Лекция: «Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся».
В современном стремительно меняющемся мире человек постоянно сталкивается с новыми нестандартными ситуациями, успешное решение которых зависит от способности личности самостоятельно решать проблемные ситуации, умения применять полученные знания для решения новых задач. «Гибкое, неординарное решение проблем, умение быстро переключаться с одной идеи на другую, способность работать в необычной обстановке, умение видеть что-то особенное в рутинном, что-то рядовое в особенном – все эти характеристики символизируют человека с креативным мышлением». Креативность (от лат. creatio - созидание) — «это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления», одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях. Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон, обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия. Буторина О. В. попыталась систематизировать трактовки определения «креативность» разных авторов, получился следующий перечень: способность к творчеству; интеллектуальное творчество; нечто новое, оригинальное; отдаленные ассоциации; реструктурирование целостной системы; необычное кодирование информации; дивергентное мышление; результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов; выход за пределы уже имеющихся знаний; нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т.д. Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, В. Н Дружинин, В. Н. Козленко, Л. Б. Ермолаева-Томина, Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Де Боно, М. Рорбах А. Ротенберг, Р. Мэй, А. Маслоу, и др.). В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Наличие и развитие креативности у человека у разных исследователей определяются по-разному: взаимосвязь темперамента и творческих способностей (Полтавцева Л. И., Сафонцева С. В.,представители отечественной дифференцированной психофизиологии утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки); отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, Р. М. Грановская и др.); изучение факторов наследственности отражены в работе Ю.Б. Гиппенрейтер, изучение факторов влияния среды – Торранс, А. Адлер, Хазратова Н. В., Борзенкова И. В., Богомолова М. В. влияние семейных отношений отражено в исследованиях Рыбочкиной О. С., Ожигановой Г. В., Лившиц Б. Р., Аношкина И.В., Иосько Т. Н., Кыштымовой И. М. по биологическому признаку – высоколобие креативных людей (В. П. Эфроимсон). Одни исследователи этой области считают, что креативность - врожденная способность личности, не поддающаяся изменению, другие – рассматривают ее как развивающуюся способность человека. Интересен подход к изучению креативности и интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская, Г. Айзенк, С. С. Савенышева, А. Н. Воронин, И. А. Логанова, Е. А. Валуева, Т. Березина, А. В. Ассовская, Г. В. Усачева, Е. В. Щербакова и др.). Существуют три основных подхода к их соотношению: творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев); творческая способность (креативность) зависит от уровня развития интеллекта – чем выше уровень развития интеллекта, тем выше уровень творческих способностей, и наоборот, при этом данная теория предполагает, что интеллект является необходимым условием, но не главным, основную роль играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А.Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.); креативности как таковой не существует (Д. Векслер, Р.Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен и др.). Специалисты в области интеллекта доказывают, что открытие научных законов и решение творческих задач осуществляется с помощью когнитивных процессов. «В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой интеллект является необходимым условием креативности, так как низкий уровень интеллекта (конвергентных способностей) означает, что креативность невозможна, однако высокий интеллект не гарантирует творческого мышления, поскольку при высоких значениях IQ встречаются как креативные, так и некреативные субъекты. Таким образом, связь между креативностью и интеллектом нелинейная: повышение уровня креативности связано с повышением уровня интеллекта лишь до определенного предела, при повышении которого (от 120 до 127 баллов) его связь с креативностью либо исчезает, либо даже становится отрицательной». На сегодняшний день имеется множество методик, изучающих креативность, среди них: тест творческого мышления П. Торренса; экспресс-метод Д. Джонсона; тест отдаленных ассоциаций С. Медника; методика Вартега «Круги»; методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»; диагностика вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд и П. Торренс; методика «Вербальное воображение» по Эббингаузу и др. Креативные личности как никогда востребованы сегодня во всех сферах деятельности, будь то искусство, наука или бизнес, поскольку «без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности». «Современная ситуация такова, что человеку приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным в обществе. Креативность позволяет человеку совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности». «Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия». «Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия». Д. Б. Кабалевский писал: «Вместе с воспитанием творческого начала в человеке мы воспитываем специалиста-творца. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему «по инструкции» положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено – «отсюда и досюда». Такое, в общем-то, формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом…». Поэтому «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Сегодня активно разрабатываются методики, психологические тренинги, помогающие активизировать творческие способности детей и взрослых. Существует ряд работ, посвященных проблеме развития креативности специалистов в различных профессиональных областях (Вишнякова Н. Ф., Колобутина И. А., Степанова Л. А. и др.). Появилось большое количество исследований, раскрывающих проблему развития креативности у педагогов, ими занимаются Савина Н. Г., Ефремова Е. Ю., Кашапов М. М., Певзнер М. Н., Зеленина И. Т., Щербакова Е. Е., Стародубцева Т. Е., Рындак В. Г., Хайруллин И. Т. и др. Наибольшее количество исследований, посвященных развитию креативности приходится на дошкольный и младший школьный возраст, из понимания того, что формирование способностей следует начинать на ранних развитиях личности. Проблемами развития креативности данного возраста занимаются Ветлугина Н. А., Хазратова Н. В., Ожиганова Г. В., Кузнецова А. В., Юркевич В. С., Опевалова Е. В., Никифорова Е. В., Бибикова Н. В., Маневич Н. А. и др. Гораздо меньше работ приходится на подростковый и старший школьный возраст. Этот факт не может не вызывать беспокойства, поскольку взросление ребенка не влечет за собой автоматического увеличения творческих характеристик, к тому же преобладающие репродуктивные методы обучения в старшей школе тормозят развитие творческих способностей учащихся. «Многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения». Исследователи, занимающиеся проблемой развития креативности у подростков – Гартунг Т. А., Солдатова Е. Л., Тюрьмина Н. А., Азариянц Л. М., Шурухт С. М., Халифаева О. А. и др.; у старшеклассников - Томилова И. И., Горев В. В., Водяха С. А., Назаретова, Башкатов С. А., Крылова М. А., Елисеев В. С. и др. Среди них есть те, которые рассматривают развитие креативности средствами дисциплин гуманитарного цикла и те, которые используют для этой же цели учебный материал предметов естественно-математического цикла. Искусство, способное вызывать в человеке фантазию, занимает первое место в числе составляющих сложной системы развития креативности личности, а урок музыки в общеобразовательной школе как никакой другой предмет располагает возможностью раскрыть творческие способности ученика. В музыкальном образовании «креативность» понимается как «творческие возможности ребенка, его предуготовленность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности, что придает ей творческую направлен-ность». Креативность проявляется в музыкальной деятельности. В слушательской деятельности творческое начало проявляется в личностном своеобразном восприятии музыкальных произведений, в исполнительской деятельности – в интерпретации детьми музыкальных произведений, в опытах «композиторской деятельности» - в создании учащимися собственных музыкальных образов и их претворение в импровизации или сочинении музыкальных миниатюр по заданным учителем параметрам, а также и в свободном выражении. Проблема развития детского музыкального творчества активно разрабатывается с времен Великой Октябрьской социалистической революции. В 20-х – 30-х годах ХХ века этой проблемой занимались Н. К. Крупская, А. А. Луначарский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Дальнейшее развитие идей творческого развития детей и юношества продолжили их приемники – В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская, М. А. Румер, Н. И. Сац, М. А. Вырыпаева, Н. А. Ветлугина и др. Сегодня в центре внимания находится система музыкального воспитания австрийского композитора Карла Орфа, которая направлена на развитие творческих способностей детей. Специалисты утверждают, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, развивать их нужно с раннего возраста. «Дети от природы любознательны и полны желания учиться творить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых». «Собственно творческую деятельность учащихся (сочинение музыки, импровизацию), тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе, в рамках классных и внеклассных занятий музыкой». «У детей, как правило, существует потребность в самореализации – как у способных к музыке, так и не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству». Детское музыкальное творчество не ставит перед собой задачу создания учащимися чего-то нового в музыкальном искусстве. Б.Л. Асафьев по этому поводу писал так: «Речь идет только о вызывании творческого музыкального инстинкта, который есть у большого числа людей, чем это думают. Речь не идет о выработке спецов-композиторов. Воспитывать же музыкально-творческие навыки следует потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Надо только помнить, что суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально-творческий инстинкт…». Вот как писал об этом Д. Б. Кабалевский: «В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и кривостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей. Он, быть может, не станет ни художников, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь». Смолина Е.А. задачу творчес-кого развития школьников видит в том, «чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством». У Э. Б. Абдуллина читаем: «В отличие от творчества, нацеленного на создание нового в музыкальном искусстве, в процессе общего музыкального образования ставится задача пробудить творческое начало в ребенке, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности, открывающей для него творческую природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания» . Без сомнения, творческое развитие детей является одним из приоритетных в системе общего музыкального образования. Каждый учитель, методист, исследователь ищет свои пути решения этой проблемы. Вот некоторые из них: импровизация и сочинение детьми вокальных и инструментальных образцов как по предлагаемым учителем моделям, так и в свободной форме; продумывание и воплощение в исполнительской деятельности многовариантности исполнительских трактовок разучиваемых произведений; разыгрывание-драматизация народных и авторских песен; введение в содержание музыкальных занятий постановки музыкальных спектаклей, начиная от исполнения мюзиклов, написанных специально для детей, до исполнения учащимися оперных партий в оперных спектаклях; создание самими учащимися музыкальных спектаклей, музыкально-литературных, музыкально-пластических композиций и т.п.; постижение вариантности, присущей народному музицированию, и ее воплощение в опытах исполнительской деятельности и музыкально-композиционного творчества.
Проблема развития креативности у людей разных
возрастов и разных профессий, являясь насущной проблемой современности,
остается на сегодняшний день незавершенной и ждёт своих новых исследований,
открытий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.