Тест коммуникативных умений
Тема: Эффективность
менеджмента
|

|
Тест в
формате Word
|
Автор: Л. Михельсон.
Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества
сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция
"Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и
выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для
Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что,
по-вашему, следовало бы делать".
Тестовый материал
- Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы
замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
- Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
- Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно
человек выдающийся".
- Говорите: "Спасибо".
- Ничего не говорите и при этом краснеете.
- Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в
лучшую сторону".
- Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по
Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
- Поступаете так, как если бы это действие не было столь
замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
- Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты
получше".
- Ничего не говорите.
- Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
- Говорите: "Это действительно замечательно!"
- Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что
оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не
нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
- Говорите: "Вы - болван!"
- Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает
хорошей оценки".
- Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не
согласны с этим.
- Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что
Вы в этом понимаете".
- Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
- Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что
принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и
свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в
ответ:
- Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме
того, что Вы в этом понимаете!"
- Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как
растяпа".
- Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
- Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не
заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
- Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
- Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30
минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких
объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
- Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня
столько ожидать".
- Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
- Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил
себя ожидать Вас".
- Ничего не говорите этому человеку.
- Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так
опаздывать!"
- Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно
в таких случаях Вы:
- Никого ни о чем не просите.
- Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
- Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну
вещь?", после этого объясняете суть дела.
- Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
- Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для
меня".
- Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно
в таких ситуациях Вы:
- Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я
помочь?"
- Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о
его состоянии.
- Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
- Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с
собой.
- Смеясь, говорите: "Вы просто как большой
ребенок!"
- Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит:
"Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
- Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
- Говорите: "Это не Ваше дело!"
- Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за
участие".
- Говорите: "Пустяки".
- Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".
- Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В
таких случаях Вы обычно:
- Говорите: "Вы с ума сошли!"
- Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил
кто-то другой".
- Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
- Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что
Вы говорите".
- Принимаете свою вину или не говорите ничего.
- Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете,
почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
- Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу
это делать".
- Выполняете просьбу и ничего не говорите.
- Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого
делать".
- Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните,
пожалуйста, почему это должно быть сделано".
- Говорите: "Если Вы этого хотите…", после чего
выполняете просьбу.
- Кто-то говорит Вам, что, по его мнению, то, что Вы
сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
- Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем
большинство других людей".
- Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
- Говорите: "Правильно, я действительно это делаю
лучше всех".
- Говорите: "Спасибо".
- Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
- Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях
Вы:
- Говорите: "Вы действительно были очень любезны по
отношению ко мне".
- Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к
Вам, и говорите: "Да, спасибо".
- Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне
нормально, но я заслуживаю большего.
- Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
- Говорите: "Вы вели себя в отношении меня
недостаточно хорошо".
- Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо
говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В
таких случаях Вы обычно:
- Немедленно прекращаете беседу.
- Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте
отсюда".
- Говорите: "Извините, я буду говорить тише",
после чего ведется беседа приглушенным голосом.
- Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
- Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко
разговаривать.
- Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас.
Обычно в таких случаях Вы:
- Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь,
например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
- Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
- Ничего не говорите этому типу.
- Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
- Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста,
станьте в конец очереди".
- Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и
вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
- Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
- Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что
Вы делаете".
- Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего
этому типу не говорите.
- Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
- Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
- Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы
пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
- Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
- Воздерживаетесь от всяких просьб.
- Отбираете эту вещь.
- Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться
данным предметом, и затем просите его у него.
- Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для
пользования.
- Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас
определенный предмет для временного пользования, но так как это новый
предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
- Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с
ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
- Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы
можете попользоваться им".
- Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
- Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
- Говорите: "Вы с ума сошли!"
- Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и
Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
- Не говорите ничего.
- Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о
своих успехах в этом хобби.
- Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете
в разговор.
- Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят
на Вас внимание.
- Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как
сильно Вам нравится это хобби.
- Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает:
"Что Вы делаете?" Обычно Вы:
- Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего
особенного".
- Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я
занят?"
- Продолжаете молча работать.
- Говорите: "Это совсем Вас не касается".
- Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.
- Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких
случаях Вы:
- Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под
ноги?"
- Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я
что-либо могу для Вас сделать?"
- Спрашиваете: "Что случилось?"
- Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
- Никак не реагируете на это событие.
- Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо
говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
- Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня
в покое!"
- Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
- Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим
делом?"
- Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за
внимание ко мне".
- Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".
- Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-либо
другого. Обычно в таких случаях Вы:
- Не говорите ничего.
- Говорите: "Это их ошибка!"
- Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
- Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот
человек".
- Говорите: "Это их горькая доля".
- Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными
кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
- Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он
расстроил Вас.
- Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого
делать.
- Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя
обиженным.
- В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по
имени.
- Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он
сказал, и что он не должен этого делать снова.
- Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в
таких случаях Вы:
- Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о
чем рассказывал".
- Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой
рассказ?"
- Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
- Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать
свою речь.
- Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"
- Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам
осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
- Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я
сделаю то, что Вы хотите.
- Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь
еще".
- Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
- Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
- Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других
планов. Может быть, когда-нибудь потом".
- Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и
познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
- Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
- Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с
ним разговор.
- Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с
Вами.
- Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о
крупных делах, совершенных Вами.
- Ничего не говорите этому человеку.
- Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и
окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
- Говорите: "Что Вам угодно?"
- Не говорите ничего
- Говорите: "Оставьте меня в покое".
- Произносите в ответ "Привет!", представляетесь
и просите этого человека представиться в свою очередь.
- Киваете головой, произносите "Привет!" и
проходите мимо.
Данный тест представляет собой разновидность теста
достижений, то есть, построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ.
В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который
соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень
приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов.
Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу"
(зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит
описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5
возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ
поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или
приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью
которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный
вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается
подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к
общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций: -
ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера
(вопросы 1, 2, 11, 12) - ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен
реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24) -
ситуации, в которых к подростку (старшеклассник обращаются с просьбой (вопросы
6, 10, 14, 16, 17, 25) - ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27) - ситуации, в
которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого
человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали
(зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в
соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас
сформированы, какой тип поведения преобладает?
Блоки умений:
- Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплимент от
сверстника) - вопросы 1, 2, 11, 12.
- Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
- Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
- Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со
стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
- Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
- Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет"
- вопросы 10, 17, 25.
- Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7,
20.
- Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны
сверстников - вопросы 8, 21.
- Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность
- вопросы 18, 26.
- Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт -
вопросы 19, 27.
|
Зависимые
|
Компетентные
|
Агрессивные
|
1.
|
AD
|
BC
|
E
|
2.
|
AC
|
E
|
BD
|
3.
|
CE
|
B
|
AD
|
4.
|
BE
|
D
|
AC
|
5.
|
D
|
AB
|
CE
|
6.
|
AD
|
CE
|
B
|
7.
|
BD
|
AC
|
E
|
8.
|
AD
|
C
|
BE
|
9.
|
E
|
BC
|
AD
|
10.
|
BE
|
D
|
AC
|
11.
|
BE
|
D
|
AC
|
12.
|
BD
|
A
|
CE
|
13.
|
AD
|
C
|
BE
|
14.
|
AC
|
E
|
BD
|
15.
|
CE
|
B
|
AD
|
16.
|
BE
|
D
|
AC
|
17.
|
D
|
AB
|
EC
|
18.
|
AD
|
C
|
BE
|
19.
|
AC
|
E
|
BD
|
20.
|
DE
|
BC
|
A
|
21.
|
B
|
DE
|
AC
|
22.
|
A
|
CD
|
BE
|
23.
|
AC
|
E
|
BD
|
24.
|
D
|
AB
|
CE
|
25.
|
C
|
AE
|
BD
|
26.
|
CE
|
AB
|
D
|
27.
|
BE
|
AD
|
C
|
|
« Предыдущий
тест
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru