Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6 г. Донецка»
Номинация:
«Открытое мероприятие для детей»
Авторы работы:
учитель русского языка и литературы
Король Наталья Васильевна,
учитель истории и обществознания
Литовченко Наталья Анатольевна
Донецк – 2019 г.
Тема мероприятия: Teрритория единства
Цель: формирование важнейших ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятия «Родина» (малая и большая), «единство», опираясь на традиции и обычаи, историческую память, пространственно-географические представления школьников;
Развивающие: повысить интерес подрастающего поколения к изучению истории, культуры родного края; содействовать пополнению духовного опыта созидательной любви донбассовцев к своей школе, городу, республике;
Воспитательные: формировать активную гражданскую позицию и правовую культуру учащихся; воспитывать патриотические чувства, толерантность и ответственность за социальный выбор;
Метапредметные: содействовать формированию целостной картины мира, сознательной организации своей деятельности при выполнении художественно-творческих заданий и представлении результатов в различных формах; коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Тип занятия: метапредметный урок.
Форма: игровые аттракционы «Донбассленд».
Использованные образовательные технологии:
1) технология совместного обучения;
2) проблемно-диалогическая технология;
3) игровая технология.
Формируемые УУД:
Личностные результаты: заинтересованность не только в личном успехе, но и в активном и созидательном участии в общественной жизни, в процветании своей страны; формирование жизненных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, семейных ценностях, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Метапредметные результаты: освоение и использование обучающимися на практике метапредметных понятий «родина», «малая родина», «единство»; пополнение опыта эффективной организации учебной и творческой групповой деятельности (развитие умения ставить для себя новые познавательные задачи и выбирать нестандартные способы их решения, выстраивания толерантных взаимоотношений внутри группы); овладение основами самоконтроля, умения строить логически завершенное высказывание, владение монологической контекстной речью); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Эпиграф: Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей. (Толстой Л. Н.)
Сценарий мероприятия:
Ведущий 1:
Доброе утро, ребята! Мы с вами собрались для проведения необычного мероприятия, где будут задействованы все ваши знания и опыт из области уроков гражданственности Донбасса, литературы, обществознания, истории, географии. Вам будет предложено участие в разнообразных игровых аттракционах единственного в мире «Донбассленда».
Представляем наших игроков: «Ашки-шестиклашки», «Ашки-одинадцатиклашки», «Патриоты Донецка», «Дружная семья», «Жители Калиновки», «Молодцы-донбассовцы» (в составе групп учащиеся 6-А и 11-А классов, родители 6-А кл.).
Добро пожаловать в Донбассленд!
Ведущий 2:
Представляем вашему вниманию правила поведения в нашей игровой стране:
1. Принять участие в работе аттракционов можно только в составе групп, имеющих тематические названия, которые будут использованы в одном из игровых аттракционов.
2. Выбор вида аттракциона будет осуществляться с помощью «шляпы-распределителя» (перед каждой игрой поочередно будет приглашаться представитель от одной из групп).
3. Во время игры следует быть доброжелательными, активными, тактичными, обладать командным духом и иметь хорошее настроение.
Ведущий 1:
Перед началом нашей игры, предлагаем провести небольшую разминку с помощью «мяча – говоруна», который, как известно, «отличается умом и сообразительностью».
Как часто мы слышим слова «Родина», «малая Родина». А с чем вы ассоциируете эти понятия? Давайте сейчас это и выясним. Прошу всех встать в круг (можно образовать два круга: внутренний и внешний).
Ведущий бросает «мяч-говорун» любому стоящему в кругу, поймавший должен быстро назвать свою ассоциацию к слову Родина.
Ведущий 2:
Разминка показала вашу полную готовность к участию в игровых аттракционах. Молодцы!!!
Занимайте свои игровые места в «Донбассленде».
Приглашаем одного представителя от группы… (в каждом раунде игры ведущий называет поочередно одну из групп) для определения названия первого (второго, третьего, четвертого, пятого, шестого) аттракциона.
(Виды игровых аттракционов смотрите в приложении.)
Ведущий 1:
Наше путешествие по станциям «Донбассленда» приближается к концу. В завершении каждой группе предлагается поразмышлять над словами Л.Н.Толстого, которые являются эпиграфом к нашему игровому мероприятию: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей». (Толстой Л. Н.)
Предложите свои аргументы в защиту или опровержение предложенной вам цитаты.
В словаре С.И. Ожегова дается следующая трактовка понятию «единство»:
1) общность, полное сходство (единство взглядов);
2) цельность, сплоченность (единство нации);
3) неразрывность, взаимная связь (единство теории и практики).
Для достижения успеха, как в нашей игре, так и в современной жизни, необходимо в комплексе учитывать и использовать все три значения слова «единство». Только общность, цельность и взаимосвязь членов любого коллектива, а также неразрывная связь всех поколений обеспечит беспрерывный общественный прогресс и светлое будущее нашей страны.
Ведущий 2:
Для завершения игрового мероприятия все участники приглашаются в круг под названием «От сердца к сердцу». Нет сомнения в том, что все донбассовцы – сильные духом люди, которые верят в добро, надеются на справедливость, любят и ценят родной край, развиваются и растут вместе со своей Республикой.
Как мы сегодня выяснили, наша сила – в единстве, поэтому сейчас предлагаем вам еще раз передать свою любовь и частичку теплоты, став в один круг, крепко взявшись за руки. Пусть общая энергия донбасских сердец поможет каждому из нас совершенствоваться на благо нашей славной Родины. Не зря в неофициальном гимне футбольного клуба ЦСКА есть такие слова: «Пока мы едины – мы непобедимы!»
Спасибо всем за участие!
Приложение
Игровые аттракционы «Донбассленда»
1. Колесо обозрения
Каждой группе игроков раздается по одной из букв, составляющих слово «Донбасс». За определенный ведущими промежуток времени (3-5 мин.) участникам игры необходимо подобрать и записать максимальное количество слов, отражающих особенности и достопримечательности нашей Родины.
Образцы ответов:
Д – дружный, доблестный.
О – отважный, особенный.
Н – неповторимый, независимый.
Б – боевой, богатый.
А – активный, авангардный.
С – смелый, справедливый.
С – свободолюбивый, самостоятельный.
2. Исторические виражи
Участникам игры предлагается решить филворд («венгерский кроссворд»).
Филворд (от английского «fill» - «заполнять», «word» - «слово») - это головоломка, для решения которой следует найти слова, спрятанные в квадратной сетке с буквами.
Слова не пересекаются и читаются по ломаной линии, которая может изгибаться только под прямым углом. Каждая буква может быть использована только в одном слове.
Задание:
1. Выделите в филворде цветным маркером и выпишите 8 слов, имеющих отношение к истории Донецкого края.
2. Кратко объясните, как названные вами слова связаны с Донетчиной.
3. Укажите ключевое слово, составлено из первых букв найденных вами слов.
|
|
Ответы:
· Евсеев - Донецкий краевед;
· Донбасс – Донецкий угольный бассейн;
· Иловайск – город Донецкой Народной республики;
· Новороссия – государственное образование, в состав которого входила часть земель Донецкого края в годы правления Екатерины II и Павла I;
· Сарматы – кочевники, пребывавшие на территории Донецкого края;
· Тор – одно из первых названий современного города Славянска;
· Ворошилов – русский революционер, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов СССР, в честь которого назван один из районов города Донецка;
· Освобождение – часть названия Донецкого проспекта (проспект Освобождения Донбасса) и важного для дончан праздника (День Освобождения Донбасса).
Ключевое слово: ЕДИНСТВО
3. Литературные горки
Группам в течение двух минут нужно составить небольшой связный рассказ с использованием всех названий игровых команд. По окончании, представитель от каждой команды зачитает полученное творение.
Образец 1:
Наша «Дружная семья» посетила аттракционы «Донбассленда». «Патриоты Донецка» поведали нам интересную историю из жизни Донбасса. С известиями из Калининского р-на пришли «Жители Калиновки». «Ашки-6-клашки» и «Ашки-11-клашки» выступали вместе с «Молодцами-донбассовцами». Было весело!
Образец 2:
В нашей «Дружной семье» «Жителей Калиновки» проходило мероприятие для
«Патриотов Донбасса». «Ашки- 6-клашки» и «Ашки-11-клашки» работали сплочённо и
быстро, как «Молодцы-Донбассовцы».
Образец 3:
Все «Жители Калиновки» – «Патриоты Донецка»! В «Дружной семье» нашей школы особенно выделяются «Ашки- 6-клашки» и «Ашки-11-клашки», потому что они - «Молодцы-донбассовцы»!
4. Правовой аттракцион
Группам игроков раздаются карточки, на которых записаны названия проектов законов, действующих на игровой территории единства. Игрокам за 3-5 минут необходимо предложить свою интерпретацию предложенных законов. В конце обсуждения один из представителей оглашает мнение всей группы.
Далее предлагается утвердить проекты законов, воспользовавшись правом на голосование, а также передать эти законы в орган ученического самоуправления Гимназии № 6 для их утверждения.
(Происходит голосование и вручение проекта Кодекса представителю ученического самоуправления Гимназии № 6.)
Проекты законов игровой территории единства:
1. Закон любви;
2. Закон справедливости;
3. Закон добра;
4. Закон толерантности;
5. Закон благодарности;
6. Закон чести.
5. Карусель «Орбита»
Игроки совершают «виртуальное путешествие» во времена Ноя, чье имя в Библии истолковано как «успокаивающий, умиротворяющий». Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода.
По библейскому приданию, Ной выпустил голубя из своего ковчега для того, чтобы узнать, сошла ли вода с Земли. Вскоре голубь прилетел обратно с доброй вестью, держа в клюве свежий лист оливы. Поэтому, с античных времен, именно оливковая ветвь в клюве белого голубя символизирует мир, благополучие и мудрость.
Предлагаем вам представить себя современными посланниками мира. Для осуществления своей миссии составьте тематические пожелания родным, близким, гостям. Созданные работы вы можете подарить любому из присутствующих в нашей игровой стране. Таким образом, мы выйдем на «орбиту» мира, мудрости и благополучия, по которой первым совершил полет библейский голубь Ноя.
Желаем все удачи!
6. Музыкальная шкатулка
Вначале игрокам предлагается вспомнить историю создания замечательной песни, ставшей визитной карточкой нашего края, а затем спеть её в караоке. («Спят курганы тёмные».)
История создания песни:
Лирическая песня «Спят курганы тёмные» написана в 1939 г. для кинофильма «Большая жизнь» поэтом Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским. Содержание песни соответствует одной из сюжетных линий фильма — вливанию в трудовой коллектив молодого парня. После выхода фильма, песня неоднократно издавалась на пластинках и компакт-дисках в исполнении Марка Бернеса.
В знак благодарности шахтёры подарили Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок из песни.
Песня некоторое время была гимном г. Макеевка Донецкой области.
Список использованной литературы:
1. Конституция Донецкой Народной Республики;
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 августа 2018 года, регистрационный № 2722);
4. Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»);
5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №94 от 22.06.2015 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»);
6. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №832 от 16.08.2017 «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»);
7. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №815 от 03.08.2016 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»);
8. Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 230 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html - Энциклопедии, словари, справочники;
2. http://www.socionet.ru - Соционет: информационное пространство по общественным наукам;
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - История создания песни «Спят курганы тёмные».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.