Психологический институт
российской академии образования
тест
умственного развития
младшего школьника
Модифицированный вариант
Данная методика является модифицированным вариантом «Теста умственного развития младшего школьника», предложенного Е.М.Борисовой и В.П.Арсланьян.
Цель тестирования: определить уровень развития мыслительных операций (синтез, классификация, аналогии, обобщение, математическая систематизация) и гибкость – инертность мышления учащихся 4-х классов.
Предлагаемая методика отличается особым содержанием и составлена на основе школьной программы. В ней использованы понятия из русского языка, природоведения, математики, что позволяет выявить усвоенный и неусвоенный материал, а также степень овладения теми или иными логико-функциональными связями.
Тест является групповым. Задания всех субтестов расположены в порядке возрастающей трудности, что дает возможность увидеть «зону ближайшего развития».
Апробация теста проводилась на выборке учащихся 4-х классов школ г. Москвы и г. Сергиева Посада (300 человек). Теоретическая валидность и надежность (которая определялась сопоставлением успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалась равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) – 0,53.
Тест включает в себя 6 субтестов, направленных на выявление особенностей словесно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта А и Б). Задания состоят из вербального и числового материалов. Каждый субтест направлен на диагностику уровня одной мыслительной операции и имеет временное ограничение: осведомленность (3 мин.), классификация (2 мин.), аналогии (4 мин.), обобщения (3 мин.) и два математических субтеста (по 4 мин.).
Категория испытуемых: учащиеся четвертых классов.
Руководство по проведению теста
Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение тестирования.
Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет цель работы и зачитывает общую инструкцию:
«Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, которые вам обычно приходится выполнять на уроках. Это не контрольная работа и оценки за выполнение задания вам выставляться не будут. Я также хочу посмотреть, умеете ли вы самостоятельно работать».
После прочтения инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы в которой он учится. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит отложить в сторону ручки и выслушать его внимательно. Затем он зачитывает инструкцию к первому субтесту и вместе с учащимися разбирает примеры. Далее экспериментатор спрашивает, все ли понятно. Чтобы условия тестирования всегда были одинаковыми, при ответах на вопросы со стороны испытуемых экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место в инструкции. После этого дается указание приступать к выполнению задания.
Обработка результатов тестирования
Проводится количественная и качественная обработка результатов.
Правильные ответы
Вариант А
Субтест № 1 Субтест № 2
1. Морж 1.Полезный
2. Человека 2. Разговаривать
3. Композитор 3. Газ
4. Построении карты (плана) 4. Гладкий
5. Страна 5. Часть речи
6. Вычислительная машина 6. Сумма
7. Луна 7. Лежать
8. Религия 8. Молчать
9. Наука о строении тела человека 9. Кошки
10. Власть народа 10. Компас
Субтест № 3 Субтест № 4
1. Член предложения 1. 72
2. Видеть 2. 9
3. Разность 3. 93
4. Ночь 4. 17
5. Предложение 5. 134
6. Наводнение 6. 405
7. День 7. 570
8. Листья 8. 5
9. Вычитание 9. 54
10.Четверг 10. 32
11. Трехзначное число
12. Спрягать
13. Деление
14. Цыпленок
Субтест № 5 Субтест № 6
1. Дециметр, километр 1. 7, 9
2. Пословица, поговорка 2. 14,18
3. Скрипка, рояль 3. 19, 23
4. Круг, квадрат 4. 70, 72
5. Тонна, килограмм 5. 46,48
6. Черный, желтый 6. 105, 109
7. Суффикс, корень 7. 348, 350
8. Земля, Марс 8. 518, 522
9. Пингвин, лисица 9. 732, 738
10.Математика, история 10. 979, 985
11. 776, 786
вариант Б
Субтест№ 1 Субтест № 2
1. Собрание предметов 1.Предлог
2. Сутки 2. Отрезок
3. Бананы 3. Спелый
4. Природы 4. Высокий
5. Сторон горизонта 5. Ждать
6. Глава государства 6. Слушать
7. Материк (часть света) 7. Андерсен
8. Специалист 8. Сосна
9. Наука о связях между человеком и природой 9. Гром
10. Художник 10. Тула
Субтест № 3 Субтест № 4
1. Злой 1. 275
2. Птица 2. 83
3. Квадрат 3. 9
4. Спрашивать 4. 11
5. Шить 5. 61
6. Ноябрь 6. 401
7. Сумма 7. 48
8. Месяц 8. 36
9. Обморожение 9. 83
10.Деление 10. 13
11. Вкус
12. Имя существительное
13. Слово
14. Плод
Субтест № 5 Субтест № 6
1. Автобус, трамвай 1. 6, 10
2. Центнер, грамм 2. 12,14
3. Пустыня, тундра 3. 25, 27
4. Прямоугольник, квадрат 4. 42, 44
5. Волга, Днепр 5. 58, 60
6. Сутки, час 6. 75, 83
7. Письмо, телеграмма 7. 127, 129
8. Сладкий, горький 8. 483, 489
9. Суффикс, приставка 9. 648, 654
10.Уголь, нефть 10. 882, 884
11. 531, 541
Количественная обработка
Количественная обработка проводится по каждому субтесту. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Баллы суммируются. Каждому уровню развития операций мышления соответствует определенное количество баллов.
Субтест 1. Синтез. Субтест 2. Классификация.
Высокий уровень – 9-10 баллов. Высокий уровень – 9-10 баллов.
Выше среднего - 7-8 баллов. Выше среднего - 7-8 баллов.
Средний уровень - 5-6 баллов. Средний уровень - 5-6 баллов.
Ниже среднего - 3-4 балла. Ниже среднего - 3-4 балла.
Низкий уровень - 1-2 балла. Низкий уровень - 1-2 балла.
Субтест 2. Аналогии. Субтест 3. Обобщение.
Высокий уровень – 13-14 баллов. Высокий уровень – 9- 10 баллов.
Выше среднего - 10-12 баллов. Выше среднего - 7-8 баллов.
Средний уровень - 7-9 баллов. Средний уровень – 5-6 баллов.
Ниже среднего - 4-6 баллов. Ниже среднего -3-4 баллов.
Низкий уровень - 1-3 балла. Низкий уровень - 1-2 балла.
Субтест 5. Математическая Субтест 6. Гибкость - инертность
систематизация. мышления.
Высокий уровень - 9-10 баллов. Высокий уровень – 10-11 баллов.
Выше среднего - 7-8 баллов. Выше среднего - 8-9 баллов.
Средний уровень - 5-6 баллов. Средний уровень - 5-6-7 баллов.
Ниже среднего - 3-4 балла. Ниже среднего - 3-4 балла.
Низкий уровень - 1-2 балла. Низкий уровень - 1-2 балла.
Общий уровень развития мыслительных операций
Высокий уровень – 65 - 59 баллов.
Выше среднего - 58 - 46 баллов.
Средний уровень - 45 - 32 балла.
Ниже среднего - 31 - 19 баллов.
Низкий уровень - 18 и меньше баллов.
Качественная обработка
Дается краткое описание каждого уровня развития операций мышления.
Субтест 1. Синтез.
Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность к мысленному воссоединению целого из частей
Выше среднего – ребенок способен к мысленному воссоединению целого из частей.
Средний уровень – в простых вариантах ребенок выполняет задание, однако в сложных вариантах у ребенка возникают трудности при мысленном воссоединении целого из частей,
Ниже среднего – у ребенка всегда возникают трудности при мысленном воссоединении целого из частей.
Низкий уровень – у ребенка не сформирована способность к мысленному воссоединению целого из частей.
Субтест 2. Классификация.
Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность логически мыслить и устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Выше среднего – ребенок способен логически мыслить, но у него возникают некоторые затруднения в установлении сложных существенных связей между предметами и явлениями.
Средний уровень – ребенок не всегда устанавливает существенные связи между предметами и явлениями.
Ниже среднего – у ребенка всегда возникают трудности в установлении существенных связей между предметами и явлениями.
Низкий уровень – ребенку трудно логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Субтест 3. Аналогии.
Высокий уровень – ребенок осуществляет логический выбор связей между понятиями, последовательно выявляет существенные признаки для установления простых и сложных аналогий.
Выше среднего – ребенок способен осуществлять логический выбор связей между понятиями, последовательно выявлять существенные признаки для установления простых аналогий. Возникают некоторые затруднения при выявлении существенных признаков для установления сложных аналогий.
Средний уровень – ребенок осуществляет логический выбор связей между понятиями, последовательно выявляет существенные признаки для установления простых аналогий, однако, возникают затруднения в сложных вариантах.
Ниже среднего – ребенку трудно устанавливать связи между понятиями, выявлять существенные признаки для установления простых аналогий. Не способен выявлять существенные признаки для установления сложных аналогий.
Низкий уровень – ребенок достаточно трудно устанавливать логические связи между понятиями, выявлять существенные признаки для установления простых и сложных аналогий.
Субтест 4. Обобщение.
Высокий уровень – ребенок легко формулирует понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминает схемы рассуждения.
Выше среднего – ребенок способен формулировать понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминать схемы рассуждения, однако, возникают некоторые затруднения при выполнении сложных вариантов.
Средний уровень – в сложных вариантах ребенок испытывает затруднения при формулировании понятия на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения.
Ниже среднего – ребенок испытывает затруднения при формулировании понятия на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения, как в простых, так и в сложных вариантах.
Низкий уровень – ребенку достаточно трудно формулировать понятия на основе анализа нескольких примеров, запоминать схемы рассуждения.
Субтест 5. Математическая систематизация.
Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность использовать существенные признаки предметов для построения системы.
Выше среднего – у ребенка возникают незначительные затруднения при использовании существенных признаков предметов для построения системы.
Средний уровень – ребенок способен использовать существенные признаки предметов для построения системы в простых вариантах, однако, испытывает трудности в сложных.
Ниже среднего – ребенок испытывает трудности в использовании существенных признаков предметов для построения системы как в простых вариантах, так и в сложных вариантах.
Низкий уровень – ребенку достаточно трудно использовать существенные признаки предметов для построения системы.
Субтест 6. Гибкость – инертность мышления.
Высокий уровень – у ребенка хорошо развита способность осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую.
Выше среднего – ребенок способен осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую, испытывает некоторые затруднения в выполнении сложных вариантов.
Средний уровень – у ребенка возникает некоторые затруднения при переходе от прямого способа действия к обратному, переводе из одной формы в другую.
Ниже среднего – ребенок испытывает трудности при переходе от прямого способа действия к обратному, переходе из одной формы в другую.
Низкий уровень – ребенку достаточно трудно осуществлять переход от прямого способа действия к обратному, перевод из одной формы в другую.
Бланк фиксации результатов
исследования умственного развития
Класс__________________________________________________________________
Классный руководитель__________________________________________________
Дата проведения_________________________________________________________
Ф.И.О. ученика |
Кол-во набранных баллов по субтестам |
Общее кол-во баллов |
уровень |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний показатель по каждому субтесту (общее количество набранных баллов делится на количество учеников) |
|
|
|
|
|
|
|
|
педагог-психолог _____________________________________________________
с в о д н а я т а б л и ц а
результатов исследования умственного развития выпускников начальных классов
___________________________________________________________________________
класс |
Ф.И.О. учителя |
кол-во уч-ся |
Уровень развития мыслительных операций (количественный и процентный показатель) |
средний уровень |
% качества |
|||||
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий показатель по школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Педагог-психолог__________________________________________________________________________
Вариант А
СУБТЕСТ 1. СИНТЕЗ
Инструкция: «Задание состоит их 10 незаконченных предложений. Под каждым предложением даны 5 слов (или словосочетаний), из которых нужно выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть нужно только одно слово (или словосочетание).
Пример: В декабре
30 дней, 31 день, 28 дней, 24 дня, 29 дней.
Правильным ответом будет"31 день", его и надо подчеркнуть.
Пример: Садовое растение…
Ель, мох, смородина, крапива, клен.
Правильным ответом будет "смородина", его необходимо подчеркнуть.
Если ты понял условие, то приступай к выполнению задания».
1. На Крайнем Севере нашей страны живет…
кабан, слон, заяц, морж, лось.
2. Портрет – это изображение…
предметов, природы, животных, овощей, человека.
3. Чайковский П.И. – это
писатель, художник, композитор, ученый, артист.
4. Масштабом пользуются при…
игре, подготовке к уроку, нагревании воды, определении сторон горизонта, построении карты (плана).
5. Австрия – это…
город, страна, материк, планета, остров.
6. Компьютер – это…
инопланетянин, телевизор, игра, вычислительная машина, иностранный язык.
7. Вокруг земли вращается…
Солнце, Луна, звезды, облака, небо
8. Христианство - это…
церковь, наука, праздник, религия, искусство.
9. Анатомия – это…
наука о Земле, наука о природе, медицина, наука о растениях, наука о строении тела.
10. Демократия – это…
власть президента, власть народа, борьба, группа людей, государство.
Вариант А
СУБТЕСТ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
Инструкция: «В задании даны 5 слов. 4 из них объединены общим признаком, а пятое слово к ним не подходит, оно отличается. Его надо найти и подчеркнуть. Лишнем может быть только одно слово.
Пример: Корова, коза, овца, барсук, лошадь.
Здесь лишним является слово "барсук", т.к. корова, коза, овца и лошадь – домашние животные, а барсук – дикое животное, это слово и надо подчеркнуть.
Пример: Шкаф, стол, платье, диван, тумбочка.
Подчеркнуть надо слово "платье" , т.к. шкаф, стол, диван, тумбочка – мебель, а платье – одежда.
Если ты понял, как делать эти задания, то можешь приступать к их выполнению».
1. Глиняный, резиновый, пластмассовый, бумажный, полезный.
2. Грозить, пугать, обвинять, разговаривать, обманывать.
3. Гранит, песок, глина, газ, железная руда.
4. Веселый, добрый, смелый, гладкий, сильный.
5. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, часть речи.
6. Умножение, сумма, сложение, деление, вычитание.
7. Танцевать, лежать, бежать, прыгать, шагать.
8. Кричать, петь, свистеть, молчать, стонать.
9. Насекомые, птицы, рыбы, кошки, звери.
10. Глобус, план, компас, чертеж, карта.
Вариант А
СУБТЕСТ 3. АНАЛОГИИ
Инструкция: «Слева даны два слова, между которыми существует определенная связь. Необходимо внимательно прочитать, подумать и определить, какая связь между этими словами. Справа дано третье слово, к которому надо подобрать из пяти ниже предложенных слов то, которое будет с ним в такой же связи, как и те два слова, которые написаны слева. Найденное слово нужно подчеркнуть.
Пример: Тонкий Высокий
толстый узкий, низкий, скользкий, длинный, глубокий.
Правильный ответ – «низкий», т.к. тонкий – толстый и высокий – низкий – это слова, противоположные по значению.
Пример: Рыба Собака
чешуя кость, лапа, порода, шерсть, кошка.
Правильным ответом будет «шерсть», т.к. рыба покрыта чешуей, а собака – шерстью. Слово «шерсть» надо подчеркнуть.
Пример: Птица Рыба
летать щука, глубина, плавать, река, плавник.
Здесь правильным ответом будет слово «плавать», его и надо подчеркнуть т.к. птица летает, а рыба плавает».
1. Глагол Сказуемое
часть речи часть слова, действие, падеж, член предложения, подлежащее.
2. Ухо Глаза
слышать двигать, закрывать, ресницы, очки, видеть.
3. Сложение Вычитание
сумма число, умножение, математика, разность, деление.
4. Зима День
лето свет, утро, солнце, восход, ночь.
5. Слово Текст
буква пословица, писатель, предложение, учебник, упражнение.
6. Весна Разлив реки
таяние снега дождь, весна, наводнение, течение, берег.
7. Луна Солнце
ночь греть, воздух, день, свет, звезда.
8. Ель Клен
Хвоя листья, ствол, кора, цветки, береза.
9. Длинный Сложение
короткий сумма, результат, вычитание, деление, длина.
10. Февраль Среда
март неделя, день, четверг, месяц, вторник.
11. Геометрическая фигура Число
треугольник деление, трехзначное число, сумма, величина, счеты.
12. Имя существительное Глагол
склонять действие, спрягать, изменять, делать, предлог.
13. Квадрат Сложение
треугольник сумма, величина, таблица, деление, действие.
14. Бутон Яйцо
цветок курица, желток, еда, скорлупа, цыпленок.
Вариант А
СУБТЕСТ 4. ОБОБЩЕНИЕ
Инструкция: «Задание состоит из 6 слов. Два из них объединены общим признаком, а остальные 4 слова не подходят к ним. Надо определить, что общего между двумя словами из шести и подчеркнуть эти два слова.
Пример: Лето, месяц, начало, весна, гром, небо.
Правильный ответ – «лето» и «весна», т.к. эти два слова обозначают времена года. Их и надо подчеркнуть.
Пример: Лес, дерево, слон, зоопарк, медведь, самолет.
Правильный ответ – «слон» и «медведь», т.к. эти слова обозначают животных. Их и надо подчеркнуть.
1. Грамм, дециметр, прямоугольник, задача, расстояние, километр.
2. Пословица, предложение, книга, поговорка, знак препинания, ручка.
3. Скрипка, школа, музыка, учитель, песня, рояль.
4. Круг, длина, скорость, сумма, мяч, квадрат.
5. Метр, линейка, тонна, весы, килограмм, цена.
6. Черный, хитрый, горький, узкий, желтый, грязный.
7. Слово, начало, суффикс, глагол, запятая, корень.
8. Космонавт, радуга, Земля, спутник, Марс, горизонт.
9. Пингвин, снег, Север, лисица, шерсть, река.
10. Математика, урок, число, учебник, история, человек.
Вариант А
СУБТЕСТ 5. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Инструкция: «В каждом ряду даны пять чисел. Из них 4 числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит, т.е. является лишним. Надо найти и зачеркнуть это лишнее число.
Пример: 6 1 8 10 5
Лишним является число 10, т.к. 10 – двузначное число, а все остальные числа – однозначные.
Пример: 10 8 4 22 7
Лишним является число 7, т.к. все остальные числа делятся на два, а число 7 на два не делится».
1. 4 2 8 72 6
2. 86 23 71 9 48
3. 215 136 93 617 492
4. 12 10 17 24 46
5. 64 83 134 25 72
6. 632 394 156 405 268
7. 570 823 343 983 753
8. 27 6 18 9 5
9. 64 127 54 47 327
10. 60 25 40 75 32
Вариант А
СУБТЕСТ 6. ГИБКОСТЬ – ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Инструкция: «В данном ряду чисел каждое число больше предыдущего на две единицы. Но среди них есть два лишних числа, которые надо найти и зачеркнуть.
Пример: 1 3 4 5 7 8 9
Лишними являются числа 4 и 8. Их и надо зачеркнуть.
Пример: 21 22 23 24 25 27 29
Лишними являются числа 22 и 24. Их надо зачеркнуть».
1. 4 6 7 8 9 10 12
2. 13 14 15 17 18 19 21
3. 16 18 19 20 22 23 24
4. 65 67 69 70 71 72 73
5. 41 43 45 46 47 48 49
6. 104 105 106 108 109 110 112
7. 343 345 347 348 349 350 351
8. 515 517 518 519 521 522 523
9. 729 731 732 733 735 737 738
10. 978 979 980 982 984 985 986
11. 776 777 779 781 783 785 786
Вариант Б
СУБТЕСТ 1. СИНТЕЗ
Инструкция: «Задание состоит из 10 незаконченных предложений. Под каждым предложением даны 5 слов (или словосочетаний) из которых нужно выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово (или словосочетание).
Пример: В декабре
30 дней, 31 день, 28 дней, 24 дня, 29 дней.
Правильным ответом будет"31 день", его и надо подчеркнуть.
Пример: Садовое растение…
Ель, мох, смородина, крапива, клен.
Правильным ответом будет "смородина", его необходимо подчеркнуть.
Если ты понял условие, то приступай к выполнению задания».
1. Коллекция – это…
группа людей, название растения, хранилище для книг, наука, собрание предметов.
2. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за…
ночь, 2 дня, сутки, день, неделю.
3. В нашей стране не растет…
груша, слива, абрикос, бананы, малина.
4. Пейзаж – это изображение…
человека, животных, предметов, природы, неба.
5. Компас – это прибор для определения…
масштаба, расстояния, сторон горизонта, направления стрелки, границ пространства.
6. Президент – это…
министр, глава государства, ученый, глава правительства, глава города.
7. Африка – это…
страна, море, остров, столица государства, материк (часть света).
8. Менеджер – это…
продавец, глава государства, специалист по правлению, программист, бухгалтер.
9. Экология – это…
наука о бережливости, учебное заведение (школа), группа людей, наука о связях между человеком и природой, наука о растениях.
10. Репин И.Е. – это…
ученый, артист, композитор, художник, писатель.
Вариант Б
СУБТЕСТ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
Инструкция: «В задании даны 5 слов. 4 из них объединены общим признаком, а пятое слово к ним не подходит, оно отличается. Его надо найти и подчеркнуть. Лишнем может быть только одно слово.
Пример: Корова, коза, овца, барсук, лошадь.
Здесь лишним является слово "барсук", т.к. корова, коза, овца и лошадь домашние животные, а барсук – дикое животное, это слово и надо подчеркнуть.
Пример: Шкаф, стол, платье, диван, тумбочка.
Подчеркнуть надо слово "платье" , т.к. шкаф, стол, диван, тумбочка – мебель, а платье – одежда.
Если ты понял, как делать эти задания, то можешь приступать к их выполнению».
1. Корень, приставка, суффикс, предлог, окончание.
2. Треугольник, квадрат, отрезок, круг, прямоугольник.
3. Спелый, шерстяной, деревянный, стеклянный, железный.
4. Отважный, высокий, верный, храбрый, ловкий.
5. Строить, шить, варить, ждать, растить.
6. Петь, шептать, говорить, произносить, слушать.
7. Гайдар, Носов, Чехов, Андерсен, Горький.
8. Дуб, ива, береза, тополь, сосна.
9. Дождь, снег, град, иней, гром.
10. Прага, Варшава, Лондон, Тула, Москва.
Вариант Б
СУБТЕСТ 3. АНАЛОГИИ
Инструкция: «Слева даны два слова, между которыми существует определенная связь. Необходимо внимательно прочитать, подумать и определить, какая связь между этими словами. Справа дано третье слово, к которому надо подобрать из пяти ниже предложенных слов то, которое будет с ним в такой же связи, как и те два слова, которые написаны слева. Найденное слово нужно подчеркнуть.
Пример: Тонкий Высокий
толстый узкий, низкий, скользкий, длинный, глубокий.
Правильный ответ – «низкий», т.к. тонкий – толстый и высокий – низкий – это слова, противоположные по значению.
Пример: Рыба Собака
чешуя кость, лапа, порода, шерсть, кошка.
Правильным ответом будет «шерсть», т.к. рыба покрыта чешуей, а собака – шерстью. Слово «шерсть» надо подчеркнуть.
Пример: Птица Рыба
летать щука, глубина, плавать, река, плавник.
Здесь правильным ответом будет слово «плавать», его и надо подчеркнуть т.к. птица летает, а рыба плавает».
1. Веселый Добрый
грустный чуткий, близкий, честный, злой, щедрый.
2. Береза Утка
дерево яйцо, гусь, птица, озеро, перо.
3. Арифметическое действие Геометрическая фигура
деление линейка, математика, квадрат, длина, число.
4. Повествовательное
предложение Вопросительное предложение
сообщать отвечать, думать, общаться, склонять, спрашивать.
5. Нож Игла
резать блестеть, шить, острая, нитка, пуговица.
6. Пятница Октябрь
суббота осень, ноябрь, месяц, праздник, сентябрь.
7. Вычисление Сложение
результат вычитаемое, слагаемое, действие, сумма, задача.
8. Тонна Год
килограмм начало, месяц, длина, число, век.
9. Огонь Мороз
ожог зима, холод, снег, обморожение, елка.
10. Большой Умножение
маленький сумма, произведение, деление, сложение, математика.
11. Нос Язык
запах говорить, рот, зубы, вкус, пища.
12. Точка Глагол
запятая действие, имя существительное, склонение, лежать, предложение.
13. Книга Предложение
страница загадка, вопрос, фраза, слово, писатель.
14. Яйцо Цветок
цыпленок ромашка, плод, лист, грядка, лепесток.
Вариант Б
СУБТЕСТ 4. ОБОБЩЕНИЕ
Инструкция: «Задание состоит из 6 слов. Два из них объединены общим признаком, а остальные 4 слова не подходят к ним. Надо определить, что общего между двумя словами из шести и подчеркнуть эти два слова.
Пример: Лето, месяц, начало, весна, гром, небо.
Правильный ответ – «лето» и «весна», т.к. эти два слова обозначают времена года. Их и надо подчеркнуть.
Пример: Лес, дерево, слон, зоопарк, медведь, самолет.
Правильный ответ – «слон» и «медведь», т.к. эти слова обозначают животных. Их и надо подчеркнуть.
1. Остановка, автобус, колесо, трамвай, билет, шофер.
2. Урожай, центнер, магазин, сумма, грамм, сантиметр.
3. Вода, мираж, пустыня, олень, дерево, тундра.
4. Линейка, сантиметр, прямоугольник, число, угол, квадрат.
5. Рыба, берег, Волга, горизонт, Киев, Днепр.
6. Скорость, сутки, будильник, человек, утро, час.
7. Ящик, письмо, почта, телеграмма, марка, ручка.
8. Сладкий, добрый, глубокий, спелый, горький, железный.
9. Предлог, суффикс, падеж, предложение, приставка, слово.
10. Машина, топливо, уголь, гора, огонь, нефть.
Вариант Б
СУБТЕСТ 5. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Инструкция: «В каждом ряду даны пять чисел. Из них 4 числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит, т.е. является лишним. Надо найти и зачеркнуть это лишнее число.
Пример: 6 1 8 10 5
Лишним является число 10, т.к. 10 – двузначное число, а все остальные числа – однозначные.
Пример: 10 8 4 22 7
Лишним является число 7, т.к. все остальные числа делятся на два, а число 7 на два не делится».
1. 63 14 58 275 32
2. 7 3 9 83 1
3. 64 18 26 70 9
4. 6 14 8 22 11
5. 54 61 98 12 76
6. 401 817 527 747 387
7. 55 48 77 11 33
8. 45 15 20 10 36
9. 91 641 281 51 83
10. 33 13 24 18 12
Вариант Б
СУБТЕСТ 6. ГИБКОСТЬ – ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Инструкция: «В данном ряду чисел каждое число больше предыдущего на две единицы. Но среди них есть два лишних числа, которые надо найти и зачеркнуть.
Пример: 1 3 4 5 7 8 9
Лишними являются числа 4 и 8. Их и надо зачеркнуть.
Пример: 21 22 23 24 25 27 29
Лишними являются числа 22 и 24. Их надо зачеркнуть».
1. 3 5 6 7 9 10 11
2. 11 12 13 14 15 17 19
3. 20 22 24 25 26 27 28
4. 39 41 42 43 44 45 47
5. 55 57 58 59 60 61 63
6. 74 75 76 78 80 82 83
7. 126 127 128 129 130 132 134
8. 482 483 484 486 488 489 490
9. 647 648 649 651 653 654 655
10. 879 881 882 883 884 885 887
11. 531 532 534 536 538 540 541
Подсчет результатов Вариант А
Ответный бланк
Ф.И.__________________________________________класс________дата______________
С 1. С 2. С 3. С 4. С 5. С 6
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
1 |
4 |
|
1 |
5 |
|
1 |
4 |
|
1 |
2,6 |
|
1 |
72 |
|
1 |
7,9 |
2 |
5 |
|
2 |
4 |
|
2 |
5 |
|
2 |
1,4 |
|
2 |
9 |
|
2 |
14,18 |
3 |
3 |
|
3 |
4 |
|
3 |
4 |
|
3 |
1,6 |
|
3 |
93 |
|
3 |
19,23 |
4 |
5 |
|
4 |
4 |
|
4 |
5 |
|
4 |
1,6 |
|
4 |
17 |
|
4 |
70,72 |
5 |
2 |
|
5 |
5 |
|
5 |
3 |
|
5 |
3,5 |
|
5 |
134 |
|
5 |
46,48 |
6 |
4 |
|
6 |
2 |
|
6 |
3 |
|
6 |
1,5 |
|
6 |
405 |
|
6 |
105,109 |
7 |
2 |
|
7 |
2 |
|
7 |
3 |
|
7 |
3,6 |
|
7 |
570 |
|
7 |
348,350 |
8 |
4 |
|
8 |
4 |
|
8 |
1 |
|
8 |
3,5 |
|
8 |
5 |
|
8 |
518,522 |
9 |
5 |
|
9 |
4 |
|
9 |
3 |
|
9 |
1,4 |
|
9 |
54 |
|
9 |
732,738 |
10 |
2 |
|
10 |
3 |
|
10 |
3 |
|
10 |
1,5 |
|
10 |
32 |
|
10 |
979,985 |
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
776,786 |
|
|
|
|
|
|
12 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсчет результатов Вариант Б
Ответный бланк
Ф.И.__________________________________________класс________дата______________
С 1. С 2. С 3. С 4. С 5. С 6
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
|
№ |
ответ |
1 |
5 |
|
1 |
4 |
|
1 |
4 |
|
1 |
2,4 |
|
1 |
275 |
|
1 |
6,10 |
2 |
3 |
|
2 |
3 |
|
2 |
3 |
|
2 |
2,5 |
|
2 |
83 |
|
2 |
12,14 |
3 |
4 |
|
3 |
1 |
|
3 |
3 |
|
3 |
3,6 |
|
3 |
9 |
|
3 |
25,27 |
4 |
4 |
|
4 |
2 |
|
4 |
5 |
|
4 |
3,6 |
|
4 |
11 |
|
4 |
42,44 |
5 |
3 |
|
5 |
4 |
|
5 |
2 |
|
5 |
3,6 |
|
5 |
61 |
|
5 |
58,60 |
6 |
2 |
|
6 |
5 |
|
6 |
2 |
|
6 |
2,6 |
|
6 |
401 |
|
6 |
75,83 |
7 |
5 |
|
7 |
4 |
|
7 |
4 |
|
7 |
2,4 |
|
7 |
48 |
|
7 |
127,129 |
8 |
3 |
|
8 |
5 |
|
8 |
2 |
|
8 |
1,5 |
|
8 |
36 |
|
8 |
483,489 |
9 |
4 |
|
9 |
5 |
|
9 |
4 |
|
9 |
2,5 |
|
9 |
83 |
|
9 |
648,654 |
10 |
4 |
|
10 |
4 |
|
10 |
3 |
|
10 |
3,6 |
|
10 |
13 |
|
10 |
882,884 |
|
|
|
|
|
|
11 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
531,541 |
|
|
|
|
|
|
12 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.