Проверочная работа по теме «Сложносочиненные предложения»
(9 класс)
1.Найдите сложные предложения.
1)По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
2)Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
3)Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
4)Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
2. Укажите неверное утверждение.
1) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
2) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
3) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.
4) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член
3. Укажите ССП с соединительным союзом.
1)Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2)То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3)Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4)Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?
4.Укажите ССП с разделительным союзом.
1)Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.
2)Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!
3)Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.
4)Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.
5.Укажите ССП с противительным союзом.
1)Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.
2)Мал золотник, да дорог.
3)Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.
4)Выпал снег, и вокруг стало бело.
6. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
1) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
2) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
3) Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
4) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3). Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
8.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.
1) Воздух совершенно прозрачен, и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.
2)Целую жизнь он потом если не рассказывал, то вспоминал этот цветок.
3)Дон лился, легко позванивая на перекатах и серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.
4) Блеснула огненная нить, и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко –красного пламени.
9. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):
1) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю
2) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.
3)Ветер к утру ослабел и снег перестал..
4) Осень и с деревьев опадают листья в воздухе потянулась паутина.
10. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Снег летит (5) и с сосен (6) и с берёз (7) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.
11. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1)Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём старика.
2)Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук.
3)Давно морозы сковали землю, да навалило снегу, и лес стоит в своей мрачной сосредоточенности.
4) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
12. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Конюшни полны были дорожных лошадей(1) дворы (2) и сараи загромождены разными экипажами. В 9 часов утра заблаговестили к обедне(3) и все потянули сь к новой каменной церкви.
Проверочная работа по теме «Сложносочиненные предложения»
(9 класс)
1. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
1) Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
2) Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
3) Послали его с донесением, да время очень тревожное.
4) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
2. Найдите сложное предложение.
1) Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
2) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
3) Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
4) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой
3.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Он улыбался ласково-печально ( ) и гладил её по голове.
1)ССП, перед союзом И запятая не нужна
2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3)ССП, перед союзом И нужна запятая
4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
4.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался.
Голова у неё шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить.
На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.
1)1,2,3 2)2,3 3)1,2 4)запятые не нужны
5.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.
1)сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
2)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3)сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна
4)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки препинания не расставлены).
1)Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
2)Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
3)Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
4)Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
7.Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1)Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал.
2)Белые обочины тучи клубились, и снежно блестели, но чёрная вершина была грозна своей неподвижностью.
3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся потоком воздуха.
4)Солнце садилось в травы, туман и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья.
8.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.
1)Кругом царит полумрак, а вода совершенно неподвижна.
2)Медленно поднялся я по ступенькам лестницы и прислонился к перилам.
3)Не то стучат топоры, не то стук колотушки сторожа раздаётся в морозном воздухе.
4)Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная.
9. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Осторожно ходит по комнатам садовник(2) растапливая печи (3) и (4) дрова трещат(5) и стреляют. Кукушка выскакивает из часов (6) и насмешливо-грустно кукует над тобою в пустом доме.
10. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):
1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берѐзовых почек.
2) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
3) Вчера утомленный ходьбой по болоту зашѐл я в сарай и уснул глубоко.
4) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей и звенит холодный ручей.
11.Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного предложения.
1) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
2) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
3) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.
4)Тяжело складывались слова да ещё волнение мешало говорить.
12.Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
1)Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
2)То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
3)Как родные, так и соседи очень волновались.
4)С чужими я либо робел, либо важничал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.