Урок географии в 6 классе
Тема: Тепло в атмосфере. Зависимость температуры воздуха от географической широты
Цели: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года, сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, сформировать умение построения графиков хода температур, продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация знаний: Слайд 2.,3,
Постановка цели: Слайд 5. Что нам надо изучить?
Изучение новой темы:
Слайд
6
(этап урока)-/Что нужно изучить.
Сегодня мы познакомимся с закономерностями распределения солнечного света и
тепла..
Слайд 7. Солнечные лучи распространяются прямолинейно. Утро…Светит солнце, но температура воздуха ещё не высока, отличается от Т. в обед. Почему? Как нагревается воздух?
Воздух нагревается от поверхности Земли.
Слайды 8. Посмотрите, под каким углом падают лучи на Землю в течение дня.. Какое это имеет значение- найдите ответ в тексте учебника на стр.132, во 2 абзаце.
Т. воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.
(проговорите, связав угол падения солнечных лучей и температуру)
Но Т. меняется не только в течение суток. Вы знаете, что Т.разная в разных местах нашей планеты, т. е. на разных широтах.. Почему?
Слайд 9
Из-за шарообразности Земли при движении от экватора к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей. (Слайд 10)
Слайд 11– Тропические широты
Слайд 12– Умеренные широты
Слайд 13– Полярные широты
Из-за неравномерного распределения, поступающего от Солнца света и тепла земную поверхность и то, что земная ось имеет наклон и в течение года она поворачивается к Солнцу то северным, то южным полушарием, разделяют Землю на 5 поясов освещенности (экваториальный (тропический), 2 – умеренных, 2 – полярных). – Пояса освещенности- Слайд 14
Границами
между ними служат тропики и полярные круги.
Учащиеся записывают в тетрадь : Слайд 15,16 табл.
Северный тропик – 23,5ос.ш., лучи Солнца падают отвесно 1 раз в год
– 22 июня в северном полушарии.
Южный тропик – 23,5ою.ш., лучи Солнца падают отвесно 1 раз в год –
22 декабря в южном полушарии.
Северный и Южный полярные круги – это параллели 66,5ос.ш. и
66,5ою.ш. (22 декабря и 22 июня) бывает полярный день и полярная
ночь до полугода- на полюсах.- Слайд 17
Поэтому в положении Земли выделяют следующие даты:
Дни солнцестояния: (самое высокое и самое низкое положение Солнца): 22 июня -День летнего солнцестояния, С.в зените над сев.тр., на п.к.-пол. день
22 декабря- день зимнего солнцестояния, С. В зените над юж.тр., на пол.кр.-пол.ночь
Дни равноденствия (день равен ночи)
21 марта- день весеннего равноденствия
23 сентября- день осеннего равноденствия.
По широте можно определить угол падения солнечных лучей- учебник стр.134- мелкий шрифт.
22
июня. Солнце в зените на сев. Тропике- 23,5°, Москва - 56° с.ш., 56- 23,5=
32,5° -разница градусов. Макс.угол падения с.л.-90°. 90° -32,5°= 57,5 °
А ходили по асфальту и по траве босиком? Что теплее? –
Слайд 18
ПОДВЕДЁМ ИТОГ: Слайд 19
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С , а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Воздух
нагревается от поверхности Земли, теплый воздух поднимается вверх, чем выше,
что с температурой?
Чем выше, тем Тем.ниже.- Слайд 20 На каждые 1000
м Темп.понижается на 6°. У подножия гор +30°, какая будет темп. На высоте 3000
м. ? (+12°)
Температуры воздуха можно проанализировать.
- Амплитуда и Ср. температура. Показа прибор для измерения температуры- термометр.
Амплитуда- слайды 21,22 Попробуйте дать определение, помните о правилах составления определения.
Учебник стр.130- min и max. Температуры на Земле.
Ср.темп.- слайд 23
И
изменение темп. Можно показать на графике.- учебник стр.130
Закрепление:
Слайды
№ 24-27
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.