Тест по темам «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Знаки препинания 10 класс»

  • pdf
  • 13.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тест по темам «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Знаки препинания 10 класс».pdf

Тест по темам «Лексика», «Морфемика (состав слова) и словообразование», «Знаки препинания»

Вариант 1

Задание 1.

Выберите ряды, во всех словах которых окончания выделены правильно.

А)  капл-я, семь[й-а], сегодн-я

Б)  здани[й-э], думал-о-сь, ошибк-а

В)  поздн-о, одн-о, вс-ё

Г)  электричк-а, поезд-, хлопь[й-а]

Д)  клоун-, интересен-, сообща-ет

Е)  ясн-ое, деревн-я, революци[й-а]

Задание 2.

Выберите сложносочинённые предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.

А)  Издалека лишь дуновенье ветерка, роптанье листьев приносило, да с тёмным берегом уныло шепталась горная река.

Б)  Тихо крадётся заяц – и вдруг где-то треснет ветка.

В)  Когда она опомнилась, музыка уже не играла, и полка не было.

Г)  Поселите его среди льдов Арктики – и он начнёт возводить чумы из снега и прятаться в них от бурь.

Д)  Черёмуха душистая, развесившись, стоит, – а зелень золотистая на солнышке горит.

Е)  Сколько времени вам нужно на выполнение задания, и справитесь ли вы без моей помощи?

Задание 3.

Выберите сложносочинённые предложения, в которых на месте пропуска запятая не ставится. А)  Ласточки пропали_ а вчера с зарёй все грачи летали да мелькали над горой.

Б)  Около высоких свежих стогов копошились девчушки с граблями_ и двигались мужчины.

В)  Сильно пахло полынью_ и было душно.

Г)  Нет-нет да и дождичек прольёт_ а кроме того холодновато.

Д)  Когда приедет ансамбль_ и кто будет его встречать?

Е)  И поля цветут_ и леса шумят_ и лежат в земле груды золота_ и во всех концах света белого идёт слава громкая.

Задание 4.

Определив, какой знак препинания должен стоять между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.

А)   запятая    Б)   точка с запятой    В)   тире    Г)   нет знака препинания   

Варианты ответов:

1) Осинник зябкий_ да речушка узкая_ да синий бор_ да жёлтые поля.    2) Молодая, свежая зелень осеняла прозрачным узором крыши домов_ и одуряющий запах весны стоял в тёплом воздухе.    3) Не прошло и двух-трёх минут_ и попугай был уже на верхушке яблони.    4) Улыбка была слабая, чуть заметная_ и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.    5) Водитель завёл машину_ и она быстро помчалась вдаль.    6) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело_ и на море появилась серебристая дорожка.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 5.

Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.

А)  В полях тает_ а в лесу ещё лежит снег нетронутыми плотными подушками на земле и на ветках деревьев_ и деревья стоят в снежном плену.

Б)  В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города_ и, уходя в бесконечную даль, горит тихая равнина моря_ и золотятся прибрежные пески. В)  Кто не проклинал станционных смотрителей_ и кто с ними не бранивался?

Г)  В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты_ и люди движутся вслепую, рискуя в любой канаве свернуть голову.

Д)  Только неясный гул раздаётся вокруг_ и часто ухает филин, будто стараясь перекричать эту безумную канонаду.

Е)  Как красив зимний лес, похожий на сказочный город, и восхитителен_ и как элегантно лежат на каждой веточке снежинки, соединяясь в большое полотно!

Задание 6.

Определив случай, когда запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.

А)   обе части ССП – вопросительные предложения    Б)   обе части ССП – побудительные предложения    В)   обе части ССП – восклицательные предложения    Г)   обе части ССП – неопределённо-личные предложения с одинаковой формой сказуемого    Д)   обе части ССП – безличные предложения с одинаковой формой сказуемого    Е)   обе части ССП – номинативные предложения   

Варианты ответов:

1) Который теперь час_ и сколько времени нам осталось ждать?    2) Холмов берёзовые цепи_ и вязью льющаяся мгла.    3) Как прекрасен был его взор_ и как одухотворены речи!    4) Ребят пригласили войти в помещение_ и вывели на сцену кошек.    5) Перестаньте разговаривать_ и пора заняться, наконец, полезным делом.    6) Сильно пахло сеном_ и в вечернем воздухе веяло прохладой.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.

А)  Уже налились яблоки_ а крыжовник был ещё зелёный_ но его уже можно было есть.

Б)  Заря охватила треть неба_ и в свете зари резко выделялись бело-матовые громады гор.

В)  Побудь со мною подольше_ и расскажи снова эту необычную историю.

Г)  В ветер леса шумят великим океанским гулом_ и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Д)  Просили перепроверить документы_ и мне вновь поручили это сложное дело.

Е)  Казалось, шторм достиг своего апогея_ и корабль не сможет достичь берега.

Задание 8.

Выберите сложноподчинённые предложения без пунктуационных ошибок. А)  Удивительные птицы вороны: как скоро они узнают, где есть мясо.

Б)  На кухне Грэй немного робел, потому что казалось, что здесь всем двигают тёмные силы.

В)  Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять.

Г)  Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад.

Д)  Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно – как будто они не были давно знакомы.

Е)  Он теперь знал, что такое бой, и что такое смерть, и что такое страх: что жизнь – самое ценное.

Задание 9.

Определив, какой знак препинания должен стоять между частями бессоюзного предложения, установите соответствие.

А)   запятая    Б)   точка с запятой    В)   двоеточие    Г)   тире   

Варианты ответов:

1) Поднимается занавес в театре или раскрывается книга_ зритель или читатель искренне расположен верить автору и актёру.    2) Для Волкова это был долгожданный день победы_ на рассвете его батальон выбил из села немецких автоматчиков, долго не дававших передохнуть от пуль.    3) Кроны развесистых лип уходят в небо и там сплетаются в единый густой, пронизанный солнечными лучами шатёр_ корни могучих деревьев перерезают аллеи.    4) Ярко зеленеет на лугу трава_ маслянисто блестят листья старого дуба_ сладко пахнут обмывшиеся летним дождём молодые берёзки.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 10.

Выберите бессоюзные предложения без пунктуационных ошибок.

А)  После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя.

Б)  Как много вмещает в себя минута воспоминаний, она похожа на короткий взгляд, брошенный с горы на окрестность: видишь сразу леса, поля, речную пойму в лугах, дорогу.

В)  Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца – упадёт луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом тёмно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет.

Г)  В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал её своим близким друзьям, собравшимся у меня отметить праздник, и запер в стол – это было не самое лучшее время для стихов.

Д)  До войны ему принадлежала вся квартира, теперь только две комнаты: в третьей жила секретарша директора Анна Ивановна с долговязой дочкой Таней.

Е)  Этап уже сошёл с моста, будка часового была недалеко, как внезапно давно неслыханный звук проник в сознание: звонил соборный колокол последний из неупразднённого ещё храма.

Задание 11.

Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.

А)   запятая    Б)   точка с запятой    В)   двоеточие    Г)   тире   

Варианты ответов:

1) Ты сам заметил, что день ото дня я вяну.    2) Трава зеленеет сквозь иней, и рябина алеет, горит.    3) Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил.    4) Если нет облаков, то запах сена чувствуется сильнее.    5) Лист, словно нарисованный, на небе не шелохнётся, и веточка не скрипнет.    6) Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветки, упал на дорожку аллеи, и из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 12.

Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.

А)   тире между подлежащим и сказуемым    Б)   тире после однородных членов перед обобщающим словом    В)   тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения    Г)   тире между частями бессоюзного сложного предложения   

Варианты ответов:

1) Восток_ в сияньи крови и огня.    2) Молчаливость и скромность_ качества очень пригодные для разговора.    3) Для рыбы нужна чистая вода_ будем охранять наши водоёмы.    4) Вся наигранная весёлость, сдержанность, самообладание_ всё покинуло его в этот момент.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответы к заданиям для варианта 1

Задание 1.

Правильный ответ: Б, Г, Д, Е

Задание 2.

Правильный ответ: А, Б, Г

Задание 3.

Правильный ответ: Б, В, Д Задание 4.

Правильный ответ:

А

 

 

Б

В

 

 

Г

1

 

 

2, 4

3, 5

 

 

6

Задание 5.

Правильный ответ: А

Задание 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

В

Г

 

Д

 

Е

1

 

5

3

4

 

6

 

2

Задание 7.

Правильный ответ: А, Б

Задание 8.

Правильный ответ: А, Б, В, Г

Задание 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

 

Б

 

В

 

 

Г

4

 

 

 

3

 

2

 

 

1

Задание 10.

Правильный ответ: А, Б, Е

Задание 11.

Правильный ответ:

А

Б

В

 

Г

2, 5

6

1

 

3, 4

Задание 12.

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

Б

В

 

Г

2

4

1

 

3


 

Тест по темам «Лексика», «Морфемика (состав слова) и словообразование», «Знаки препинания»

Вариант 2

Задание 1.

Выберите ряды, во всех словах которых окончания выделены правильно.

А)  матрос-, молод-, ранен-ый

Б)  крупн-ее, могуч-ее, длинноше-ее

В)  амплу-а, асфальт-, крыш-а

Г)  раскат-ы, резк-ий, романтизм-

Д)  жизнь-, готов-а, основ-а

Е)  существительно[й-э], спираль-, смажь-

Задание 2.

Определив случай употребления запятой и точки с запятой, установите соответствие.

А)   запятая (между частями соединительные отношения)    Б)   запятая (между частями противительные отношения)    В)   запятая (между частями разделительные отношения)    Г)  запятая (между частями присоединительные отношения)    Д)   запятая (между частями пояснительные отношения)    Е)   точка с запятой (части значительно распространены и имеют внутри запятые)   

Варианты ответов:

1) Дул сильный пронзительный ветер_ и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья.    2) У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело_ но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно.    3) Николай был одет по-дорожному_ то есть старый сюртук был подпоясан кушаком.    4) Шесть лет комиссия возилась около здания_ но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента.    5) От тепла и сырости его клонило в сон_ да он и не старался противиться.    6) Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неспящей птицы_ или раздаётся неопределённый звук.

  

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Определив случай, когда запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.

А)   обе части ССП – вопросительные предложения    Б)   обе части ССП – побудительные предложения    В)   обе части ССП – восклицательные предложения    Г)   обе части ССП – неопределённо-личные предложения с одинаковой формой сказуемого    Д)   обе части ССП – безличные предложения с одинаковой формой сказуемого    Е)   обе части ССП – номинативные предложения   

Варианты ответов:

1) Следует позаботиться о летнем отдыхе детей_ и надо заняться этим не откладывая.    2) Ночь, лес_ и снег.    3) Вы придёте ко мне_ или мне прийти к вам?   4) Зелёные просторы_ и перелесков синь!    5) Скачите, всадники, быстрее_ и лейся, песня, по степи.    6) Стали искать черкесов во всех углах_ и, разумеется, ничего не нашли.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой.

А)  Уже рассвело_ и небо над берёзовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывалось.

Б)  Кричат орлы, пустынный ветер веет в задумчивых, тоскующих полях_ да тень от туч кочующих темнеет.

В)  В комнате тикали часы_ да подрагивали стёкла под напором буйного февральского ветра.

Г)  Вокруг завыло, наводя леденящий душу страх, зарычало_ и начало резко гудеть, словно забираясь в сердце.

Д)  На мой взгляд, автор повести не совсем полно показал характеры героев_ и произведение показалось мне необычным.

Е)  Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные берёзы, золотил их_ и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.

Задание 5.

Определив, какой знак препинания должен стоять между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.

А)   запятая    Б)   точка с запятой    В)   тире    Г)   нет знака препинания   

Варианты ответов:

1) Ещё не управились с покосом травы, а уже подходила уборка хлеба_ и на глазах начинала смуглеть озимая рожь_ и почти одновременно с ней вызревал ячмень_ и бурно зарастали сорняками и требовали прополки поля подсолнечника.    2) Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущённых глаз_ и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.    3) Вековые могучие, поражающие своей статностью и величавостью, старожилы-дубы_ и молоденькие светленькие красавицыберёзки.    4) Впервые Олимпийские игры проводились в Греции в 776 году до нашей эры_ и с тех пор раз в четыре года здесь не только объявлялось «военное перемирие»_ но и на время проведения игр на территории Греции запрещалось вести войны.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 6.

Определив случай, когда запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.

А)   части ССП имеют общий второстепенный член    Б)   части СПП имеют общую частицу

   В)   части ССП имеют общее вводное слово, словосочетание или предложение    Г)   части

ССП имеют общий сравнительный оборот    Д)   части ССП имеют общую придаточную часть    Е)   общая предшествующая третья часть, связанная бессоюзной связью   

Варианты ответов:

1) И вот в туманной вышине запели птички_ и восток озолотился.    2) В четвёртом часу утра начало светать_ и Савельев проснулся.    3) Одно было ясно: ссора оказалась окончательной_ и назад он не вернётся.    4) Короче говоря, экзамены кончились_ и начались каникулы.    5) А тёплый ветерок ласкал щёки_ и до ушей доносился шум набегавшей волны, как на роскошном морском пляже.    6) Пока я умывался, печь была затоплена_ и на сковородке кипело масло.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Выберите сложносочинённые предложения, части которых нужно разделить запятой. А)  Сок кокоса был сладок_ а белая мякоть напоминала вкусом лесной орех.

Б)  Давно пора зажечь бы свечи_ да при свечах ещё темней.

В)  Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились домой.

Г)  Время стояло самое благоприятное для меня_ то есть было тепло и сухо.

Д)  Прогулка в лесу_ и катанье на лодках.

Е)  Он должен уехать_ или я погибла!

Задание 8.

Определив условие постановки знака препинания на месте пропуска в сложноподчинённом предложении, установите соответствие.

А)   точка с запятой между однородными распространёнными придаточными    Б)   двоеточие

(в главной части есть слова, предупреждающие о последующем разъяснении)    В)   тире (придаточная часть перед главной при интонационном отделении)    Г)   тире при усилении вопросительного характера    Д)   тире для подчёркивания обобщающего характера главной части    Е)   тире при параллелизме в строении предложения    Ж)   тире при неполном предложении в придаточной части   

Варианты ответов:

1) Когда тоска (?) хорошо писать.    2) А что такое влияние (?) ты знаешь?    3) Он предупредил об одном (?) чтобы все приехали на вокзал вовремя.    4) Если не уверен в себе, если не хватает мужества (?) откажись.    5) Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов, и похвал младое сердце искушал (?) чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк (?) чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый.    6) Что было (?) известно, что будет (?) никому не ведомо.   

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9.

Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.

А)   запятая между однородными членами в простом предложении    Б)   запятая между частями бессоюзного сложного предложения    В)   двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами    Г)   двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения    Варианты ответов:

1) В гармонии соперник мой был шум лесов_ иль вихорь буйный_ иль иволги напев живой_ иль ночью моря гул глухой_ иль шёпот речки тихоструйной.    2) Ослепительные молнии пронизывали тучи_ громовые удары сотрясали всю окрестность_ дождь лился потоками и рождал ни с чем не сравнимый оглушающий шум.    3) В маленьком городке из-за обильного снега не ходили несколько дней автобусы_ вместо дорог раскинулась снежная целина, не заканчивающаяся даже на широких площадях и забирающаяся в подъезды и на первые этажи домов.    4) Сначала в саду горели огоньки_ потом за ним, потом ещё дальше, вдоль дорожек, в дубравах, на прогалинах, поодиночке и пачками, зажигались рубиновые, сапфирные, топазовые огоньки, цветным бисером выкладывая ночь.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 10.

Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.

А)   запятая    Б)   точка с запятой    В)   двоеточие    Г)   тире   

Варианты ответов:

1) Юность никогда не кончается, и юность никогда не уходит в запас.    2) В родном языке все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твёрдых до самых нежных и мягких, и он беспределен и может обогащаться ежеминутно.    3) Если правильно выберешь дело, всегда будешь счастлив.    4) Дело было вечером, и делать было нечего.    5) Сказал я что-то, а он стал хохотать.    6) Мне показалось вдруг в ночном тумане, что метель слетела с мачты корабля.   

Ответ

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Задание 11.

Выберите бессоюзные предложения без пунктуационных ошибок. А)  Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй.

Б)  Я подошёл к гнезду и несказанно удивился – в нём лежали четыре зеленоватых утиных яичка.

В)  Новосёлы дачные сплошь да рядом борются с жёнами: мужья бегут в лес, жены стремятся расчистить площадь для ягод и овощей.

Г)  За плечом висела никелевая с пробковыми стенками фляга; свисая с руки, гадюкой волочился сзади витой арапник.

Д)  Великий человек является начинателем, он видит дальше других и хочет сильнее других.

Е)  Резкий утренний воздух обмыл лицо холодной водой, сон сразу прошёл.

Задание 12.

Выберите бессоюзные предложения без пунктуационных ошибок. А)  Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.

Б)  Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен.

В)  Только днем в саду было тихо – беспокойные птицы улетали на юг.

Г)  Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Д)  С неделю тянул южный ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя мшистая зелёнка.

Е)  Ехал сюда, рожь только начинала цвести.

Ответы к заданиям для варианта 2

Задание 1.

Правильный ответ: А, Г, Д, Е

Задание 2.

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

Е

1

 

2

 

6

 

 

5

 

 

3

 

4

Задание 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

Е

3

 

5

 

4

 

 

6

 

 

1

 

2

Задание 4.

Правильный ответ: А, Б

Задание 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

 

 

 

Б

 

 

 

В

 

 

 

 

Г

4

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

3

Задание 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

 

Г

 

 

Д

 

Е

2

 

1

 

4

 

 

5

 

 

6

 

3

Задание 7.

Правильный ответ: А, Б, Г, Е

Задание 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

Ж

5

 

3

 

1

 

2

 

4

 

6

 

 

Задание 9.

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

Г

1

 

2, 4

 

 

 

3

Задание 10.

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

А

 

Б

 

В

 

Г

1, 4

 

2

 

6

 

3, 5

Задание 11. Правильный ответ: А, В, Г

Задание 12.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д