Проверка языковых знаний, умений и навыков по теме
«Текст»
1 вариант
1.Текст – это:
а) предложения, связанные между собой по смыслу;
б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;
в) предложения, не связанные по смыслу между собой.
2. Укажи правильную структуру построения текста:
а) основная часть, зачин, концовка; б) зачин, концовка, основная часть; в) зачин, основная часть, концовка.
3. К тексту-описанию можно подобрать вопрос:
а) какой?
б) почему?
в) что делает?
4. Определи тип данного текста.
ПОЧЕМУ ЛАНДЫШ БЕЛЫЙ?
Почему ландыш белый? Замечал ли ты, что ландыши растут в тенистых местах? В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы видны. Учись разгадывать загадки природы. Твоя наблюдательность пригодится тебе в жизни.
а) текст – повествование;
б) текст - описание;
в) текст – рассуждение.
5. Правильно пронумеруй части теста. Подбери заголовок. Определи тип текста.
А кошка тут как тут! Воробьиха – за ним. Перья дыбом встали.
Раскрыла она клюв и целит кошке прямо в глаза.
Страх приподнял с земли воробьишку. Он подпрыгнул, замахал
крыльями. Раз, раз – и на окне.
Однажды пудик сидел на краю гнезда и пел во всё горло. Пел, пел, да
и вывалился из гнезда.
Заголовок ___________________________________
Тип текста___________________________________
6. Прочитай текст. Определи границы предложений. Спиши. Расставь нужные знаки препинания.
В клетке сидела крольчиха возле неё копошились пятеро крольчат ушки у них длинные, хвостики коротенькие, глазки круглые грызут травку так же, как и их мама очень забавные крольчата
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определи главную мысль текста.
СПАС МАЛЫША
С обрывистого берега Андрей увидел в воде мальчика. В этом пруду обычно не купались. Значит, беда случилась. Андрей бросился на помощь. Он успел схватить мальчика за шиворот, приподнял ему голову. Осторожно на спине поплыл к берегу. Скоро малыш открыл глаза. За смелость и мужество Андрея Трофимова наградили медалью.
Главная мысль текста________________________________________________
8. Отредактируй текст. Запиши его правильно.
1.хорош, зимой, лес, красив, и
2.деревьями, под, сугробы, глубокие, лежат
3.согнулись, берез, от, инея, стволы
4.зеленые, покрыты, ветви елей, снега, шапками
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
1. Текст – это:
а) набор слов и предложений;
б) связное по смыслу высказывание;
в) слова, связанные между собой по смыслу.
2. Основная мысль текста- это:
а) то, что смог пересказать ученик; б) то, что хотел сказать автор; в) то, что говорит главный герой в тексте.
3. К тексту-рассуждению можно подобрать вопрос:
а) какой?
б) почему?
в) что делает?
4. Определи тип данного текста.
ВОРОНА
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё серые или чёрные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны уничтожают вредных насекомых и грызунов.
а) художественный;
б) научный;
в) деловой.
5. Правильно пронумеруй части теста. Подбери заголовок. Определи тип текста.
Хозяин обнял собаку и улетел. Она не уходила с аэродрома и
встречала каждый самолёт.
В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал
хозяин собаки. Он прилетел и забрал с собой верного друга.
Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Но собаку в
самолёт не пустили.
Заголовок ___________________________________
Тип текста___________________________________
6. Прочитай текст. Определи границы предложений. Спиши. Расставь нужные знаки препинания.
На лугах завяли травы с деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев дует лёгкий ветерок птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту холодно
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определи главную мысль текста.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода. И ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Главная мысль текста________________________________________________
8. Отредактируй текст. Запиши его правильно.
1. белочка, лесу, живет, в
2. белки, сосне, у, гнездо, на
3. она, ягодки, дупле, в, сушит, и, грибки
4. линяет, свою, к, она, зиме, меняет, и, шубку
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка языковых знаний, умений и навыков по теме
«Предложение»
1 вариант
1. Предложение – это….
а) группа слов не связанных по смыслу;
б) группа слов, выражающих законченную мысль;
в) группа слов связанных по смыслу.
2. Если в предложении сообщается о каком-нибудь факте, то такое предложение называется….
а) повествовательным;
б) вопросительным;
в) побудительным.
3. Подлежащее….
а) обозначает, о ком или о чем говорится в предложении;
б) дополняет главные члены предложения;
в) раскрывает то, что говорится о предмете речи.
4. Обозначь, какому предложению соответствует данная схема
.…… ______ _______ ... ……. ……. .
а) Над морем летали белые чайки.
б) Яркое солнце играет в каплях росы.
в) Я читаю интересную книгу.
5. Прочитай предложения. Дополни их второстепенными членами
предложения.
Идет снег. Дует ветер.
6. Выпиши сложные предложения. Выдели в них грамматическую основу.
Наступил последний месяц осени ноябрь. Птицы собрались в стаи и улетели на юг. Медведь лег в спячку, а белочка сделала запасы на зиму. Реки покрылись льдом, и рыбы залегли на дно.
7. Спиши предложение. Установи связь слов в предложении.
Осенью животные готовятся к холодной зиме.
8. Выпиши предложение с обращением. Расставь необходимые знаки
препинания.
Скорей приходи с работы папа.
Внимательно слушай учителя.
Даша учит уроки.
2 вариант
1. Гуппа слов, выражающая законченную мысль называется:
а) текстом;
б) предложением;
в) абзацем.
2. Если предложение выражает побуждение к какому-нибудь действию, оно называется:
а) повествовательным;
б) вопросительным;
в) побудительным.
3. Сказуемое….
а) обозначает, о ком или о чем говорится в предложении;
б) дополняет главные члены предложения;
в) раскрывает то, что говорится о подлежащем.
4. Обозначь, какому предложению соответствует данная схема.
…… ______ …… _______ .
а) Задрожали листья на осине.
б) Очень громко кричат галки.
в) Быстро пролетела летняя пора.
5. Прочитай предложения. Дополни их второстепенными членами
предложения.
Девочка нашла гриб. Лужи покрылись льдом.
6. Выпиши сложные предложения. Подчеркни в них подлежащее и
сказуемое.
Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!
7. Спиши предложение. Установи связь слов в предложении.
Засверкала на траве серебристая роса.
8. Выпиши предложение с обращением. Расставь необходимые знаки
препинания.
Внимательно слушай учителя.
Сядь ко мне поближе мама.
Маша поливает цветы.
Проверка языковых знаний, умений и навыков по теме
«Слово в языке и речи»
1 вариант
1. Укажи словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.
а) стеклянные глаза;
б) стеклянная ваза;
в) стеклянная банка.
2.Выбери слово, которое будет синонимом к прилагательному смелый.
а) трусливый;
б) бесстрашный;
в) пугливый.
3. Обозначь пословицу, в которой есть слова, противоположные по значению.
а) Мир строит, а война разрушает.
б) Учение - путь к умению.
в) Сделал дело, гуляй смело.
4.Какое из словосочетаний является фразеологизмом?
а) кот наплакал;
б) собака укусила;
в) мышка спряталась.
5. Подберите к каждому из этих слов не менее двух однокоренных. Запиши слова. Обозначь в них корень.
Свет - …, ….
Звонок - …,… .
6. Определи части речи в предложении. Подчеркни главные члены предложения.
Птицы покинули родные края.
7. Подбери проверочное слово для каждого из данных слов. Вставь пропущенные буквы.
Остро.. -- …,
сугро..- …,
гря..ка - … .
8.Спиши слова, разделяя их для переноса, где это возможно. В словах обозначь ударение.
Коньки, ключ, дубок, майка, суббота.
|
2 вариант
1. Укажи словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.
а) железный характер;
б) железный гвоздь;
в) железная решетка.
2.Выбери слово, которое будет синонимом к прилагательному пасмурный.
а) солнечный;
б) ненастный;
в) ясный.
3. Обозначь пословицу, в которой есть слова, противоположные по значению.
а) Добро всегда побеждает зло.
б) Человек без друзей - что дерево без корней.
в) Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.Какое из словосочетаний является фразеологизмом?
а) повесил куртку;
б) повесил нос;
в) потрогал нос.
5.. Подбери к каждому из этих слов не менее двух однокоренных.
Запиши слова. Обозначь в них корень.
Соль - …, ….
Корм- …,… .
6. Определи части речи в предложении. Подчеркни главные члены
предложения.
На землю падают сухие листья.
7. Подбери проверочное слово для каждого из данных слов. Вставь
пропущенные буквы.
Огоро.. -- …,
шка..- …,
ука..ка - … .
8.Спиши слова, разделяя их для переноса, где это возможно. В словах
обозначь ударение.
Мальчик, утюг, парус, чайка, рассказ.
Проверка языковых знаний, умений и навыков по теме «Состав слова»
1 вариант
1. Суффикс – это….
а) изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении;
б) значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
в) главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов;
2. Основа – это ….
а) значимая часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова без окончания;
в) изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении;
3.Обозначь строку, в которой слова с нулевым окончанием.
а) ужинать, добрая, пшеница;
б) подберезовик, вода, плыл;
в) обед, понедельник, журчал;
4.Обозначь строку в которой слова имеют приставку.
а) на обед, обеденный, отобрать;
б) сварил, водяной, добро;
в) уехал, зашел, вырастить;
5. В первую строку запиши слова. которые относятся к первой схеме, а во вторую строку – ко второй схеме. Обозначь части слова.
Голубенький, прибрежный, сапожки, нарисованный.
6.Образуй слова при помощи суффиксов –еньк-, -онок-, -ёнок-,-ик-.
Обозначь части слова.
Карандаш, медведь, лиса, жёлтый.
7. Спиши предложения вставляя пропущенные буквы. Найди
однокоренные слова, выдели в них корень.
Дети поб..жали по доро..ке купаться в реч..ке (Д, д)непр. Реч..ная в..да была
тёплая. Детский сме.. было слышно на всё с..ло. По р..ке плыл паром.
8. Составь и запиши слово. Обозначь в нём части слова.
Приставка от слова пришить
Корень от слова город.
Суффикс от слова лесной
Окончание от слова прекрасная
2 вариант
1. Суффикс – это….
а) значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении
в) главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Основа – это…..
а) значимая часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении;
в) часть слова без окончания;
3. Обозначь строку, в которой слова с нулевым окончанием.
а) обед, понедельник, журчал;
б) подберезовик, вода, плыл;
в) ужинать, добрая, пшеница;
4. Обозначь строку в которой слова имеют приставку.
а) на обед, обеденный, отобрать;
б) уехал, зашёл, вырастить;
в) сварил, водяной, добро;
5. В первую строку запиши слова. которые относятся к первой схеме, а во
вторую – ко второй схеме. Обозначь части слова.
Маленький, заморские, пирожки, перелётные.
6. Образуй слова при помощи суффиксов –еньк-, -онок-, -ёнок-,-ик-.
Обозначь части слова.
Волк, тигр, красный, дождь.
7. Спиши предложения вставляя пропущенные буквы. Найди
однокоренные слова и обозначь корень.
(В)л..су стояла прекрасная п..ра. На л..сной п..ляне росли разные гр..бы.
Гр..бники насобирали гр..бов и дома варили ароматный гр..бной суп.
8.Составь и запиши слово. Обозначь в нём части слова.
Приставка от слова подкрасить
Корень от слова водитель
Суффикс от слова весна
Окончание от слова удивительный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.