Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов
Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»
Тест интеллекта "Прогрессивные матрицы Равена" предназначен для
измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и
Дж.Равеном в 1936 году. Наиболее известны два основных варианта: черно-
белый и цветной.
Цветной вариант теста (для детей и пожилых личностей) состоит из трех
серий, различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12
матриц с пропущенными элементами.
При выполнении заданий всех серий индивид, проходящий обследование,
должен проанализировать структуру заданного образца, выявить характер
связей между элементами, определить отсутствующий элемент, сравнить
предложенные ему элементы и выбрать из них подходящий.
Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных
тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-
психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией
неогенеза" Ч. Спирмена.
Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено
как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом
элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная
оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с
выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На
заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ,
что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч.
Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как
показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью
теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных
тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа, Выготского-Сахарова.
Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня
умственного развития у детей ментального возраста ( 1-4 класс массовой
школы ). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым
языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого
развития.Средние показатели теста для указанных групп испытуемых были получены
на достаточно больших выборках (количество испытуемых от 60 до 100
человек).
Необходимые условия тестирования.
1. Испытуемые должны избираться только те, для кого этот тест - новый.
2. Экспериментатор подробно объясняет в наглядно - действенном плане
последовательность выполнения действий. Испытуемому следует объяснить,
что "отверстие" в предложенной панели ему нужно закрыть подходящей
"пробкой", которую следует найти среди предложенных вариантов.
3. Процесс решения должен осуществляться в форме рассуждений.
4. В качестве обучающего примера используйте задание А1, причем
рассмотрите все шесть вариантов решения и уточните почему они не
подходят.
5. По остальным 35 заданиям испытуемый должен найти ответ
самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит испытуемому:
"Неправильно, подумай еще!".То же при второй попытке. При неудаче
третьей попытки испытуемому сообщается принцип нахождения
(эксплицируются тенденции по горизонтали и по вертикали), чтобы найти
вместе правильный ответ. Если и такая подсказка не помогает, то
допускается использование вырезной модели с передвижными "пробками",
которые по очереди устанавливаются в "отверстие".
Существуют формы теста для индивидуального и группового обследования.
Время выполнения теста не ограничено, но, как правило, не превышает 20
минут. Инструкция к выполнению теста очень проста: "На рисунке сверху
пропущена одна фигура. Снизу изображены 6–8 пронумерованных фигур,
одна из которых является искомой. Надо определить закономерность,
связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой
фигуры на бланке".
На выполнение методики дается 20 минут. Необходимо строго следить за тем,
чтобы тестируемый по команде начал и закончил выполнять задания теста.
Обработка полученных результатов осуществляется по следующему
принципу: за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.
Подсчитывается количество баллов по каждой из трёх серий, и вычисляется
общая сумма полученных баллов. По специальной таблице полученные баллы
переводятся в шкальные оценки (проценты) в соответствии с возрастными
нормами.
По результатам теста Равена можно выделить пять степеней
интеллектуального уровня:1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень
2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего
3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта
4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего
5-я степень – ниже 5% – умственный дефект
Нормы теста были получены на выборке из 1407 детей, 3665 военных и 2192
гражданских подданных Великобритании. Надежность теста – 0,70–0,90,
валидность (корреляция с успешностью обучения) – 0,72. Имеются данные о
том, что "Прогрессивные матрицы" Равена, как и другие тесты оценки уровня
развития интеллекта, более валидны для прогнозирования успешности
профессионального обучения, чем профессиональной деятельности (см. В.А.
Бодров, 2001). Тем не менее, согласно данным соответствующих
исследований, уровень интеллекта оказывает влияние на успешность
профессиональной деятельности, причем это влияние сильнее на более
сложные и высокоточные виды профессиональной деятельности, чем на более
простые и не требующие высокой точности.
Тест Равена является невербальным, то есть для его выполнения не требуется
умения читать и писать. Он основан на использовании устных инструкций и
невербальных заданий. Предполагалось, что эта методика может
применяться для обследования и сравнения людей из различных культур,
говорящих на разных языках, с разным уровнем образования (и даже совсем
неграмотных). Экспериментальные исследования, проведенные в разных
европейских странах, показали, что нормы, установленные на выборке
испытуемых Великобритании, пригодны для других стран. Однако было ясно,
что для людей, живущих в резко отличающихся условиях, эти нормы не могут
быть использованы, поскольку в этих группах на результаты теста может
оказать влияние уровень образования. Кроме того, в этих группах на
показатель теста воздействует и фактор научения (то есть индивиды,
знакомые с тестом, выполняют его задания лучше, чем те, кто видит тест
впервые).
Тест Равена хорошо коррелирует с другими тестами интеллекта: так,
например, корреляции с тестом Векслера составляют 0,70–0,74. Благодаря
этому, а также простоте проведения обследования и обработки данных,
"Прогрессивные матрицы" применяются в целях диагностики чаще, чем
другие, более сложные и трудоемкие тесты интеллекта. В последние годы в
нашей стране все чаще специалисты в области психодиагностики используют
компьютерный вариант "Прогрессивных матриц" Равена. Его авторы – И.Н.
Гильяшева и Л.Г. Савицкий. Этот тест может оказаться весьма полезным для
быстрой оценки интеллектуального уровня кандидатов на ту или иную
должность. Хотя он, в отличие, например, от теста Векслера, не позволяет
выявить и оценить качественные характеристики мыслительной деятельности
человека, особенности его памяти, внимания, широту кругозора, но он дает
возможностьопределить общий интеллектуальный уровень, что нередкобывает необходимо для прогнозирования профессиональной пригодности
кандидата.
Определение результатов.
Начисление очков производится автоматически следующим образом: За
правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй -
0,5 балла, с третьей- 0,25. Суммарное количество баллов, полученных при
решении 35 заданий, является основным первичным показателем
умственного развития, который интерпретируется путем сравнения со
стандартом этого возраста.
Исследование по методике Равенна
Практическое занятие
Тема: измерение уровня интеллектуального развития (Тест Равена).
Цель задания: определение уровня умственного развития у ребёнка
ментального возраста.
Необходимый материал и оборудование: три серии бланков, состоящих из 12
матриц.
Ход выполнения задания
На рисунке сверху пропущена одна фигура. Снизу изображены 6–8
пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить
закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать
номер искомой фигуры на бланке.
На выполнение методики дается 20 минут. Необходимо строго следить за тем,
чтобы тестируемый по команде начал и закончил выполнять задания теста.
Протокол занятия
Тема: Тест Равена
Дата: 21.11.2006г.
Экспериментатор:
Испытуемый:
Самочувствие испытуемого: удовлетворительное.
Измеряемая характеристика: уровень интеллектуального развития
Вид стимула: три серии бланков, состоящих из 12 матриц.Качественные и количественные характеристики задания
Обработка результатов
Исходя из результатов теста суммарное количество баллов, полученных при
решении 36 заданий,
являетсяосновнымпервичнымпоказателемумственногоразвития,
которыйинтерпретируетсяпутем сравнения со стандартом этого возраста и
равно 31.25, что равняется 89% и свидетельствует об интеллекте выше
среднего.