Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса
Теория экологического воспитания.
Экологическое воспитание составная часть нравственного воспитания. Поэтому
под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания
оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления
формируются на уроках природоведения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, вопервых:
особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений ;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
вовторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в
себя:
и установок личности;
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Цель экологического воспитания формирование ответственного отношения к
окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей
его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности.
Ответственное отношение к природе сложная характеристика личности. Она
означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в
соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной
созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного
природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей
природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной
научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде
является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
образовательных формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения;
воспитательных формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;развивающих развитие системы интеллектуальных и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие
стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального
(способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе
как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые
вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания
уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть
природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для
человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной
деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды
познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными
источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность
проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие
способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных
экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и
корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,
интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной
деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает
эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к
проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают
методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи
направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на
формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя
проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными
местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия
общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить
научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов
глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность
стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые
обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают
интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении
эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и
т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов
познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности,
эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим
ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей
предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты
по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления;
экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты,
иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.)
позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и
отношение к ним как к лично значимым.Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать
непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и
поощрение. Наказание это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если
данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом
психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель
может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.