«Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Оценка 4.9

«Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Оценка 4.9
docx
30.05.2023
«Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
выступление 11.01.23.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «ТЕРЕМОК» Г.ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Выступление

на педагогическом часе

«Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 15»

Кутергина Н.В

 

 

 

 

 

2023 г.

1 слайд«Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

 

2 слайд.  Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

 

3 слайд. ЗКР охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

- правильное произношение звуков;

- правильное произношение слов;

- громкость и скорость речевого высказывания;

- ритм;

- паузы;

- тембр;

- логическое ударение и пр.;

- нормальное функционирование речедвигательного аппарата;

- нормальное функционирование слухового аппарата;

- наличие полноценной окружающей речевой среды.

 

4 слайд. Часто воспитатели работу по формированию правильной речи и предупреждение недостатков речи отождествляют с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

- формирования у них правильного звукопроизношения;

- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз);

- выработки умеренного темпа речи;

- формирования правильного речевого дыхания;

- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.);

- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

 

5 слайд. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

 

6 слайд. Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

- интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

- дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

 

7 слайд. Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях.

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели.

Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.  Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию, Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

 

8 слайд. Развитие звуковой культуры речи на занятиях учителя-логопеда.      

Фонематическое восприятие: определить наличие данного звука в слове, выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов; выделить слова с заданным звуком из фразы; определить часто повторяемый звук в словах.

Речевой слух: найти смысловые неточности в речи; определить на слух громкость звучания голоса в речи; определить на слух скорость звучания речи, ее интонационную выразительность; определить на слух тембр голоса; определить ударение в слове, его ритмическую структуру.

Выделить акцентируемое слово во фразе: выявить неточности в тексте и правильно подобрать рифму, подходящую по смыслу.

Произносительная сторона речи: громкость чтения, звукопроизношение, интонационная выразительность, скорость (темп) речи.

Речевое дыхание: короткий слабый выдох, речь на вдохе.

Литературные нормы произношения: неправильное ударение, диалекты, просторечие.

 

9 слайд.  Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука.

На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры.

Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

 

10 слайд. Игровые технологии могут стать эффективными в процессе развития звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

- использовать игровые технологии в совместной, самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать игровые технологии в воспитательно – образовательный процесс;

- игровые технологии должны включаться в работу поэтапно, от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи и самостоятельной речи детей.

 

11 слайд. Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи предполагают включение в себя группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр, направленных на развитие речи детей.

Используется разнообразный речевой материал:

- звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

- сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

 

12 слайд. Учитывая все возрастные особенности развития речи детей, развитие звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.

 II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д. 1 вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции, воспитание плавного выдоха, развитие громкости голоса. 2 вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук [С], «Жуки летают» - звук [Ж]). 3 вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Пирожок», «Воробушки», «Назови картинку», и т. д.) 4 вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть

 

13 слайд. Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.

 

14 слайд. Мнемотехника - «искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы  (перекодирование информации).

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

 

15 слайд. Мнемоквадрат – отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

 

16 слайд. Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации. Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.  Например: стихотворение, пересказ рассказа, описание картины.

 

17 слайд. Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д.

Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш­ление.

Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

18 слайд. Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

Слово  «синквейн»  происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это  стихотворение,  написанное в соответствии  с определёнными правилами.

1 строка -  тема - называется одним словом (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка -  это описание темы - в двух словах (чаще всего прилагательное или причастие), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка – это действия - в трёх словах, (глаголы или деепричастия) описывающие характерные действия объекта.

4 строка – это  предложение из четырёх слов выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка - это одно слово, - резюме характеризующее суть предмета или объекта. которое выражает настроение.

Синквейн помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу,  помогает развить речь и мышление.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:

Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!

 

19 слайд. Пример синквейна:

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается

4. Мне нравится маленький ежик

5. Лес

 

20 слайд. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

 

Дидактические сказки (от 3 до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных  чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться,  снять напряжение.

Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет

 

21 слайд. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений (см. на слайде)

 

22 слайд. Метод фокальных объектов (МФО) –перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.

 Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные", "пиктограммы", назвать их и сделать презентацию.

 

23 слайд. Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

 

24 слайд. Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок). Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

 

25 слайд. Карты Проппа – это игровое пособие из карточек , которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.

Этапы работы с картами Проппа.

1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

 

26 слайд. Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях

Теория и технологии звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический,…

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический,…

Фонематическое восприятие: определить наличие данного звука в слове, выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов; выделить слова с заданным звуком из фразы; определить…

Фонематическое восприятие: определить наличие данного звука в слове, выбрать слова с заданным звуком из ряда других слов; выделить слова с заданным звуком из фразы; определить…

Учитывая все возрастные особенности развития речи детей, развитие звуковой культуры можно распределить на

Учитывая все возрастные особенности развития речи детей, развитие звуковой культуры можно распределить на

Мнемоквадрат – отдельная карточка — изображение с закодированной информацией

Мнемоквадрат – отдельная карточка — изображение с закодированной информацией

Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников

Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др

Проппа 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты

Проппа 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023