Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ
«ВЫБЕРИ ЛИЦО»
Эта методика представляет собой детский тест тревожности,
разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В.
Амен.
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность
где
ребенка в типичных для него жизненных ситуациях,
соответствующее качество личности проявляется в наибольшей
степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта
личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности
человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет
отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении
активности ребёнка, направленной на достижение успехов.
Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой
потребностью избегания неудач, что существенно препятствует
стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая
человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно
будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это
зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного
ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно
отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает
тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение
ребёнка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о
недостаточно хорошей
эмоциональной приспособленности,
адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим
беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее
отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям,
дает полезную информацию о характере взаимоотношений,
сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в
семье, в детском саду. Психодиагностический изобразительный
материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 ґ
11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую
типичную для жизни ребёнкадошкольника ситуацию. Каждый изописанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на
рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена
девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с
ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не
прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый
рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской
головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на
рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено
улыбающееся лицо ребёнка, а на другом – печальное. Предлагаемые
рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми
сталкиваются детидошкольники и которые могут вызывать у них
повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того
или иного лица будет зависеть от его собственного психологического
состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки
в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл
придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для
него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку в той
последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим.
Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт
инструкцию – разъяснение следующего содержания:
Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка
будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей
мамой и малышом».
Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребёнка весёлое или печальное? Он (она) одевается».
Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со
старшими детьми».
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт
спать».
Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка:
весёлое или печальное?»
Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет
у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и
папой».
Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Ребенок выбирает рисунок с соответствующим лицом, и его
словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее
анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем: на основании данных
протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который
равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально
негативных выборов к общему числу рисунков.
Стимульный материал
Режим доступа : http://azps.ru/tests/viberi_lico.html
Режим доступа : http://psycabi.net/testy/645testtrevozhnostirtemml
mdorkivamenmetodikavyberinuzhnoelitsoproektivnayadiagnostika
detej
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. –
Режимдоступа : http://www.klex.ru/3e3Рис. 1. Игра ребёнка с младшими детьми.
Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем.
Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.
Рис. 3. Объект агрессии.
Ребёнок убегает от нападающего на него сверстникаРис. 4. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки
Рис. 5. Игра со старшими детьми.
Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве.
Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят
в кресле спиной к немуРис. 7. Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате
Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за чтото
Рис. 8. Выговор.
Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве
Рис. 9. Игнорирование.Рис. 10. Агрессивное нападение.
Сверстник отбирает игрушку у ребёнка
Рис. 11. Собирание игрушек.
Мать и ребёнок убирают игрушкиДвое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве
Рис. 12. Изоляция.
Рис. 13. Ребёнок с родителями.
Ребёнок стоит между матерью и отцом
Рис. 14. Еда в одиночестве.
Ребёнок сидит один за столом