Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к
Оценка 4.8

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Оценка 4.8
pdf
17.09.2020
Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к
Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к.pdf

ФГОС                              умн

К учебнику А. А. Плешакова

Окружающий

МИР

тптдь для

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ

класса

ШКОЛЫ

                                                            ЭКЗАМЕН                                                   класс

Учебно-методический комплект

Е. М. Тихомирова

ОКРУЖАЮЩИЙ

Издание второе, переработанное и Дополненное

Издательство «ЭКЗАМЕН»

Москва, 2017

МИР

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Х 2

С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮД

К учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир.

4 класс. В 2 ч.»

       (М. : Просвещение)                                   —елас

удк 373(075.2) ББК 74.261

'Г46

Имена авторов и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Тихомирова Е. М.

Т46 Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир» : 4 класс. В 2 ч. : к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Е. М. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 72 с. + вкл. 8 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

ISBN 978-5-377-11022-4

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Через разноплановый материал, проблемные вопросы и задания автор помогает ребёнку восполнить пробелы в теоретических основах, выполнить практические работы и закрепить полученные на уроках знания.

Пособие предназначено для работы в школе и дома, для фронтальной или самостоятельной работы.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

удк 373(075.2) ББК 74.261

Подписано в печать 10.06.2016. Формат 60х90/8.

Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 3,83. Усл. печ. л. 10. Тираж 12 000 экз. Заказ № 1034/16.


ISBN 978-5477-11022-4                                                            (О Тихомирова Е. М., 2017

Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Начало истории человечества

Мир древности: далёкий и близкий

           Средние века: время рыцарей и замков                           .10

          Новое время: встреча Европы и Америки                        .12

Новейшее время: история продолжается

     сегодня                                                                                    14

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ

      Жизнь древних славян                                                     ...16

        Во времена Древней Руси                                                ... 18

      Страна городов                                                                      20

          Из книжной сокровищницы Древней Руси                       22

         Трудные времена на Русской земле                                   24

        Русь расправляет крылья                                                     27

      Куликовская битва                                                               29

      Иван Третий                                                                           32

Мастера печатных дел

      Патриоты России                                                                   36

      Пётр Великий                                                                        38

       Михаил Васильевич Ломоносов                                           41

     Екатерина Великая                                                               43

        Отечественная война 1812 года                                           45

        Страницы истории XIX века                                               48

         Россия вступает в ХХ век                                                   50

       Страницы истории 1920—1930-х годов                              52

Великая Отечественная война и

     Великая победа                                                                     54

         Страна, открывшая путь в космос                                     57

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Основной закон России и права человека.59

       Мы           граждане России.62


Славные символы России.64 Такие разные праздники.66 Путешествие по России.67 Список литературы.70

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ

ИСТОРИИ

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Прочитай текст.

Первобытные люди умели делать орудия труда из камня. Также в качестве инструментов они использовали и другие природные материалы дерево и кости животных.

Первые каменные инструменты были, по-видимому, изготовлены человекоподобными существами, жившими в Африке около двух миллионов лет назад.

Основными орудиями человека были заострённые камни для разрезания мяса и шкур, ножи и иглы из обломков рогов и костей, челюсти жвачных животных, которые использовались как пилы. Ббльшая часть инструментов изготавливалась из кремня, так как он легко обрабатывался.

(Из книги «Что? Зачем? Почему?» )

Что нового ты узнал из текста о первобытных людях? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 2—3 вопроса по тексту. Запиши их, Задай вопросы своему соседу по парте.

2. Рассмотри изображения орудий труда человека. Закрась кружочки около тех, которыми пользовался первобытный человек.

        О                             О

О

               О            О

з. Поставь знак  около высказываний, с которыми ты согласен.

Первобытная история самая длительная эпоха в истории человечества.

Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились свыше четырёх миллионов лет назад.

Древнейшие люди не умели разговаривать.

Первобытные люди заселили все материки.

Древнейшие люди изготавливали простейшие орудия труда из железа.

Первобытные художники рисовали на стенах пещер.

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

2. Материк, на котором археологи находят следы существования первобытных людей.

5.     Занятие по разведению животных.

6.     Материк, не заселённый древними людьми.

По вертикали:

1. и 4. Животные, изображения которых были остав- лены первобытными художниками. З. Занятие древних людей.

МИР ДРЕВНОСТИ:

ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ

1. Вспомни, в каких странах можно увидеть данные достопримечательности. Запиши названия стран.

         Колизей          пирамиды Хеопса       Парфенон

2. Подпиши под изображениями имена богов.

з. Запиши названия государств, существовавших в эпоху Древнего мира.

4.              Разгадай кроссворд.    

По горизонтали:

З. Священный жук у египтян.

5.             


Наука, изучающая прошлое людей по находкам, полученным в результате раскопок.

По вертикали:

1.    Древний храм в Греции.

2.    Особый письменный знак в Египте.

4. Высокий холм в сердце Афин.

6. Государство Древнего мира.

СРЕДНИЕ ВЕКА:

ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ

1.                     Запиши числа, данные в скобках, римскими цифрами.

Средневековье продолжалось с конца (пятого) до конца (пятнадцатого) века.

Буддизм возник в (шестом)

веке до

нашей

эры, христианство             в (первом)

веке до

нашей

эры, а ислам               в (седьмом)

веке нашей

эры.

2.                     Закрась кружочки около рисунков предметов, которые принадлежали средневековому рыцарю.

О

О

О

О

О

          О                                 О

10

Запиши названия крупнейших мировых религий. Укажи в скобках, где они возникли.

Соедини стрелками изображения зданий с их назва- ниями.

 

православный храм

 

буддистский храм

 

исламская

мечеть

НОВОЕ ВРЕМЯ:

ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

1. Прочитай предложения о путешествиях известных мореплавателей. Укажи в скобках век, в котором происходили данные события.

З августа 1492 года () из порта Испании вышли три каравеллы, которые снарядил Христофор Колумб.

20 сентября 1519 года () началась первая кругосветная экспедиция, возглавленная Фернаном Магелланом.

17 июля 1819 года () в плавание отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

2. Закрась кружочки около рисунков тех предметов, которые ещё не были изобретены к XIX веку.

О

О

   О              О             О

з. Соедини стрелками имена людей и род их занятий.

 

 

Жюль

Верн

 

 

Рафаэль

Санти

 

рисовал картины

 

Леонардо да Винчи

 

писал книги

 

Даниэль Дефо

4. Прочитай текст.

В 1503 году Америго Веспуччи, флорентийский мореплаватель, путешествовавший с испанцами и португальцапли, написал другу письмо, в котором утверждал в первый раз, что земли, открытые Колумбом некоторое время назад, не являются частью Азии, но принадлежат континенту, не известному до сих пор европейцам. Веспуччи пришёл к этому выводу после того, как побывал на севере Южной Америки. В 1507 году немецкий географ нарисовал карту Америки и в честь Америго Веспуччи дал его имя новому континенту.

(Из книги «Что? Зачем? Почему? » )

Ответь на вопросы:

*        Кто такой Америго Веспуччи?

*        В каком году была нарисована первая карта Америки?

*        В честь кого был назван этот континент?

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ:

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ

1.                   Впиши названия полюсов, которые были покорены путешественниками.

Рбберт ПЙри

Рубл Амундсен

2.                   Поставь знак около высказываний, с которыми ты согласен.

Отсчёт истории Новейшего времени мы ведём с начала ХХ века.

В 1909 году Роберт Пири достиг Южного полюса.

В ХХ веке кино прочно вошло в жизнь людей. Россия не входит в состав Организации Объединённых Наций.

Многие города стали насчитывать по несколько миллионов жителей.

ХХ век время величайших открытий     человечества.

з. Прочитай текст.

Организация Объединённых Наций была создана после Второй мировой войны для того, чтобы обеспечивать сотрудничество между странами и поддерживать мир во всём мире. В 1948 году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека. В ООН входят почти все страны мира. Эта организация занимается ещё и вопросами борьбы с голодом, вопросами образования и здравоохранения, оказывает помощь в развитии, помогает беженцам, проводит миротворческую деятельность в зонах военных конфликтов.



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

РОССИИ

ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

1.   Запиши названия племён восточных славян.

2.   Прочитай текст.

Выбрался из дупла старый леший, прислушался. Захохотал, захлопал в деревянные ладоши. Бросилась в разные стороны мелочь лесная. Всё-таки леший безраздельный владыка леса, пусть даже и не злой. Живёт он обычно в самой глуши, в буреломе или заросшем дупле. Характер у него озорной и проказливый. Любит лесной хозяин заводить путников в чащу, пугать, кричать страшными голосами. Увидеть его трудно, а узнать почти невозможно. Дело в том, что у этого добродушного духа нет постоянного образа. Может он прикинуться и могучим дубом, и жирным барсуком, и любопытной белкой. Чаще всего леший появляется в облике древнего старика с длинной белой бородой. Чтобы лесной хозяин оставил в покое, надо вывернуть наизнанку свою одежду. Тогда смешливый старичок сам выведет на опушку в благодарность за потеху.

(О. Ионайтис)

Что ты узнал из текста о лешем? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

З. В какой природной зоне поселились славянские племена?

Почему именно эти места они выбрали? Ответить на вопрос тебе поможет описание местности, сделанное Н. Кончаловской.


Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли,

Толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много,

Есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

4. Выпиши из текста учебника названия фантастических существ, в которых верили славяне. Найди в дополнительной литературе материал о них. Расскажи об этих существах на уроке.


ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1.                   Определи по карте учебника на с. 41, какие моря соединял путь «из варяг в греки». Запиши названия морей.

2.                   Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

З. Столица Древней Руси.

5.  Вера, которую приняла Русь при князе Владимире.

6.  Богатый город, в который часто отправлялись русские купцы.

7.  Правитель в Древней Руси.

По вертикали:

1.    Могущественная соседка Руси.

2.    Главное божество древних славян.

4. Прозвище русского былинного героя по имени Алёша.

1

4



СТРАНА ГОРОДОВ

1.                  Соедини стрелками изображения достопримечательностей с их названиями.

Новгородский кремль

Софийский собор

Новгорода

Золотые

ворота в

Киеве

Софийский собор Киева

2.                  Прочитай отрывок из былины.

На свою бессчётну золоту казну

Построил Садко тридцать кораблей,

Тридцать кораблей, тридцать черлёныих,

На те корабли черлёные

Свалил товары новгородские.

Найди в библиотеке былину «Садко» , прочитай её полностью. Расскажи в классе о приключениях этого купца.


з. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Человек, занимавшийся торговлей.

З. Собрание всех горожан Новгорода.

5. Имя князя, при котором Русь приняла христианство.

8.          Судно, на котором плавали в IX—XI веках.

9.          Обряд приобщения к христианской церкви.

10.    Имя князя, основавшего Москву.

По вертикали:

1.     Столица Древней Руси.

2.     Знатный боярин, управлявший Новгородом.

4. Страна, из которой на Русь пришло христианство.

6.                   Река, по которой проходил путь «из варяг в греКи».

7.                   Берёзовая кора, на которой писали в XI веке.

9. Центр древнерусского города.

ИЗ книжной СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

1.    Прочитай текст.

В разных странах для письма люди использовали различные материалы. В Египте писали на папирусе, в Греции на пергаменте, в Древнем Вавилоне на глиняных дощечках, в Древней Руси на берёсте. Писали на шёлке, листьях деревьев. Бумагу изобрели в Древнем Китае.

Первые книги везде писали от руки. В день человек мог написать 2—2,5 листа. На изготовление книги уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Один переписчик за жизнь мог переписать 10—20 книг. Стоили они очень дорого. Человек, у которого было несколько книг, считался владельцем крупного состояния. Что нового ты узнал о создании книг?

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

2.    Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

4.     Византийский монах, создатель славянской азбуки.

5.     Монах, автор «Повести временных лет».

7.               Записи важнейших событий по годам.

8.               Князь, заботившийся о развитии просвещения.

9.               Орудие письма.

10.         Предмет, которым очиняли письменные принадлежности.

22



ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Обведи красным карандашом границу Руси начала XIII века.

Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.

Рязань

Владимир

Киев

з. Прочитай стихотворение Н. Кончаловской.

Раньше Русь была удельной:

Каждым городом отдельным,

Всех соседей сторонясь,

Управлял удельный князь,

И князья не жили дружно.

Жить им в дружбе было б нужно

И большой семьёй одной

Защищать свой край родной.

Побоялась бы тогда

Нападать на них орда! Ответь на вопросы:

• Что значит удельный князь?

Как жили князья?

Почему монголо-татары не боялись нападать на РУСские земли?

4. Соотнеси битву с её датой.

битва на

15 июля 1240 года

Чудском озере

        5 апреля 1242 года                                     битва на Неве

5. Прочитай описание боя на Чудском озере.

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием Русь.

А крестоносцы пришли, как разбойники. Но где воровство, там и трусость рядышком.

Страх взял псов-рыцарей, видят теснят их русские со всех сторон. Тяжёлым конникам не развернуться в давке, не вырваться. А тут ещё пустили русские в ход










2. Разгадай кроссворд.

4

12

По горизонтали:

1. Городская крепость в древних русских городах.

5. Имя князя, победившего на Чудском озере.

7. Имя монаха, основателя Троицкого монастыря.

9. Название государства монголов.

11.                   Налог, который платила Русь ханам правителям Орды.

12.                   Форма построения в бою войска шведских рыцарей.

13.                   имя  хана,       напавшего     на Русь   в      начале XIII века.

По вертикали:

1.    Имя московского князя.

2.    Центр княжества Ивана Даниловича.

З. Русский ратник, сразившийся с воином Челубеем.

4. Имя хана, возглавившего войско летом 1380 года.

6. Изображение, которое было на одежде и вооружении немецких рыцарей.

зо

8.                      Лик, изображённый на великокняжеском знамени.

9.                      Имя монаха-богатыря, отправившегося на помощь князю Дмитрию.

10.               


Река, возле которой произошла битва 8 сентября 1380 года.

11.                Материал, из которого князь Иван Калита возводил стены Кремля.

ИВАН ТРЕТИЙ

1.     Соедини стрелками имена князей и названия материалов, из которых по их указам строили стены Кремля.

           Иван Калита                                                  известняк

       Дмитрий донской                                                 кирпич

            Иван Третий                                                        дуб

2.     Запиши даты событий. Битва на реке Неве

Битва на Чудском озере

Куликовская битва

Окончание зависимости Руси от Орды

Поставь знак около высказываний, с которыми ты согласен.

При Иване III закончилась зависимость Руси от Орды.

Иван III отказался платить дань хану Мамаю.

При Иване III возводят кирпичные стены и башни в Кремле.

Главным храмом Руси считался Архангельский собор.

Для государевых приёмов была построена Грановитая палата.

На печати Ивана III появился двуглавый орёл.

Соедини стрелками изображения Московского Кремля и имена князей, строивших его.

Дмитрий донской

Иван Третий

Иван Калита                            

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ

1.    Перечитай статью «Врата учёности» в учебнике на

с. 84. Запиши, какие учебники были созданы в XVII веке указанными авторами.

Василий Бурцов

Мелётий Смотрйцкий

Карибн Истбмин

2.    Подпиши названия памятников.

а

м


а

з. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

5. Процесс создания книги.

7.      Первый русский учебник.

8.      Место выпуска современных книг.

По вертикали:

1.    Страна, в которой создали печатный станок.

2.    Первая печатная русская книга. З. Фамилия русского первопечатника.


4. Город, в котором поставили памятник русскому первопечатнику.

6. Имя царя, при котором построен Печатный двор.

Придумай и нарисуй страницу букваря, аналогичную изображённой в учебнике на с. 85. Выбери для этого любую букву алфавита.



Москвы двухскульптурный памятник. Он был сооружён на средства, собранные по всей России. Из гривенников и копеек собралась огромная по тем временам сумма 150 тысяч рублей.

По сторонам постамента бронзовые барельефы. На одном из них показан сбор денег для народного ополчения, на другом победный бой с иноземными захватчиками. Среди фигур, изображённых на барельефах, можно увидеть фигуру пожилого мужчины, отдающего в ополчение двух сыновей. Это автопортрет скульптора Ивана Мартоса.

(А. Карданов «Красная площадь») Что ты узнал из текста о создании памятника?

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

з. Рассмотри карту в учебнике на с. 92—93. Запиши 4—5 названий городов, основанных в XVII веке.

4. Найди в дополнительной литературе материал о землепроходцах Василии Пояркове, Семёне Дежнёве, Ерофее Хабарове. Расскажи о них на уроке.

ПЁТР ВЕЛИКИЙ

1. Поставь знак около высказываний, которые имеют отношение к деятельности Петра 1.

Создал флот.

Возвёл вокруг Кремля кирпичные стены.

Изменил внешний облик бояр: причёски, одежду.

Ввёл новое летоисчисление, календарь.

Выпущена первая печатная книга «Апостол».

Основал первый русский музей.

Россия получила выход к Балтийскому морю.

Выпущена первая русская газета «Ведомости».

Построены города Иркутск, Якутск, Красноярск. Россия стала империей.

2. Запиши название города, которому посвятил свои строки А. Пушкин.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит.

з. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Река, на берегах которой возведён город СанктПетербург.

7. Все военные и торговые суда страны.

9.  Озеро, на берегах которого началась постройка «потешной флотилии» .

10.                   Название первого русского музея.

11.                   Профессия, которую освоил молодой Пётр за границей.



В 30-е годы XIX века Кунсткамеру разделили на несколько музеев Зоологический, Этнографический, Ботанический и Минералогический. Постепенно музеи переехали в отдельные здания, и к концу XIX века в старой Кунсткамере остался один Музей этнографии. В музее можно увидеть национальные костюмы, украшения, оружие, произведения искусства народов мира. Кунсткамера до сих пор остаётся одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга.

(По В. Эрлихману)

Что ты узнал из текста о первом русском музее? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.





ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

1. Поставь знак около высказываний, с которыми ты согласен.

Екатерина П стала продолжательницей дел Петра 1.

Екатерина Великая не имела хорошего образования.

В Москве был открыт Воспитательный дом.

При Екатерине П самым многолюдным городом была Москва.

В Петербурге был возведён Зимний дворец.

Многие дворяне жили в загородных усадьбах.

Дворяне могли продать крепостного, подарить его или обменять на что-либо.

Восстание крестьян возглавил Емельян Пугачёв. Александр Васильевич Суворов был знаменитым флотоводцем.

Военную карьеру Ф. Ф. Ушаков закончил в звании адмирала.

2. Прочитай текст.

Суворов был назван в честь выдающегося русского полководца Александра Невского. Его отец, Василий Иванович, не представлял сына военным, так как мальчик был тщедушным и имел слабое здоровье. Он считал, что жизнь сына будет связана с гражданской деятельностью.

Однако в нездоровом теле мальчика постепенно набирал силы чрезвычайно здоровый дух дух будущего триумфатора. Александр видел в мечтах своё блестящее военное будущее. А потому закалял тело всеми возможными способами привыкал переносить холода, учился верховой езде, утруждал себя длительными физическими


нагрузками. К тому же самостоятельно и самозабвенно постигал основы наук, в первую очередь, конечно же, военных.

В пятнадцать лет Александр начал военную службу.

(«Наша история. 100 великих имён»)

Что ты узнал из текста о молодом Суворове? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

з. Найди в дополнительной литературе материал о А. В. Суворове и Ф. Ф. Ушакове. Расскажи о них на Уроке.

4. Закрась кружочек под изображением памятника Петру 1.

          О                О               О

44





Рассмотри изображения памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Запиши их названия и города, в которых они находятся.

Заполни сетку крестословицы.

1.                   Высота, которую обстреливали 400 вражеских пушек у села Бородино.

2.                   Императрица, продолжательница дел Петра 1.

З. Страна, напавшая на Россию в 1812 году.

4.               Город на берегах реки Невы.

5.               Выдающийся русский полководец XVIII века.

6.               Русский флотоводец XVIII века.

7.               Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир.

8.               Турецкая крепость, считавшаяся неприступной.

9.               Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру 1.

10.         Генерал, участник войны 1812 года.

11.         Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812 года.

12.         Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке.









4.           Члены организации, возглавляемой Лениным.

5.           Группа людей, выдвигающая свои программы по преобразованию общества.

6.           Страна, начавшая Первую мировую войну.

7.           Переселение из своей страны по политическим причинам.

По вертикали:

1. Противники революции 1917 года.

51



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

1920-1930-х годов

Подпиши, каким государствам принадлежали гербы.

Рассмотри карту.

«•х с.• гг

ци•пми на КАРТЕ

Подчеркни, какой перед тобой вид карты: физическая, историческая, политическая, политико-административная.

52



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА

1. Соедини стрелками названия и даты начала войн.

Отечественная война

1941 ГОД

Первая мировая война

1917 год


         Гражданская война                                          1812 год

       Вторая мировая война                                         1914 год

                  Великая                                                    1939 год

Отечественная война

2. Подпиши портрет выдающегося полководца, маршала Советского Союза, руководившего войсками во время

Великой Отечественной войны.



памяти. На гранитной аллее мемориала замурованы капсулы с землёй из городов-героев. А с 1997 года по указу Президента России у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почётного караула пост номер один.

На плитах могилы высечено: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(По Ю. Щёголевой)

Что ты узнал из текста о мемориале? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

6. Перечитай статьи «Нашествие Наполеона на Россию» в учебнике на с. 112—113 и «Героическая летопись Великой Отечественной» на с. 142—145. Сравни ситуации в начале Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Что в них было общего?



4. Прочитай текст.

Сергей Павлович Королёв с 1933 года руководил отделом ракетных летательных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. Он создал управляемую крылатую ракету и ракетопланер.

После войны под его руководством создаются мощные ракеты. В конструкторском бюро Королёва был создан первый в мире искусственный спутник Земли. День его запуска 4 октября 1957 года мы считаем днём начала космической эры в истории человечества.

12 апреля 1961 года академик Королёв проводил в полёт первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

При жизни Королёва в космос летали ещё пять таких кораблей, как «Восток». К Луне, Венере, Марсу полетели автоматические космические аппараты.

(По книге «Что такое? Кто такой?» )

Что ты узнал из текста об учёном? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 4—5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.                    Соедини стрелками понятие и его определение.

основной закон страны.

Конституция

документ, провозглашаю-

Законы

Декларация

щий важные принципы и правила.

правила, установленные государством.

2.                    Познакомься с датами принятия Конституции в нашей стране.

1918 год      Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

1924 год Конституция Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

     1977 год             Конституция СССР.

     1993 год               Конституция Российской Федерации.

В каком году принята Конституция, по которой мы теперь живём? Узнай у взрослых, когда мы отмечаем День Конституции. Запиши эту дату.





мы — ГРАЖДАНЕ РОССИИ

1.               Заполни таблицу.

Личные права       Политические права граждан   граждан

Личные права права, которые принадлежат человеку от рождения.

Политические права права, которые принадлежат только гражданам конкретного государства.

2.               Познакомься с некоторыми статьями Конституции, в которых говорится об обязанностях граждан России.

-е В статье 38 говорится о том, что родители обязаны заботиться о детях, а взрослые дети о нетрудоспособных родителях.

Статья 44 обязывает нас заботиться и сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры нашей страны.

В статье 57 говорится о том, что человек обязан платить налоги и сборы, так как все дела государства делаются на эти деньги.

В статье 58 сказано о том, что мы обязаны охранять природу и окружающую среду.

62







ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

1.   Заполни таблицу.

              Семейные          Профес-        Религиозные       Государ-

сиональные    ственные праздники   праздники

                                       праздники                                  праздники

2.   Допиши даты праздников.

День России

День защитника Отечества

День Победы

День Конституции

Международный женский день

Напиши, к какой группе праздников относятся все перечисленные праздники.

Напиши, какой праздник является твоим самым любимым.

66

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

Подпиши названия достопримечательностей. Укажи в скобках города, в которых они находятся.

2. Заполни таблицу.

Территория России

Города

Народы

Дальний Восток

Сибирь

Урал

Север

Европейской

России

Поволжье

Юг России

Найди перечисленные города на карте России.

68

 


 

 Подпиши названия старинных городов, которым принадлежат данные гербы.

69



список ЛИТЕРАТУРЫ

1.              Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. — М. : Издательство «Эксмо», 2007.

2.              О. Ионайтис. Русские суеверия. — Издательство «Благовест», 1992.

З. Кончаловская Н. П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. — М. : Воениздат, 1996.

4.               СаДко. — М. : Издательство «Малыш», 1976.

5.               Родничок. Книга для внеклассного чтения в З классе. Издательство «Арктоус», 1994.

6.               Карданов А. Красная площадь. М. : «Детская литература», 1989.

7.               Пушкин А. С. Медный всадник.           М. : «Детская литература», 1975.

8.               ЭнциклопеДия для Детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. — М. : Аванта+, 2001.

9.               Что такое? Кто такой? : в З т. Т. 2.  3-е изд., перераб. и доп.

М. : Педагогика-Пресс, 1992.

70

Учебное изДание

Тихомирова Елена Михайловна

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ N2 2

С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.»

4 класс

Издательство «ЭКЗАМЕН»

Гигиенический сертификат

№ РОСС и.ПЩШ.НОО199 от 19.05.2016 г.

Главный редактор Л Д. Лаппо

Редактор М. А. Козлова

Корректоры Л. С. Вершинина, Л. В. Дьячкова

Художественный редактор Л. В. Демьянова

Технический редактор Л. В. Павлова Дизайн обложки М. С. Михайлова

Компьютерная вёрстка Т. Н. Меньшова

107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz

E-mail: по общим вопросам: [email protected]; по вопросам реализации: [email protected] тел./факс (многоканальный)

Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная

Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в 000 «ИПК Парето-Принт», 170546, Тверская область, Промышленная зона Боровлево-1, комплекс № ЗА, www.pareto-print.ru.

По вопросам реализации обращаться по тел.: 8(495)641-00-30 (многоканальный).

УВАЖАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ!

Книги издательства ЭКЗАМЕН можно приобрести оптом и в розницу в следующих книготорговых организациях:


Москва ИП Степанов — Тел. 8-926-132-22-35 луна — Тел. 8-916-145-70-06; (495) 688-59-16 ТД Библио-Глобус - Тел. (495) 781-19-00

Молодая гвардия — Тел. (499) 238-00-32

Дом книги Медведково — Тел. (499) 476-16-90

Дом книги на Ладожской — Тел. (499) 400-41-06 Шаг к пятерке - Тел. (495) 728-33-09; 346-00-10

Сеть магазинов Мир школьника Санкт-Петербург

Коллибри — Тел. (812) 703-59-96

Буквоед- Тел. (812) 346-53-27

Век Развития — Тел. (812) 924-04-58

Тандем - Тел. (812) 702-72-94

Виктория - Тел. (812) 292-36-59160/61

Санкт-Петербургский дом книги — Тел. (812) 448-23-57

Архангельск

АВФ-книга - Тел. (8182) 65-41-34

Барнаул

Вектор - тел. (3852) 38-18-72

Благовещенск

Калугин - Тел. (4162) 35-25-43

Брянск

Буква — Тел. (4832) 61-38-48

ИП Трубко - тел. (4832) 59-59-39

Волгоград

Кассандра — Тел. (8442) 97-55-55

Владивосток

Приморский торговый дом книги — Тел. (4232) 63-73-18

Воронеж

Амиталь - Тел. (4732) 26-77-77

Риокса - Тел. (4732) 21-08-66

Екатеринбург

ТЦ Ломна - тел. (343) 344-40-60

Дом книги — Тел. (343) 253-50-10

Алис- Тел. (343) 255-10-06

Буквариус - Тел. 8-800-700-54-31; (499) 272-69-46

Ессентуки

ЧП Зинченко - Тел. (87961) 5-11-28

Иркутск

ПродалитЪ - Тел. (3952) 24-17-77

Казань

Аист-Пресс — Тел. (8435) 25-55-40 Таис - Тел. (8432) 72-34-55

Киров

ИП Шамов «УЛИСС» - тел. (8332) 57-12-15

Краснодар

Когорта - Тел. (8612) 62-54-97

ОИПЦ Перспективы образования — Тел. (8612) 54-25-67

Красноярск

Градъ — Тел. (3912) 26-91-45

Планега-Н - тел. (391) 215-17-Ol

Кострома

Леонардо - Тел. (4942) 31-53-76 Курск

Оптимист — Тел. (4712) 35-16-51

Мурманск

Тезей - Тел. (8152) 43-63-75

Нижний Новгород

Учебная книга — Тел. (8312) 40-32-13

Пароль - Тел. (8312) 43-02-12

Дирижабль — Тел (8312) 34-03-05

Нижневартовск

Учебная книга — Тел. (3466) 40-71-23

Новокузнецк

Книжный магазин Планета — Тел. (3843) 70-35-83

Новосибирск

Сибверк- Тел. (383) 2000-155

Библионик - Тел. (3833) 36-46-01

Планета-Н - Тел. (383) 375-00-75

Омск

Форсаж — Тел. (3812) 53-89-67

Оренбург

Фолиант- Тел. (3532) 77-25-52

Пенза

Лексикон - Тел. (8412) 68-03-79

Учколлектор — (8412) 95-54-59

Пермь

Азбука - тел. (3422) 41-11-35 тигр - Тел. (3422) 45-24-37

Петропавловск-Камчатский

Новая книга — Тел. (4152) 11-12-60

Пятигорск ИП Лобанова - Тел. (8793) 98-79-87 твоя книга - Тел. (8793) 39-02-53

Ростов-на-Дону

Фаэтон-пресс — Тел. (8632) 40-74-88 ИП Ермолаев - тел. 8-961-321-97-97

Магистр — Тел. (8632) 99-98-96

Рязань

ТД Просвещение - Тел. (4912) 44-67-75

ТД Барс - Тел. (4912) 93-29-54

Самара

Чакона — Тел. (846) 231-22-33

Метида — Тел. (846) 269-17-17

Саратов

Гемера — Тел.(8452) 64-37-37

Умная книга —Тел. (8452) 27-37-10

Полиграфист —Тел. (8452) 29-67-20 Стрелец и К —Тел. (8452) 52-25-24

Смоленск

Кругозор — Тел. (4812) 65-86-65

Сургут Родник- тел. (3462) 22-05-02

Тверь

Книжная лавка — Тел. (4822) 33-93-03 Тула

Система Плюс — Тел. (4872) 70-00-66

Тюмень

Знание - Тел. (3452) 25-23-72

Уссурийск

Сталкер — Тел. (4234) 32-50-19

Улан-Удэ полином - Тел. (3012) 55-15-23

Уфа эдвис - Тел. (3472) 82-89-65

Хабаровск мирс - Тел. (4212) 47-00-47

Челябинск

Интерсервис ЛТД - Тел. (3512) 47-74-13

Южно-Сахалинск

Весть - Тел. (4242) 43-62-67

Якутск

Книжный маркет — Тел. (41 12) 49-12-69

Якутский книжный дом — Тел. (4112) 34-10-12


По вопросам прямых оптовых закупок обращайтесь по тел. (495) 641-00-30 (многоканальный), [email protected] www.ехатеп.biz

Ученика (цы) 4 класса

(фамилия, имя)

НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК

(ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ)

В этом дневнике ты будешь записывать свои наблюдения за природой. Для этого тебе надо знать условные обозначения, с помощью которых можно записывать эти наблюдения.

В течение года наблюдай за погодой. Используя условные знаки, записывай результаты наблюдений в


таблицы.

О

ясно

облачно

пасмурно

 

 

тепло

прохладно

холодно

 

дождь

снег

ветер

 

И

иней

Д град

туман

 

д

роса

гроза

Сентябрь

метель

 

 

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Январь

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Число

Облачность

Температура воздуха

Явления

погоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализируй погоду каждой недели месяца и сделай вывод. Запиши его.

4

1. Поздно вечером рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Малой Медведицы, а в нём Полярную звезДУ. С её помощью определи стороны горизонта.

2. Найди в атласе физическую и политическую карты. Сравни их. Найди сходства и различия.

з. Научись показывать географические объекты на настенной карте.

4. Найди в дополнительной литературе, как обозначаются числа от 21 до 100 в римской нумерации. Покаэки на уроке, как записываются эти числа.

5, Выбери объект Всемирного наследия. Подготовь о нём презентацию.

6.                Расскажи с помощью физической карты о крупных месторождениях полезных ископаемых России.

7.                Отправься с родителями на прогулку в ближайший парк, лес. Определи, какие деревья встречаются чаще. К какому типу относятся леса твоей местности?

8.                Выбери заповедник любой природной зоны. Подготовь о нём презентацию.

5

9.                Запиши, какие виды рельефа ты наблюдал в своей местности.

10.          Занимаются ли в твоей местности растениеводством и животноводством? Если да, то вспомни, какие культурные растения и каких животных выращивают. Почему именно эти виды выращивают и разводят? Какие природные особенности позволяют людям заниматься этими видами деятельности?


с. 6-7.      4

С. 18. ЛЕ 2

С. 21.       З

с. 22-23. ль 2

С. 30-31.  2

с. 34-35. л; з

с. 38-39. Л) з

с. 42. ла 2

С. 46-47. лее 4 с. 50-51. Л) з

С. 65.       4

ОТВЕТЫ

По горизонтали: 2. Африка. 5. Скотоводство. 6. Антарктида.

По вертикали: 1. Мамонт. З. Охота. 4. Лошадь.

По горизонтали: З. Скарабей. 5. Археология. По вертикали: 1. Парфенон. 2. Иероглиф. 4. Акрополы 6. Рим.

По горизонтали: З. Киев. 5. Христианство. 6. КонСташгинополь. 7. Князь.

По вертикали: 1. Византия. 2. Перун. 4. Попович. По горизонтали: 1. Купец. З. Вече. 5. Владимир. 8. Ладья. 9. Крещение. 10. Юрий.

По вертик али: 1. Киев. 2. Посадник. 4. Византия. 6. Днепр. 7. Берёста. 9. Кремль.

По горизонтали: 4. Мефодий. 5. Нестор. 7. Летописы 8. Владимир. 9. Перо. 10. Нож.

По вертикали: 1. Переплёт. 2. Кириллица. З. Пергамент. б. Охра.

По горизонтали: 1. Кремль. 5. Александр. 7. Сергий. 9. Орда. 11. Дань. 12. Клин. 13. Батый. По вертикали: 1. Калита. 2. Москва. З. Пересвет.

4. Мамай. 6. Крест. 8. Иисус. 9. Ослябя. 10. дон. 11. дуб.

По горизонтал и: 5. Книгопечатание. 7. «Азбука». 8. Типография.

По вертикали: 1. Германия. 2. «Апостол». З. Фёдоров- 4. Москва. 6. Иван.

По горизонтали: 1. Нева. 7. Флот. 9. Плещеево. 10. Кунсткамера. 11. Плотник.

По вертикали: 2. Верфь. З. Ведомости. 4. Архангельск. 5. Голландия. 6. Империя. 8. Невский. По горизонтали: З. Баренцево. 5. Елизавета. 8. Стихи. 9. История.

По вертикали: 1. Университет. 2. Германия. 4. Холмогоры. 6. Академия. 7. Двина.

1. Курганная. 2. Екатерина. З. Франция. 4. Петербург. 5. Суворов. 6. Ушаков. 7. Наполеон. 8. Измаил.

9. Сенатская. 10. Раевский. 11. Бородино. 12. Зимний. 13. Кутузов. 14. Отечественная.

по         горизонтали:             2. Екатеринбург. З. Революция.

4. Большевики. 5. Партия. б. Германия. 7. Эмиграция.

По вертикали: 1. Белогвардейцы.

По горизонтали: 2. Гимн. 6. Россия. 7. Федерация. 8. Всадник. 9. Орёл. 10. Конституция.

По вертикали: 1. Дума. 2. Герб. З. Москва. 4. Президент. 5. Конвенция. 7. Флаг.

7


ИзДательство «ЭКЗАМЕН» преДлагает вашему вниманию слеДующие учебные иЗДшшЯ.•

1.       Окружающий мир. 1, 2, З, 4 классы. Контрольные измерительные материалы / Е. М. Тихомирова. (Серия «Контрольные измерительные материалы»)

2.       Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 1, 2, З, 4 классы / О. Н. Крылова. (Серия «ЕГЭ. Начальная школа. ТТЗ»)

З. Окружающий мир. Итоговая работа за курс начальной школы. Типовые тестовые задания / Е. В. Белозерова. (Серия «ЕГЭ. Начальная школа. ТТЗ»)

З. Олимпиады по предмету «Окружающий мир». 2, З, 4 классы / А. О. Орг, Н. Г. Белицкая.

4.        Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 1, 2, З, 4 классы к учебникам А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» / Е. М. Тихомирова. (Серия «УчебнометоДический комплект»)

5.       



Тесты по предмету «Окружающий мир». 1, 2, З, 4 классы к учебникам А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс» / Е. М. Тихомирова. (Серия «УчебнометоДический комплект»)

б. Человек и его окружение. Сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. (Серия «Учебно-метоДический комплект»)

7.         Растительный и животный мир. Сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. (Серия

«Учебно-метоДический комплект»)

8.         Явления природы. Сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. (Серия «Учебно-

метоДический комплект»)

9.         Рабочая тетрадь для учителя по предмету «Окружающий мир». 2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс». / П. В. Третьяков,

А. И. Холина. (Серия «Учебно-метоДический комплект»)


10.    Ежедневник для учителя по предмету «Окружающий мир». 4 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Мир вокруг нас. 4 класс» / И. С. Зайцева, В. А. Петров. (Серия «Учебно-метоДический комплект»)

В изДательстве вы можете приобрести книги и по Другим преДметам, изучаемым в начальной школе.

ФГОС умн

ФГОС умн

ЭКЗАМЕН класс

ЭКЗАМЕН класс

Издание второе, переработанное и

Издание второе, переработанное и

Тихомирова Е. М. Т46 Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир» : 4 класс

Тихомирова Е. М. Т46 Тетрадь для практических работ № 2 с дневником наблюдений по предмету «Окружающий мир» : 4 класс

Жизнь древних славян

Жизнь древних славян

России .67 Список литературы .70

России .67 Список литературы .70

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1

О

О

По горизонтали: 2. Материк, на котором археологи находят следы существования первобытных людей

По горизонтали: 2. Материк, на котором археологи находят следы существования первобытных людей

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 1

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 1

Разгадай кроссворд. По горизонтали:

Разгадай кроссворд. По горизонтали:

СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И

СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И

Запиши названия крупнейших мировых религий

Запиши названия крупнейших мировых религий

Прочитай предложения о путешествиях известных мореплавателей

Прочитай предложения о путешествиях известных мореплавателей

Жюль Верн

Жюль Верн

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ ЖИЗНЬ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ ЖИЗНЬ

Составь 4—5 вопросов по тексту

Составь 4—5 вопросов по тексту

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 1.

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 1.

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 1.

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 1.

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

СТРАНА ГОРОДОВ 1.

СТРАНА ГОРОДОВ 1.

Разгадай кроссворд. По горизонтали: 1

Разгадай кроссворд. По горизонтали: 1

ИЗ книжной СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ

ИЗ книжной СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ

Орудие письма. 8.

Орудие письма. 8.

22

22

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Киев з. Прочитай стихотворение

Киев з. Прочитай стихотворение

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с…

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с…

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Разгадай кроссворд. 4 12

Разгадай кроссворд. 4 12

Изображение, которое было на одежде и вооружении немецких рыцарей

Изображение, которое было на одежде и вооружении немецких рыцарей

ИВАН ТРЕТИЙ 1. Соедини стрелками имена князей и названия материалов, из которых по их указам строили стены

ИВАН ТРЕТИЙ 1. Соедини стрелками имена князей и названия материалов, из которых по их указам строили стены

Соедини стрелками изображения

Соедини стрелками изображения

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ 1.

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ 1.

а м

а м

Разгадай кроссворд. По горизонтали: 5

Разгадай кроссворд. По горизонтали: 5

Город, в котором поставили памятник русскому первопечатнику

Город, в котором поставили памятник русскому первопечатнику

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Москвы двухскульптурный памятник

Москвы двухскульптурный памятник

ПЁТР ВЕЛИКИЙ 1. Поставь знак около высказываний, которые имеют отношение к деятельности

ПЁТР ВЕЛИКИЙ 1. Поставь знак около высказываний, которые имеют отношение к деятельности

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

В 30-е годы XIX века Кунсткамеру разделили на несколько музеев

В 30-е годы XIX века Кунсткамеру разделили на несколько музеев

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к

Тетрадь для практ работ окруж мир 4 к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020