Тест по темам «Пунктуация как система правил правописания предложений», «Знаки препинания»
Вариант 1
Задание 1.
Выберите предложения с прямой речью, оформленные неправильно.
А) «Я за Кристиной ехать боюсь, – говорил Иван, – боюсь и веду себя как сопливый мальчишка».
Б) «Я бы хотел, чтобы она подольше отдохнула. – говорил Иван. – И, может быть, что-то поняла!
В) «Вот это класс, снимаю шляпу»! – восхитился Иван, глядя на озёрный пейзаж.
Г) Иван просто ответил «Я? Как докатился? А просто! Берёг от всего!»
Д) Сергей ответил: «Я ничего не думаю. Просто пока у меня нет других вариантов».
Е) И вдруг ей пришло странное понимание: что если он никогда и не любил меня?
Задание 2.
Определив случай употребления тире в сложносочинённом предложении, установите соответствие.
А) во второй части сообщается о результате Б) во второй части содержится неожиданное присоединение В) во второй части содержится резкое противопоставление
Варианты ответов:
1) Но вот опять хлынули играющие лучи – и весело и величаво поднимается могучее светило. 2) Тысяча десятин земли – и ни гроша в кармане. 3) Игнат спустил курок – и ружьё дало осечку. 4) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. 5) Вздохнёшь неосторожно – и дрогнет тонкий волосок кисти у художника, расписывающего миниатюру. 6) Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.
Ответ |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 3.
Определив, какой знак препинания должен стоять между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) тире Г) нет знака препинания
Варианты ответов:
1) Гроза омыла Москву 29 апреля_ и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось. 2) Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно теперь_ и бледность и незаметность его ещё больше подчёркивала ослепительность утреннего сверкания. 3) Нужно было немедленно прекратить это никому не нужный спор_ и необходимо было выдвигаться всеми силами дальше. 4) Жаворонки звенят_ и воркуют зобастые голуби_ и молча реют ласточки_ и лошади фыркают и жуют_ и собаки не лают и стоят, помахивая хвостами. 5) Как странно влияет природа на человеческое воображение_ и как благодарны ей за это люди!
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 4.
Определив случай, когда запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения, установите соответствие.
А) части ССП имеют общий второстепенный член Б) части СПП имеют общую частицу
В) части ССП имеют общее вводное слово, словосочетание или предложение Г) части
ССП имеют общий сравнительный оборот Д) части ССП имеют общую придаточную часть Е) общая предшествующая третья часть, связанная бессоюзной связью
Варианты ответов:
1) Как только взошло солнце, туман, похожий на молоко и окутавший всё вокруг, начал рассеиваться_ и через полчаса на небе не было ни облачка. 2) Вероятно, люди, находящиеся в этом тёмном, с заколоченными окнами, амбаре, томились в неведении_ и им было страшно. 3) Над сверкающей стремниной машин плыли автобусы_ и вырывались вперёд троллейбусы, словно огромные аквариумы. 4) Идти дальше всей группе было нельзя: в деревне расположились немцы_ и часовые постоянно прохаживались по главной улице. 5) А над головой по-прежнему висели тяжёлые тучи_ и солнечные лучи словно заблудились где-то в вышине.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
Выберите сложноподчинённые предложения без пунктуационных ошибок. А) Удивительные птицы вороны: как скоро они узнают, где есть мясо.
Б) На кухне Грэй немного робел, потому что казалось, что здесь всем двигают тёмные силы.
В) Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять.
Г) Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад.
Д) Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно – как будто они не были давно знакомы.
Е) Он теперь знал, что такое бой, и что такое смерть, и что такое страх: что жизнь – самое ценное.
Задание 6.
Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.
А) запятая между однородными членами в простом предложении Б) запятая между частями бессоюзного сложного предложения В) двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами Г) двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения Варианты ответов:
1) Всё на счету у матери-Отчизны_ речь людей, шелест трав в ночи, звёзд полёт, птицы голос чистый. 2) Чуть-чуть внимательнее будь_ многое уже не повторится. 3) В поле чистом серебрится волнистый снег_ светит месяц_ тройка мчится по дороге столбовой. 4)
Неглубокая река_ прутья лозы_ задорный мальчишка напоминали мне далёкие дни детства.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 7.
Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Вечером не удалось продвинуться дальше, потому что вся лощина впереди покрывалась огнём неприятеля. 2) Был уже август, и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья. 3) Когда оба приятеля возвращались на свою квартиру, заря уже занималась в небе. 4) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная, и звёзды хмурились, мгла была гуще, даль мутнее. 5) Когда принесли лекарство, доктор молча, тяжело сопя, приготовил раствор. 6) И знаю, что молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 8.
Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Только кое-где мерцали, растягивались и тотчас же исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. 2) Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься, потому что ехал по весьма важному делу, заставившему меня забраться в эту глушь. 3) Вырвавшись из ущелья, волна за волной с шумом, похожим на облегчённый вздох, устремляются во все стороны, ищут берега, а берега уже нет. 4) Передо мной красный полевой мак поднимал из заглохшей травы свой прямой стебелёк, похожий на проволоку, и большая крупная капля ночной росы блестела на дне цветка.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 9.
Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.
А) тире между подлежащим и сказуемым Б) тире после однородных членов перед обобщающим словом В) тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения Г) тире между частями бессоюзного сложного предложения
Варианты ответов:
1) Язык_ это оружие мышления. 2) Все силы души его, все страсти, мечты, надежды, весь пыл и напор юности_ всё это хлынуло на волю. 3) На столе_ красный томик вам подаренных стихов. 4) Солнце дымное встаёт_ будет день горячий.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10.
Выберите предложения с прямой речью, оформленные неправильно.
А) «Смотрите, смотрите какая красота»! – восхищённо произнесла девушка.
Б) Старика старуха забранила «Дурачина ты, простофиля!»
В) Незнакомец спросил: «Ты меня совсем не помнишь?»
Г) «Веди ты нас!» сказали они.
Д) «Серёжа! Мальчик мой милый!» – проговорила она, задыхаясь и обнимая его.
Е) И вдруг ей пришла странная мысль: что если он разлюбил меня?
Задание 11.
Оформите диалоги в соответствии с нормами орфографии и пунктуации.
Вот тут-то и появился Лис.
_ Здравствуй_ _ _казал он.
_ Здравствуй, _ _ежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
_ Я здесь, _ _ослышался голос. _ Под яблоней...
_ Кто ты_ _ _просил Маленький принц. _ Какой ты красивый!
_ Я - Лис_ _ _казал Лис.
_ Поиграй со мной, _ _опросил Маленький принц. _ Мне так грустно...
_ Не могу я с тобой играть, _ _казал Лис. _ Я не приручен.
_ Ах, извини_ _ _казал Маленький принц. Но, подумав, спросил:
_ А как это – приручить_
_ Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь
для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
Задание 1.
Правильный ответ: Б, В, Г, Е
Задание 2.
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
В |
||||
4, 5, 6 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2, 3 |
|||||
Задание 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
Г |
||||
2 |
|
|
4 |
|
|
|
1 |
|
|
3, 5 |
|||||
Задание 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
|
Е |
||
5 |
|
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
1 |
|
4 |
|||
Задание 5. Правильный ответ: А, Б, В, Г Задание 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
|
Г |
|||
4 |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
||||
Задание 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|||||
2 |
|
|
4 |
|
|
1, 6 |
|
|
3, 5 |
||||||
Задание 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
|
Г |
||||
1 |
|
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
3 |
Задание 9.
Правильный ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задание 10.
Правильный ответ: А, Б, Г, Е
Задание 11.
Правильный ответ: –, ,, –, с, –,
–, в, –, –, п, –, –, ?,
–, с, –, –, ,, –, с, –,
–, п, –, –, –, с, –, –,
,, –, с, –, ?, –
Тест по темам «Пунктуация как система правил правописания предложений», «Знаки препинания»
Вариант 2
Задание 1.
Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания при прямой речи не расставлены).
А) А: «П» – а. Б) А: «П», а. В) «А: «П...» – а. Г) А: «П!» – а. Д) А: «П?» – а.
Варианты ответов:
1) Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту У меня бабушка корью заболела и хотел придать начатому разговору непринуждённую легковесность. 2) Тут он совсем обомлел Ваше благородие, батюшка барин, да как вы... да стою ли я... и заплакал вдруг. 3) А Кирила Петрович стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая Гром победы раздавайся что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей. 4) На вопрос мой Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 5) А. Чехов не позволял себе громко и открыто сказать людям Да будьте же вы порядочнее! тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 2.
Выберите сложносочинённые предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.
А) Обмыла раны живой водой царевна – и ожил прекрасный рыцарь.
Б) Ни один сучок не шелохнётся ни одна капля дождя на тебя не падёт.
В) На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло.
Г) Видит ли он этот беспорядок или почему-то ему всё равно?
Д) Какой славный морозик, и какой вкусный воздух! Е) В воздухе пахнет весной, и уже становится тепло.
Задание 3.
Выберите сложносочинённые предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.
А) Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна весну прослышала она и ей невольно улыбнулась.
Б) Может, не скоро перевал найдём; или зверь попадётся и далеко уведёт.
В) Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешёвая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей!
Г) Встанет на лапки ёж, и его под листьями не видать.
Д) Заброшенный полустанок, и пожилой обходчик.
Е) Ни о чём не хочется думать – или бродят мысли и воспоминания мутные.
Задание 4.
Определив случай употребления запятой и точки с запятой, установите соответствие.
А) запятая (между частями соединительные отношения) Б) запятая (между частями противительные отношения) В) запятая (между частями разделительные отношения) Г) запятая (между частями присоединительные отношения) Д) запятая (между частями пояснительные отношения) Е) точка с запятой (части значительно распространены и имеют внутри запятые)
Варианты ответов:
1) Дул сильный пронзительный ветер_ и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. 2) У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело_ но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно. 3) Николай был одет по-дорожному_ то есть старый сюртук был подпоясан кушаком. 4) Шесть лет комиссия возилась около здания_ но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента. 5) От тепла и сырости его клонило в сон_ да он и не старался противиться. 6) Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неспящей птицы_ или раздаётся неопределённый звук.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
Определив структуру сложноподчинённого предложения, установите соответствие (знаки препинания в предложении не расставлены).
А) [ ], ( ), ( ). Б) [ ], ( ) и ( ). В) [ ], ( ), ( ) и ( ). Г) [ ], ( ), а ( ). Д) [ ], ( ), и ( ), и ( ).
Варианты ответов:
1) Люди могут дышать свободной грудью когда они уверены в завтрашнем дне и твёрдо знают что им и их детям не грозят войны и что они могут жить и спокойно работать. 2) Я верю что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. 3) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг и что французы потеряли гораздо более нашего и что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. 4) Он должен был срочно обратиться в деканат потому что потерял зачётную книжку а экзамены ещё не все были сданы.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 6.
Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Снаряды неслись в темноту с тяжёлым звуком, будто распарывали над головой кусок натянутого холста. 2) Туманы пропитали насквозь жёлтые листья, и под тяжестью холодной и уже ненужной влаги листья отрывались от веток и падали на траву и на гранитные мостовые. 3) Только у мельницы злится река, поскольку нет ей простора, неволя горька. 4) Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой, и на её краю висели большие чёрные лохмотья, и точно такие же лохмотья, давя друг на друга, громоздились справа и слева.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 7.
Определив, в какой синтаксической конструкции употребляется знак препинания, установите соответствие.
А) запятая между однородными членами в простом предложении Б) запятая между частями бессоюзного сложного предложения В) двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами Г) двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения Варианты ответов:
1) В гармонии соперник мой был шум лесов_ иль вихорь буйный_ иль иволги напев живой_ иль ночью моря гул глухой_ иль шёпот речки тихоструйной. 2) Ослепительные молнии пронизывали тучи_ громовые удары сотрясали всю окрестность_ дождь лился потоками и рождал ни с чем не сравнимый оглушающий шум. 3) В маленьком городке из-за обильного снега не ходили несколько дней автобусы_ вместо дорог раскинулась снежная целина, не заканчивающаяся даже на широких площадях и забирающаяся в подъезды и на первые этажи домов. 4) Сначала в саду горели огоньки_ потом за ним, потом ещё дальше, вдоль дорожек, в дубравах, на прогалинах, поодиночке и пачками, зажигались рубиновые, сапфирные, топазовые огоньки, цветным бисером выкладывая ночь.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 8.
Выберите бессоюзные предложения без пунктуационных ошибок. А) Казаки и гусары не все спали: кое-где слышались голоса.
Б) Под телегами храпел кто-то; вокруг стояли лошади, хмуро жуя овёс.
В) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Г) Прошла неделя, другая, вдруг въезжает ко мне на двор коляска.
Д) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Е) Зимой на Нине меховые ботиночки; шубка, отделанная серым каракулем, сшита в талию; на голове шапочка из такого же каракуля.
Задание 9.
Опустите союз и, определив, какой знак препинания нужно поставить между частями вновь образованного бессоюзного сложного предложения с учётом отношений между частями предложения и интонации, установите соответствие.
А) запятая Б) точка с запятой В) двоеточие Г) тире
Варианты ответов:
1) Юность никогда не кончается, и юность никогда не уходит в запас. 2) В родном языке все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твёрдых до самых нежных и мягких, и он беспределен и может обогащаться ежеминутно. 3) Если правильно выберешь дело, всегда будешь счастлив. 4) Дело было вечером, и делать было нечего. 5) Сказал я что-то, а он стал хохотать. 6) Мне показалось вдруг в ночном тумане, что метель слетела с мачты корабля.
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10.
Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания при прямой речи не расставлены).
А) А: «П». Б) А: «П?» В) А: «П!» Г) А: «П…»
Варианты ответов:
1) А другая примета такая Коли журавли в сентябре на юг пошли – ранняя зима будет. 2) Комиссия определила судьбу Кнопки Непонятная «снежинка» на голове – это уже непорядок, а мех качественным будет! 3) Рыленков написал печальное Здесь всё дотла разрушено врагом… 4) Но Лариса проговорила в раздумье Вот сижу и думаю: то ли доброе дело совершила, то ли самую большую глупость в своей жизни?
Ответ |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 11.
Выберите диалоги, оформленные правильно.
А) – Вот бог послал свистуна, – говорила смотрительша…
– А что? – сказал смотритель. – Что за беда, пускай себе свистит.
– Что за беда? – возразила сердитая супруга. – А разве не знаешь приметы?
– Какой приметы? И! Пахомовна, у нас что свисти, что нет: а денег всё нет как нет.
Б) – Где же учитель? – спросил он у вошедшего слуги.
– Нигде не найдут-с, – отвечал слуга.
– Так сыскать его, – закричал Троекуров, начинающий сумневаться. – Покажи мне твоихвалёные приметы…
В) Ванечка задумчиво смотрел на озеро, на лодки, на лилии и проговорил – И это всё деревня?
– Да, это наша деревня.
– Вся, вся наша?
– Наша.
– Здорово!
Г) «Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю Б. Я, дескать, надеюсь, что не оставит он Петрушу своими милостями». – «Что за вздор! С какой стати стану я писать к князю
Б?» – «Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальству Петруши?» – «Ну, а там что?» – «Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк». –
«Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет!»
Задание 1.
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
|||
1 |
|
|
3 |
|
|
2 |
|
|
5 |
|
|
4 |
||||
Задание 2. Правильный ответ: А, В, Г Задание 3. Правильный ответ: А, Б, В Задание 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
Б |
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
|
Е |
|||
1 |
|
2 |
|
6 |
|
|
5 |
|
|
3 |
|
4 |
||||
Задание 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
Г |
|
|
Д |
|||
|
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
4 |
|
|
3 |
||||
Задание 6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
|
Б |
|
|
|
В |
|
|
|
|
Г |
|
2 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
1 |
||
Задание 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Правильный ответ: |
А |
|
|
|
|
Б |
|
|
В |
|
|
|
|
Г |
||
1 |
|
|
|
|
2, 4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Задание 8.
Правильный ответ: А, Б, Д, Е
Задание 9.
Правильный ответ: |
А |
Б |
В |
|
Г |
1, 4 |
2 |
6 |
|
3, 5 |
|
Задание 10. |
|
|
|
|
|
Правильный ответ: |
А |
Б |
В |
|
Г |
1 |
4 |
2 |
|
3 |
Задание 11.
Правильный ответ: А, Б, Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.