывается осознание принципа сохранения количества.Речевые и двигательные действия при счете проходят общий путь развития: от внешнего, развернутого к внутреннему, свернутому. Вначале ребенок говорит числительные, дотрагивается до каждого предмета рукой, завершает счет обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяет шепот, а потом молчание — все переходит в умственную работу.
Шестой год жизниУ детей складывается ограниченное представление о значении единицы. Она ассоциируется с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обучения дети овладевают умением относить единицу к группе предметов (счет парами, тройками, пятками, десятками и т. п.). Это является основой для понимания десятичной системы счисления.При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает отношение «часть — целое».Последовательность развития представлений у дошкольниковВосприятие множественности («много», «мало», «один») ------ практическое установление взаимно однозначных соответствий («столько же», «больше», «меньше») ------- осмысленный счет и измерение
Развитие у дошкольников представлений о величинах и их измерении
Ознакомление с величинами — одна из задач сенсорного и умственного развития детей. Восприятие величины (размера) как одного из пространственных признаков предмета направлено на опознание, обследование объекта и его особенностей при участии зрительных и осязательно-двигательных анализаторов, происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.
Познание величины осуществляется на сенсорной основе, опосредуется мышлением и речью. Восприятие размеров зависит от:
опыта практического оперирования с предметами;
развития глазомера;
развития речи;
развития мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.).
Развитие у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).
Необходимо обучать детей:
правильным приемам обследования формы;
развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;
учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;
группировать предметы и фигуры по признаку формы;
определять форму окружающих предметов;
видоизменять фигуры;
создавать модели предметов из геометрических фигур.
Развитие пространственных представлений у дошкольников
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела).Дети не всегда пользуются словарным запасом, в котором имеются необходимые пространственные обозначения. При выполнении конкретных заданий ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для него варианты обозначений. Это наблюдается у детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Они обусловлены уровнем подготовки детей и развитием у них пространственных представлений. Работа над словарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации.
Психолого-педагогические исследования А.А. Люблинской, О.И. Галкиной, Н.М. Яковлевой, Н.Ф. Титовой показали, что, во-первых, для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление массы конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего ребенка мира. Следовательно, чувственное познание пространства расширяется пропорционально жизненного опыта и обобщению знаний о предметах внешнего мира. Второй предпосылкой является специализация пространственных отношений между воспринимаемыми предметами как особых сигналов, на которые вырабатываются сложные условные рефлексы. В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов.Из этого становится ясно, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, возможно говорить об осознанном овладении детьми пространством. Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева - справа и так далее можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.
Развитие представлений о времени у дошкольников
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять деятельность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Логико-математическое развитие (сравнение, сериация, классификация)
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. При классификации очень важен выбор основания. Под основанием классификации понимается признак, по которому данное множество делится на классы.
Сериация – логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака.
Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи которой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их отношения.
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка:
- Умение выбирать и осуществлять деятельность
- Соотносить действия с результатом
- Стремиться к конечной цели на основе прогнозирования
- Объективно оценивать результат
Особенности:
- Исключаются показ и подробное объяснение (гиперопека)
- Принимается частичная подсказка, участие взрослого в выполнении или уточнении
Главный компонент проблемно- игровой технологии
Активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Проблемно – игровая технологияСредства- Логические и математические игры- Логико – математические сюжетные игры- Проблемные ситуации, вопросы- Экспериментирование и исследовательская деятельность- Творческие задачи, вопросы и ситуацииЦель применения игр:- освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер), моделей, образов.- овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией.- накопление логико-математического опыта ( осведомленности ребенка).- развитие мышления, сообразительности и смекалки.Принципы организации игр- отсутствие принуждения- развитие игровой динамики- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности- переход от простейших форм к сложным
Методика освоения игрЭтапы в освоении ребенком игр:Игры со взрослыми и сверстникамиИгры на уровне проявления самодеятельностиИгры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (внесение изменений в сюжет, элементы творчества) Проблемные ситуации- Проблемные вопросы- Занимательные вопросы- Занимательные задачи- Задачи-шутки- другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность Разрешение проблемной ситуации осуществляется при помощи взрослого.
Сюжетная логико-математическая игра- Игровая направленность деятельности- Насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами- Наличие ситуации поиска с элементами экспериментирования, практического исследования Исследовательская деятельность и экспериментированиеИсследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности- Поисковая активность- Анализ получаемых результатов, их оценка- Прогнозирование развития ситуации Развитие умений необходимых для самостоятельного экспериментирования- Беседы- Специальные игры и упражнения- Практическая деятельность в уголке экспериментированияИсточник экспериментирования – детские вопросы
Творческие задачи, вопросы и ситуацииТворческие задачи (воросы и ситуации) имеют много решений, но не имеют четкого алгоритма решения.Дают развитие: смекалки, сообразительности, воображения, творческого мышления. Уровни трудности задач1. Ребенок может решить самостоятельно2. Самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам.3. Не может решить, но может понять ход решения и ответ.4. Не может ни решить, ни понять ход решения, ни ответ !!! Давать задачи 1-3 уровня, 3 уровень «Давай решим вместе» !!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.