Теория и упражнения по теме "Фонетический разбор слова. Редукция гласных и согласных звуков"

  • docx
  • 08.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕОРИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ ФОНЕТИКА 5 КЛАСС.docx

Теория и упражнения по теме «Фонетика» 5 класс

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении (оглушение, озвончение).

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением: г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Буквы а, я, е  часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

·        Запиши транскрипцию слов, понаблюдай, есть ли редукция гласных звуков [ы], [и]: рыба, рынок, лысый, рычаг, лисица, кирпичи, лишиться.

______________________________________________________________

·        Выбери  слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

____________________________________________________________

·        Подчеркни слова, в которых звук [о] находится в сильной позиции.

Балконброшюрабаскетболбинокльбирюзовыйвдвоёмвагонвлевовскоревправовтроёмгардероб.

·        Вставь пропущенную букву, какой звук она обозначает?

К…лоть, подм…стерье , подл…котник, м…сной, т…жёлый, тр…сти рукой, к…лючка, к…ра, беск…нечный, к…нюшня, ч…стюля, вык…пать, к…пьё, см…гчиться,  к….титься, к…р…шок, к…рмушка, к…са, к…роткий, к…р…тышка, з…мляника, л…гко, сокр…тить, кр…пить, кр…стовый, к…сой, кр…евой, кр…юха, кр…сота, к…нец, кр…савчик.

Закон уподобления

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

По глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим).

Например:

пишем спраВка – говорим спра[ф]ка;

пишем короБка – говорим коро[п]ка,

пишем вареЖки – говорим варе[ш]ки,

пишем В школу – говорим [ф] школу.

·        В предложении выдели слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона. _____________________________________

 

 

 

·        Вставь пропущенную букву, какой звук она обозначает?

Пуго…ка, ро…кий, сли…ки, мя…кий, була…ка, ло…кий, доро…ка, ле…кий, плуто…ка, ни…кий, ла…ка, голо…ка, незабу…ка, клю…ка. 

По звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем проСьба – говорим про[з']ба,

пишем молоТьба – говорим моло[д']ба,

пишем Сговор – говорим [з]говор

По мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с']ть,

Пишем радость – говорим радо[с ']ть,

пишем нести – говорим не[с']ти,

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [к у п а ц а], смеяться – [с м’и й’а ц а], звук [ц] произносится как долгий.

Закон конца слова -  звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).

·        Запиши слова под диктовку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

·         Запиши транскрипцию слов.

Тренер, результат, ярмарка, радость, просьба,  бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, бояться, восхищение, ещё.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·        Определите количество букв и звуков в словах.

Солью, привлекает, сердечный, ее, деревья, традиция, ориентир.

 Образец: маяк – 4 б., 5 зв.

 

·        Выполни фонетический разбор слов.

Яркий, восстание, подъезд