Теория экологического воспитания.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса
Иконка файла материала Теория экологического воспитания.doc
Теория экологического воспитания.  Экологическое воспитание ­ составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому   под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и  поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания  оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления   формируются на уроках природоведения. Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во­первых:  особенности этого процесса:    1) ступенчатый характер:      а) формирование экологических представлений ;      б) развитие экологического сознания и чувств;      в) формирование  убеждений в  необходимости  экологической деятельности;      г) выработка навыков и привычек поведения в природе;      д) преодоление  в  характере  учащихся потребительского отношения к природе;    2) длительность;    3) сложность;    4) скачкообразность;    5) активность;    во­вторых: огромное  значение  психологического  аспекта, который включает в  себя: и установок личности;    1) развитие экологического сознания;    2) формирование соответствующих (природосообразных)  потребностей, мотивов     3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;    4) воспитание устойчивой воли;    5) формирование  значимых целей экологической деятельности. Цель экологического воспитания ­ формирование ответственного отношения к  окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает  соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей  его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей  местности. Ответственное отношение к природе ­ сложная характеристика личности. Она  означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в  соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной  созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного  природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей  природе.    Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной  научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,  направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.    Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде  является нравственная забота о будущих  поколениях.    Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве  следующих задач:    образовательных ­ формирование системы знаний об экологических проблемах  современности и пути их разрешения;    воспитательных ­  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек  экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;развивающих ­ развитие системы интеллектуальных и практических умений по  изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие  стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального  (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе  как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые  вытекают из ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания  уникальности и самоценности природы.  При этом человек рассматривается как часть  природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для  человека. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной  деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды  познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными  источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность  проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие  способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных  экосистем, пропаганду ценных идей.    На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и  корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,   интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной   деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает  эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к  проблеме.    На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают   методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи   направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на  формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции  изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя  проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными  местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.    На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия  общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу ,  который позволяет представить  научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов  глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность  стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые  обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают  интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении  эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и  т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов  познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,   эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.    Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим  ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей  предмета.      Ряд методов имеет универсальное значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления;  экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты,  иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.)  позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и  отношение к ним как к лично значимым.Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,  показать  непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и  поощрение. Наказание ­ это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если  данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом  психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель  может сформировать экологически грамотную и  воспитанную  личность.