Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.
А1. Первоначально культурой называли:
1) ораторское искусство
2) умение рисовать
3) способы возделывания почвы
4) Воспитанность
А2. Культура в широком смысле слова - это:
1) все виды преобразовательной деятельности
2) виды искусства
3) производство духовных ценностей
4) образованность человека
А3. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
1) появление новых произведений искусства
2) углубление знаний о культуре
3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению
4) реставрацию памятников культуры
А5. Спецификой массовой культуры является:
1) зрелищность
2) доступность
3) оригинальность
4) узнаваемость
А6. Верны ли следующие суждения?
А. Элитарная культура враждебна массовой.
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба неверны
А7. Верны ли следующие суждения?
А. Наука - это система знаний
Б. Наука - это производство знаний.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
А8. Система образования регулируется:
1) государством
2) обществом
3) социальной группой
4) отдельными людьми
А9. Гуманизация образования - это:
1) уменьшение учебной нагрузки
2) возможность получить образование в другой стране
3) внимание к индивидуальным особенностям личности
4) свободное посещение, занятий
А10. К мировым религиям не относится:
1) христианство
2) буддизм
3) иудаизм
4) ислам
А11. Искусство в широком смысле слова - это:
1) высокий уровень мастерства
2) художественное отражение действительности
3) правильное отражение действительности
4) все вышеперечисленное
А12. Мировоззрение формируется под влиянием:
А. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
В. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
1) верно А и Г 2) верно А В Г
3) верно В и Г 4) верно А Б В Г
А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
А14. Осознание личностью своей значимости называется:
1) честью
2) достоинством
3) уважением
4) признанием
А15. Нормы морали охраняются:
1) государством
2) обществом
3) церковью
4) политическими партиями
А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
1) национальной культуры
2) элитарной культуры
3) массовой культуры
4) народной культуры
А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
1) культурно-мировоззренческую
2) производственную
3) социальную
4) нравственную
А18. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. Цель науки - теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?
А. Формы культуры определяют ее носители.
Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А21. К средствам массовой информации относится:
1) литература
2) телевидение
3) театр
4) киноискусство
А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
1) массовой ..
2) народной
3) экранной
4) художественной
А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:
1) борьба за авторские права
2) появление новых научных открытий
3) стремление к научной истине
4) неоднозначность последствий научных открытий
А24. Экстенсивный путь развития образования означает:
1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений
2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе
3) интеграция учебных дисциплин
4) повышение качества преподавания
А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
2) преподавание на иностранных языках является обязательным
3) среднее образование является в РФ обязательным
4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения
А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.
Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А29. Духовный мир человека называется:
1) микрокосм
2) макрокосм
3) космос
4) душа
А30. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
3) наука
4) культура
Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями - это …………... ».
Ответ:_______________
В2. Вставьте пропущенное слово:
«………….. - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».
Ответ:______________
В3. Вставьте пропущенное слово:
«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это ...........» .
Ответ:_________________
В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении - это ... »
Ответ:________________
В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?
1) Общедоступность
2) Сложность и противоречивость
3) Расчет на узкий круг знатоков
4) Анонимность
5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества
Ответ:________________
В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
1 |
2 |
3 |
|
|
|
В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты
5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы
Ответ: __________________
В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе
3) Детективный роман 4) Героическая былина
5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта
Ответ: ________________
В10. К моральным нормам относятся
1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона
3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе
5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга
Ответ:___________________
Задания уровня С Дайте развернутый ответ.
С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.
С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.
С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.
С4. «Наука - сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А.Н. Герцен)
1) Какую функцию науки выделяет Герцен?
2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.
3) Как изменилась роль науки в современном обществе?
4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.
С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов
1) Дайте определение религии.
2) Какие компоненты включает в себя религия?
3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?
4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).
С6. Наука - один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.
· «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)
· Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
· «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)
1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.
2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.
3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
... Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.
Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии - это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.
Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:
1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ....
2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура - лучшая, а остальные - хуже» ... Касьянов В.В.
1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.
2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?
3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?
4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.
С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.
1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». (И. Кант)
2. «Жизнь коротка - искусство вечно». (Античный афоризм)
3. «Искусство без мысли, что человек без души - труп». (B.Г. Белинский
Ответы по теме Духовная жизнь общества
УРОВЕНЬ А
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
3 |
11 |
2 |
21 |
2 |
2 |
3 |
12 |
4 |
22 |
2 |
3 |
3 |
13 |
1 |
23 |
4 |
4 |
3 |
14 |
2 |
24 |
2 |
5 |
2 |
15 |
2 |
25 |
3 |
6 |
4 |
16 |
3 |
26 |
3 |
7 |
3 |
17 |
2 |
27 |
3 |
8 |
1 |
18 |
3 |
28 |
3 |
9 |
3 |
19 |
1 |
29 |
2 |
10 |
3 |
20 |
4 |
30 |
4 |
УРОВЕНЬ В
№ задания |
Ответ |
1 |
Духовность |
2 |
Искусство |
3 |
Мировоззрение или научная картина мира |
4 |
Мораль |
5 |
2 3 5 |
6 |
1В 2А 3Б |
7 |
1Б 2А 3А 4Б 5А |
8 |
3 4 5 6 |
9 |
6 7 |
10 |
1 3 4 7 |
УРОВЕНЬ С
С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.
С2. Содержание правильного ответа: накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали; накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению; накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.
С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.
С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.
С5 1) Религия - это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии - ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм - проповедь национального и социального равенства.
С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои; В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл высказываний. 2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, - безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях. 3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота - эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.
С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: ... термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма». 2) В ответе должно быть указано: - культурные универсалии - это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»; - это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: - культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; - например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т.д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению. 3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: - релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; - этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры. 4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: - фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; - или: национальная рознь как пример этноцентризма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.