На протяжении веков мы работали и продолжаем работать в рамках традиционной мыслительной системы. Мы убеждены, что она является единственно возможной. Нам кажется очевидным, что истина и здравый смысл являются абсолютами, для которых не может быть альтернативы и за пределы которых вырваться нет возможности. Очевидно также, что эти абсолюты востребованы самой системой. Правильно в связи с этим и разумно, что мы имеем систему, основанную на истине и здравом смысле.
На протяжении веков мы работали и продолжаем работать в рамках
традиционной мыслительной системы. Мы убеждены, что она является
единственно возможной. Нам кажется очевидным, что истина и здравый
смысл являются абсолютами, для которых не может быть альтернативы и за
пределы которых вырваться нет возможности. Очевидно также, что эти
абсолюты востребованы самой системой. Правильно в связи с этим и разумно,
что мы имеем систему, основанную на истине и здравом смысле.
По мере дальнейшего проникновения в суть самоорганизующихся систем
обнаруживается, что нейронные сети могут работать по аналогичному
принципу. Очень простая модель самоорганизующейся нейронной сети,
представленная в данной книге, показывает, как малое число вариантов
взаимодействия способно привести к сложнейшему поведению. Можем ли мы
просто игнорировать тот факт, насколько далеко это продвигает нас вперед,
к пониманию механизмов работы человеческого мозга? Следует ли нам
упорствовать в своем высокомерном невежестве на том основании, что такое
понимание может внести некоторую сумятицу в нашу устоявшуюся жизнь?
Выводы, вытекающие из теории самоорганизующихся систем, весьма
многообразны в отношении понимания восприятия и наших традиционных
мыслительных привычек. В настоящей книге я попытался обозначить
некоторые из них. В каждом таком случае я не более чем обрисовал
соответствующий вывод, не вникая в детали. Есть два рода выводов. Первый
касается понимания работы восприятия, сюда относятся такие вещи, как
юмор, креативность, водосборная площадь и цикличность убеждений/веры.
Это позволяет нам уяснить для себя, почему восприятия так важны, а также
обычно настолько искажены. Второй род выводов касается недостатков
нашей традиционной мыслительной системы с ее абсолютами, категориями,
тождеством и взаимоисключениями. Можно легко видеть, как несовершенства
такой системы привели к значительным проблемам в межчеловеческих
отношениях (войны, расизм и так далее) и не дали нам возможности добиться
значительного прогресса в совершенствовании таковых.
На данном этапе мы оказались перед выбором: либо попросту целиком
игнорировать все, что я написал, либо взяться доказать, что это неверно (по
крайней мере, в определенной степени). Очевидно, что рассматриваемый
вопрос столь фундаментален, что мы будем вынуждены возвращаться к нему
снова и снова. Нельзя уже просто отбросить в сторону самоорганизующиеся
системы, коль скоро мы узнали, что это такое.
Можно принять то, что было сказано, по меньшей мере в общих чертах, если
не во всех деталях. Мы можем принять это, а затем все начисто забыть, чтобы
продолжать жить с нашей традиционной системой, как будто ничего не
произошло. Однако мысль, однажды пришедшая в голову, уже не может быть
изгнана. Поэтому где-то в отдаленных уголках сознания будут расти
сомнения по поводу высокомерности и самоуверенности нашего
традиционного мышления.
С одной стороны, предложенная модель обеспечивает и в самом деле
стоящее описание работы мозга. С другой стороны, модель демонстрирует
нам то, насколько большая неразбериха царит у нас в мозге, и то, что мозг неявляется надежным инструментом. Поэтому нам следует преклоняться перед
древнегреческими мыслителями, подарившими нам мыслительную систему (с
ее абсолютами и логикой), позволяющую практически мыслить и
осуществлять прогресс. Большинство людей будут склонны считать именно
так, но им придется ответить на изначальный вопрос: почему наши
достижения в области межчеловеческих отношений ничтожны в сравнении с
достижениями в технической сфере?
Существует еще одна точка зрения, согласно которой описанная в книге
модель имеет дело с восприятием и только в таком качестве способна
принести большую пользу. Затем можно отметить, что другим важным
аспектом мышления является обработка данных (логика, математика и тому
подобное), и мы конструируем искусственные системы, с помощью которых и
обрабатываем наши восприятия. Это удовлетворительная точка зрения, но
она подразумевает, что логике нужно сдавать позиции. Поскольку мы никогда
не понимали восприятия, то попытались применить логику традиционного
мышления непосредственно к окружающему нас миру. Коль скоро мы
признаем, что восприятие идет первым, нам необходимо уделить гораздо
больше времени и внимания изучению логики восприятия, потому что это
чрезвычайно важно. После этого до нас наконец дойдет, что значительная
часть нашего мышления на самом деле осуществляется на стадии
восприятия.
Я был бы очень доволен, если бы мы всего лишь убедились в том, что
восприятие является очень важной частью мышления. Как только мы это
осознаем, нам откроется также, что привычки настольной логики в рамках
нашей традиционной мыслительной системы на деле работают
неудовлетворительно (что я и постарался показать в настоящей книге), что
нам необходимо добиваться лучшего понимания восприятия и развития
специальных мыслительных навыков (например, программа CoRT в школах).
Восприятие становится новой областью знания, в рамках которой нам
необходимо работать.
В этом состояла цель настоящей книги: привлечь внимание читателя к
значению восприятия.