В презентации указано теория воспитания, закономерности и принципы воспитания, сущность процесса воспитания, проблемы цели воспитания, системы, формы методы воспитания. Подробно описано воспитательная система школы, теория детского воспитательного коллектива, функции, основные направления деятельности классного руководителя, планирования воспитательного процесса, методика педагогического процесса.
Теория и методика воспитания.ppt
Теория и методика воспитания
Л.С. Лебедева
Теория и методика воспитания
Материалы для
работы с детьми
Теория и методика воспитания
Содержание
Теоретические основы воспитания
Теория воспитания как составная часть педагогики
Закономерности и принципы воспитания
Сущность процесса воспитания
Проблема цели воспитания в педагогике
Содержание процесса воспитания
Система форм и методов воспитания
Воспитательная система школы
Теория детского воспитательного коллектива
Функции и основные направления деятельности классного
руководителя
Национальное своеобразие воспитания и культура
межнационального общения
Теория и методика воспитания
Содержание
Методика воспитания
Конструирование воспитательного процесса
Диагностика воспитанности
Целеполагание как основа конструирования
воспитательного процесса
Планирование воспитательного процесса
Методика организации воспитательного процесса
Анализ воспитательной работы
Методика педагогического воздействия
Теория и методика воспитания
Теория воспитания как составная часть
педагогики
Общая теория педагогики (базовая)
теория воспитания теория обучения
выводные теории
Теория и методика воспитания
Основные исходные положения
Идея всестороннего и гармоничного
развития личности
Идея всеобщности
Идея гуманистического подхода к
личности
Теория и методика воспитания
Основные понятия теории воспитания
Воспитание личности
Цель воспитания
Содержание воспитания
Формы и методы воспитания
Личность и коллектив
Теория и методика воспитания
Закономерности воспитания
Закономерность – устойчивая, повторяющаяся
связь явлений, в результате которой
обеспечивается существование и
функционирование явления.
Закономерность воспитания – объективно
существующая, устойчивая связь явлений
воспитания, обеспечивающая их существование,
функционирование и поступательное развитие.
Теория и методика воспитания
Принципы воспитания
Принцип – научное положение, которое является
руководством к действию; руководящая идея, основное
требование к деятельности.
Принцип как категория педагогического знания – это
научное положение, которое, с одной стороны, отражает
познанную и обоснованную закономерность, с другой –
предписывает, как правильно строить процесс воспитания
и обучения в соответствии с познанной закономерностью.
Принципы воспитания – это обобщенные требования к
организации и осуществлению процесса воспитания.
Теория и методика воспитания
Общие закономерности и принципы
воспитания
1. Цель, характер и содержание воспитания
определяется объективными потребностями
общества, интересами государства и правящих
классов.
принцип общественной принцип субъектности
направленности
воспитания
Теория и методика воспитания
Общие закономерности и принципы
воспитания
2. Результаты воспитания обусловлены
согласованностью педагогических воздействий,
влияния объективных и субъективных факторов
Принцип единства принцип учета индиви принцип
сочетания
воспиательных дуальных и прямых и парал
воздействий возрастных лельных
семьи и школы особенностей воздействий
Теория и методика воспитания
Общие закономерности и принципы
воспитания
3. Позитивная реакция личности на педагогические
воздействия обусловлена учетом ее
потребностей, интересов и возможностей,
уважительным и требовательным отношением
принцип принцип принцип
личностного гуманистической опоры на положи
подхода в направленности тельное в человеке
воспитании воспитания
Теория и методика воспитания
Общие закономерности и принципы
воспитания
4. Эффективность воспитания обусловлена
степенью собственной активности личности,
содержанием и способом организации
деятельности, в которую она включена
принцип принцип принцип
деятельностного стимулирования сочетания пед.
подхода в активности руководства с
воспитании личности развитием инициативы
Теория и методика воспитания
Общие закономерности и принципы
воспитания
5. Эффективность воспитания обусловлена
признанием личности как целостности
принцип принцип
целостного подхода в единства воспитания и
воспитании обучения
Теория и методика воспитания
Сущность процесса воспитания
Сущность как философская категория означает
смысл данной вещи, то, что она есть сама по
себе в отличие от всех других вещей.
Сущность – это внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех его
многообразных свойств и отношений.
Определяя сущность предмета, мы выясняем, что
отличает этот предмет от множества других и
какой признак делает предмет тем, что он есть.
Теория и методика воспитания
Процесс – это совокупность последовательных
действий для достижения какоголибо
результата.
Основные характеристики воспитания
целенаправленность
двусторонность
целостность
непрерывность
диалектичность.
Теория и методика воспитания
Особенности процесса воспитания
Многофакторный процесс
Длительный процесс
Ступенчатый процесс
Концентризм в содержании воспитания
Организаторская работа с детским
коллективом
Результаты воспитания малозаметны для
внешнего восприятия
Теория и методика воспитания
Сущность процесса воспитания заключается в
таком взаимодействии, когда воспитатель
намеренно стремится повлиять на воспитуемого.
Процесс воспитания – это специально
организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее полезную
обществу личность.
Теория и методика воспитания
Движущие силы процесса воспитания
Движущей силой всякого развития являются
внутренние противоречия.
Противоречивость процесса воспитания:
С одной стороны, происходит постоянное столкновение
противоречивых стремлений самого ребенка (желание
быть самостоятельным и боязнь остаться без помощи
взрослого), с другой, эта противоречивость сказывается в
тенденциях деятельности воспитателя (строгость и
сердечность, требовательность и снисходительность,
ограничение и предоставление самостоятельности).
Теория и методика воспитания
Противоречия процесса воспитания
Между новыми, более сложными и социально
значимыми задачами, которые следует решать
ребенку, и наличием прежнего фонда способов и
мотивов поведения;
Между внешними требованиями и внутренними
стремлениями самого ребенка;
Между целенаправленными и стихийными
влияниями, поступающими из среды.
Теория и методика воспитания
Структура процесса воспитания
Процесс воспитания
целевой содержательный организационно
результативный
деятельностный
цель задачи содержание формы методы результат
Теория и методика воспитания
Цель воспитания
Цель – мысленное предвосхищение результата
деятельности; идеальный образ желаемого
будущего результата человеческой
деятельности.
Результат деятельности – это осуществленная,
воплощенная цель, но это не означает, что
результат деятельности и цель тождественны.
Цель воспитания – это то, к чему стремится
воспитание.
Теория и методика воспитания
Процесс воспитания
Цикл педагогической деятельности
Диагностика (изучение) воспитанников
Определение задач воспитания
Проектирование, планирование воспитательной
деятельности
Организация педагогического взаимодействия
Проверка, оценка результатов
Теория и методика воспитания
Содержание воспитания
Содержание воспитания – это система знаний,
убеждений, навыков, качеств и черт личности,
устойчивых привычек поведения, которыми
должен овладеть ученик в соответствии с
поставленными целью и задачами.
Умственное, физическое, трудовое, нравственное
и эстетическое воспитание в целостном
педагогическом процессе дают возможность
достичь главной цели воспитания.
Теория и методика воспитания
Умственное воспитание – это целенаправленный
процесс формирования системы научных знаний о
природе и обществе, мировоззрения, развития
познавательных интересов, культуры умственного труда.
Основные задачи:
формирование системы научных знаний о
природе и обществе, формирование
мировоззрения;
развитие умственной деятельности;
развитие способностей к самостоятельному
познанию, формирование культуры умственного
труда;
воспитание познавательных интересов.
Теория и методика воспитания
Физическое воспитание – это целенаправленный
процесс формирования знаний по основам
физической культуры, спорта и гигиены,
спортивнофизических умений и навыков,
здорового и физически развитого организма.
укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному
физическому развитию организма;
Основные задачи:
формирование и совершенствование двигательных умений и
навыков, обучение новым видам движений;
развитие основных двигательных качеств на уровне,
оптимальном для данного пола и возраста;
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по
гигиене физических упражнений и закаливанию;
воспитание устойчивого интереса и потребности в
систематических занятиях физической культурой.
Теория и методика воспитания
Физическое воспитание
Содержание физического воспитания изложено в
программах по физической культуре для
общеобразовательных школ.
Формы организации физического воспитания –
массовые (день здоровья, спортивные
праздники), групповые (урок физкультуры,
спортивные секции), индивидуальные (утренняя
гимнастика, водные процедуры).
Теория и методика воспитания
Нравственное воспитание – это целенаправленный
процесс формирования нравственного сознания,
нравственных чувств, нравственных интересов, умений и
навыков.
Основные задачи:
сформировать у учащихся знания морали,
нравственные чувства и потребности;
выработать у них нравственные умения, навыки,
привычки и стойкий опыт нравственного
поведения.
Содержание включает знания по основам
морали, нравственные умения и навыки,
нравственные упражнения и нравственные
испытания.
Теория и методика воспитания
Методика нравственного воспитания
убеждение;
внушение;
решение жизненных практических задач
по выполнению полезных дел;
стимулирование добрых волевых
поступков, создание ситуаций успеха.
Теория и методика воспитания
Трудовое воспитание – это целенаправленный
процесс формирования психологической и практической
готовности к труду, сознательному выбору профессии.
Основные задачи:
ознакомление учащихся с основами
производства, научной организацией труда,
трудовым законодательстве;
формирование трудовых умений и навыков;
развитие моральнопсихологических и деловых
качеств личности;
побуждение к сознательному выбору профессии.
Теория и методика воспитания
Трудовое воспитание
3 элемента содержания:
знания по основам общественнополезной деятельности;
умения и навыки общественнополезной и
производительной деятельности;
опыт общественнополезной, производительной
деятельности.
Ведущее средство трудового воспитания – труд.
Теория и методика воспитания
Эстетическое воспитание – это целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности
ребенка, способного воспринимать и оценивать
прекрасное, безобразное, комическое, трагическое в
жизни и искусстве.
Задачи:
научить детей эмоциональной чуткости, богатству
красок, форм окружающего мира;
расширить эстетический кругозор и опыт ребенка;
развить эстетический вкус.
Содержание – знания по основам эстетики,
эстетические умения, навыки и опыт
деятельности по основным и прикладным жанрам
искусства, по эстетике быта.
Теория и методика воспитания
Эстетическое воспитание
Формы эстетического просвещения:
в учебном процессе – уроки музыки, живописи,
эстетики, литературы;
Во внеучебное время – факультативы
художественного цикла, искусствоведческие
кружки, кружки прикладного искусства и
художественного конструирования, лектории по
музыке, живописи, театру, кино, клуб друзей
искусства, кукольные театры, драмкружки.
Теория и методика воспитания
Система форм и методов воспитания
Форма – внешнее выражение какоголибо содержания;
структура, система организации чеголибо; совокупность
приемов и средств.
Форма воспитательной работы – это устанавливаемый
порядок организации конкретных актов, ситуаций,
процедур взаимодействия участников воспитательного
процесса, направленный на решение определенных
педагогических задач; совокупность организаторских
приемов и воспитательных средств, обеспечивающих
внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Теория и методика воспитания
Классификации форм воспитательной
работы
По количеству участников:
массовые
групповые
индивидуальные
По целевой направленности, позиции
участников воспитательного процесса:
мероприятия, дела, игры.
Теория и методика воспитания
Методы воспитания
Сущность методов воспитания – с их помощью
организуется деятельность школьников по освоению
содержания воспитания, чтобы сформировать у них
свойства личности, соответствующие цели воспитания.
Особенности методов воспитания:
воспитательное воздействие педагога и коллектива
осуществляется посредством организации разнообразной
деятельности самих детей;
педагог использует воспитательные возможности
коллектива;
методы воспитания дополняют друг друга.
Теория и методика воспитания
Методы воспитания
Методы воспитания – способы
взаимосвязанной деятельности воспитателей и
воспитуемых (Бабанский Ю.К.)
Методы воспитания – пути достижения
заданной цели воспитания (Подласый И.П.)
Методы воспитания – это всего лишь идеальная
модель, схема, план предстоящих совместных
действий педагога и воспитанников.
Теория и методика воспитания
Методы воспитания
Реализация каждого метода воспитания на
практике осуществляется через конкретные
приемы. Прием воспитания – это часть общего
метода, отдельное действие (воздействие).
Методы воспитания связаны со средствами
воспитания. Средствами воспитания являются
предметы материальной и духовной культуры,
которые используются для решения
педагогических задач.
Теория и методика воспитания
Классификация методов воспитания
методы методы методы методы
формирования организации стимулирования контроля,
сознания деятельности поведения и самоконтроля
деятельности и самооценки
беседа требование соревнование контроль
лекция приучение поощрение самоконтроль
диспут упражнение наказание оценка
пример обществ.мнение самооценка
создание воспитыва
ющих ситуаций
Теория и методика воспитания
Воспитательная система школы
Характеристики (по Ю.П.Сокольникову):
сложные образования (единство множества компонентов,
связей, отношений);
самоорганизующиеся (источник функционирования
находится в самих системах);
открытые (структуры подвержены постоянным изменениям
за счет поступающей информации, изменений состава
воспитанников и воспитателей);
динамические (происходит непрерывное развитие
функций, структуры, появления новых тенденций).
Теория и методика воспитания
Воспитательная система школы
Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и
принципов организации воспитательного процесса, методов и
приемов их поэтапной реализации в рамках определенной
социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике
выполнения социального заказа.
Система воспитательной работы – это совокупность
взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных
поставленной цели.
Воспитательная система – это упорядоченная целостная
совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых
обусловливает наличие у школы способности целенаправленно и
эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Теория и методика воспитания
Структура воспитательной системы
школы
цель, выраженная в исходной концепции;
деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
субъект деятельности, ее организующий и в ней
участвующий;
отношения, рождающиеся в деятельности и
общении;
среда системы, освоенная субъектом;
управление, обеспечивающее интеграцию
компонентов в целостную систему.
Теория и методика воспитания
Этапы развития воспитательной
системы
1 этап – этап становления (5 – 6 лет)
2 этап – этап отработки содержания деятельности
и структуры системы
3 этап – завершающий
4 этап – этап обновления и перестройки системы.
Теория и методика воспитания
Теория детского воспитательного
коллектива
А.С.Макаренко:
«Коллектив – есть целеустремленный комплекс личностей,
организованных, обладающих органами коллектива,
который объединяет людей не только в общей цели и в
общем труде, но и в организации этого труда».
«Коллектив – это социальный живой организм, который
потому и организм, что он имеет органы, что там есть
полномочия, ответственность, соотношения частей,
взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и
коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Теория и методика воспитания
Детский воспитательный коллектив
Коллектив (от лат.собирательный) –
организованная группа людей, объединенных
общими целями, профессиональными и
социальными интересами, ценностными
ориентациями, совместной деятельностью и
общением, взаимной ответственностью.
Группа – совокупность свободно объединившихся,
равно полезных друг другу людей, в процессе
кооперативного взаимодействия
удовлетворяющих личные запросы и интересы.
Теория и методика воспитания
Признаки детского коллектива
совместная устремленность к социально
значимым целям деятельности;
совместная общественнополезная деятельность
четко выраженная структура;
свои органы самоуправления;
отношения ответственной зависимости;
мажорный стиль и тон жизни коллектива.
Теория и методика воспитания
Структура школьного коллектива – это его
первичные объединения и совокупность связей,
соединяющих их в коллектив как целостную
систему.
Школьный воспитательный коллектив
Коллектив коллектив коллектив
Педагогов учащихся родителей
Класс
кружок
Теория и методика воспитания
Этапы развития коллектива
Макаренко А.С. – основа классификации –
характер предъявляемых требований:
1 стадия – требования предъявляет педагог, начинает
формироваться актив, который поддерживает требования
педагога.
2 стадия – требования предъявляет педагог и актив.
3 стадия – коллектив становится средством воспитания, весь
коллектив предъявляет требования к каждому.
4 стадия – воспитанники предъявляют требования к самим себе с
позиций общеколлективных интересов.
Теория и методика воспитания
Этапы развития коллектива
Новикова Л.И. за основу классификации берет
характер влияния коллектива на личность.
1 стадия становления коллектива в качестве инструмента
воздействия по отношению к отдельным воспитанникам.
2 стадия превращения коллектива в инструмент массового
воспитания школьников.
3 стадия перерастания коллектива в инструмент
индивидуального развития каждой личности.
Теория и методика воспитания
Этапы развития коллектива
Уманский Л.И. в своей теории поэтапного развития группы как
коллектива выделяет:
Группаконгломерат – группа малознакомых людей в силу различных
обстоятельств собравшихся вместе;
Номинальная группа – группа людей, имеющих формальный статус, а
цели, содержание деятельности задаются извне;
Группаассоциация – члены группы принимают заданные цели и условия
деятельности, устанавливают межличностные отношения;
Группакооперация – имеет формальную структуру, ее членов связывают
деловые отношения;
Группаавтономия – характерно внутреннее единство, групповая
сплоченность;
Коллектив – цель и высшая форма развития группы.
Теория и методика воспитания
Методика формирования ДВК
1 – необходимо включать всех детей в
разнообразную и содержательную совместную
деятельность;
2 – деятельность должна быть организована и
стимулирована таким образом, чтобы она
сплачивала и объединяла детей в дружный и
работоспособный коллектив.
Теория и методика воспитания
Методика работы по формированию
детского воспитательного коллектива
Предъявление требований
Построение системы перспективных
линий
Воспитание актива
Принцип параллельного действия
Формирование традиций
Теория и методика воспитания
Методика предъявления требований
Нельзя предъявлять требований невыполнимых и
непонятных детям;
Начинать целесообразнее с предъявления
элементарных требований, постепенно усложняя;
Нельзя предъявлять сразу много требований;
Требования обязательно должны быть доведены
до конца;
Наряду с требованиями должно идти
нравственное просвещение детей.
Теория и методика воспитания
Система перспективных линий
Перспектива – это цель, способная вовлечь
детей в совместную деятельность.
3 вида перспектив:
близкая затрагивает личные интересы каждого
ребенка; средняя социально значимая,
требует от детей применения значительных трудовых и
волевых усилий; дальняя наиболее значимая и
отдаленная цель, обычно связывается с какимито
жизненными планами личности.
Теория и методика воспитания
Принцип параллельного действия
Воспитательное влияние на учеников, по мнению
А.С.Макаренко, должно быть не прямым, а
опосредованным параллельным действием, т.е.
осуществляемым через коллектив. Воспитатель
должен влиять на коллектив, не выдвигая
сущность своей педагогической позиции на
первый план.
Теория и методика воспитания
Традиции коллектива
Традиция заключает в себе основные устремления
коллектива, отношения, которые в нем сложились. Суть их
в том, что они выражают отношение членов коллектива к
своей организации, заботу о ней, чувство ответственности
и стремление к сплоченности всех участников
объединения.
Условия превращения той или иной формы деятельности в
традиционную – смысловое содержание,
привлекательность и эмоциональность.
Укрепление традиций говорит о новом уровне в развитии
коллектива.
Теория и методика воспитания
Основные задачи деятельности
классного руководителя
организация воспитывающей и развивающей
деятельности (исходная задача);
организация и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психологопедагогических
условий для развития личности;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов учащихся;
формирование у учащихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров.
Теория и методика воспитания
Функции классного руководителя
организационнокоординирующие
коммуникативные
аналитикопрогностические
контрольные
Теория и методика воспитания
Основные направления деятельности
классного руководителя
изучение учащихся;
организация и воспитание коллектива;
повышение качества знаний и укрепление
дисциплины;
организация и проведение внеурочной
воспитательной работы;
координация воспитательной деятельности
учителей;
работа с родителями.
Теория и методика воспитания
Национальное своеобразие
воспитания
проявляется у каждого народа на уровне
отличительного и самобытного – культура, язык,
обычаи, традиции.
Национальное своеобразие выражается в умении
выстраивать взаимоотношения, налаживать
сотрудничество, т.е. в культуре
межнационального общения.
Теория и методика воспитания
Культура межнационального
общения
интеграционное качество личности, включающее знания о
культуре, традициях и обычаях других народов;
уважительное и толерантное отношение к иным точкам
зрения и ценностям;
умение преодолевать трудности в общении с членами
различных этнических общностей;
признание, понимание и принятие особенностей человека
и народа в целом;
реализация во взаимодействии, в передаче опыта и
культурного наследия от поколения к поколению.
Теория и методика воспитания
Конструирование воспитательного
процесса
ЛОГИКА (ЭТАПЫ) КОНСТРУИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Диагностика
Целеполагание
Прогнозирование
Проектирование
Планирование
Теория и методика воспитания
Диагностика (способность распознавать) –
процесс постановки диагноза.
ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ
Цель
Программа изучения
Выбор методов изучения
Реализация программы изучения
Анализ полученных результатов
Постановка диагноза
Теория и методика воспитания
Диагноз в педагогике – это оценка общего состояния
педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или
иной момент его функционирования на основе целостного
обследования, т.е. с помощью диагноза устанавливается уровень
воспитанности, развития школьников.
Функции диагностики:
информационная
оценочная
корректирующая
Теория и методика воспитания
Виды педагогической диагностики
начальная диагностика
текущая диагностика
обобщающая диагностика
Теория и методика воспитания
Этапы процесса целеполагания
диагностика
анализ
проблема
цель
задачи
Теория и методика воспитания
Знание личности учащегося, особенностей класса
как коллектива, составляющие основу
педагогического диагноза, являются необходимой
предпосылкой для целеполагания.
Целеполагание – процесс выработки цели через
мысленное использование средств и способов ее
достижения и обоснование цели как важнейший
акт ее реализации.
Постановка цели влечет за собой ее
конкретизацию – определение стратегических и
тактических задач воспитания.
Задача – описание желаемого состояния,
качественного изменения, т.е. описание
планируемого, ожидаемого поведения учеников.
Теория и методика воспитания
Алгоритм целеполагания
Выдвижение и обоснование воспитательной цели
Определение путей достижения выдвинутой цели
Определение ожидаемого результата
Теория и методика воспитания
Требования к целеполаганию
диагностичность
реальность
преемственность
идентификация целей
направленность на результат
Теория и методика воспитания
Прогнозирование – процесс получения опережающей
информации об объекте, опирающийся на научно
обоснованные положения и методы. Результат –
конкретизация цели в системе воспитательных задач.
Прогнозирование и целеполагание – база для
педагогического проектирования.
Проектирование – процесс создания проектов.
Педагогическое проектирование – содержательное,
организационнометодическое, материальнотехническое
и социальнопсихологическое оформление замысла
реализации целостного решения педагогических задач.
Теория и методика воспитания
Планирование воспитательного процесса
Итог конструирования воспитательного процесса –
материализация проекта педагогической деятельности в
виде плана.
План – определенный порядок, последовательность в
изложении чеголибо; намеченная на определенный период
работа с указанием ее целей, содержания, объема,
методов, последовательности, сроков выполнения; замысел,
предусматривающий ход, развитие чеголибо.
План –это документ, указывающий содержательные
ориентиры деятельности, определяющий ее порядок,
объем, временные границы.
Теория и методика воспитания
Функции плана
направляющая (конкретные направления и виды
деятельности);
прогнозирующая (отражает замысел);
организаторская (отражает средства организации
деятельности и указывает порядок деятельности);
контрольная;
репродуктивная (воспроизводящая).
Теория и методика воспитания
Требования к плану воспитательной
работы
целенаправленность
конкретность
учет интересов воспитанников
реальность, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся
разнообразие содержания, форм и методов
оптимальное сочетание просвещения и организации
деятельности детей
связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее
гибкость плана
Теория и методика воспитания
Виды планов воспитательной работы
общешкольный, план классного руководителя
перспективный, календарный, перспективно
календарный
план на учебный год, на четверть, на месяц, на
неделю
план воспитательного мероприятия
Теория и методика воспитания
Структура плана воспитательной работы
характеристика класса
воспитательные задачи на определенный
период
работа с ученическим коллективом (календарь
основных воспитательных мероприятий)
взаимодействие с учителямипредметниками
работа с родителями
Теория и методика воспитания
Этапы планирования
1 этап: подготовительный;
2 этап: аналитический – диагностика,
обобщение результатов анализа;
3 этап: моделирующий – целеполагание,
коллективное планирование;
4 этап: заключительный (оформительский) –
выбор структуры плана и его оформление.
Теория и методика воспитания
Цикл работы классного руководителя
диагностика
планирование
организация работы
анализ результатов
Теория и методика воспитания
Методика организации воспитательной
работы
Организаторская деятельность – это
деятельность по обеспечению условий
протекания процесса воспитания,
осуществляется через формы организации.
Теория и методика воспитания
Условия выбора форм и методов
воспитания
учет воспитательных задач
содержание работы
учет возрастных особенностей учащихся
уровень сформированности коллектива
учет индивидуальных особенностей учащихся
условия воспитания
уровень педагогического мастерства
Теория и методика воспитания
Воспитательное мероприятие – это любая организованная
внеурочная деятельность учащихся, ограниченная временными,
содержательными и другими рамками, направленная на
реализацию цели и задач воспитания.
Любое воспитательное мероприятие является процессом,
поэтому имеет определенные этапы, стадии, фазы,
которые взаимодействуют между собой.
Этапы воспитательного мероприятия:
анализ обстановки и формулировка цели;
планирование;
организация воспитательного воздействия на коллектив;
заключительная фаза воспитательного мероприятия.
Теория и методика воспитания
Алгоритм подготовки и проведения
формы воспитательной работы
определение цели и задач
выбор формы воспитательной работы
создание психологического настроя
предварительная подготовка
проведение мероприятия
заключительный этап – педагогический анализ
Теория и методика воспитания
Анализ – это всесторонний разбор,
рассмотрение чеголибо
Педагогический анализ – функция управления
школой, направленная на изучение состояния,
тенденций развития, объективную оценку
результатов педагогического процесса и
выработка на этой основе рекомендаций по
упорядочению системы или переводу ее в более
высокое состояние.
Анализ тесно связан с целеполаганием,
прогнозированием, планированием
воспитательной работы.
Теория и методика воспитания
Требования к проведению анализа
воспитательной работы
Объективность
Рассмотрение явлений в их взаимосвязи
Учет принципа «главного звена»
Комплексный подход
Планирование аналитической деятельности
Участие в аналитической деятельности всех
членов педагогического коллектива
Теория и методика воспитания
Признаки эффективности анализа форм
воспитательной работы
Четко сформулированные цель и задачи анализа
Программа наблюдения за реализацией данной формы
Выделение в процессе анализа основных частей работы
Определение взаимодействия этапов работы
Определение места и роли формы воспитательной работы
в системе деятельности коллектива
Выводы и оценка качеств проведенной работы делаются
на основе конечного результата
Формулировка конкретных предложений по устранению
недостатков
Теория и методика воспитания
Методика педагогического воздействия
Назначение – вызывать и стимулировать или
прекращать и тормозить ту или иную
деятельность воспитанников, проявление ими
тех или иных нравственных качеств.
Основные методы – требование, система
перспективных линий, поощрение и наказание.
Теория и методика воспитания
Требование
Содержание требования выражается в ясной
словесной формулировке в виде «команды» либо
со всей очевидностью подразумевается.
Виды требования
непосредственное опосредованное
Теория и методика воспитания
Формы требования
прямое косвенное
Характерные черты прямого требования
позитивность;
инструктивность;
решительный тон.
Теория и методика воспитания
Косвенные требования
положительные нейтральные отрицательные
просьба совет осуждение
доверие намек недоверие
одобрение условное угроза
игровое оформление
Теория и методика воспитания
Перспектива – цель, способная вовлечь
детей в совместную деятельность
Перспектива обеспечивает стимулирование
деятельности детей путем выдвижения перед ними
увлекательных, значимых целей.
Виды перспектив
близкая средняя далекая
Теория и методика воспитания
ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВ
Близкая перспектива – это «завтрашняя радость»,
есть у каждого ребенка.
Средняя перспектива заключается в
стремлении ребенка к какомуто событию,
значительно отдаленному во времени.
Далекая перспектива – это то, к чему
стремится коллектив или человек в течение
длительного периода, а иногда и всей своей
жизни.
Теория и методика воспитания
Виды наказания
Наказания, связанные с наложением
дополнительных обязанностей
Наказания, связанные с лишением или
ограничением определенных прав
Наказания, связанные с выражением морального
порицания, осуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.