Тестовый контроль знаний - это лучшая возможность учителю проверить знания по изученному на уроках произведению. Предлагается тема - "Тест. Поэтическая деятельность М. Ломоносова". Тест направлен на проверку знания не только биографии поэта, но и на характеристику его произведений. входящих в школьную программу.Текст теста.
Тест
Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова
I.
Указать, в каких жанрах работал М. Ломоносов
1. философские повести, романтические поэмы
2. комедии, бытовые зарисовки, эпиграммы
3. оды, трагедии, басни, эпиграммы
II.
Указать, какие оды поэта – образцы научной поэзии
1. «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о
божием величестве при случае великого северного сияния»
2. «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного
сияния», « Ода на взятие Хотина»
3. «Утреннее размышление о божием величестве», «На день восшествия на
престол императрицы Елисаветы…»
III. Указать, кем был М. Ломоносов по складу своих мыслей
1. поэт гражданин
2. поэт учёный
3. поэт реформатор
IV.
Указать стихотворение, посвящённое пониманию М. Ломоносовым
места поэта и поэзии в мире
1. «Монарх и филозов, полночный Соломон…»
2. «Разговор с Анакреоном»
3. «Оставь, смущенный дух, презрение сует…»
V.
Указать, из какого произведения М. Ломоносова эти строки:
Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно,
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.
1. «Разговор с Анакреоном»
2. «Златой младых людей и беспечальной век…»
3. «Лишь только дневной шум замолк…»
VI. Указать, образ какого царя прошёл через все оды поэта
1. Ивана IV
2. Ивана III
3. Петра I
VII. Указать особенность од М. Ломоносова
1. ода воспевает романтического героя
2. ода говорит не столько о настоящем, сколько о желаемом будущем
3. ода восхваляет героя современного автору времени
VIII. Указать, что было характерно только для од М. Ломоносова1. прославляла какое – либо событие
2. не прославляла какое – либо определённое событие, а была стихотворной
ораторской речью, в которой давалась программа преобразования страны
3. широко показывала развитие страны, её народ
IX. Указать, в чём М. Ломоносов отступал от принципов классицизма
1. вводил в оды лирические отступления
2. вводил в оду развёрнутые характеристики героев
3. вводил в оду картины природы
Х. Указать, в каком году была написана « Ода на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы…»
1. 1747 год
2. 1745 год
3. 1748 год
XI. Указать, когда Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук
1. 1747 год
2. 1745 год
3. 1748 год
XII. Указать, чему посвящено вступление к « Оде на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы…»
1. хвала приходу к власти Елизавете
2. хвала процветанию наук
3. хвала тишине, которая способствует процветанию страны
XIII. Указать, за что М. Ломоносов славит Елизавету
1. за то, что она поборница мира и прекратила войну со шведами
2. за то, что она услышала простой народ
3. за то, что она – дочь Петра I
XIV. Указать, кто, по мнению М. Ломоносова, может овладеть богатствами страны и
обратить их на пользу государства
1. люди труда
2. люди профессионалы
3. люди науки, учёные
XV. Указать, какая тема этой ода была новой для русской поэзии
1. тема стихии
2. тема науки
3. тема труда
XVI. Указать, гимн чему звучит в словах М. Ломоносова
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
1. гимн тишине
2. гимн человеку
3. гимн науке
XVII. Указать, какой приём использован М. Ломоносовым в этих : «Се хощет лира
восхищена гласить велики имена»; «Почувствуют и камни силу Тобой восставленных
наук»1. метонимия
2. синекдоха
3. метафора
XVIII. Указать, какой строфой написана « Ода на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы…»
1. строфа из 10 строк
2. строфа из 8 строк
3. строфа из 9 строк
XIX. Указать способы рифмовки в строфе « Оды на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы…»
1. смежная, перекрёстная, опоясывающая
2. перекрёстная, смежная, опоясывающая
3. опоясывающая, перекрёстная, смежная
XX. Указать, каким размером написана « Ода на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы…»
1. двустопным хореем
2. трёхстопным ямбом
3. четырёхстопным ямбом
Ключи
I 3
II 1
III 1
IV 2
V 1
VI 3
VII 2
VIII 2
IX 3
X 1
XI 1
XII 3
XIII 1
XIV 3
XV 2
XVI 3
XVII 3
XVIII 1
XIX 2
XX 3