Тест по темам «Фонетика», «Лексика», , «Состав слова» 5 класс

  • pdf
  • 13.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тест по темам «Фонетика», «Лексика», , «Состав слова» 5 класс.pdf

Тест по темам «Фонетика», «Лексика», «Морфемика

(состав слова) и словообразование», «Состав слова»

Вариант 1

Задание 1.

Определив, каким по происхождению является слово, установите соответствие.

А)   исконно русское слово    Б)   заимствованное слово   

Варианты ответов:

1) тятя   2) автобус   3) весна   4) автомат   5) ветрило   6) вече   7) автор   8) вещь  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 2.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

Любовь-таинственный цветок

На жизненном пути_

Бывает счастлив только тот,

Кто смог его найти_

Он завораживает взгляд,

Он, как звезда, горит,

А тонкий, нежный аромат

Дурманит и пьянит_

Где он растёт_ На склоне гор_

Вдоль рек_ В лесной глуши_

Да для него везде простор_ Любовь – цветок души_

Душой прекрасен человек_

От ласки, доброты,

В полях, в лесах, в долинах рек,

В горах цветут цветы_

И где-то ТВОЙ цветок цветёт

На жизненном пути_

Любви цветок к себе влечёт_

СУМЕЙ ЕГО НАЙТИ_

Задание 3.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Отговорила роща золотая    2) Что мне подарит книга, какое напряжение мысли, напряжение чувств    3) О детства уголок мой милый    4) Великую книгу природы надо читать всю жизнь    5) Мороз и солнце; день чудесный    6) Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее    7) Как светла, как нарядна весна   

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 4.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

  Сколько разных словарей_

  Сколько в комнате дверей_

Или пальцев на руках_

Или тучек в облаках_

Сколько в городе домов_

45 иль сто томов_

– Очень много их на свете,

И не нужно их считать – Интересней их читать_

Словари есть лингвистические,

Словари есть поэтические

И, конечно, не забудьте –

Словари энциклопедические_

Давайте подружимся со Словарём

И будете знать вы всё обо всём_

Задание 5.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Где-то поблизости журчала невидимая речка или ручей   2) Кто в Багдаде не знает Джиаффара, солнца вселенной   3) О царство лазури, света, молодости, счастья    4) Еду, еду в отпуск в Подмосковье    5) К чему бесплодно спорить с веком    6) Не упустите прекрасное время пробуждения природы    7) Чередников подходил к войне со спокойным расчётом и деловитостью   

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 6.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

Ёрш ночь ночевал, утром выходит в озеро_ Забыл, что на одну ночь просился, руки в брюки, озеро оглядел_ Увидел Рака, подскакивает:

  Почему назад пятитесь_

  А ты кто такой_

  Я тебя привлеку_

  Привлекальщик___ Я век прожил, рыбу не насмешил_ Ёрш наскакивает с другой стороны:

  Какая ты рыба, ты и на рыбу не похож_

Разругались в первый же день_

Рак не стал связываться: уполз в нору_ В норе одумался, стало тоскливо_ Карася увидел, на Ерша жалуется:

  Ёрш Новожил меня обругал ни за что ни про что_Карась говорит:

  Ишь ты_

Ёрш эти слова услышал, выныривает:

  Что вы сказали_

  Ну___

Ёрш дрожмя дрожит, а марку держит:

  Только и знаешь пузыри из грязи пускать_ Мало вашего брата в сметане-то жарили_Задание 7.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

Отец с сыном пошли однажды в горы_ Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул: – А-а-а-а-а-а_

И с удивлением слышит:

  А-а-а-а-а-а_

Мальчик спросил:

  Кто ты_А ему в ответ:

  Кто ты_

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

  Трус_

А ему в ответ:

  Трус_

Мальчик спрашивает у отца:

  Что происходит_

Отец улыбнулся и говорит:

  Слушай меня внимательно, – и кричит горе: – Я тебя уважаю_Ему в ответ:

  Я тебя уважаю_

  Ты лучший_Ему отвечают:

  Ты лучший_

Мальчик оставался в удивлении, и потом отец ему объяснил:

  Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь___ Она тебе всегда отдаётвсё, что ты говоришь и делаешь___


Задание 8.

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

1) Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.    2) Человек должен не преклоняться перед великим а стремиться превзойти его, достигнув впечатляющих результатов.   3) Красный цвет рубахи манил и ласкал его а бричка и спавшие под ней люди пробуждали его любопытство.    4) Строители привыкли к постоянной работе на ветру да редкие безветренные дни почитали за праздник.    5) После полудня он спал два часа а потом учил по тетради татарские слова.    6) Голос наковальни да шум огня с далёкой той поры в ушах не смолкнет у меня.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) Наш воевода в родню был толст да не в родню был прост.    2) Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв.    3) На западе было ещё светло но кругом становилось всё темнее.    4) В доме слышались разноголосый говор смех весёлые женские голоса.    5) Дружба да братство дороже богатства.    6) Сперва в рукописи а потом в журнале «Современник» отец поэта получил письмо Жуковского о смерти Пушкина.   

Задание 10.

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) День был бессолнечный но сухой.    2) Слово не стрела а разит пуще стрелы.    3) Старцев всё собирался к Туркиным но работы в больнице было много.    4) Хотел объехать целый свет но не объехал сотой доли.    5) Лес не школа да всех учит.    6) Мысли мои моё имя мои силы будут принадлежать России.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 11.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) Порывы холодного ветра подхватывали ткань флага и рвали его ввысь.    2) Были и лето и осень дождливы.    3) Срубленные сосны придавили собой и траву и мелкий кустарник.    4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.    5) Аксинья умела мыть и гладить шить и плесть.    6) Он упрям нетерпелив и угрюм.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12.

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1)    Иные хозяева уже вырастили и сирень и жасмин, наполняющий благоуханием всю улицу.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

2)    Прохладную тишину утра нарушают голоса и громко стучат о кадушки ссыпаемые яблоки.   3) Доклад представляет интерес и в лексическом и в грамматическом отношении.    4) И первых встреч неясная тревога и на плечи наброшенный платок запомнились надолго мне.    5) На бесконечном на вольном просторе шум и движенье грохот и гром.    6) Первый звук его всегда громкого голоса был отчего-то странно слаб и неровен.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 13.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) Я навек полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан.   2) Теплоход встал поперёк реки и дал течению развернуть его вниз, по ходу.    3) Лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.    4) Трудился Михаил и в холод и в зной, поражая односельчан своим трудолюбием.    5) Солнце залило потоками яркого струящегося света и водную гладь и потопленный лес.   6) К полудню чёрные облака почти коснутся земли и начнут наполняться влагой и выльют на землю бесконечные потоки воды.   


Ответы к заданиям для варианта 1

Задание 1.

Правильный ответ:

А

 

 

 

Б

 

1, 3, 5, 6, 8

 

 

 

2, 4, 7

 

Задание 2.

Правильный ответ: ., ., ., ?, ?, ?, ?, !, ., ., ., ., ., .

Задание 3.

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

1, 4

 

3, 5, 7

 

 

2, 6

Задание 4.

Правильный ответ: ?, ?, ?, ?, ?, ?, !, !, !

Задание 5.

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

1, 7

 

3, 4, 6

 

 

2, 5

Задание 6.

Правильный ответ: ., ., ?, ?, !, ..., ., !, ., ., ., ., !, ?

Задание 7.

Правильный ответ: ., !, !, ?, ?, !, !, ?, !, !, ., ., ...,

Задание 8.

, ..., !, .

...

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

Д

 

Е

1

 

5

 

 

2

 

4

6

 

3

Задание 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

Д

 

Е

2, 4

 

6

 

 

 

 

1

5

 

3

Задание 10.

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

В

 

Г

 

 

 

Д

 

 

Е

6

 

 

1, 4

 

2

 

5

 

 

 

 

 

 

3

Задание 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

Г

 

 

Д

 

 

Е

 

Ж

 

З

1

 

6

 

5

 

3

 

 

2

 

 

4

 

 

 

 

Задание 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

 

Д

 

Е

 

Ж

 

З

6

 

 

 

5

 

 

1, 4

 

3

 

 

 

2

 

 

Задание 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

 

Д

 

Е

 

Ж

 

З

2

 

 

 

 

 

 

5

 

4

 

1, 6

 

3

 

 


 

Тест по темам «Фонетика», «Лексика», «Морфемика

(состав слова) и словообразование», «Состав слова»

Вариант 2

Задание 1.

Определив, каким по происхождению является слово, установите соответствие.

А)   исконно русское слово    Б)   заимствованное слово   

Варианты ответов:

1) венок   2) губерния   3) газон   4) дамба   5) недавно   6) дань   7) исподволь   8) джемпер  

Ответ

А

Б

 

 

Задание 2.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

Мама_ Кто может быть роднее и ближе_ Что ласковее тёплых маминых рук_ Они так надёжны и верны_

И они так умеют трудиться_ Быстрые пальцы наших мам управляют тысячами веретён и вычерчивают сложнейший чертёж в конструкторском бюро_

Они нащупывают тоненькое биение пульса на руке больного и прокладывают путь корабля_ Мамы строят, лечат, кормят, учат, водят тракторы, поезда, самолёты и автобусы, воспитывают детей_

Народ с великим уважением относится к труду твоей мамы и миллионов других мам_ 8 Марта – мамин праздник_

Не забудь поздравить мам_ Сделай так, чтобы день 8 Марта стал у мамы радостным праздником_


Задание 3.

На уроке мы поспорили с соседом по парте_

  Что у вас там происходит_ – спросила Анна Васильевна_

  Ничего, что заслуживало бы упоминания, – ответил я_ – Буря в стакане воды_

Брови Анны Васильевны изумлённо поползли вверх_

  Ты плохо себя чувствуешь_ – заботливо спросила она_

  Отнюдь_ Не имею никаких оснований для жалоб_ – прозвучал мой ответ_ Меня отправили кврачу_

  Ну, так какие у нас жалобы_ – справилась Елизавета Матвеевна___

  Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а_

  Почту за честь_ – воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры_ Тут она велела мнесмерить температуру_ Температура оказалась нормальной_

  Оснований для тревоги нет и в помине_ – прокомментировал я_ – Будет ли мне позволеновернуться на урок_

  Ступай-ка ты лучше домой_ – сказала Елизавета Матвеевна_ – Я тебе освобождение напишу_

Задание 4.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Он вас выслушивал, соглашался, но всё-таки не терял чувства собственного достоинства   2) В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет   3) О чём, о чём в тени ветвей поёшь ты ночью, соловей   4) О, какие слёзы на разгоревшихся щеках моих осветило солнце   5) Как часто, часто, словно птица, душа тоскует по лесам   6) Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши   7) Тусклым сияньем облитое море, как хорошо ты в безлюдье ночном  

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 5.

Тебе случалось – в роще тёмной,

В траве весенней, молодой

Найти цветок простой и скромный_

(Ты был один – в стране чужой_)

Он ждал тебя – в траве росистой

Он одиноко расцветал___

И для тебя свой запах чистый,

Свой первый запах сберегал_

И ты срываешь стебель зыбкий_

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой_

И вот идёшь дорогой пыльной;

Кругом – всё поле сожжено,

Струится с неба жар обильный,

А твой цветок завял давно_

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Он вырастал в тени спокойной,

Питался утренним дождём

И был заеден пылью знойной,

Спалён полуденным лучом_

Так что ж_ Напрасно сожаленье_

Знать, он был создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего_

Задание 6.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Густой снег стал валить почти сплошной мокрой лавиной    2) В степи за оврагом скрипуче кричала птица   3) В темноте в вишнях гудели жуки    4) Как замечательно пахло вокруг    5) Где сладкий шёпот моих лесов    6) Он меня любит, так любит    7) Какой именно горел в каждом из нас огонёк   

Задание 7.

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес_

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою_

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре_

Кто в глуши твоей таится_ Что за зверь_ Какая птица_ Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои_

C. Погореловский

Задание 8.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) Стол и кровать стояли на прежних местах но цветов на окнах уже не было.    2) Среди лугов дубрав пашен стоит обычное село.    3) Не размер помещения а его акустика позволяли использовать его для проведения концертов.    4) Она аккомпанировала очень хорошо да немного строго.    5) Меня поразили звуки странной но чрезвычайно приятной музыки.    6) Я давно собирался навестить тебя да боялся потревожить.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Задание 9.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

1) Мир неясен немыслим невечен.    2) Поворчал он да не посмел ослушаться.    3) Не железным ключом открывается сердце а добротой.    4) Меня поразили звуки странной но приятной музыки.    5) Владимир писал бы письма но Ольга не читала их.    6) Вокруг была чёрная тайга да тёмная ночь.  

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 10.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) Мы осмотрели сараи ветряные мельницы скотный двор.    2) Правда – хорошо а счастье – лучше.    3) Мал золотник да дорог.    4) Не небесам чужой отчизны а песню родине слагал.    5) Не род а ум поставлю в воеводы.    6) Часовой дошёл до противоположного угла да повернул обратно.   

Задание 11.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Голос Павла звучал всё взволнованнее и звонче.    2) Прекрасен лазурен и душист город жарким летом.    3) И слышится стон лазарета и снова в округе палят.    4) С осин тихо сыпалось золото листьев и кругом зеленела тайга.    5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.    6) При дороге растёт и полынь и красная кашка.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) И днем и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.    2) Зазвенели шашки и ложки горшки и плошки.    3) И каждый день шёл снег и каждое утро приходилось работать лопатой.    4) На ёлке сверкали шары и домики и яблоки.    5) Кружились маленькие снежинки и дул лёгкий ветерок.   6) Я часто вспоминаю и своё прошлое и первую любовь.   

Задание 13.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) Только мальвы и ноготки и кручёный паныч цвели кое-где по дворам.    2) В палисаднике пышно цвели высокомерные георгины и пионы, распространяя в воздухе терпко-травянистый запах.    3) Равномерные ночные звуки и шуршанья камышей и жужжанья комаров изредка прерывались пронзительным криком птиц.   4) И леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.    5) Пряча в складки запах сладкий, лепесток за лепесток, и себя укрыл украдкой и уснул ночной цветок.    6) Среди русских известных рек есть спокойные и буйные быстрые и медленные, всегда поражающие неповторимостью.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы к заданиям для варианта 2

Задание 1.

Правильный ответ:

А

 

Б

 

1, 5, 6, 7

 

2, 3, 4, 8

 

Задание 2.

Правильный ответ: !, ?, ?, !, !, ., !, ., ., ., !, !

Задание 3.

Правильный ответ: ., ?, ., ., !, ., ?, ., !, !, ., ., ?, ..., !, !, ., ., ., !, ., ?, !, ., .

Задание 4.

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

В

1, 2, 6

 

 

4, 5, 7

 

 

3

Задание 5.

Правильный ответ: ?, ., ..., ., ., ., ., ., ?, !, .

Задание 6.

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

 

В

1, 2, 3

 

 

4, 6

 

 

 

5, 7

Задание 7.

Правильный ответ: !, ?, ?, ?, ?, ?, !

Задание 8.

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

2

5

 

3

 

4, 6

 

 

 

1

Задание 9.

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

1

4

 

3

 

2

 

6

 

5

Задание 10.

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

В

 

Г

 

 

Д

 

 

Е

1

 

 

 

 

 

4, 5

 

3

 

 

6

 

 

2

Задание 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

Е

 

Ж

 

З

1

 

2

 

 

 

 

6

 

 

5

 

4

 

3

Задание 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

Е

 

Ж

 

З

 

 

 

 

 

2

 

6

 

1

4

 

5

 

3

Задание 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

Е

 

Ж

 

З

2

 

 

 

 

6

 

5

 

3

1

 

 

 

4


 

Тест по темам «Фонетика», «Лексика», «Морфемика

(состав слова) и словообразование», «Состав слова»

Вариант 3

Задание 1.

Выберите ряды, в которых все слова исконно русские.

А)  безрыбье, белка

Б)  коллега, парламент

В)  девица, родина

Г)  приварок, отвар

Д)  кондуит, сатрап

Е)  клюква, голубика

Ж)  белорус, беляк З)  ландшафт, сатирик

Задание 2.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит   2) И какой же русский не любит быстрой езды   3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями   4) Да будет над страною небо голубое и рассветный луч золотой   5) На стульях, на диванах, на принесённых из комнат табуретках сидели генералы и офицеры   6) Как весело сверкает всё кругом, наполняя свежестью и чистотой   7) А дядя Чередников был уже в годах, высок, сутул, медлителен и предпочитал слушать, а не рассказывать  

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 3.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Солнце день ото дня становилось горячей    2) Вы, верно, едете в Ставрополь    3) Какое удовольствие слушать пение птиц    4) Хороша наша родная природа    5) Ты не узнал меня, граф    6) За прикрытой дверью было тихо, постукивали часы-ходики   7) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа   

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 4.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

Мы шли околдованные весной и теплом_ Солнце потоками лучей лилось на землю_ Солнечные зайчики, как живые светлячки, вспыхивали то тут, то там_

На голубом фоне неба вырисовывались чёткие ряды домов, а вдали угадывались рыжие стволы высоченных сосен___

И вдруг дождь_ Да какой_ Прямо с голубого неба забили косые струи, крупные капли, как горох, застучали по нашим головам и спинам_ И тучи нигде не видно_ Вот только одна небольшая зацепилась за крышу высотного дома_ Неужели из неё бьёт этот весёлый дождьозорник_

Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя, и эти прозрачные косые струи воды казались жидким светом, льющимся этим прекрасным явлением природы_

По Е. Бондаревой

Задание 5.

Определив вид предложения по цели высказывания, расставьте знаки препинания в конце предложений. Сравните свой вариант постановки знаков препинания с авторским.

У меня опять:

Тридцать шесть и пять_

Озабоченно и хмуро Я на градусник смотрю:

Где моя температура_

Почему я не горю_

Почему я не больной_ Я здоровый_ Что со мной_ У меня опять:

Тридцать шесть и пять_

Живот потрогал – не болит_

Чихаю – не чихается_

И кашля нет_ И общий вид

Такой, как полагается_

И завтра ровно к девяти

Придётся в школу мне идти

Ответ

А

Б

В

 

 

 

И до обеда там сидеть – Читать, писать и даже петь_

И у доски стоять, молчать, Не зная, что мне отвечать___ У меня опять:

Тридцать шесть и пять_

Задание 6.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) По соседству садились вертолёты, посверкивая своими вращающимися лопастямикрыльями   2) Ах, кто не любит первый снег в замёрзших руслах тихих рек   3) Что так жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг   4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой   5) Ну не мираж ли сказочно-небесный возник пред вами, реет и горит   6) Мои стихи – как дым алтарный   7) Не позабудь меня в разлуке, не разлюби меня в дали  

Задание 7.

Определив вид предложения по цели высказывания и какой знак нужно поставить в конце предложения, установите соответствие.

А)   точка    Б)   восклицательный знак    В)   вопросительный знак   

Варианты ответов:

1) Какой замечательный дождик    2) Каковы молнии    3) Но вот солнце опять заиграло    4) Гроза прошла    5) Вперёд    6) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне    7) Скорее шинель и шапку   

Ответ

А

Б

В

 

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) Счастьем свежести молодости здоровья входила прохлада в открытые окна.    2) Трава лежала не на подоконниках а на глиняном полу.    3) Это был прекрасный но несколько печальный город.    4) Ты сегодня же должен поговорить с отцом а то он будет беспокоиться о твоём отъезде.    5) Еловый лес самый угрюмый да самый величественно тихий.    6) Осенней свежестью листвою плодами благоухает сад.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Задание 9.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.    2) Это был немудрящий но в окопных условиях забавный юмор.    3) Ответьте на запрос из университета не телеграммой а письмом.    4) У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно.    5) Неяркой да бесконечно глубокой красотой наградила русскую землю природа.    6) Воздух стал прозрачным от мороза а горный камыш в белых кружевах всё хорошел и хорошел.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 10.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О, О, О    Б)   О, а/но О    В)   не О, а О    Г)   О, да (=но) О    Д)   О да (=и) О    Е)   [ ], а/но [

]   

Варианты ответов:

1) За горами уже занималась, видно, заря но сюда, в глубокую теснину, свет не проникал.    2) В воде тихо ходили бледные огни, вспыхивая угасая выплывая на поверхность.    3) Больше всего дед любил рассказывать про Тулу да про искусство тульских оружейников.    4) Группка лип хотела образовать аллею но вдруг ушла в лес, перепутавшись с ельником.    5) Человек твёрже стали да нежнее цветка его душа, поражающая сочетанием лучших качеств.    6) Не сам хозяин а его сын встретил нас у ворот, гостеприимно распахнутых.   

Задание 11.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Дробится и плещет и брызжет волна мне в очи солёною влагой.    2) О Венере издавна писали поэты и учёные астрономы и фантасты.    3) Для этих людей ум был одновременно радостью спортом и почти религией.    4) В Баренцевом море и день и ночь велись спасательные работы.    5) И последние звёзды погасли и небо совсем посветлело.    6) Вопросы и восклицания посыпались наперебой.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12.

Установите соответствие между предложением с однородными членами и обобщённой схемой (знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах.    2) Заполняющая пространство ночь уводит за собой и стоящего на посту солдата и борющегося со сном мальчугана.    3) Вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам по лугам и по горам.    4) Шитьё бесшовным способом начинается с очистки от остатков клея и титульного и последнего листов книги.    5) И вновь одиноко заблещет вода и глянет ей в око ночная звезда.    6) На клумбе у широких ворот доцветали разноцветные гвоздики и розы, измельчавшие за жаркое лето.   

Задание 13.

(знаки препинания в предложении не расставлены).

А)   О и О    Б)   О, О и О    В)   О и О, О и О    Г)   и О, и О    Д)   и О и О    Е)   О, и О, и О    Ж)  

[ ], и [ ].    З)   и [ ], и [ ].   

Варианты ответов:

1) Единственная звезда преодолела сумрак и медленно пылала над высокими зарослями садов.    2) На выставку можно представить рисунки этюды и наброски.    3) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.    4) И в этот час нигде не свищут пули и правит миром разум в этот час.    5) Он носил и лето и зиму старую жокейскую кепку.    6) Заря ещё долго дотлевает над туманами и вдали громко кричат коростели.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы к заданиям для варианта 3

Задание 1.

Правильный ответ: А, В, Г, Е, Ж

Задание 2.

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

1, 3, 5, 7

 

4, 6

 

 

2

Задание 3.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

 

В

1, 6, 7

 

3, 4

 

 

 

2, 5

Задание 4.

Правильный ответ: ., ., ., ..., !, !, ., !, ., ?, .

Задание 5.

Правильный ответ: !, ?, ?, ?, !, ?, !, !, !, !, !, !, ..., !

Задание 6.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

 

В

1, 4

 

 

2, 6, 7

 

 

 

3, 5

Задание 7.

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

 

В

3, 4

 

 

1, 5, 7

 

 

 

2, 6

Задание 8.

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

1, 6

 

3

 

 

2

 

5

 

 

 

4

Задание 9.

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

В

 

Г

 

 

 

Д

 

 

 

Е

 

 

 

2

 

 

3

 

5

 

 

 

1

 

 

 

4, 6

Задание 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

 

 

В

 

Г

 

 

Д

 

 

Е

2

 

 

4

 

 

6

 

5

 

 

3

 

 

1

Задание 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

Ж

 

З

6

 

3

 

 

2

 

 

 

4

 

1

 

 

 

 

5

Задание 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

Ж

 

З

6

 

3

 

 

1

 

2

 

4

 

 

 

 

 

 

5

Задание 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

Ж

 

З

1

 

2

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

4