Тест Д. Векслера есть одним из более всего известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практика. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в походке личного взаимодействия психолога с випробуваним.
Тест заснований на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составу - вербальный и невербальный интеллекты. Применению тест Векслера посвящен свыше 2000 публикаций. В нашей стране методические руководства к тесту и самом тесте выпустили несколько психодиагностических предприятий,
Первая версия тест предложенная в 1939 году (шкала Векслера—Бельвью, под названием клиники ВеПеуие) для диагностики интеллекта людей в веке от
7 до 69 лет.
ТЕСТ Д ВЕКСЛЕРА
Тест Д. Векслера есть одним из более всего известных и часто
используемых в психологической, педагогической и медицинской практика.
Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в походке
личного взаимодействия психолога с випробуваним.
Тест заснований на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и
диагностирует общий интеллект и его составу вербальный и невербальный
интеллекты. Применению тест Векслера посвящен свыше 2000 публикаций. В
нашей стране методические руководства к тесту и самом тесте выпустили
несколько психодиагностических предприятий,
Первая версия тест предложенная в 1939 году (шкала Векслера—Бельвью,
под названием клиники ВеПеуие) для диагностики интеллекта людей в веке от
7 до 69 лет. Д. Векслер подверг критике существующие тесты (в первую
череду, тест СтэнфордБине) считая их непригодн для тестирования
взрослых. Традиционный показатель 10 “умственный век” целиком
Мног^ тестов
неприменим для характеристики интеллекта взрослых.
интеллекта ориентированные на скорость, что может навлекать, по мнению
Векслера, затруднение в людей преклонного века.
В традиционных тестах много места занимали шаблонные операции со
словами и примитивные задачи, сконструированные для детей.
Отказавшись от группировки задач по вековому параметру, Векслер
объединил тесту задачи в сходные по содержанию субтесты, внутри субтестов
задачи были расположенные за уровнем трудності. Вместо показателя
“умственный век” он уперше увів вековые нормы.
Результат испытан соотносился с нормами той вековой группы, к что он
принадлежал на момент тестирования. Переход от абсолютных показателей к
відносного был и силой, и слабістю методики Векслера, поскольку этот приемпостулировал константность 10 мужчина на протяжении жизни.
Используются 3 варианты тест Векслера; тест АWISC, предназначенный
для тестирования дорослих (от 16 до 64 лет), тест '\У15С для тестирования
детей и подростков (от 6,5 до 16,5 года) и тест ^РР51 (для детей от 4 до 6,5
года).
8 России адаптированные первые два варианты тест, что мы и будем
разглядывать в этом разделе.
Тест '\WISC опубликован в 1955 году, редакция тест \WISC вышла в
1981 году.
Тест содержит в себе 11 субтестов. С них 6 сочиняют вербальную шкалу и
5 невербальную. В вербальную часть вошли такие субтесты.
1.
Общая осведомленность: включает 29 вопросов. Диагностирует
уровень простых знаний. Нет вопросов, которые требуют специальных и
теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
2.
Соображение: 14 задач на соображение содержания выражений.
Оценивается состоятельность к суждениям. Оценка в зависимости от
правильности ответа: О, 1, 2 баллах.
3. Арифметика: включает 14 задач с курса арифметики начальной школы.
Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым
материалом. Оценивается как правильность, так и израсходованный час.
4. Пребывание сходства: 13 задач. Испытанный долженой подвести 2
проявить, что между ими общего.
предметы под общую категорию,
Диагностируется понятийное мышления. Оценка в зависимости от
правильности ответа: О, 1, 2 баллах.
5. Запоминание цифр: первая часть содержит ряды, в что от 3 до 9 цифр.
Испытанный долженой прослушать цифры и устно их воспроизвести. Вторая
часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытанный долженой воспроизвести
ряд в обернутом порядке.
6.
Словарный запас: 42 понятие. Тест спрямований на изучениевербального опыта и умения давать определения понятием. Испытанный
долженой объяснить значения слова. Первые 10 слов распространенные в
повседневной речи, которые вытекают 20 слов средней сложности,
последние 12 отвлеченнотеоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов.
Вербальная шкала тесно коррелирует из общей культурой испытанного и
академической успешности. Результаты сильно зависят от языковой культуры
испытанного (от обладания языком, на что написанный текст). Оценки по
субтестам “Осведомленность”, “Понятливость” и “Словарный запас”
характеризуют общий уровень развития испытанного, практично не изменяют
Полагают, что они определяются уровнем
с веком и при старении.
образования испытанных. Я же считаю, что связь другая: поскольку
успешность выполнения этих субтестов самой большой мерой коррелирует
из общим 10, а также самой большой мерой определяется генетически (см.
роздів “Психогенетика общих состоятельностей”), то побыстрее за все
скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень
образования.
Особняком стоит субтест “Сходство”. Результаты его выполнения гласят о
состоятельности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию.
Оценки по тесту ухудшаются при старении. Пожалуй, успешность его
выполнения в большей мере детерминирована “текучим” интеллектом по
Кэттеллу, чем успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.
Субтест “Арифметическ” диагностирует не только успешность решения
вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания.
Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и ма
изменяют при старении.
Субтест “Повторение цифр” более всего слабо коррелирует из общим
интеллектом и направленный на определение объема кратковременной
памяти и уровня активного внимания. Вмикання этого субтеста в шкалу
Векслер обосновывал его диагностической ценностью: неспособностьвоспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии.
Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обернутое
несколько значительней.
Более всего стойкие относительно влияния разнообразных факторов
(интуиция, общее состояние испытано, заболеваниЛе и пр.) результаты тест
“Словарный запас”, поэтому его часто используют в качества “точки отсчета”
при анализе профилю оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.
Невербальная шкала, или “шкала действий”, составляется с 5 субтестов.
7. Шифровка (или Цифровые символы): есть вариантом тест на коду
замены. Испытанный долженой написать под каждой цифрой (всего 100)
соответствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится “ключ”: под
каждой с 9 цифр нарисованный определенный символ. Диагностируется
зрительномоторная скорость. Оценка успешности определяется числом
правильно зашифрованных цифр. 8.
Отсутствующей детали
(или
Завершение картинок): составляется с 21 карточки, на что изображенные
с отсутствующей деталью, и диагностирует зрительную
картинки
наблюдательность, а также состоятельность проявлять важные признаки. Час
решения одной задачи 20 с. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
9. Конструирование блоков (Кубики Косса): 40 задач. Включает набор
карточек из краснобелыми черчениями и набор краснобелых кубиков.
Испытанный долженой, смотря наподобие, собрать с кубиков картинку.
Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез.
Оценивается точность и час решения.
10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия
предъявляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной
Испытанный долженой их правильно расположить.
последовательности.
Диагностируются состоятельности организации целоого с частей,
соображение ситуации, екстраполяції. Оценка определяется правильностью и
по временам решение.11. Складывание объекта (Складывание фігур): 4 задача. Испытанный
долженой собрать фігуру хорошо знайомого предмета с отдельных деталей
“человек”,
Диагностируется
(фігури
состоятельность к синтезу целоого с деталей. Оценка зависит от часа и
“профиль”,
“рука”,
“слон”).
правильности складывания.
В целом невербальная шкала диагностирует не только знание, но и
состоятельность индивида к моторноперцептивному взаимодействию с
объектами окружающего мира, что зависит от опыта деятельности.
На первых порах Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше
зависит от психофизиологических задатков индивида, но данны близнецовых
исследований опровергнули эту гипотезу.
Более всего комплексным (принадлежность его к этой части тест очень
діагностуюча?
умовна) тестом невербальной шкалы есть “Шифровка”,
свойства внимания, восприятие, координации. Результаты его выполнения
избивают ро ухудшаются после 40 лет.
Более всего інформативним субтестом невербальной шкалы многие авторь
считают “Кубики Косса”. Аналогичный по содержанию и тесте “Складывание
объек тов”.
Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомотор
ной координации, тем по временам как результаты по тестам “Отсутствующей
детали и “Последовательные картинки” не зависят от развития моторики, а в
больше мере определяются когнитивными состоятельностями. По мнению
Векслера, успеш ность выполнения этих двух тестов определяется опытом
восприятия окруже среды , что ет , и приєднаністю к культуре.
Результат проведения тест во многом
зависит от того, которые
складываются отнс шения между психодиагностом и испытанный.
Тестирование проводится по адаптивному алгоритму. Первые задани мног^
вербальна субтестов (а также “Кубиков Косса”) предназначенный для лиц,
подозреваемых в умственной відсталості. В случая, если испытанный, иподозреваемый в умственной відсталості, не выполняют задачи главной серии,
то ему предъявляются первые задачи.
Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов
активное участие
не целиком алгоритмізований
предполагает
и
экспериментатора.
Опрацювання и интерпретация результатов может проходить на трех рівнях:
1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и
невербального интеллекты, 2) анализ профилю оценок выполнения субтестов
соответствующих коэффициентов, 3)
испытан на
качественная интерпретация индивидуальна профилю с привлечением даннов
основе подсчета
наблюдения за обращением испытанного в ходе обследования и иной
диагностической информации.
Стандартный вариант опрацювання состоит в подсчета первичных “сирих”
оценок по каждом субтесту. Потом “сирі баллы” по соответствующим
таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профилю.
“Твороге” оценки в отдельности по вербальной и невербальной части
суммируют, а потом находят по таблицам соответствующие показатели
общего, вербального и невербального 10
Дополнительным есть
интеллекта.
Соответственно даннов Векслера, все субтесты его батареи делятся на две
снижения
индекс
векового
группы: головні, успешность выполнения которых ма зависит от века, и
субтесты, результаты выполнения которые ухудшаются с веком.
К первого он отнес: “Словарный”, “Осведомленность”, “Упорядочение
фігур”, “Обнаружение отсутствующих деталей”, к второй группе
“Воспроизведение цифр”, “Обнаружение сходства”, “Шифровка” и “Кубики
Косса”.
Коэффициент векового снижения интеллекта (00) равно:где ТНР показатель по субтестам из неизменными результатами, ТПР
показатели по тестам из переменными результатами.
При анализе профилю выполнения субтестов используется ряд
дополнительных индексов.
Самой важной характеристикой есть показатель разброса баллов,
полученных испытанными за выполнение каждого субтеста:
Более всего часто вживается коэффициент словарного разброса: разность
между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту
“Словарный запас”. Значение баллов по этом субтесту, как правило, всегда
выше, чем по другим, поэтому за исключением редчайших случаев уклонения
есть размером негативной.
Алгебраическая сумма этих уклонений называется “сложным словарным
разбросом”: его размер также почти всегда негативн. Оценка по субтесту
“Словарный” более всего показательная для общего интеллекта и
относительно стабильная при нарушениях адаптации индивида к среде.
Реже используют индекс модифицированного среднего разброса разность
между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех иных
вербальных
ряды” и
субтестов
(кроме
субтестов
“Числовые
“Арифметическы”) или баллом любого невербального тест и среднюю оцінку
всех иных невербальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений
испытанного в отдельному субтесте с центральной тенденцией его
достижений в иных субтестах.
Иногда используют показатель “среднего разброса” разность между
оценкой по одному из субтестов и средней арифметической оценки всех
субтестов (кроме субтестов “Арифметическ” и “Числовые ряды”). Этотпоказатель отражают отношения отдельных достижений субъекта к
центральной тенденции всех достижений. В медикопсихологической
практика начисление этих показателей используется для уточнения диагноза.
Например, считается, что значительный размер негативного словарного
разброса есть показателем психоза, вчастности , преобладания негативного
словарного разброса у невербальной части показатель депрессии, а резкое
снижение уровня выполнения вербальных тестов относительно балла по
“Словарный” является признаком прогрессирующего
субтесту
шизофренического процесса и т.д.
При индивидуальном тестировании используются больше тонкие
интерпретации диагностическы профилю по тесту Векслера.
Оценки по шкале Векслера сопоставлялись с оценками, которые получают
те же испытанные по шкале СтэнфордБине. Как правило, інтелектуали
получают больше высок^ балл по шкале СтэнфордБине, чем по шкале
Векслера. Наоборот, интеллектуально отсталые получают больше высок^
оценка по тесту Векслера, чем по тесту СтэнфордБине.
Надежность WISC очень больша: 0,97, по шкале вербальной 0,96, а по
шкале действий 0,93.
Наименее надежные “Запоминание цифр”, “Складывание объектов” и
“Расположение картинок” (0,6). Более всего надежен субтест “Словарный
запас” (0,96).
Корреляция уровня успешности и результаты по вербальной шкале уровне
0,400,50.
Факторизация тест УУА1§, проведенная Дж. Коэном, предоставила такие
результаты [10].
Выявлен единый фактор, которое объясняет 50 % усієї дисперсии.
Выявленные 3 “групповых” факторы:
1. Вербальное соображение (“Словарный запас”, “Осведомленность”,“Соображение”, “Пребывание сходства”).
2. Перцептивная организация (главным образом “Конструирование блоков”
и “Складывание объектов”).
3. Обозначенный Дж. Коэном как фактор “памяти” и включает субтесты
“Арифметика”, “Запоминание цифр”. Значение этого фактора резко
возрастает на выборке людей преклонного века.
Мне кажется, что Дж. Коэн получил классические результаты, аналогичные
выделенным Спирменом: “лингвистические”,
парциальным факторам,
Вдобавок третий фактор
“механичные” и “числовые” состоятельности.
больше тесно связан из “текучим” интеллектом по Кэттеллу, отсюда
повышению его значимости к старости.
Повидимому, тесты группируются не по виду “процесса”, а по принципу
сходства материала, заложенного в задаче.
Шкала интеллекта для детей WISC вышла в 1950 году, удосконалений
вариант WISC выдан в 1974 году. Шкала призначена для тестирования детей в
веке от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, которые несут
ответственность субтестам тест 'WISC, но дополненн больше легкими
однотипными задачами.
В шкалу действия включенный дополнительный субтест “Лабиринты”.
Кроме того, при проведении исследования субтест “Соображение” может
бутил замененный “Запоминанием цифр”, а субтест “Лабиринт” субтестом
“Кодирование”. При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей
чередуются.
Показатели дополнительных тестов при подсчете 10 не учитываются.
Субтест “Лабиринт” составляется со возрастающих по трудності
Испытанный долженой выполнить его за определенный
лабиринтов.
промежуток часа (обнаружить выход), подсчитываются погрешности и
регистрируется час.Надежность тест WISC практично столь же больш, как и тест \WISC .
При повторном тестировании детей значения общего 10 возрастает на 7
единиц, вербальных 10 на 3,5 единицы, невербального 10 на 9 единиц, что в
дежурн вместе подтверждает предположение о самой большой тренируемости
невербального интеллекта.
Факторизация проявила 3 групповых факторы:
общего вербального
соображения, восприятие простору и “памяти” как и при анализе '\WISC.
Психогенетические исследование показали, что наследственностью
обусловленная оценка по субтестам “Осведомленность”, “Словарна”,
“Шифровка”. Социальными факторами определяются оценки тестов
“Понятливость”, “Отсутствующей детали”, “Последовательные картинки”,
“Кубики Косса”.
Более всего трудными в выполнении есть субтесты “Словарный” и
“Складывание фігур”, более всего легенами “Арифметическо”, “Кубики
Косса”, “Отсутствующей детали”, “Шифровка”.
В детей из задержкой психического развития сниженный вербальный
интеллект. Тем по временам в воспитанников детских зданий сниженный
картинки”,
невербальный интеллект (субтесты “Последовательные
“Складывание фігур”). Это лишний вместе подтверждает мысль о
зависимости уровня развития невербального интеллекта от опыта
взаимодействия с социокультурной средой [II].
При дифференциальной диагностике задержки психического развития в
детей особое значение имеют оценки по тестам “Сходство”, “Словарно” и
“Последовательные картинки” [12].
Часто тест
\У15С
применяется у
патопсихологической диагностике, в частности
и
дефектологической
при дифференцировке
умственной відсталості от задержки психического развития. Самые большие
различия между нормой и задержкой психического развития (ЗПР)
наблюдаются по субтесту “Сходство” и невербальной шкале, причем размерразброса значений в профиле в детей из ЗПР больше, чем в олигофренов.
В 1967 году опубликованная версия тест Векслера для детей WISC (век 4
6,5 года). Шкала составляется с 11 субтестов (10 главн, 1 дополнительный).
Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные
варианты WISC. Три субтеста были разработанные заново.
Субтесты сгруппированные в вербальную и невербальную шкалы. При
проведении диагностики субтесты ^РР§1 из вербальной и невербальной частей
чередуются один с одним. Эксперимент проводится как в один^, так и в два
приемы.
В вербальную шкалу входят субтесты “Осведомленность”, “Словарный
“Арифметика”,
“Соображение” и
запас”,
дополнительный субтест “Предложения”. В шкалу действий входят субтесты
“Пребывание
сходства”,
“Здание животного”, “Завершение картинок”, “Лабиринты”, “Геометрические
схемы”, “Конструирование блоков” (“Кубики Косса”).
Новыми в сравнении с WISC есть субтесты “Предложения”, “Здание
животного” и “Геометрические схемы”. Субтест “Предложения” заменил тест
“Запоминание цифр” из ^1§С, им или заменяют любой вербальный тест, или
применяют дополнительно. Субтест “Здание животного” (вместо “Шифровка”
из WISC) составляется с карта из изображением собаки, цыпленка, рыбы и
ключу по
кошка. Ребенок должен расставить домики соответственно
изображениям животных. При выполнении субтеста “Геометрические схемы”
ребенок должен скопировать 10 черчений с помощью цветного карандаша.
Факторизация тест предоставила один^ общий и два групповых факторы:
вербальны и невербальный, причем вес невербального фактора возрастал от
младших вековых групп к старшего (соразмерно накоплению опыта
взаимодействия с внешней средой).
В нашей стране тест Векслера неоднократно переводился и адаптувався.
Первая адаптация \WISC была проведенная в Психоневрологическом
научноисследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956) в Ленинграде.Последняя за по временам адаптация тест ^А1§ сделанная психологами
СанктПетербургского государственного университета (1991).
Тест WISC адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и выданный Институтом
гигиены детей и подростков Мінздраву СССР. В варианте А. Ю. Панасюка
замененные задачи, которые не несут ответственность условиям нашей
страны. Изменения коснулись, в первую череду, вербальной части субтестов
“Понятливость”, “Осведомленность”, “Словарна” и, в меньшей мере, субтеста
“Сходство”. Тест был проверенный на надежность сопоставлением
результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия
дебільності).
Дані здоровый и умственно отсталых детей различались на высокому
равные значимости (а < 0,001). Оценка здоровых детей целиком складывалась
в нормативы, предложенные Векслером.
В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили “Руководство к
методике исследования интеллекта в детей Д. Векслера”. Авторы, исправив
предприняли попытку
некоторые погрешности описания Панасюка,
унифицировать роботу экспериментатора с ^А15 и '\У1§С. Методика
выпущена Государственным предприятием “ИМАТОН” (СанктПетербург).
Тест Векслера для дорослих \УА1§ также выпускается предприятием
“ИМАТОН” и поступает в розничную и оптовую продажу.
Иную русскоязычную
адаптацию тест \У18С предприняли под
руководством Ю. 3. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НДІ
психологии Украины (Киев) в 1992 году. Руководство “Измерение интеллекта
детей” под ред. Гильбуха и что прикладывается к него тест \У1§С проводится
и распространяется научнопрактическим центром “Психодиагностика и
дифференцированное учение” (Киев).
Тест Векслера очень часто применяется в исследованиях психологов