Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Синтаксис как раздел грамматики 5 кл

  • pdf
  • 13.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Синтаксис как раздел грамматики 5 кл.pdf

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,

«Синтаксис как раздел грамматики»

Вариант 1

Задание 1.

Поставив от главного слова к зависимому вопрос, установите соответствие. А)  какой?   Б)  какая?   В)  кому?   Г)  как?   Д)  какое?   Е)  какие?  

Варианты ответов:

1)  готовить брату    2)  думать предвзято    3)  крутые берега    4)  забытое пальто    5) грамотный человек    6)  справедливая мать   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) ходить вразвалку   2) водный раствор   3) очень умён   4) неоправданный поступок   5) приближаться к цели   6) орудовать лопатой   7) по-хозяйски радушен   8) слушать неохотно  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 3.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) лететь к звёздам   2) льняное масло   3) двигаться степенно   4) весьма серьёзен   5) неутомимый труженик   6) по-кавказски гостеприимен   7) петь протяжно   8) оклеивать стены  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 4.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) подбираться к норе   2) очень толстый   3) соляной столб   4) нестись стремительно   5) неправильный ответ   6) слишком горячий   7) дышать прерывисто   8) колоть штыком  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 5.

Выделите главное слово в каждом словосочетании.

А)  лёгкое

Б)  одеяло

В)  абсолютно

Г)  чисто

Д)  забыть

Е)  телефон

Ж)  крупный

З)  от рождения

И)  замотанный

Й)  платком

К)  громко

Л)  всхлипывая

М)  что-нибудь

Н)  забытое

О)  второй

П)  пилот

Задание 6.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно.

А)  Не все, к сожалению, а может, к счастью, становятся академиками, маршалами и поэтами.

Б)  Хатынь – это суровая народная память, запечатлённая в сердцах поколений.

В)  Жизнь прожить – не поле перейти.

Г)  Иван – седьмая вода на киселе мне и всем членам моей семьи.

Д)  Плохой товарищ – не подмога в сложном деле.

Е)  Большая часть этого радостного для меня дня уже прошла.

Ж)  Ваша история, опубликованная на прошлой неделе во всех газетах, наделала много шума.

З)  Я часто не в силах был скрывать своё отношение к вам.

Задание 7.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А)  Прошло ещё минут пять.

Б)  Одна птица прилетела на пашню с маслиной в клюве.

В)  Степь будто раскололась от небесного грома.

Г)  Подождём, подождём и пойдём.

Д)  Пьер стоял шестым.

Е)  Лето – чудная пора.

Ж)  Стремиться вперёд – цель жизни.

З)  Один из рабочих стал читать объявление вслух.

Задание 8.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А)  Пусть нам подпоёт седой боевой генерал, сидящий справа от именинника.

Б)  Как рано мог он, десятилетний мальчишка, лицемерить.

В)  Я имею право требовать себе лучший номер в вашей гостинице.

Г)  Вепрев в отечестве своём был парикмахером причём не самым лучшим.

Д)  Я с товарищами, такими же студентами-первокурсниками, работал на поле.

Е)  Главная задача опытного полководца – узнать в лицо противника.

Ж)  Наступило первое сентября.

З)  Со мной в последнее время происходит нечто странное.

Задание 9.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А)  Книга есть жизнь нашего времени.

Б)  Люблю тебя, Петра творенье.

В)  Марьина Горка – небольшой город.

Г)  Великий Пушкин, гений твой мы чтим сегодня всей страной.

Д)  Из глубины зала появился Голицын вместе с Лиходеевым.

Е)  Над головой белеет Млечный Путь.

Ж)  По степи ехали четыре всадника.

З)  Показывали страуса в Пассаже.

Задание 10.

Определив, что может обозначать подлежащее, установите соответствие.

А)  предмет, производящий действие   Б)  предмет, находящийся в каком-либо состоянии   В)  предмет, воспринимающий действие   Г)  предмет как носитель признака  

Варианты ответов:

1) Левин расспрашивал о болезни Кити с некоторым волнением.   2) Пицца разносится курьером по вечерам.   3) Снег таял под лучами яркого весеннего солнца.   4) План оплачивается заказчиком после завершения.   5) Прогулка длительная, утомительная.   6) В Москве метро глубокое.  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 


 

Ответы к заданиям для варианта 1

Задание 1.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

5

6

1

2

4

3

Задание 2.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

В

 

 

Г

2, 4

 

 

5, 6

1, 8

 

 

3, 7

Задание 3.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

В

 

 

Г

2, 5

 

 

1, 8

3, 7

 

 

4, 6

Задание 4.

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

Б

В

 

 

Г

3, 5

 

 

1, 8

4, 7

 

 

2, 6

Задание 5.

Правильный ответ: Б, Г, Д, Ж, И, Л, М, П

Задание 6.

Правильный ответ: А, Б, В, Г, Ж

Задание 7.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Ж

Задание 8.

Правильный ответ: А, Б, В, Ж, З

Задание 9.

Правильный ответ: А, В, Ж, З

Задание 10.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

1

3

2, 4

5, 6


 

Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке»,

«Синтаксис как раздел грамматики»

Вариант 2

Задание 1.

Выделите главное слово в каждом словосочетании.

А)  белоснежное

Б)  облако

В)  удивительно

Г)  красиво

Д)  подарить

Е)  книгу

Ж)  сухой

З)  от засухи

И)  кислый

Й)  от уксуса

К)  радостно

Л)  журча

М)  что-нибудь

Н)  знакомое

О)  седьмой

П)  номер

Задание 2.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) постигать науку   2) шоколадный торт   3) делать не спеша   4) мести веником   5) по-русски хлебосолен   6) очень талантлив   7) негасимый свет   8) думать вслух  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 3.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) горячий источник   2) дышать сдержанно   3) овладевать приёмами   4) весьма хорош   5) вязать крючком   6) по-гусарски галантен   7) незабываемый сюжет   8) кричать отчаянно  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 4.

Определив грамматическое значение словосочетания, установите соответствие.

А)   предмет и его признак    Б)   действие и предмет, с которым оно связано    В)   действие и его признак    Г)   признак и его степень   

Варианты ответов:

1) говорить взахлёб   2) стремиться в небо   3) шерстяные носки   4) педантично аккуратен   5) золотой кулон   6) жарить рыбу   7) по-княжески щедр   8) шептать страстно  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 5.

Выделите главное слово в каждом словосочетании.

А)  троллейбусная

Б)  линия

В)  очень

Г)  интересно

Д)  рассказать

Е)  историю

Ж)  шумный

З)  от восторга

И)  скомканный Й)  руками

К)  неожиданно

Л)  натыкаясь

М)  кто-то

Н)  родной

О)  девятый

П)  раунд

Задание 6.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А)  Николай Иванович принялся читать газету.

Б)  Азбука – к мудрости ступенька.

В)  В этом тростнике сидит несколько тысяч вьюрков.

Г)  Нынче никто не живёт в этом доме.

Д)  Это «вперёд» профессора всё время висит над Костиком.

Е)  Оба были спокойны, ровны и приветливы.

Ж)  В соседней комнате жевали три пары челюстей.

З)  Большинство из нас не обращает внимания на насекомых.

Задание 7.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно. А)  Я к вам теперь часто буду ездить.

Б)  Карандаш так и ходил по бумаге.

В)  Он нашёл было портфель да опять потерял.

Г)  Я взял себя в руки и, наконец, успокоился.

Д)  Множество зелёных и серых ящериц бросилось в траву.

Е)  Лишь бы он хорошо, старательно, учился.

Ж)  Вы бы взяли билет на поезд или на самолёт, а может, даже на проходящий автобус.

З)  В окрестностях бродило много оленей.

Задание 8.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно.

А)  У ног Оленьки, юной, миловидной продавщицы, лежали два отреза полотна.

Б)  Остальные шесть ложек исчезли в неизвестном направлении.

В)  Толпа мальчишек зачем-то собралась на берегу Волги.

Г)  На столе лежала целая груда книг с закладками.

Д)  Человек десять солдат спускались по бугру к воде.

Е)  "У" является предлогом или союзом?

Ж)  Половина дома была пустая, словно непредназначенная для жилья.

З)  Она как будто онемела от этого неприятного известия.

Задание 9.

Укажите предложения, в которых грамматическая основа выделена правильно.

А)  Мы все четверо, студенты пятого курса, соседи по комнате и просто друзья, не пишем конспекты.

Б)  Разговор наш, видимо, не совсем для вас приятный и ожидаемый, будет начистоту.

В)  Город и людей как будто подменили.

Г)  Тот город зелёный и тихий отрадно заброшен и глух.

Д)  Свою постылую свободу я потерять не захотел.

Е)  Отчего вы перестали говорить со мной серьёзно?

Ж)  Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкновенно ненаходчивы.

З)  На курсах по биологии вначале изучались низшие организмы.

Задание 10.

Определив, что может обозначать подлежащее, установите соответствие.

А)  предмет, производящий действие   Б)  предмет, находящийся в каком-либо состоянии   В)  предмет, воспринимающий действие   Г)  предмет как носитель признака  

Варианты ответов:

1) Днепр засеребрился под луной, висящей высоко в небе.   2) В подсолнухах созревали семена, остро пахнущие, большие.   3) Грибы собираются мальчишками, складываются в корзины бережно.   4) Русская природа воспевалась И.С. Тургеневым во многих произведениях.   5) Скатерть белоснежная.   6) Солнце спускалось за деревья, словно золотило верхушки деревьев.  

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 


 

Ответы к заданиям для варианта 2

Задание 1.

Правильный ответ: Б, Г, Д, Ж, И, Л, М, П Задание 2.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

2, 7

1, 4

3, 8

5, 6

Задание 3.

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

1, 7

3, 5

2, 8

4, 6

Задание 4.

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

3, 5

2, 6

1, 8

4, 7

Задание 5.

Правильный ответ: Б, Г, Д, Ж, И, Л, М, П

Задание 6.

Правильный ответ: А, Б, Г, Е, З

Задание 7.

Правильный ответ: А, Б, Г, Е, Ж

Задание 8.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д, Ж

Задание 9.

Правильный ответ: Б, В, Д, Е

Задание 10.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

6

1, 2

3, 4

5