ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Урок в 8 классе.
Тема: Экологические проблемы использования тепловых машин.
Цели урока: показать значение тепловых двигателей в жизни человека, развивать творческую инициативу, способствовать формированию научной картины мира, сосредоточить внимание на глобальной планетарной проблеме современной цивилизации - экологии, формировать умения работать с дополнительной литературой, интерес учащихся к предмету, воспитывать активность, самостоятельность, культуру речи,
Оборудование: модель двигателя внутреннего сгорания ( ДВС), модель паровой турбины, слайды с различными видами тепловых двигателей и их строением.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Сообщение темы и целей урока. Учитель: Охрана природы – важная задача для всех и каждого, ведь продвижение цивилизованного мира вперед ведет к неизбежным трудностям и рискам в вопросе загрязнения окружающей среды. Мы хозяева на нашей планете, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами для жизни. «Изобретения ученых не должны бороться с законами природы, а должны использовать их». Среди социальных опасностей одно из первых мест занимают экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин.
2. Проверка основных понятий предыдущих уроков.
1. Перечислить известные вам тепловые двигатели.
2.Можно ли внутреннюю энергию целиком превратить в механическую?
3.Какие физические явления происходят при сгорании горючей смеси в ДВС?
4.Какую роль играет маховик в ДВС?
5.Какой вид механической энергии водяного пара используется в паровых турбинах?
6. Каков Максимальный КПД тепловой машины?
3.Изложение программного материала.
Тепловые двигатели – самые распространенные двигатели в мире.
1.Почему? Учащиеся: создают комфортные условия быстрого передвижения, способствуют экономическому развитию страны.
2. А есть ли у тепловых двигателей недостатки?
· загрязняют атмосферу;
· из воздуха используют кислород;
· выделяют углекислый газ;
Тепловые машины широко используются в народном хозяйстве. Мощные паровые турбины на тепловых и атомных электростанциях приводят в движение роторы генераторов электрического тока. Приблизительно 60% всей электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых электростанциях. Железными дорогами передвигаются мощные тепловозы, водными путями -теплоходы.
Грузы и пассажиров перевозят миллионы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Турбовинтовые, поршневые и турбореактивные двигатели установлены на самолетах и вертолетах. С помощью ракетных двигателей осуществляются запуски искусственных спутников Земли, космических станций.
Ежедневно мы имеем дело с двигателями, Именно появление и широкое использование тепловых машин быстро продвинуло вперед промышленность
Двигатель внутреннего сгорания есть основа механизации производственных процессов в сельском хозяйстве, их используют на тракторах, комбайнах, насосных станциях.
Человек, используя автомашины, производство и применение газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении, - катастрофически разрушающе действует на окружающую среду.
При сжигании угля и нефти в атмосферу выделяются азотные и серные соединения, губительные для человека. Сжигаемые вещества увеличивают концентрацию углекислого газа в атмосфере. Это, в свою очередь, ведет к возникновению «парникового эффекта». Всемирное потепление становится реальной опасностью. Дальнейшее повышение температуры угрожает таянию ледников и катастрофическому повышению уровня мирового океана.
Также фактором негативного влияния на природу служит употребление двигателями внутреннего сгорания большого объема кислорода и выброс в атмосферу продуктов сгорания, которые содержат вредные вещества. Вред, связанный с применением тепловых двигателей давно доказан.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин, пытаются решать все страны. Вводятся новейшие энергосберегающие технологии по усовершенствованию тепловых двигателей. В результате энергопотребление на производство одной и той же продукции значительно снижается, уменьшая вредное действие на экологию. Уменьшить негативное влияние на окружающую среду от тепловых механизмов можно путем их доработки и более рационального использования.
Также разрабатываются новые системы фильтрации, а также вторичное использование отработанного дыма или выхлопных газов. Системы замкнутого цикла позволяют увеличить количество полезной работы одновременно с уменьшением выброса вредных веществ в атмосферу.
Автомобильная промышленность сегодня развивается в направлении экологически чистых машин, работающих не на бензине. Массово перевести населения на безопасные варианты двигателей – оптимальное, но трудновыполнимое решение.
Человечеству стоит понять, что ресурсы и возможности планеты ограничены. Бесконечно засорять Землю не получится. В конечном итоге мы можем подойти к такой точке невозврата, когда наши действия не принесут эффекта. Задача сегодня – сохранить природу для себя и будущих поколений.
Организация деятельности учащихся по рефлексии. 5 минут.
Давайте подведем итог. Составьте, пожалуйста, кластер - карту причин и следствий по рядам. Ключевое слово карты задано: экология транспорта. Учащиеся в группах составляют кластеры, вывешивают их доске.
Домашнее задание: написать краткое сочинение на одну из тем:
1.» Новые виды транспорта».
2. « Автомобиль будущего» .
Выставление отметок за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.