"Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов"
Оценка 4.8

"Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов"

Оценка 4.8
docx
29.06.2022
"Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов"
тестирование.docx

«Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»

 
Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса в современной школе. От его организации во многом зависит результат обучения. В школьной практике используются такие формы контроля: устный или письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая или лабораторная работа, тестирование. В настоящее время тестирование часто применяется в старшей школе, поэтому и использование этого метода контроля в начальной школе является актуальной темой.

Что такое тест? В широком смысле слова тест – это испытание, исследование, опыт.

В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности,позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности обучающихся. Тест состоит из тестовых заданий.

 Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик: быстрота поверки выполненной работы; оценка достаточно большого количества учащихся; возможность проверки теоретического материала; проверка большого объема материала малыми порциями; объективность оценки результатов выполненной работы. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные . Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь. По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций.
  Тестирование может применяться на разных этапах обучения:

 а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,

б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,

в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

 

Тестовое задание – это учебная ситуация, в которой обучающийся должен выбрать вариант ответа или же записать такой вариант.

Педагогический тест – это система тестовых заданий для эффективной оценки обучающихся, их знаний, умений и навыков.

Тестирование имеет преимущества перед другими методами контроля.

Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

Формирует у обучающихся умения работать с информацией.

Повышает плотность опроса.

Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний.

Тесты значительно облегчают деятельность учителя.

Педагогическое тестирование имеет и недостатки.

Большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения.

Проверка лишь конечного результата действий.

Нельзя проследить логику рассуждений обучающихся.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции.

Диагностическая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

Обучающая функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи.

Воспитательная функция состоит в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки.

Анализ педагогической и методической литературы (А.К.Майоров, П.И.Самойлов, В.С.Аванесов) показывает, что на практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий:

закрытые тестовые задания;

открытые тестовые задания;

задания на соответствие;

задания на установление правильной последовательности.

В тестовых заданиях закрытого типа каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных.

Методика составления тестового задания.

Сначала формулируется вопрос, затем записывается точный ответ, наконец, из ответа исключается ключевое слово (знак, буква и т.п.). Правильный ответ и 1 - 4 правдоподобных, но неправильных ответа перечисляются под определенными номерами ниже задания.

Например:

3 класс, русский язык. Тема: «Склонение имён существительных».

1) Укажите существительные 1 склонения:

а) мышь б) карандаш в) дядя г) машина д) степь

4 класс, русский язык. Тема: «Предлог и приставка»

1. Предлог – это часть слова. а) да б) нет

В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов, на каждый вопрос, обучающийся должен дописать свой ответ. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы.

Методика составления тестовых заданий.

Сначала формулируется вопрос, из него исключается ключевое слово, а вместо него ставится прочерк. Ключевое слово должно быть в конце предложения. В противном случае трудно будет понять смысл задания. Перед заданиями должна быть инструкция для обучающегося: «дополнить», «написать».

Например:

4 класс, русский язык. Тема: «Повторение»

Запиши правильный ответ:

Часть слова, которая стоит после корня, называется _____________.

2 класс, литературное чтение.

Допиши пословицы и поговорки:

1.Делу время- _________________________

2.Век живи- ___________________________

2 класс. Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Дополни:

Буквы мы ____________ и _______________.

В тестовых заданиях на соответствие надо установить соответствиемежду элементами двух множеств.

Методика составления тестовых заданий.

Создаются два столбца некоторых данных по однородным признакам. В первом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем во втором. Если число позиций сделать одинаковым, то не исключено угадывание. Перед заданиями должна быть инструкция для обучающегося: «установить соответствие».

Например:

3 класс, русский язык. Тема: « Словосочетание».

Установи соответствие:

Соедини слова в столбиках так, чтобы получились верные словосочетания:

верный поезда

хорошая друг

солнечные погода

грузовые

2 класс, литературное чтение. Тема: «Повторение».

Установи соответствие:

Соедини линией имя героя книги с её автором:

Чиполлино А. Линдгрен

Маугли Дж. Родари

Красная шапочка П. Ершов

Буратино Ш. Перро

Конек-Горбунок А. Толстой

Карлсон

В тестовых заданиях на установление правильной последовательности

надо расположить элементы списка в определённой последовательности.

Методика разработки тестовых заданий.

Обучающимся дается инструкция «установить правильную последовательность», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на правильную последовательность событий, действий, слов. При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Задание считается выполненным правильно, если обучающийся установил совершенно правильный порядок в данной последовательности.

Например:

4 класс, русский язык. Тема; «Состав слов».

Установить правильную последовательность разбора слов по составу:

_ выделить основу;

_ выделить корень;

_ выделить окончание;

_ выделить приставку и суффикс;

_ подобрать однокоренные слова.

Выбор тестового задания определяется целями тестирования, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями обучающихся. 

Тестирование имеет три основных этапа:

1. проектирование и разработка (выбор) теста;

2. реализация процедуры тестирования;

3. анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.

Как можно оценить результаты тестирования?

Тесты можно оценивать по бальной системе или по процентному выполнению теста.

Если тест выполнен на:

90-100% - ставится оценка « 5»

70-89% - ставится оценка «4»

50-69% - ставится оценка «3»

Менее 50% - ставится оценка «2»

Оценивание по баллам происходит так:

Например, в тесте 15 вопросов закрытого типа (15 баллов)

14-15б. - оценка « 5»

11-13б. - оценка «4»

7-10б. - оценка «3»

Менее 7б. - оценка «2»

Успешное выполнение тестового задания в закрытой форме оценивается 1 баллом, неуспешное – 0 баллов. Тестовые задания открытой формы допускают такую оценку: полностью верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

Рекомендации по составлению тестовых заданий.

Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

Неправильные ответы должны быть правдоподобными, не должно быть явных неточностей, подсказок.

Не задавайте вопросы с подвохом.

Не используйте двойное отрицание: «Почему нельзя не делать…?»

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

Задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном задании.

Тест должен включать по возможности задания различных типов и видов, так как это повышается его достоверность.

Задания в тесте должны располагаться по принципу: от простого к сложному.

В настоящее время, чтобы соответствовать социальному заказу общества, необходимо начинать работу по постепенному введению тестирования в процесс обучения младших школьников.

 

  Достоинства тестов:

Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности: оформление работы ребёнком ( плохой почерк, помарки и т. д. ) Кроме того, тесты – это экономная по времени и затратам труда форма проверки как для учителя, так и для учеников. С их помощью удаётся за короткий срок выявить уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает ещё одно преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый правильный ответ ребёнок получает балл и все результаты фиксируются в матрицу. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшения методики преподавания.

  Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения:

- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли,

- недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.

Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.

Результаты тестирования предлагаю фиксировать (т.е. вести диагностику и мониторинг), потом проводить работу с учащимися по тем вопросам, где у них наблюдаются пробелы в знаниях.

       


 

Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»

Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»

Тестирование может применяться на разных этапах обучения: а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся, б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов…

Тестирование может применяться на разных этапах обучения: а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся, б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов…

Воспитательная функция состоит в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки

Воспитательная функция состоит в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки

Сначала формулируется вопрос, из него исключается ключевое слово, а вместо него ставится прочерк

Сначала формулируется вопрос, из него исключается ключевое слово, а вместо него ставится прочерк

Тема: «Повторение». Установи соответствие:

Тема: «Повторение». Установи соответствие:

Выбор тестового задания определяется целями тестирования, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями обучающихся

Выбор тестового задания определяется целями тестирования, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями обучающихся

Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения

Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения

Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения: - не выявляют способность ученика логически рассуждать…

Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения: - не выявляют способность ученика логически рассуждать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022