Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
воспитательная работа
4 кл
02.03.2018
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности обучающихся. Его изучение ориентировано на систематизацию и обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, формирует понимание своей сопричастности к ним.
тесты.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
Тестовые задания
по курсу
«Основы религиозных культур
и
светской этики»
модуль «Основы светской этики»
4 класс
составила Золотарева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
1 2017 г.
Содержание
1. Аннотация…………….……………………………………….…………………3
2. Тест №1 по теме «Россия – наша Родина» (1 урок)………....………………45
3. Тест №2 по теме « Что такое светская этика»(2 урок) …………………….…6
4. Тест №3 по теме «Культура и мораль»(3 урок) …………………………… 78
5.Тест №4 по теме «Как я понимаю моральные нормы?»(4 урок)………… ..910
6. Тест №5 по теме «Особенности морали» (4 урок)……………………………11
6. Тест №6 по теме « Добро и зло»( 56 урок)………………………………..1213
7. Тест №7 по теме «Добродетель и порок» (78 уроки)……………………… 14
8. Тест №8 по теме «Свобода и моральный выбор человека» (9 урок)…… 1516
9. Тест №9 по теме « Свобода и ответственность» (10 урок)……………… 1718
10. Тест №10 по теме « Моральный Долг» (11 урок)………………………. 1920
11. Тест №11 по теме «Справедливость» (12 урок)…………………………..… 21
12. Тест №12 по теме « Альтруизм и эгоизм» (13 урок)…………………………22
13. Тест №13 по теме: «Диагностика личностной установки “альтруизм –
эгоизм”(13 урок)…………………………………………23
14. Тест №14 по теме «Дружба» (14 урок)……………………………………….24
15. Тест №15 «Хороший ли ты друг?» (14 урок)……………………………2526
14. Тест №16 по теме « Что значит быть моральным» (15 урок)………………27
15. Тест №17 по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие»(1617 урок)………2829
16. Тест №18 по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»
(18 урок)……………………………………………… 3031
17. Тест №19 по теме «Нравственный поступок» (19 урок)…………………3233
18. Тест №20 “Отношение к нравственным нормам поведения”(19 урок) ..3435
19. Тест №21 по теме «Золотое правило нравственности» (20 урок)………… 36
20. Тест №22 по теме «Стыд, вина и извинение» (21 урок)……………….. 3738
21. Тест №23 по теме «Честь и достоинство» (22 урок)…………………………39
22. Тест №24 по теме «Совесть» (23 урок)………………………………………40
23. Тест №25 по теме «Нравственные идеалы» (2425 уроки)………………4142
24. Тест №26 по теме «Образцы нравственности в культуре Отечества»
(26 урок )…………………………………………………. 43
25. Тест №27 по теме «Этикет» (27 урок)……………………………………4445
26. Тест №28 по теме «Семейные праздники» (28 урок)……………………….46
27. Тест №29 по теме «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
(29 урок)………………………………………………………..47
28. Тест №30 «Твоё отношение к жизни» (29 урок)……………………………..48
29 . Тест №31 по теме «Любовь и уважение к Отечеству» (30 урок)………… 49
30. Тест №32 по теме : «Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.»(31 урок)……………………….50
2 31.Тест №33 по теме: «Традиционные религии России»(32 урок)…………….51
32. Итоговый тест №34 (33 урок)......................................................................5256
33. Анкета для родителей обучающихся 4х классов …………………………..57
34. Список литературы……………………………………………………………58
Аннотация
Курс
ОРКСЭ является культурологическим и направлен на
формирование культурологической компетентности обучающихся. Его изучение
ориентировано на систематизацию и обобщение знаний учащихся о
нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы
обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Освоение модуля «Основы светской этики» призвано заложить
мировоззренческую основу для духовно – нравственного развития школьников,
заложить общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях
народов России в историческом контексте.
Актуальность разработки контрольноизмерительных материалов для
модуля «Основы светской этики» состоит в необходимости обеспечения
обучающихся и преподавателя материалами для выявления уровня усвоения
тем курса, так как задания такого типа ещё недостаточно разработаны.
Цель данных контрольно – измерительных материалов выявить полноту
и глубину усвоения системы знаний, а также уровень сформированности
познавательных умений учащихся.
Данные материалы адресованы обучающимся 4 класса, изучающим курс
«Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы
светской этики». Тестовые задания разработаны на каждую из тем модуля
«Основы светской этики.
3 На выполнение контрольных работ даётся 10 минут. Работа состоит из 7
заданий с выбором ответа. За каждый правильный ответ начисляется балл.
Если ученик набрал
7 баллов – очень высокий уровень
65 баллов – высокий уровень
4 балла средний уровень
меньше 4 баллов – низкий уровень
Тест №1 по теме «Россия – наша Родина»
1 вариант
1. Полное название нашей страны.
а) Российская федерация; б) Россия; в) Москва.
2. Почему нашу страну мы называет Отечеством?
а) это наш родной дом;
б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою
землю;
в) потому что родились и живём в ней.
3. Материальный мир – это…
а) информация из книг, журналов, СМИ;
б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают;
в) явления природы, которые нас окружают.
4. Духовный мир – это…..
а) вещи и предметы;
б) знания и информация из различных источников, которые мы видим;
в) знания и информация из различных источников, отношения между людьми.
5. С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении
учебников и дополнительной литературы – это называется…
а) миром знаний;
б) миром умений и навыков;
4 в) миром культуры.
6. Культурные традиции это…
а) народные праздники;
б) богатства нашей многонациональной страны;
в) морально – этические нормы.
7. Как мы должны относиться к традициям своей Родины?
а) соблюдать все традиции;
б) уважать, гордиться;
в) кто как хочет.
Тест №1 по теме «Россия – наша Родина»
2 вариант
1.Полное название нашей страны:
а) Москва б) Российская Федерация в) Россия
2.Почему нашу страну мы называет Отечеством:
а) потому что родились и живём в ней.
б) это наш родной дом
в) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою
землю
3.Духовный мир — это
а) знания и информация из различных источников, которые мы видим
б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми
в) вещи и предметы
4.С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении
учебников и дополнительной литературы — это называется:
а) миром знаний б) миром умений и навыков
в) миром культуры
5.Духовный мир отражается в человеке и образует:
а) состояние души
5 б) внутренний мир человека
в) интересы человека
6.Во внутреннем и внешнем мире есть:
а) только добро, красота, тепло, уют, любовь
б) только зло, ненависть, опасность
в) есть добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное
7.Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может
радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать
чтото нужное и новое. Это зависит от:
а) как ты наполняешь свой внутренний мир
б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими
людьми
в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям
Тест №2 по теме « Что такое светская этика»
1. Что такое этика?
а) Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с
точки зрения представлений о добре и зле.
б) Это наука, которая изучает поступки и поведение людей.
в) Это наука, которая изучает правила хорошего поведения.
2. Кто был основателем этики?
а) Гегель;
б) Цицерон;
в) Аристотель.
3. Синоним к слову «мораль».
а) нравственность;
б) обычаи;
в) привычки.
4. Определи положительные черты человека.
а) трудолюбие; б) жадность; в) заботливость;
г) грубость; д) лживость; е) дружелюбие.
6 5. Определи отрицательные черты человека.
а) честность; б) трусость; в) зазнайство;
г) доброта; д) леность; е) вежливость.
6) Какой нет этики?
а) религиозной;
б) самостоятельной;
в) светской.
7) Что помогает делать светская этика?
а) обогащаться;
б) совершать добродетельные поступки;
в) узнавать новую информацию.
Тест №3 по теме «Культура и мораль»
1 вариант
1. Культура – это …
а) культурное поведение людей;
б) материальные и духовные ценности;
в) забота о здоровье.
2. Мораль – это …
а) культурные традиции;
б) верование людей;
в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
3. Идеалы и жизненные ценности людей в государстве – это…
а) правовая культура;
б) политическая культура;
в) материальная культура.
7 4. Выбери пример материальной культуры.
а) семейные традиции;
б) архитектурные сооружения;
в) пословицы, поговорки.
5. Выбери пример духовной культуры.
а) автомобиль; б) книги, журналы, газеты; в) воинский долг.
6. Почему появилась потребность поддерживать хорошие поступки?
а) они помогают жить;
б) они помогают обогатиться;
в) что бы тебя хвалили.
7. Во все времена осуждалось…
а) выполнение обещаний; б) помощь нуждающимся; в) предательство.
Тест№3 по теме «Культура и мораль»
2 вариант
1. Мораль – это …
а) культурные традиции;
б) верование людей;
в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
2. Культура – это …
а) культурное поведение людей;
б) материальные и духовные ценности;
в) забота о здоровье.
3.Выбери пример материальной культуры.
а) семейные традиции;
8 б) архитектурные сооружения;
в) пословицы, поговорки.
4. Выбери пример духовной культуры.
а) автомобиль; б) книги, журналы, газеты; в) воинский долг.
5. Идеалы и жизненные ценности людей в государстве – это…
а) правовая культура;
б) политическая культура;
в) материальная культура.
6. Во все времена осуждалось…
а) выполнение обещаний; б) помощь нуждающимся; в) предательство.
7. Почему появилась потребность поддерживать хорошие поступки?
а) они помогают жить;
б) они помогают обогатиться;
в) что бы тебя хвалили.
Тест №4 «Как я понимаю моральные нормы?»
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для
провинившегося продавца:
а) отпустить с миром ;
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) отрубить руки.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) забросаете живодеров камнями ;
б) попросите отпустить собаку ;
в) присоединитесь к ним.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть
учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
9 4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших
действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;
в) хамите в ответ.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в
присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексикон;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какуюто вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеётесь над ним.
Оценка ответов
Вопрос
4
10
5
3
Вопрос
7
3
5
10
Вопрос
8
10
5
3
Вопрос
1
10
5
3
Вопрос
5
5
10
3
Вопрос
6
5
10
3
Вопрос
3
3
10
5
Вопрос
2
5
10
3
Отве
т
а
б
в
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь почеловечески, не
принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере
неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для
предотвращения зла.
10 33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас
уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не
допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же
часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые
качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и
нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто
изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких –
переживания за вас.
Тест №5 по теме «Особенности морали»
1) Где записаны моральные нормы (правила)?
а) нигде; б) в законе; в) в энциклопедии.
2. Выбери качества, которые мораль одобряет.
а) смелость; б) трусость; в) верность;
г) предательство; д) правдивость; е) зазнайство.
3. За нарушение норм морали человек несёт ответственность перед:
а) установленным государственным законом;
11 б) родителями;
в) самим собой.
4. К нормам морали относятся:
а) умение пользоваться компьютером;
б) преданность и любовь к Отечеству;
в) умение красиво одеваться.
5. Задача морали –
а) оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла;
б) осудить неправильное поведение человека;
в) выявить злых людей.
6. Какое поведение не соответствует моральным нормам?
а) вежливость; б) ответственность; в) грубость.
7. Мораль регулирует:
а) поступки и поведение человека в обществе;
б) трудовую деятельность человека;
в) общественное отношение.
Тест №6 по теме « Добро и зло»
1 вариант
1. Добро – это…
а) поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми,
способность утверждению гуманности;
б) обязанность, которую необходимо выполнять вне зависимости от своих
желаний;
в) поступки, которые мешают развиваться самому человеку и окружающим его
людям.
2. Определи верное высказывание.
12 а) Доброта это слабость.
б) Главная опасность зла в том, что оно выдаёт себя за добро.
в) Быть добрым в наше время немодно.
3.Зло – это…
а) обязанность, которую необходимо выполнять независимо от твоих желаний.
б) противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и
исправить.
в) поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим
его людей.
4. Задача морального поведения человека.
а) не допускать зла и бороться с ним; б) не замечать зло;
в) делать добро с расчётом на награду.
5. Добрый поступок должен совершаться….
а) свободной волей; б) по принуждению; в) изза страха наказания.
6. Какое слово лишнее?
а) душевность; б) равнодушие; в) жестокость.
7. Знания о добре и зле помогают людям….
а) получать желаемое; б) жить в мире; в) управлять людьми.
Тест№6 по теме « Добро и зло»
2 вариант
1.Зло это…
а) Мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми,
хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
б) Противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими,
тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.
13 в) Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки
считаются добрыми, а какие злыми.
2. Выберите те поступки, которые общество осуждает.
а ) опоздание в школу б) помощь другу
в) соблюдение режима дня г) невыполнение данного обещания
3. С какой точки зрения мораль рассматривает поступки человека?
а) страны, в которой живёт человек б) возраста человека
в) добра и зла г) времени, когда был совершён поступок
4. Что является последствием злых дел?
а) радость б) дружба
в) мирное сосуществование г) вражда
5. Как творят добрые дела?
а) в надежде на вознаграждение б) чтобы избежать наказания
в) бескорыстно и сознательно г) в надежде на похвалу
6. Что считается добрым поступком?
а) забыть о неприятной просьбе б) опоздать на интересную встречу
в) дать списать домашнее задание г) помочь соседу по парте разобрать задачу
7. Выбери те поступки, которые общество одобряет, с точки зрения добра и
зла.
а) нежелание выполнять обещание б) уважение к родителям
в) неопрятность г) умение говорить правду
Тест №7 по теме «Добродетель и порок»
1. Положительное нравственное качество человека – это…
а) порок; б) добродетель; в) лицемерие.
14 2. Недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.
Всякое нравственное искажение, наклонность к худу это…
а) порок; б) добродетель; в) лицемерие.
3. Отметь верное утверждение.
а) Моральное развитие человека как личности начинается с 16 лет, а до этого
возраста он может совершать любые поступки.
б) Добродетель – это способность во всём поступать как тебе удобно.
в) Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным.
4. Добродетельное поведение человека это…
а) отказ от выбора;
б) сознательный выбор человека;
в) нежелание выбирать.
5. Признание ценностей других людей – это первый шаг к …
а) добродетельному поведению;
б) зависимости;
в) лидерству.
6) Определи «золотую середину»
а) вредность; б) угодничество; в) дружелюбие.
7. Две противоположные характеристики личности, по которым оценивают
человека – это…
а) культура и мораль;
б) добро и зло;
в) добродетель и порок.
Тест №8 по теме «Свобода и моральный выбор человека»
1 вариант
15 1. Способность человека определять своё поведение с учётом законов
природы и общества – это…
а) свобода; б) обязанность; в) безразличие.
2. Выбор между добром и злом – это…
а) моральный долг; б) моральный выбор; в) моральная зависимость.
3. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами. Как ты поступишь?
а) пойду в магазин, куплю игрушки;
б) отнесу в полицию;
в) куплю много конфет и угощу своих товарищей.
4. Выбор между нравственным и безнравственным поведением зависит от…
а) стойкости следования добродетели;
б) от страха наказания;
в) от безразличия.
5. «Быть самим собой» значит…
а) идти на поводу у других;
б) иметь собственное мнение;
в) говорить то, что чувствуешь.
6. Кто из героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» оказался в ситуации морального выбора?
а) Елисей; б) Чернавка; в) Царица.
7. Что такое моральный конфликт?
а) стремление к одной ценности разрушает другую;
б) человек, который осуществил выбор;
в) то, за что человек несёт ответственность
Тест №8 по теме «Свобода и моральный выбор человека»
2 вариант
16 1. Что такое свобода?
а) независимость
б) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и
общества
2. Моральный выбор это...
а) выбор между добром и злом
б) обязанность уважать других людей
3. От чего зависит моральный выбор человека?
а) от друзей
б) от родителей
в) от самого человека
4. «Быть самим собой» значит…
а) идти на поводу у других;
б) иметь собственное мнение;
в) говорить то, что чувствуешь.
5. Что такое моральный конфликт?
а) стремление к одной ценности разрушает другую;
б) человек, который осуществил выбор;
в) то, за что человек несёт ответственность
6. Выбор между добром и злом – это…
а) моральный долг; б) моральный выбор; в) моральная зависимость.
7. Выбор между нравственным и безнравственным поведением зависит от…
а) стойкости следования добродетели;
б) от страха наказания;
в) от безразличия.
Тест №9 по теме « Свобода и ответственность»
17 1 вариант
1. Свобода – это …
а) способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и
общества;
б) отсутствие ответственности за совершённые поступки;
в) результат преодоления правил, навязанных обществом.
2 . Ответственность – это…
а) получение вседозволенности в обществе;
б) черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек
отвечает за собственный выбор;
в) стремление оказывать помощь окружающим людям.
3. Что означает свобода выбора человека?
а) ограниченная свобода действий;
б) ответственность человека за решения;
в) бесконтрольное поведение.
4. За что ответственен человек?
а) за поведение окружающих;
б) за поступки родителей;
в) за свои поступки.
5. Сознательно совершённый поступок – это…
а) ошибка;
б) преднамеренность;
в) непреднамеренность.
6. Выбери дела, за которые отвечаешь только ты.
а) купить хлеб; б) построить завод; в) помыть посуду;
г) починить телевизор; д) хорошо учиться; г) написать книгу.
7. Отметь понятия, которые относятся к ответственному поведению.
а) уважение; б) угнетение слабого; в) признание равенства;
г) вседозволенность; д)нахождение компромисса; г) себялюбие.
18 Тест № 9 по теме « Свобода и ответственность»
2 вариант
1.Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
а) Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь
всегда собственными желаниями
б)Свобода это возможность осуществлять выбор целей и способов их
достижения, сознавая ответственность за принятые решения
2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в
соответствии со своими интересами и целями называется:
1) необходимостью 2) достоинством
3) свободой 4) ответственностью
3. За что ответственен человек?
а) за поведение окружающих;
б) за поступки родителей;
в) за свои поступки.
4. Отметь понятия, которые относятся к ответственному поведению.
а) уважение; б) угнетение слабого; в) признание равенства;
г) вседозволенность; д)нахождение компромисса; г) себялюбие.
5.Ребенок разбивает нечаянно вазу. Должен ли он нести за это
ответственность?
а) Это действие не будет наказано;
б) Это оплошность, за которую он не несет ответственность;
в) Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить;
г) Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.
6. Укажите те вопросы, которые должен задать себе человек, который
совершает свободный выбор действий.
а) Какой будет моя награда?
б) Не нанесу ли я вреда?
в) Напишут ли об этом в газетах?
г) К каким последствиям приведет мой поступок?
7.Что означает свобода выбора человека?
а) Бесконтрольное поведение;
б) Ограниченная свобода действий;
19 в) Ответственность человека за решения;
г) Абсолютная свобода действий.
Тест №10 по теме « Моральный долг»
1 вариант
1. Что такое моральный долг?
а) семейные традиции;
б) боязнь наказания;
в) осознание необходимости выполнять общечеловеческие нормы.
2. Почему добродетельный человек помогает людям?
а) рассчитывает на награду;
б) боится наказания;
в) считает, что так надо.
3. Какова моральная обязанность человека в обществе?
а) жить в своё удовольствие;
б) уважать других людей и их права;
в) иметь много друзей.
4. Благодарность – это…
а) моральная обязанность;
б) человеческая слабость;
в) получить похвалу.
5. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм –
это…
а) принуждение;
б) долг;
в) обязанность.
6) Укажи, что не относится к моральным обязанностям.
а) уважать права других людей;
20 б) не помогать родителям;
в) бескорыстно помогать людям.
7. Кто автор высказывания «Сознавать долг и не исполнять его – это
трусость»
а) Ж.Ж.Руссо; б) Конфуций;
в) Аристотель.
Тест №10 по теме « Моральный долг»
2 вариант
1.Что такое моральный долг?
а)государственный закон
б) принуждение общества
в) осознание человеком необходимости выполнять нормы общества
г) семейная традиция
2.Почему человек долга выполняет свои обязательства?
а)рассчитывает на вознаграждение
б) так поступают все
в) убеждён в необходимости выполнения своих обязанностей
г) боится наказания
3.Какова моральная обязанность человека в обществе?
а)выбрать определённую профессию
б) жить только в крупном городе
в) иметь много друзей
г) уважать других людей и их права
4. Благодарность – это…
а)все ответы верны
б) способ получить похвалу от родителей
в) признак неуверенности в себе
г) моральная обязанность
5. Кто автор высказывания «Нарушая свой долг, тем самым нарушают и
свои права»
а) Ж.Ж.Руссо;
б) Конфуций;
в) Аристотель.
6. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм –
это…
21 а) принуждение;
б) долг;
в) обязанность.
7. Укажи, что не относится к моральным обязанностям.
а) уважать права других людей;
б) не помогать родителям;
в) бескорыстно помогать людям.
Тест №11 по теме «Справедливость»
1. Справедливость – это…
а) черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек
отвечает за собственный выбор;
б) моральное правило, регулирующее отношения между людьми при
распределении благ. наград и наказаний, доходов.
в) обязанность, которую необходимо выполнять вне зависимости от своих
желаний.
2. Что значит быть справедливым?
а) избегать в своих действиях зла;
б) бороться с пороками;
в) признавать правоту других людей.
3. Чем может быть вознаграждён справедливый поступок?
а) удостоверением; б) похвальной грамотой; в) благодарностью людей.
4. Чем может быть наказан несправедливый поступок?
а) осуждением; б) ограничением прав человека; в) удалением из семьи.
5. Признак соразмерности в моральных правилах означает, что…
а) поступок должен быть оценён по заслугам;
б) наказание должно быть больше вознаграждения;
22 в) наказание должно быть меньше вознаграждения.
6. Справедливость требует….
а) соблюдения прав других людей, не допускает унижения достоинств личности;
б) безоговорочному подчинению другим людям;
в) отстаивать только своё мнение.
7. За одинаковые поступки люди должны получать равные награды и
наказание, в этом принцип….
а) справедливости; б) несправедливость; в) сознательности.
Тест №12 по теме « Альтруизм и эгоизм»
1. Что в переводе с латинского означает «альтруизм»?
а) свой;
б) другой;
в) совместный.
2. Кому принадлежат слова «Хороший человек тот, кто делает большие и
благородные дела, даже если он при этом рискует всем»?
а) Цицерону;
б) Аристотелю;
в) Плутарху.
3. Поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том
числе и в ущерб интересам других людей или общества – это…
а) эгоизм;
б) альтруизм;
в) дружба.
4. Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со
своими интересами – это…
а) эгоизм;
б) альтруизм;
в) дружба.
5.Что свойственно разумному эгоизму?
23 а) содействие общему благу;
б) забота об обществе;
в) забота о близких людях.
6. Кто из сказки Ш. Перро «Золушка» является альтруистом?
а) Золушка; б) Принц; в) Мачеха.
7. Что может быть недостатком альтруизма?
а) помощь незнакомым людям;
б) забвению своих ближних;
в) отказ в помощи людям.
Тест №13 по теме:
«Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм”
Шкалы: альтруизм, эгоизм
Назначение теста
Методика нацелена на изучение социальнопсихологической установки
личности, способствует выявлению альтруизма.
Инструкция
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них “да” или “нет”, исходя из
имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
Диагностика личностной установки “альтруизм – эгоизм”
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чемнибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или
неприятности?
5.
Для себя вы делаете чтолибо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других
людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать чтото для других?
24 9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?
10.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11.Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать чтолибо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о
других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16.Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17.Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18.Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20.Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее
вознаграждение?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Проставляется по 1 баллу при ответах “да” на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13,17 и
ответах “нет” на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается
общая сумма баллов.
Ответ "Да" 1 4 6 7 9 13 17 2
Ответ "Нет" 5 8 10 12 14 16 18 20
Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта
выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов
меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.
Тест №14 по теме «Дружба»
1. Как называются отношения, основанные на взаимной привязанности и
личных интересах?
а) обожание;
б) любовь;
в) дружба.
2. Выберите основную черту дружбы.
25 а) избирательность;
б) обязанность;
в) подчинение.
3. Кого себе выбирает человек?
а) соседей;
б) друзей;
в) родителей.
4. При соблюдении какого правила, может быть, настоящая дружба?
а) уважение друг друга;
б) друг обязан мне всем;
в) дружи только со мной.
5. Кому принадлежат слова « Дружба кончается там, где начинается
недоверие»
а) Д. Аддисон;
б) Цицерон;
в) Л.А.Сенека.
6. Дружбы среди людей не может быть:
а) без умения уступать друг другу;
б) без лжи и обмана;
в) без большого количества денег.
7. Какими качествами обладает настоящий друг?
а) доброта; б) лицемерие; в) зависть;
г) честность; д) трусость; е) понимание.
Тест №15 «Хороший ли ты друг?»
Пройди несложный тест и узнай, каким другом ты выглядишь со стороны.
1.Твой друг попал в очень неловкую, но смешную историю. Припомнишь
ли ты ему это?
26 А. Расскажу всей компании, посмеёмся вместе.
Б. Расскажу, но не буду говорить, с кем именно это случилось.
В. Никому не скажу.
2. Друг случайно разбил кружку у тебя в гостях. Как ты поступишь?
А. Попросишь принести тебе новую.
Б. Рассердишься на него.
В. Скажешь, что ничего страшного в этом нет.
3.Твой лучший друг общается с вашим одноклассником, которого вы
недолюбливаете. Как будешь вести себя?
А. Перестану дружить с ним.
Б. Скажу, чтобы он выбрал: либо я, либо тот другой.
В. Ничего не скажу, буду дружить дальше.
4. Как думаешь, настоящий друг должен:
А. Рассказывать только хорошее, а плохое держать при себе.
Б. Иногда рассказывать о своих делах.
В. Делиться с тобой всем.
5. Как ты считаешь, твой друг:
А. Должен равняться на тебя.
Б. Служить тебе примером для подражания.
В. Такой же, как и ты, весёлый и интересный человек.
6.Твой друг забыл дома деньги на обед. Как ты поступишь?
А. Ничего не сделаю, не надо быть таким забывчивым.
Б. Одолжу ему денег.
В. Поделюсь своим обедом.
Посчитай, каких ответов у тебя получилось больше.
27 Если А. Если у тебя есть хорошие друзья, то тебе очень повезло. Потому что с
таким, как ты, бывает очень сложно общаться. Ты думаешь прежде всего о своей
выгоде и не готов на подвиги ради друга. С такими отношениями завести новых
друзей тебе будет очень сложно.
Если Б. У тебя есть несколько хороших друзей, но ты не очень – то
интересуешься их проблемами. Вы весело проводите время, но если чтото
случится, не факт, что сможете поддержать друг друга в беде. Помни:
настоящие друзья умеют и радоваться, и грустить вместе.
Если В. Ты по – настоящему хороший друг – понимающий, заботливый и
надёжный. Поэтому можешь быть уверен, что друзья всегда придут к тебе на
помощь. С тобой легко подружиться, только помни, что люди бывают разные, и
не стоит тратить время на тех, кто не дорожит понятием «дружба».
Тест №16 по теме « Что значит быть моральным»
28 1. Задача светской этики состоит в том, что…
а) освободить человека от ответственности;
б) предоставить возможность самостоятельного выбора ;
в) научить хитрить.
2. Выбери действие, которое нельзя отнести к добродетельным.
а) благотворительность; б) щедрость; в) терпение;
г) жадность; д) мужество; е) дружелюбие.
3. При каких условиях возможно ответственное поведение личности?
а) непреднамеренность поступка;
б) человек отдаёт отчёт в последствиях своих действий;
в) человек не несёт ответственности за результаты своего выбора.
4. Как называется отсутствие стремления к личной выгоде, наживе?
а) бескорыстие;
б) щедрость;
в) избирательность.
5. Стать добрым человек может:
а) по приказу родителей;
б) с помощью других людей;
в) живя так, как ему захочется.
6. От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным
поведением?
а) условий выбора;
б) ситуации выбора;
в) стойкости характера.
7. Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»?
а) не дает готовых ответов;
б) учит осуществлять моральный выбор;
в) учит быть справедливым.
29 Тест №17 по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие»
1 вариант
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с
точки зрения представлений о добре и зле.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
2.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
4.Выражает стремление человека к добру.
а) Добродетель,
б) Порок,
в) Свобода
5.Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и
другим людям.
а) Добродетель,
б) Порок,
в) Свобода
6.Способность человека определять своё поведение с учётом законов
природы и общества.
а) Добродетель,
б) Порок,
в) Свобода
7.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор
а) Ответственность,
б) Справедливость,
в) Альтруизм
30 ключ: 1а, 2б, 3в, 4а, 5б, 6в, 7а
Тест №17 по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие»
2 вариант
1.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при
распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.
а) Ответственность,
б) Справедливость,
в) Альтруизм
2.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека
совершения бескорыстных поступков ради других людей или общих целей.
а) Ответственность,
б) Справедливость,
в) Альтруизм
3.Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
а) Справедливость,
б) Альтруизм,
в) Дружба
4.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
5.Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
6.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор
а) Ответственность,
б) Справедливость,
в) Альтруизм
7. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с
точки зрения представлений о добре и зле.
а) Этика,
б) Мораль,
в) Добро
31 ключ: 1б. 2в, 3в, 4б, 5в, 6а, 7а
Тест №18 по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»
1 вариант
1. Потомки общего предка – это…
а) род;
б) страна;
в) область.
2. Что не относится к символам рода?
а) фамилия;
б) герб;
в) место жительства.
3. Что означает фамилия человека?
а) его отношение к обществу;
б) его родовое происхождение;
в) место в обществе.
4. Где можно увидеть место человека в семье?
а) в родословной;
б) на фотографии;
в) в библиотеке.
5. Нравственные отношения в семье – это…
а) совместный просмотр телепередач;
б) уважение и любовь к своим близким, готовность им помочь;
в) выполнение всех запросов ребёнка.
6. Благодаря чему складываются нравственные отношения в семье?
а) любви её членов друг к другу;
б) большому семейному достатку;
в) поддержки государства.
32 7. Выполнение семейных обязанностей связано с понятием….
а) ответственность;
б) вежливость;
в) поощрение.
Тест №18 по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»
2 вариант
1.Какова главная задача рода и семьи?
а) построить дом, посадить дерево, дать жизнь детям;
б) быть достойными гражданами своей страны;
в)дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия
жизни.
2. Выполнение семейных обязанностей связано с понятием….
а) ответственность;
б) вежливость;
в) поощрение.
3.Где можно увидеть место человека в семье?
а) в родословной;
б) на фотографии;
в) в библиотеке.
4. Что означает фамилия человека?
а) его отношение к обществу;
б) его родовое происхождение;
в) место в обществе.
5. Что не относится к символам рода?
а) фамилия;
б) герб;
в) место жительства.
6. Потомки общего предка – это…
33 а) род;
б) страна;
в) область.
7. Благодаря чему складываются нравственные отношения в семье?
а) любви её членов друг к другу;
б) большому семейному достатку;
в) поддержки государства
Тест №19 по теме «Нравственный поступок»
1 вариант
1. Что такое поступок?
а) это непосредственное выражение морали;
б) воздержание от действий;
в) умение показать себя в обществе.
2. Чем определяется нравственный поступок?
а) стремление к победе;
б) тем, что подсказывает сердце;
в) понравиться окружающим.
3. Почему может произойти нравственный поступок?
а) желание помочь ближнему;
б) ради благодарности;
в) заставили родители.
4. Поступок может считаться нравственным только в том случае, если он
совершается…
а) свободной волей;
б) по принуждению;
в) по привычке;
5. Нравственный поступок предполагает…
а) моральный выбор;
б) совет товарищей;
34 в) государственный закон.
6. Какие поступки нравственны?
а) ударить собаку; б) пожалеть младшего брата;
в) взять чужую; г) посадить дерево;
д) посмеяться над упавшим другом; е) помочь бабушке с уборкой.
7. Что не является признаком нравственного поступка?
а) мотив; б) цель;
в) само действие; г) повтор.
Тест №19 по теме «Нравственный поступок»
2 вариант
1.Чем определяется нравственный поступок?
а) тем, что подсказывает сердце; б)волей к борьбе;
в)стремлением быть первым; г)высокими умственными способностями.
2. С чего может начинаться нравственный поступок?
а) с чувства сопереживания комулибо;
б) со стремления подарить радость;
в) с желания помочь людям; г)все варианты верны.
3. Укажи мотив нравственного поступка.
а) дружить с тем, у кого много денег, чтобы иметь больше вещей;
б) списать у одноклассника домашнюю работу, чтобы получить «отлично»;
в) унизить соперника на соревновании, чтобы победить;
г) навестить больного друга, чтобы ему стало радостно.
4. Маленький Миша потерял любимую игрушку и заплакал. Нравственная
цель помочь Мише, проявить участие к его проблеме.
Каково средство достижения этой цели?
а) объяснить Мише, что плакать плохо, и что непослушных детей забирает
Бармалей и увозит в Африку;
б) позвать на помощь взрослых;
в) найти похожую игрушку у других детей и хитростью забрать у них, а потом
передать Мише;
г)сказать Мише добрые, сердечные, ласковые слова, попробовать переключить
его внимание на чтото другое, может быть, поиграть с ним вместе.
5.Почему может произойти нравственный поступок?
35 а) желание помочь ближнему;
б) ради благодарности;
в) заставили родители.
6.Нравственный поступок предполагает…
а) моральный выбор;
б) совет товарищей;
в) государственный закон.
7. Какие поступки нравственны?
а) ударить собаку; б) пожалеть младшего брата;
в) взять чужую; г) посадить дерево;
д) посмеяться над упавшим другом; е) помочь бабушке с уборкой.
Тест №20 “Отношение к нравственным нормам поведения”
Инструкция:
Определите свое отношение к нравственным нормам поведения
(ответственности, коллективестической направленности, самокритичности,
принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили,
оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который
совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите
вариант).
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, классный
руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный
кабинет. Как вы поступите?
а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд.
б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день.
в. Пообещаете выполнить работу после возвращения.
г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе.
д. Или...
2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно
необходимо коллективу. Как вы поступите?
а. Добросовестно выполните поручение.
б. Привлечете к выполнению поручения товарищей.
в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение.
г. Найдете повод для отказа.
д. Или...
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала
справедливые , но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
36 а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение.
б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те
недостатки, о которых шла речь.
в. Сделаете вид, что ничего не слышали.
г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о
вас в ваше отсутствие.
д. Или ...
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались
болезненные мозоли. Как вы поступите?
а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все.
б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму.
в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую.
г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать.
д. Или ...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого.
Как вы поступите?
а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего.
б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения.
в. Выразите соболезнования тому, кого обидели.
г. Сделаете вид, что вас это не касается.
д. Или ...
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло
другому человек. Как вы поступите?
а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.
б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого
в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете
вид, что вы не виноваты.
г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
д. Или...
Если в ваших ответах варианты
“а”, то это свидетельствует об активном, устойчивом, положительном
отношении к соответствующим нравственным нормам;
если “б” это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны
компромиссы);
если “в” отношение пассивное и недостаточно устойчивое;
“г” отношение отрицательное, неустойчивое.
37 Тест №21 по теме «Золотое правило нравственности»
1. Какая из предложенных пословиц отвечает золотому правилу
нравственности?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
2. Почему в жизни важно следовать золотое правило нравственности?
а) потому что это закон государства;
б) потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки;
в) в этом правиле заключается добро человеческих отношений.
3. Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности
действовало в твоей жизни?
а) задуматься о своих поступках;
б) любить самого себя;
в) любить людей как самого себя.
4) Какое чувство мешает придерживаться золотому правилу
нравственности?
а) жалость;
б) страх;
в) уважение.
5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
а) Потому что даёт людям добро и радость.
б) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
в) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
6)Когда было сформулировано золотое правило нравственности?
а) в 16 веке; б) в 17 веке; в) в 18 веке.
38 7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
а) играть на пианино; г) делиться с другом;
б) поддерживать товарища; д) ходить на рыбалку;
в) Бегать по дороге; е) Отзываться на чувства окружающих
Тест№22 по теме «Стыд, вина и извинение»
1 вариант
1. Подавленное душевное состояние человека, которое появляется после
осуждения его поведения окружающими людьми – это …
а) стыд;
б) вина;
в) тяжесть.
2. Переживание человека по поводу несоответствия нормам, невыполнения
долга перед самим собой – это…
а) стыд;
б) честь;
в)вина.
3. Что не может вызывать у человека чувство стыда?
а) обман;
б) ссора;
в) помощь.
4. Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?
а) быть великодушным;
б) простить;
в) извиниться.
5. Умение прощать – это…
а) свойство сильных людей;
б) свойство слабых людей;
в) свойство неуверенных людей.
39 6. На душе становится легче, когда тебя…
а) прощают; б) наказывают; в) унижают.
7. Раскаяться значит….
а) принять решение не повторять свои ошибки;
б) затаить обиду;
в) заплатить деньги за нанесённую обиду.
Тест №22 по теме «Стыд, вина и извинение»
2 вариант
1.Какова главная задача рода и семьи?
а) построить дом, посадить дерево, дать жизнь детям
б)быть достойными гражданами своей страны
в) дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия
жизни
2. "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
поступали по отношению к тебе". Это…
а) умение управлять своими эмоциями
б) золотое правило нравственности
в) нравственный поступок
3. Стыд это …
а) ответственность перед собой
б) тяжелое, подавленное душевное состояние , которое появляется после
осуждения его поведения окружающими людьми
в) переживание человека по поводу своего несоответствия нормам перед самим
собой
4. Вина это …
а) великодушное отношение к людям
б) тяжелое, подавленное душевное состояние , которое появляется после
осуждения его поведения окружающими людьми
в) переживание человека по поводу своего несоответствия нормам перед самим
собой
5. Раскаяние это …
а) решение не повторять свои ошибки
б) решение повторять свои ошибки
в) переживание человека по поводу своего несоответствия нормам перед самим
собой
40 6. Чтобы избавиться от чувства вины, надо:
а) Найти нового друга.
б) Забыть о плохом поступке.
в) Извиниться перед тем, кого обидел.
г) Почитать интересную книгу.
7. Если человек прощает других, то:
а) Он заслуживает наказания.
б) Этот человек просто очень глупый.
в) Его тоже будут прощать.
г) Этот человек слабый и беспомощный.
Тест №23 по теме «Честь и достоинство»
1. Достойные уважения и гордости моральные качества личности.
а) честь;
б) совесть;
в) достоинство.
2. Осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе –
это…
а) честь;
б) совесть;
в) достоинство.
3. Человек достоин уважения потому, что …
а) он лучше всех;
б) отличает добро от зла;
в) умеет красиво одеваться.
4. Выбери верное высказывание о чести и достоинстве.
а) Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
б) Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили
по достоинству.
в) Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется
сильный соблазн поступить иначе.
41 5. Честным человеком можно назвать того, который…
а) не признаёт своих ошибок;
б) обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении;
в) умеет незаметно обмануть.
6. Достоинство не связано с …
а) порядочностью;
б) скупостью;
в) справедливостью.
7. Честь это награда, присуждаемая за …. (Аристотель)
а) добродетель; б) гордость; в) знания.
Тест №24 по теме «Совесть»
1. Что такое совесть?
а) Чувство удовлетворённости за своё поведение перед окружающими людьми,
обществом.
б) Переживание осуждение или одобрения собственного поступка, даже если он
только задуман.
в) Подавленное душевное состояние человека, которое появляется после
осуждения его поведения окружающими людьми.
2. Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
а) культура; б) совесть; в) ответственность.
3. Совестливый – это тот …
а) кого ругает учитель;
б) кто в своих поступках обращается к голосу совести;
в) кто ругается.
4. Про совесть нельзя сказать, что…
а) это стыд перед собой;
б) это наш внутренний судья;
в) средство достижения желаемого.
42 5. Самое трудное для человека:
а) быть честным по отношению к окружающим людям;
б) быть честным по отношению к своим сверстникам;
в) быть честным по отношению к самому себе.
6. Найди конец пословицы: Говори по делу,…
а) живи по совести;
б) служи примерно;
в) живи в достатке.
7. Выбери поступок, который связан с понятием совесть.
а) купить хлеб вне очереди;
б) извиниться за нанесённую обиду;
в) подразнить собаку.
Тест №25 по теме «Нравственные идеалы»
1 вариант
1. Герои, защищавшие русские земли и русский народ от нашествий врагов
или от злой нечисти.
а) богатыри;
б) хлеборобы;
в) спортсмены.
2. Человеческое качество не присущее богатырям.
а) мужество;
б) сила;
в) хвастовство.
3. Кому принадлежит заслуга в провозглашении правил честного поединка?
а) спортсменам;
б) богатырям;
в) героям.
4. Важнейшая добродетель воинской дружины ….
43 а) находчивость;
б) сила;
в) верность.
5. Самоотверженный, благородный тяжеловооружённый конный воин –
это…
а) синьор;
б) рыцарь;
в) всадник.
6. Кем изначально считался мужчина благородного происхождения?
а) джентльменом;
б) рыцарем;
в) богатырём.
7. Как называлась замужняя женщина аристократического круга?
а) дама; б) леди; в) госпожа.
Тест№25 по теме «Нравственные идеалы»
2 вариант
1.Кого в Древней Руси называли богатырями?
а) богатых людей
б) смелых и сильных защитников Отечества
в) спортсменов
2.В чем огромная заслуга богатырей?
а) провозгласили правила честного поединка
б) провозгласили правила этикета
3.Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?
а) щит
б) кольчуга
44 в) шлем
4.Как называется картина Виктора Васнецова?
а) «Три богатыря»
б) «Богатырская застава»
в) «Богатыри»
5. Важнейшая добродетель воинской дружины ….
а) находчивость;
б) сила;
в) верность.
6. Как называлась замужняя женщина аристократического круга?
а) дама; б) леди; в) госпожа.
7. Кем изначально считался мужчина благородного происхождения?
а) джентльменом;
б) рыцарем;
в) богатырём.
Тест №26 по теме «Образцы нравственности в культуре Отечества»
1. В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
а) в проживание на территории страны;
б) в любви к своему народу;
в) в получении информации.
2. Кто не относится к нормамобразцам нравственного поведения?
а) труженик; б) потребитель; в) патриот.
3. Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и
духовные ценности на благо всего народа, всей страны – это …
а) патриот;
б) труженик;
в) воин.
45 4. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на
жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …
а) патриот;
б) воин;
в) коллективист.
5. Защитник Отечества – это …
а) труженик;
б) воин;
в) коллективист.
6. Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб
своим собственным – это …
а) патриот;
б) труженик;
в) коллективист.
7. С чего начинается коллектив?
а) с подарков друг другу;
б) к угодничеству перед сильным;
в) с золотого правила нравственности.
Тест №27 по теме «Этикет»
1 вариант
1. Как называют правила хорошего поведения?
а) этика;
б) эстетика;
в) этикет.
2. Слово «этикет» появилось в:
а) России;
б) Франции;
в) Англии.
46 3. Каким должен быть культурный человек?
а) вежливым;
б) модным;
в) взрослым.
4. Где важно соблюдать правила этикета?
а) везде;
б) в школе;
в) на улице.
5. Если вы дали обещание, то нужно:
а) забыть о нем;
б) выполнить его;
в) передать комуто другому.
6. Если вы причинили комуто неудобство, нужно:
а) извиниться;
б) не извиняться;
в) сказать «Сам виноват».
7. Речь человека отражает:
а) намерения и желания;
б) внутренний мир;
в) эмоции и поступки.
Тест №27 по теме «Этикет»
2 вариант
1. Каким должен быть культурный человек?
а) вежливым; б)опрятным; в)благородным;
г)все перечисленное;
д)ничего из перечисленного.
2. Где важно соблюдать правила этикета?
47 а) дома; б)в школе; в)на улице;
г)в транспорте; д)везде.
3. Как нужно обращаться к взрослому человеку?
а) на Вы; б)на ты; в) на Вы или по имени отчеству;
г) на ты и по имени;
д) все перечисленное;
е)ничего из перечисленного.
4. Если вы дали обещание, то нужно:
а) забыть о нем; б)выполнить его;
в)предупредить, если не сможешь выполнить;
г)передать комуто другому;
д)все перечисленное; е) ничего из перечисленного.
5. Если вы причинили комуто неудобство, нужно:
а) извиниться;
б)не извиняться;
в)сказать "Сам виноват";
г)сказать "Куда ты лезешь";
6. Как называют правила хорошего поведения?
а) этика; б) эстетика; в) этикет.
7. Речь человека отражает:
а) намерения и желания; б) внутренний мир;
в) эмоции и поступки.
Тест №28 по теме «Семейные праздники»
1. Веселье, торжество, которое устраивается по какому – либо поводу –
это… а) праздник; б) собрание; в) педсовет.
2. Традиция выделять определённые дни для праздничных торжеств
возникла у людей …
а) в древности;
48 б) в 1861 году;
в) в средние века.
3. Укажи государственный праздник.
а) День Победы;
б) день рождения;
в) День учителя.
4. Укажи общественный праздник.
а) Международный женский день;
б) свадьба;
в) День города.
5. Укажи семейный праздник.
а) свадьба;
б) День России;
в) День медицинского работника.
6. Каждый праздник имеет свой порядок проведения – это…
а) расписание;
б) ритуал;
в) меню.
7. 9 мая – это праздник…
а) День Победы;
б) День народного единства;
в) День Государственного флага России.
Тест №29 по теме «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
1. Высшая ценность для человека – это…
а) его жизнь; б) его семья; в) его привычки.
49 2. Обеспечить жизнь без войны – задача…
а) самого человека;
б) народа;
в) государства.
3. Когда человек утверждается как личность?
а) в процессе всей жизни;
б) при рождении;
в) уходя на пенсию.
4. От чего зависит счастье родителей?
а) от количества детей;
б) от благополучия детей;
в) от образования детей.
5. Кому принадлежат слова «Кто не ценит жизнь, тот не достоин её»
а) Леонардо да Винчи;
б) Сенеке;
в) Цицерону.
6. Определи ценность, которая не так важна для человека.
а) здоровье;
б) образование;
в) красота.
7. Почему Россия и другие страны решают демографические проблемы?
а) от этого зависит армия государства;
б) от этого зависит развитие страны;
в) от этого зависит уровень жизни.
Тест №30 «Твоё отношение к жизни»
1. Стараешься ли ты откладывать свои дела на завтра?
50 Аникогда,
Биногда,
Вчасто,
Гвсегда
2. Если можно ничего не делать, стремишься ли ты к этому?
Аникогда,
Биногда,
Вчасто,
Гвсегда
3. Стараешься ли ты придумать оправдание, чтобы не делать то, что нужно?
Аникогда,
Биногда,
Вчасто,
Гвсегда
4. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
Адо 1 часа в день;
Бот 1 до 2,5;
Вот 2,5 до 4 часов;
Гбольше 4 часов в день
5. Является ли твой лучший друг / подруга человеком, «ворующим» чужое
время?
Анет,
Биногда,
Вчасто,
Гпостоянно
Баллы: А=1 балл, Б=3 балла, В=5 баллов, Г=7 баллов
До 15 баллов.
Тебе есть чем гордиться. Ты целеустремленный, деятельный человек. Тебя ждет
интересная жизнь.
От 16 до 25 баллов.
Тебе есть над чем работать. Нужны срочные меры для приведения в порядок
твоего образа жизни. Постарайся тратить время на дело, иначе в будущем могут
быть проблемы с учебой, работой, зарплатой и даже, друзьями.
Более 25 баллов.
Нужно серьезно задуматься над своим будущим.
У тебя, скорее всего, уже сейчас имеются сложности с родителями и школой. И
если ты не изменишь свое отношение ко времени и делу, то главные сложности
еще впереди.
Тест №31 по теме «Любовь и уважение к Отечеству»
51 1. Любовь к Родине проявляется…
а) в уважение к традициям предков;
б) в использовании природных ресурсов;
в) в пользование льготами.
2. Как мы должны относиться к традициям своей Родины?
а) соблюдать все традиции;
б) кто как хочет;
в) уважать, гордиться, беречь.
3. Что вы вносите в понятие «народы России»?
а) все люди на Земле;
б) люди всех национальностей, живущих в Москве;
в) люди, живущие в России.
4. Светская этика утверждает, что одна из основ жизни человека – это…
а) уважение прав человека;
б) подчинение себе других;
в) любовь к самому себе.
5. Что является основой жизни?
а) труд;
б) любовь;
в) богатство.
6. Культура нашей страны, уважение и любовь к Отечеству – это…
а) духовные традиции;
б) религиозные традиции;
в) семейные традиции.
7. Когда человек остаётся человеком?
а) пока заботится о себе;
б) пока заботится о других;
в) пока живёт.
52 Тест №32 по теме : «Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.»
1.Подберите однокоренные слова к слову :
Родина .....
Отечество ......
2. Собери пословицы.
№
1 Человек без Родины, ...
В родном краю сокол, ...
2
3
Для отчизны ...
В каком народе живешь,
4
Начало пословиц
Окончание пословиц
№
А того обычая и держись.
Б
В
Г
не жаль жизни.
что соловей без песни.
в чужом — ворона.
3.Расставьте слова по определениям.
Знания, предметы, справедливость, произведения искусства, добро, вещи, общение, честь,
работа, отношение к миру, явления природы, милосердие.
Духовный мир
Материальный
мир
Вечные
ценности
1.Подберите однокоренные слова к слову :
Родина ..... ( род, родители, родня, родословная) ответ
Отечество ...... ( отец, отчий, отчество, отеческий, Отчизна) ответ
2. Собери пословицы. Ответ :
1
В
2
Г
3
Б
4
А
53 Тест №33 по теме: «Традиционные религии России».
1. Как называется сфера жизни, отличительной чертой которой
является вера в сверхъестественное, в Бога?
а) культура
б) религия.
в) этикет
2. Как называется религия, которой придерживается одна нация?
а) мировая религия
б) национальная религия.
в) государственная религия
3. Как называется творческая деятельность человека, в ходе которой
создаются материальные и духовные ценности?
а) религия
б) культура.
в) традиция
4. Что такое монотеистическая религия?
а) религия, которая проповедует Единого Бога.
б) многобожие.
в) почитание духов, животных.
54 Итоговый тест №34
1. Почему нашу страну мы называем Отечеством?
а) это наш родной дом;
б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали свою
землю;
в) потому что родились и живём в ней.
г) верны все варианты.
2.В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
а) В любви к своему народу;
б) в добрых чувствах к природе родного края;
в) в труде на благо Родины;
г) верны все варианты.
3. Культурные традиции это…
а) народные праздники;
б) богатства нашей многонациональной страны;
в) морально – этические нормы.
4. Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может
радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать
чтото нужное и новое. Это зависит от:
а) как ты наполняешь свой внутренний мир
б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими
людьми
в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям
5. Что такое этика?
а) Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с
точки зрения представлений о добре и зле.
55 б) Это наука, которая изучает поступки и поведение людей.
в) Это наука, которая изучает правила хорошего поведения.
6. Кто был основателем этики?
а) Гегель;
б) Цицерон;
в) Аристотель.
7. Мораль – это …
а) культурные традиции;
б) верование людей;
в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
8. Синоним к слову «мораль».
а) нравственность;
б) обычаи;
в) привычки.
9. Какое поведение не соответствует моральным нормам?
а) вежливость;
б) ответственность;
в) грубость.
10. Кто из героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» оказался в ситуации морального выбора?
а) Елисей;
б) Чернавка;
в) Царица.
11. Добро – это…
а) поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми,
способность утверждению гуманности;
б) обязанность, которую необходимо выполнять вне зависимости от своих
желаний;
56 в) поступки, которые мешают развиваться самому человеку и окружающим его
людям.
12. Определи верное высказывание.
а) Доброта это слабость.
б) Главная опасность зла в том, что оно выдаёт себя за добро.
в) Быть добрым в наше время немодно.
13. Что считается добрым поступком?
а) забыть о неприятной просьбе
б) опоздать на интересную встречу
в) дать списать домашнее задание
г) помочь соседу по парте разобрать задачу
14 .Зло – это…
а) обязанность, которую необходимо выполнять независимо от твоих желаний.
б) противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и
исправить.
в) поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим
его людей.
15. Определи «золотую середину»
а) вредность;
б) угодничество;
в) дружелюбие
16.Отметь понятия, которые относятся к ответственному поведению.
а) уважение;
б) угнетение слабого;
в) признание равенства;
г) вседозволенность;
17.Почему добродетельный человек помогает людям?
а) рассчитывает на награду;
б) боится наказания;
57 в) считает, что так надо.
18. Чем может быть вознаграждён справедливый поступок?
а) удостоверением;
б) похвальной грамотой;
в) благодарностью людей.
19.При соблюдении какого правила, может быть настоящая дружба?
а) уважение друг друга;
б) друг обязан мне всем;
в) дружи только со мной.
20. Дружбы среди людей не может быть:
а) без умения уступать друг другу;
б) без лжи и обмана;
в) без большого количества денег.
21. Какими качествами обладает настоящий друг?
а) доброта;
б) лицемерие;
в) зависть;
г) честность;
22. Благодаря чему складываются нравственные отношения в семье?
а) любви её членов друг к другу;
б) большому семейному достатку;
в) поддержки государства
23.Какая из предложенных пословиц отвечает золотому правилу
нравственности?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
24. Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?
58 а) быть великодушным;
б) простить;
в) извиниться.
25.На душе становится легче, когда тебя…
а) прощают;
б) наказывают;
в) унижают
26. Когда человек остаётся человеком?
а) пока заботится о себе;
б) пока заботится о других;
в) пока живёт.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Ответы
г
г
б
б
а
в
в
а
в
б
а
б
г
б
в
а, в
в
в
а
а
а, г
а
а
в
59 25
26
а
б
Анкета для родителей обучающихся 4х классов
Уважаемые родители, ваш ребенок заканчивает изучение учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики». Нам очень важно ваше мнение. Ответьте на
несколько вопросов. ( Ваш ответ отмечаете символом « +» )
1. Понравился ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса «Основы религиозных
культур и светской этики» (ОРКСЭ) ?
Да Нет
2. Вам понятны цели и задачи курса ОРКСЭ?
Да Нет
Другое__________________________________________________
3. Вы разделяете цели и задачи курса ОРКСЭ?
Да Нет
Другое_______________________________________________________________________
4.Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному
модулю учебного курса?
Да Нет
5.Какие результаты личностного развития вашего ребенка Вы ожидаете по итогам
освоения курса ОРКСЭ:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
60 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважения к религиозным традициям русского и других коренных народов
России
6.Как, по вашему мнению, повлияло изучение этого курса на поведение Вашего ребёнка
в обществе ?
1.Стал доброжелательным, отзывчивым.
2.Стал понимать значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
3.Стал с уважением относиться к другим людям.
4. Стал культурнее.
5. В поведении моего ребёнка ни чего не изменилось.
7.Испытывает ли Ваш ребенок затруднения при изучении курса?
Да Нет Не знаю
8. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»? Какое?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Список литературы
1. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской
этики. 45 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. –
М.:Просвещение, 2013. – 63 с.
2. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 45 классы:
справочный материалы для общеобразовательных учреждений/(В.А.Тишков,
Т.Д.Шапошникова, О.Е.Казьмина и др.). М.:Просвещение, 2012. – 239 с.
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
родителей/А.Я.Данилюк. М.:Просвещение, 2010. – 32 с.
61
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Тестовые задания по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.