Теория и упражнения по теме «Фонетика» 5 класс
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении (оглушение, озвончение).
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Для звуков характерны сильные и слабые позиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением: г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
· Запиши транскрипцию слов, понаблюдай, есть ли редукция гласных звуков [ы], [и]: рыба, рынок, лысый, рычаг, лисица, кирпичи, лишиться.
______________________________________________________________
· Выбери слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
____________________________________________________________
· Подчеркни слова, в которых звук [о] находится в сильной позиции.
Балкон, брошюра, баскетбол, бинокль, бирюзовый, вдвоём, вагон, влево, вскоре, вправо, втроём, гардероб.
· Вставь пропущенную букву, какой звук она обозначает?
К…лоть, подм…стерье , подл…котник, м…сной, т…жёлый, тр…сти рукой, к…лючка, к…ра, беск…нечный, к…нюшня, ч…стюля, вык…пать, к…пьё, см…гчиться, к….титься, к…р…шок, к…рмушка, к…са, к…роткий, к…р…тышка, з…мляника, л…гко, сокр…тить, кр…пить, кр…стовый, к…сой, кр…евой, кр…юха, кр…сота, к…нец, кр…савчик.
Закон уподобления
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
По глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим).
Например:
пишем спраВка – говорим спра[ф]ка;
пишем короБка – говорим коро[п]ка,
пишем вареЖки – говорим варе[ш]ки,
пишем В школу – говорим [ф] школу.
· В предложении выдели слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона. _____________________________________
· Вставь пропущенную букву, какой звук она обозначает?
Пуго…ка, ро…кий, сли…ки, мя…кий, була…ка, ло…кий, доро…ка, ле…кий, плуто…ка, ни…кий, ла…ка, голо…ка, незабу…ка, клю…ка.
По звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем проСьба – говорим про[з']ба,
пишем молоТьба – говорим моло[д']ба,
пишем Сговор – говорим [з]говор
По мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с']ть,
Пишем радость – говорим радо[с ']ть,
пишем нести – говорим не[с']ти,
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [к у п а ц а], смеяться – [с м’и й’а ц а], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова - звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
· Запиши слова под диктовку:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Запиши транскрипцию слов.
Тренер, результат, ярмарка, радость, просьба, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, бояться, восхищение, ещё.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Определите количество букв и звуков в словах.
Солью, привлекает, сердечный, ее, деревья, традиция, ориентир.
Образец: маяк – 4 б., 5 зв.
· Выполни фонетический разбор слов.
Яркий, восстание, подъезд
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.