Теория и методика развития речи детей
Оценка 4.8

Теория и методика развития речи детей

Оценка 4.8
pptx
28.12.2021
Теория и методика развития речи детей
Теория и методика развития речи детей.pptx

Теория и методика развития речи детей

Теория и методика развития речи детей

Теория и методика развития речи детей

Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду

Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду

Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленные на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду

Предмет изучения - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия

Задачи

Фундаментальные

Прикладные

- исследование процессов овладения детьми родным языком, речью,
речевым общением;
- изучение закономерностей обучения родной речи;
- определение принципов и методов обучения

- чему учить - какие речевые умения надо усвоить в процессе обучения;
- как учить - какие условия, формы, средства, методы и приёмы следует использовать;
- почему так, а не иначе - обоснование методики развития речи - проверка программ и методических рекомендаций на практике

Теория и методика развития речи детей

Задачи и содержание методики развития речи

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля

Методика развития речи - основа профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется значимостью речи, её ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности

Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения

Практическая готовность педагогов включает умения:
обследовать речь детей;
составлять характеристики речевого развития;
составлять перспективный план;
план-конспект по развитию речи;
привлекать внимание детей;
устанавливать эмоциональный контакт с ними;
обеспечивать мотивацию речевой деятельности;
владеть речью и использовать невербальные средства общения;
создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;
анализировать и обобщать полученные результаты

Методика развития речи

Язык - продукт общественно-исторического развития

Язык - продукт общественно-исторического развития

Язык - продукт общественно-исторического развития. В нём отражается история народа, традиции, культура, система социальных отношений. Овладение языком, развитие речи и навыками общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникшая в процессе этой деятельности

Язык - средство человеческого общения. Без языка невозможно общение, развитие личности. Важнейшая функция языка - коммуникативная. Особое внимание уделяется созданию развивающей речевой среды, роли общения с людьми.

Язык - орудие мышления и познания.
Язык - средство возникновения, формирования и выражения мысли.

Таким образом, обучение детей родному языку - важное средство умственного развития. На первом месте стоит накопление содержания речи. Овладение языком тесно связано с мышлением. Это прослеживается на примере освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетической, лексической, грамматической). В результате повышается как уровень развития речи, так и уровень мышления

Методологическая основа методики развития речи

Игра «Пчёлы и змеи» Дети делятся на две команды, одна «пчёлы», другая - «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мёд)…

Игра «Пчёлы и змеи» Дети делятся на две команды, одна «пчёлы», другая - «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мёд)…


Игра «Пчёлы и змеи»
Дети делятся на две команды, одна «пчёлы», другая - «змеи»,
выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король - куб (мёд)
и змеиный - цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям,
издавая определенный звук: «пчёлы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш».
Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Игры на формирование звуковой культуры детей

Игра «Гусеница» Детям предлагается назвать слово с заданным звуком и нанизывать бусину ​ на шнурок

Игра «Гусеница» Детям предлагается назвать слово с заданным звуком и нанизывать бусину ​ на шнурок

Игра «Гусеница»
 Детям предлагается назвать слово с заданным звуком и нанизывать бусину ​
на шнурок. ​
Усложнение: брать только определенный цвет​

Игры на формирование звуковой культуры детей

Игра «Поймай слог» Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты

Игра «Поймай слог» Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты

Игра «Поймай слог» Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты. Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. 

Игры на формирование звуковой культуры детей

Игра «Строим дорожку» Цель: – развитие фонематического слуха

Игра «Строим дорожку» Цель: – развитие фонематического слуха

Игра «Строим дорожку» Цель: – развитие фонематического слуха. Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. На первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука.

Игры на формирование звуковой культуры детей

Игра «Придумай слово» Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове

Игра «Придумай слово» Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове

Игра «Придумай слово» Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове. Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова и т.д. Например слово должно начинаться со звука [м] или [м’]. Если кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игры на формирование звуковой культуры детей

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей. Однако задачи методики далеко не решены. Актуальными вопросами дальнейших исследований являются:
- исследование форм, методов и приёмов обучения, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
- пути повышения эффективности обучения родной речи;
- вопросы обучения диалогической речи;
- диагностика речевого развития детей;
- проблемы речевого развития в условиях семьи;
- методика индивидуализации обучения;
- создание методического обеспечения;

Вывод

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2021