/ / 20__ |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Программа ОЭСР
«Международная оценка образовательных достижений учащихся» _______________________________________________________
Россия
Демонстрационный вариант
Дата проведения тестирования
Число Месяц
МОСКВА, 2009
Приведенные ниже формулы помогут вам ответить на вопросы данного теста. Некоторые из этих формул можно будет использовать при ответе на несколько вопросов.
Фигура |
Описание формулы |
Формула |
|
Теорема Пифагора для |
|
a b |
прямоугольного треугольника со сторонами a, b и c, где c – гипотенуза. |
a2 +b2 =c2 |
b a |
Площадь прямоугольника со сторонами a и b. |
Площадь = a b⋅ |
|
Длина окружности с радиусом r ИЛИ диаметром d. |
Длина окружности=2πr≈6,28r или Длина окружности=πd≈3,14d |
Площадь круга с радиусом r ИЛИ диаметром d. |
Площадь=πr2 ≈3,14r2 или Площадь |
Формулы
В этой тетради содержатся различные задания на чтение и понимание текста, по естествознанию и математике.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и постарайтесь ответить на него как можно лучше.
Приступать к выполнению заданий можно только с разрешения преподавателя.
Чтобы понять, как выполнять работу, вам надо познакомиться с тем, какого типа задания могут в ней встретиться. Для этого ниже приведены примеры заданий, основанные на материале «Олимпийские города».
ОЛИМПИЙСКИЕ ГОРОДА В таблице приводится список городов, которые, начиная с 1964 года, были выбраны для проведения Олимпийский игр. Воспользуйтесь данными таблицы для ответов на вопросы. Год Город Континент
1964 Токио Азия 1968 Мехико Северная Америка 1972 Мюнхен Европа 1976 Монреаль Северная Америка 1980 Москва Европа 1984 Лос-Анджелес Северная Америка 1988 Сеул Азия 1992 Барселона Европа 1996 Атланта Северная Америка 2000 Сидней Австралия 2004 Афины Европа 2008 Пекин Азия 2012 Лондон Европа |
К некоторым вопросам дается четыре или более вариантов ответа, обозначенных буквами. Отвечая на эти вопросы, обведите кружком ту букву, которая, по вашему мнению, обозначает верный ответ, как это сделано в Примере 1.
|
ПРИМЕР 1 |
городе проводились Олимпийские игры в 1972 году?
Анджелес
|
В каком A Мехико B Мюнхен C ЛосD Сидней |
Если вы не уверены в выборе ответа, то отметьте тот ответ, который, как вам кажется, скорее всего является верным, и переходите к следующему заданию.
Если вы решите изменить данный вами ответ, то аккуратно зачеркните его, используя знак «Х», и затем обведите тот ответ, который считаете верным, как это сделано в Примере 2.
|
ПРИМЕР 2 |
раз, начиная с 1964 года, Олимпийские игры проводились в Америке? раз
раза |
Сколько Северной A один B дважды C трижды D четыре |
Видно, что сначала был выбран ответ A, а затем его изменили на D.
В некоторых заданиях вам нужно дать ответы на несколько вопросов, отмечая один ответ в каждой строке, как это показано в Примере 3.
|
ПРИМЕР 3 |
приведенной ниже таблице обведите «Да» или «Нет» для каждого города от того, был ли он выбран столицей Олимпийских игр в период с 2012 год.
|
||||||||||
В в зависимости 1964 по
|
Полностью верно выполненное задание будет иметь следующий вид. Обратите внимание, что в КАЖДОЙ строке таблицы следует обвести только один из ответов.
|
В некоторых заданиях требуется записать краткий ответ на специально отведенном месте в тетради. Краткий ответ обычно дается в виде отдельных слов, рисунков или чисел. В Примере 4 показано задание такого типа.
|
ПРИМЕР 4 |
три азиатских города, которые были выбраны столицей игр, в период с 1964 по 2012 годы. ................................................................................................................................... |
Запишите Олимпийских |
Правильный ответ выглядит следующим образом «Токио, Сеул и Пекин».
В тетради имеются задания другого типа, в которых требуется в соответствии с содержанием задания записать ответ, дать обоснование или объяснение данного вами ответа или привести полное решение задачи. Ответы на эти задания записываются в свободной форме. Оценка выполнения задания зависит от того, как вы продемонстрируете свое понимание проверяемого материала. В Примере 5 представлено задание такого типа.
|
ПРИМЕР 5 |
вы думаете, на каком континенте будут проводиться Олимпийские игры ? Объясните свой ответ. ................................................................................................................................... ................................................................................................................................... |
Как в 2016 году |
Ответ на такое задание вам следует записать на специально отведенных для этого строчках. Число строчек показывает, какой примерно по длине может быть ваш ответ.
Ниже приводятся варианты ответа на задание. За КАЖДЫЙ из этих ответов было бы выставлено максимальное число баллов:
Африка. Олимпийские игры не проводились здесь вообще, начиная с 1964 года.
Австралия. За этот период Олимпийские игры проводились здесь только один раз.
Я думаю, в Северной Америке. Хотя Олимпийские игры проводились здесь очень часто, но США одна из самых богатых стран в мире и может позволить себе провести эти дорогие игры.
На любом континенте, кроме Азии и Европы, так как на этих континентах проводились последние игры.
Обратите внимание на то, что приведенные ответы отличаются друг от друга. Однако в каждом из ответов дано объяснение, которое свидетельствует о понимании поставленного вопроса.
В заданиях по математике иногда просто оставлено свободное место, на котором вам нужно привести свое решение.
В некоторых заданиях говорится о вымышленной стране Зедландии, в которой используется денежная единица «зед».
На внутренней стороне обложки в начале тетради приводится список формул, которые могут вам понадобиться при ответе на вопросы по математике.
ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАНОВИТЕСЬ.
НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЙТЕ СТРАНИЦУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Консорциум программы ОЭСР PISA выражает признательность авторам и издательствам, которые разрешили использовать свои материалы в данном тесте. Было сделано все возможное для установления исходных данных об авторах или издательстве по каждому материалу, используемому в данном тесте. При наличии неточностей или отсутствии ссылок на источник консорциум программы готов внести любые исправления или дополнения.
ГРАФФИТИ |
Mari Hankala |
ОЗЕРО ЧАД |
Источник: Past Worlds: The Times Atlas of Archaeology, Times Books Limited 1988 |
На диаграмме, представленной на Рисунке 2, показаны наскальное искусство в Сахаре (древние рисунки или живопись, найденные на стенах пещер) и изменения в животном мире.
Воспользуйтесь информацией об озере Чад на предыдущей странице при ответе на вопросы.
Какова глубина озера Чад на сегодняшний день?
A Около двух метров.
B Около пятнадцати метров.
C Около пятидесяти метров.
D Оно полностью исчезло.
E Информация об этом отсутствует.
Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1.
................................................................
Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике?
...................................................................................................................................
Рисунок 2 основан на предположении о том, что:
A животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали.
B художники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка.
C художники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния.
D не было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках.
Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2.
Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло:
A в начале самого последнего Ледникового периода.
B в середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня.
C после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет. D в начале непрерывного сухого периода.
В течение 14 лет Центр спортивной медицины в Лионе (Франция) исследует проблемы травматизма молодых спортсменов. В результате исследований было установлено, что лучшее средство от травм – это их предупреждение … и хорошая обувь.
Удары, падения, травмы...
Восемнадцать процентов спортсменов в возрасте от 8 до 12 лет уже имеют травмы пяток. Хрящ в лодыжке футболиста не способен выдержать сильные удары, и 25% профессионалов понимают, что это действительно их самое слабое место. Хрящ хрупкого коленного сустава также может быть сильно поврежден, и если не принимать никаких мер еще в детстве (когда ребенку 10-12 лет), то это может стать причиной преждевременного остеоартрита. Бедро тоже может не избежать повреждений, и игрок, особенно если он устал, рискует получить перелом в результате падений или столкновений.
Согласно тому же исследованию, у футболистов, играющих уже более 10 лет, появляются костные наросты на голени или пятке. Эти костные изменения получили название «нога футболиста», то есть деформация, вызванная подвижностью ступни и лодыжки в спортивной обуви.
Защита, поддержка, устойчивость, амортизация
Если спортивная обувь слишком жесткая, то она часто ограничивает ваше движение. Если она слишком подвижна, то она увеличивает риск получения травм и растяжения суставов. Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям:
Во-первых, она должна способствовать защите извне: защищать от ударов мяча или ударов другого игрока, компенсировать неровность спортивной площадки и сохранять ногу теплой и сухой даже в мороз и дождь.
Она должна поддерживать ступню и особенно сустав лодыжки, чтобы избежать растяжений, опухолей и других травм.
Она также должна давать игроку чувство устойчивости. В ней он не должен скользить ни по мокрой площадке, ни по слишком сухой поверхности.
Наконец, она должна амортизировать удары, как это бывает у баскетболистов и волейболистов, которые постоянно совершают прыжки. Сухие ноги
Чтобы избежать незначительных, но болезненных недомоганий, таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног (грибковые инфекции), спортивная обувь не должна препятствовать испарению пота, но должна предотвращать попадание внутрь сырости. Идеальным материалом для этого может служить водостойкая кожа, способная защитить обувь от промокания при первом же дожде.
Используйте статью, данную на предыдущей странице, для ответов на вопросы.
Что автор намеревался показать в этом тексте?
A Что качество многих видов спортивной обуви сильно улучшилось.
B Что лучше не играть в футбол, если вам меньше 12 лет.
C Что молодые люди все больше страдают от разных травм из-за своего плохого физического состояния.
D Что очень важно молодым спортсменам носить хорошую спортивную обувь.
Почему, согласно статье, спортивная обувь не должна быть слишком жесткой?
...................................................................................................................................
В статье говорится: «Хорошая спортивная обувь должна соответствовать четырем критериям».
Что это за четыре критерия?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Прочитайте еще раз предложение в конце статьи. Оно представлено двумя частями:
«Чтобы избежать незначительных, но болезненных (первая часть)
недомоганий, таких, как волдыри, трещины или грибковые заболевания ног (грибковые инфекции), …»
«…спортивная обувь не должна препятствовать испарению (вторая часть) пота, но должна предотвращать попадание внутрь сырости.»
Какова связь между первой и второй частями этого предложения?
Вторая часть
A противоречит первой части.
B повторяет первую часть.
C
иллюстрирует проблему, описанную в первой части. D дает решение проблемы,
описанной в первой части.
На диаграмме показана структура работоспособного населения в некоторой стране. Численность всего населения этой страны в 1995 году была примерно равна 3,4 миллиона.
Структура рабочей силы к концу 31 марта 1995 года 1
Примечания
1. Численность различных групп населения указана в тысячах.
2. К работоспособному населению относят людей в возрасте от 15 до 65 лет.
3. Население, которое не входит в состав рабочей силы, - это те, кто активно не ищет работу и(или) не может работать.
Отвечая на вопросы, используйте информацию о рабочей силе, данную на предыдущей странице.
На какие две основные группы разделено работоспособное население?
A Имеющие работу и безработные.
B Работоспособного возраста и неработоспособного возраста.
C Люди с полной занятостью и люди с частичной занятостью.
D Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы.
Какова численность работоспособного населения, которое не входило в состав рабочей силы? (Запишите только число, проценты не указывайте).
................................................................
Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.
В первой строке таблицы показано, как это можно сделать.
Официант, 35 лет, работает неполный рабочий день Женщина-предприниматель, 43 года, работает 60 часов в неделю Студент дневного отделения, 21 год Мужчина, 28 лет, недавно продал свой магазин, ищет работу Женщина, 55 лет, никогда не работала и не хотела работать вне дома 80-летняя бабушка, все еще работает несколько часов в день в семейной торговой лавке |
“Входящие в состав рабочей силы: Работающие”
|
“Входящие в состав рабочей силы: Безработные”
|
“Не входящие в состав рабочей силы”
|
Нельзя отнести ни к одной из категорий
|
Предположим, что сведения о работоспособном населении публикуются в форме приведенной ранее диаграммы ежегодно.
Ниже перечислены четыре вида сведений, которые представлены на диаграмме. Укажите, будут ли меняться эти сведения из года в год. Обведите слово «Изменится» или «Не изменится». В первой строке показано, как это надо сделать.
Сведения, представленные на диаграмме |
Ответ |
Названия групп населения, представленных на диаграмме (например, «Входящие в состав рабочей силы») |
Изменится / Не изменится |
Проценты (например, “64,2%”) |
Изменится / Не изменится |
Численность различных групп населения (например, “2656,5”) |
Изменится / Не изменится |
Примечания, которые даны под диаграммой |
Изменится / Не изменится |
Информация о структуре рабочей силы дана в виде приведенной ранее диаграммы, но ее можно представить другими способами, например, с помощью словесного описания, в виде графика, таблицы или диаграммы другого вида, например, круговой.
Представленная ранее диаграмма выбрана потому, что она наиболее удобна для того, чтобы показать:
A изменения во времени.
B численность всего населения страны.
C категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп. D численность каждой группы населения.
Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити. Творчество – это прекрасно, но почему же не найти такие способы самовыражения, которые не причиняли бы лишний ущерб обществу?
Почему надо портить репутацию молодого поколения, рисуя на стенах там, где это запрещено? Ведь художники-профессионалы не вывешивают свои полотна на улицах, не так ли? Вместо этого они находят средства и завоевывают славу на официальных выставках.
По моему представлению, здания, ограда, парковые скамейки сами по себе произведения искусства. И разве не жалко портить эту архитектуру росписью, не говоря уже о том, что используемый для этого метод разрушает озоновый слой. И я не могу понять, почему эти самозванные художники так злятся, когда их так называемые «художественные полотна» убирают с глаз долой снова и снова.
У людей разные вкусы. Общество перенасыщено информацией и рекламой. Знаки торговых компаний, названия магазинов. Большие навязчивые плакаты по обеим сторонам улиц. Приемлемо ли все это? В основном, да. А приемлемы ли граффити? Некоторые говорят да, некоторые – нет.
Кто платит за эти граффити? А кто в конечном итоге платит за рекламу? Правильно.
Потребитель.
А спросили ли те, кто ставит рекламные щиты, вашего разрешения? Нет. Тогда должны ли это делать люди, рисующие на стенах? Не просто ли это вариант общения, например, ваше собственное имя, названия музыкальных групп или большие произведения искусств на улице?
Только вспомните о полосатой и клетчатой одежде, появившейся в магазинах несколько лет назад. И о лыжных костюмах. Модели и цвета были скопированы с разрисованных бетонных стен. Довольно забавно, что и эти модели, и цвета принимаются сегодня в обществе, восхищают, а граффити в том же стиле считаются ужасными.
Да, трудные времена настали для искусства.
Софья
На предыдущей странице помещены два письма. Они пришли по Интернету и оба они о «граффити». Граффити – это рисунки или надписи на стенах или других местах, выполненные без официального разрешения. Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
Цель каждого из писем:
A объяснить, что такое граффити.
B выразить свое мнение о граффити.
C продемонстрировать популярность граффити.
D рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.
Почему Софья ссылается на рекламу?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание).
Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль).
Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше? Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем.
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
19: ОГРАБЛЕНИЯ M179Q01
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал:
“Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений”.
Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.
Ниже на столбчатой диаграмме представлены результаты выполнения теста по биологии группами учащихся, обозначенными как Группа А и Группа B.
Средняя оценка группы А равна 62,0, а средняя оценка Группы В равна 64,5. Считается, что учащийся справился с тестом, если его оценка 50 или более баллов.
Посмотрев на диаграмму, учительница сделала вывод о том, что Группа В выполнила тест лучше, чем Группа А.
Группа A |
Группа B |
Учащиеся Группы А не согласны с ее мнением. Они стараются убедить учительницу в том, что учащиеся Группы В не обязательно выполнили тест лучше, чем они.
Используя диаграмму, приведите один математический довод, которым могли бы воспользоваться учащиеся Группы А.
21: ЛЕСТНИЦА M547Q01
На рисунке изображена лестница с 14 ступеньками, высота которой 252 см.
Какова высота каждой из 14 ступенек?
Высота: ...........................................................см.
Справа изображены два игральных кубика.
Игральные кубики – особые, так как для них выполняется следующее правило:
Сумма очков, изображенных на двух любых противоположных сторонах кубика, равна семи.
Вы можете сделать обычный игральный кубик, вырезая, складывая и склеивая кусочки картона. Это можно сделать разными способами. Ниже изображены четыре развертки куба, на которых нанесены очки.
Из каких разверток можно сложить кубик, у которого сумма очков на противоположных сторонах будет равна 7? Обведите слово “Да” или “Нет” в каждой строке следующей таблицы.
Развертка |
Выполняется ли правило: сумма очков на противоположных сторонах кубика равна 7? |
I |
Да / Нет |
II |
Да / Нет |
III |
Да / Нет |
IV |
Да / Нет |
23: ПОДДЕРЖКА ПРЕЗИДЕНТА M702Q01
В Зедландии проводился опрос населения, чтобы определить уровень поддержки президента на предстоящих выборах. Четыре газеты провели свои собственные опросы населения страны. Результаты этих опросов приведены ниже.
Газета 1: 36,5% (опрос проводился 6 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать)
Газета 2: 41,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 500 граждан, имеющих право голосовать)
Газета 3: 39,0% (опрос проводился 20 января на случайной выборке из 1000 граждан, имеющих право голосовать)
Газета 4: 44,5% (опрос проводился 20 января, были опрошены 1000 людей, которые сами позвонили, чтобы проголосовать).
Результаты какой газеты лучше всего использовать для прогнозирования уровня поддержки президента, если выборы будут проводиться 25 января? Укажите две причины при обосновании вашего ответа.
Автомобильный журнал использует рейтинговую систему для оценки новых машин и присваивает звание «Машина года» машине, получившей наивысшую общую оценку. Была проведена оценка пяти новых машин, и их рейтинги представлены в таблице.
Машина |
Обеспечение безопасности (S) |
Экономия топлива (F) |
Внешний вид (E) |
Внутренние удобства (T) |
Ca |
3 |
1 |
2 |
3 |
M2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Sp |
3 |
1 |
3 |
2 |
N1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
KK |
3 |
2 |
3 |
2 |
Рейтинги означают следующее:
3 очка – Превосходно
2 очка – Хорошо
1 очко – Неплохо
Для подсчета общей оценки машины журнал использует правило, по которому определяется взвешенная сумма всех очков, полученных машиной:
Общая оценка = 3 · S + F + E + T.
Подсчитайте общую оценку машины «Са». Ответ запишите ниже.
Общая оценка машины «Ca»: ......................
Производитель машины «Ca» считает, что правило определения общей оценки несправедливо.
Запишите такое правило подсчета общей оценки, чтобы машина «Ca» стала победителем.
Ваше правило должно включать все четыре величины, и его надо записать, вставив соответствующие положительные числа в четыре места, обозначенные точками в приведенном ниже выражении.
Общая оценка = ………· S + ………· F + ………· E + ………· T.
Роберт рисует последовательность «лесенок», сложенных из квадратов. Ниже показаны этапы построения.
|
|
|
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Видно, что на этапе 1 он использовал один квадрат, на этапе 2 – три квадрата и на этапе 3 – шесть квадратов.
Сколько квадратов он использует на четвертом этапе?
Ответ: количество квадратов........................
Мэй-Линг из Сингапура готовилась в качестве студентки по обмену отправиться на 3 месяца в Южную Африку. Ей нужно было обменять некоторую сумму сингапурских долларов (SGD) на южно-африканские рэнды (ZAR).
Мэй-Линг узнала, что обменный курс между сингапурским долларом и южно-африканским рэндом был:
1 SGD = 4,2 ZAR
Мэй-Линг обменяла 3000 сингапурских долларов на южно-африканские рэнды по данному обменному курсу.
Сколько южно-африканских рэндов получила Мэй-Линг?
Ответ: ..............................................................
Когда Мэй-Линг через 3 месяца вернулась обратно в Сингапур, у нее осталось 3900 ZAR. Она обменяла их снова на сингапурские доллары, обратив внимание на то, что обменный курс изменился следующим образом:
1 SGD = 4,0 ZAR.
Сколько денег в сингапурских долларах получила Мэй-Линг?
Ответ: ..............................................................
За прошедшие 3 месяца обменный курс изменился, вместо 4,2 стал 4,0 ZAR за 1 SGD.
Был ли обменный курс в 4,0 ZAR вместо 4,2 ZAR в пользу Мэй-Линг, когда она снова обменяла южно-африканские рэнды на сингапурские доллары?
Запишите объяснение своего ответа.
Подача воды в водопроводный кран
(2) Отстойник (3) Фильтр (4) (5) Проверка
Хлорирование качества воды
На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.
Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.
Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
...................................................................................................................................
................................................................................................................................... ...................................................................................................................................
Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы очистки. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.
Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
B В воду добавляют кислород.
C Гравий и песок оседают на дно.
D Токсичные вещества растворяются.
На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется.
Зачем в воду добавляют хлор?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен.
Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.
Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания? |
Да или Нет? |
Диабет |
Да / Нет |
Диарея |
Да / Нет |
ВИЧ-инфекция или СПИД |
Да / Нет |
На фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами, которые были возведены в Акрополе в Афинах более 2500 лет назад. Статуи были изваяны из горной породы, которая называется мрамором. Мрамор состоит из карбоната кальция.
В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями.
Обычный дождь слегка кислотный, потому что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота.
Откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Действие кислотных дождей на мрамор может быть смоделировано путем помещения кусочков мрамора в уксус на ночь. Уксус и кислотный дождь обладают примерно одинаковым уровнем кислотности. Когда кусочек мрамора помещают в уксус, то наблюдается процесс образования пузырьков газа. Масса сухого кусочка мрамора определяется до и после эксперимента.
До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Какова будет масса высушенного кусочка мрамора?
A Меньше, чем 2,0 г B Точно 2,0 г
C Между 2,0 г и 2,4 г
D Больше, чем 2,4 г
Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду.
Объясните, для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент.
................................................................................................................................................. .................................................................................................................................................
Во многих странах изображения плода (развивающегося ребенка) можно получить с помощью ультразвука (эхографии). Ультразвук считается безопасным как для матери, так и для плода.
Врач держит датчик и водит им по животу матери. Ультразвуковые волны проходят в брюшную полость. Внутри брюшной полости волны отражаются от поверхности плода. Отраженные волны опять попадают на датчик и передаются в аппарат, который создает изображение плода.
Чтобы создать изображение плода ультразвуковой аппарат должен вычислить расстояние между плодом и датчиком.
Ультразвуковые волны распространяются в брюшной полости со скоростью 1540 м/с. Что должен измерить ультразвуковой аппарат, чтобы вычислить расстояние между плодом и датчиком?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Изображение плода может быть также получено с помощью использования рентгеновских лучей. Однако женщинам во время беременности рекомендуется избегать исследования брюшной полости рентгеновскими лучами.
Почему женщине во время беременности следует избегать исследования брюшной полости рентгеновскими лучами?
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Может ли ультразвуковое обследование будущей матери дать ответы на следующие вопросы?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого вопроса.
Может ли ультразвуковое обследование ответить на следующие вопросы? |
Да или Нет? |
Один ребенок или несколько? |
Да / Нет |
Какого цвета глаза у ребенка? |
Да / Нет |
Нормальны ли размеры ребенка? |
Да / Нет |
8 июня 2004 года во многих местах Земли можно было наблюдать, как планета Венера проходит перед Солнечным диском. Это явление называется «прохождение Венеры по диску Солнца» и случается, когда Венера проходит между Солнцем и Землей. Предыдущее прохождение Венеры произошло в 1882 году, а следующее, по прогнозам, должно произойти в 2012 году.
Ниже на рисунке показано прохождение Венеры в 2004 году. Телескоп был направлен на Солнце, а изображение проецировалось на белый экран.
Почему прохождение Венеры наблюдалось посредством проецирования изображения на белый экран, а не с помощью наблюдения прямо через телескоп?
A Солнечный свет был слишком ярким, и Венеру в нем не было видно.
B Солнце достаточно большое, чтобы видеть его без увеличительных приборов.
C Если смотреть на Солнце через телескоп, можно повредить глаза.
D Проецирование изображения на экран требовалось для его уменьшения.
Если смотреть с Земли, прохождение какой из следующих планет по диску Солнца можно наблюдать в определенные периоды времени?
A Меркурия B Марса
C Юпитера
D Сатурна
В следующем высказывании подчеркнуто несколько слов.
По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно будет наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца.
Какие три из подчеркнутых слов были бы наиболее полезны при поисках в Интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?
................................................................
................................................................
................................................................
Производство энергии за счет ветра рассматривается как альтернатива, которой можно заменить генераторы электроэнергии, работающие за счет сжигания нефти и угля. Сооружения на рисунке – это ветряные мельницы с лопастями, которые вращаются за счет ветра. Благодаря этим вращениям генераторы производят электрический ток.
На графиках, представленных ниже, показано среднее значение скорости ветра в четырех различных местах на протяжении года. Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения генератора, производящего энергию за счет ветра?
Чем сильнее ветер, тем быстрее вращаются лопасти ветряных мельниц и, таким образом, вырабатывается больше электроэнергии. Однако на самом деле между скоростью ветра и произведенной электроэнергией нет прямой связи. Ниже приведены четыре условия, при которых в действительности производится энергия с помощью ветра.
• Лопасти начнут вращаться, когда скорость ветра будет равна V1.
• Из соображений безопасности скорость вращения лопастей не будет увеличиваться, когда скорость ветра станет больше V2.
• При скорости ветра, равной V2, электрическая энергия будет максимальной.
• Лопасти перестанут вращаться, когда скорость ветра будет равна V3.
На каком из графиков лучше всего показана зависимость между скоростью ветра и вырабатываемой электроэнергией при соблюдении этих условий работы?
Чем больше высота над уровнем моря, тем медленнее вращаются лопасти ветряных мельниц при одинаковой скорости ветра.
Какое из следующих утверждений лучше всего использовать для объяснения, почему лопасти ветряных мельниц, расположенных на большей высоте над уровнем моря, вращаются медленнее при одинаковой скорости ветра?
A Чем выше над уровнем моря, тем меньше плотность воздуха.
B Чем выше над уровнем моря, тем ниже температура.
C Чем выше над уровнем моря, тем меньше сила тяжести.
D
Опишите одно преимущество и один недостаток производства энергии за счет ветра по сравнению с производством электроэнергии, при котором используется ископаемое топливо, такое как уголь или нефть.
Преимущество..........................................................................................................
...................................................................................................................................
Недостаток................................................................................................................
...................................................................................................................................
Маша и Денис интересуются, какое средство защиты от солнца лучше всего защитит их кожу. Средства защиты от солнца характеризуются показателем SPF-фактора – фактора защиты от солнца, который показывает, насколько хорошо то или иное средство поглощает ультрафиолетовое излучение, которое является составляющей солнечного света. Средство защиты от солнца с высоким показателем SPF защищает кожу дольше, чем средства с низким показателем SPF.
Маша стала искать способ, как сравнить разные средства защиты от солнца. Они с Денисом решили использовать для этого:
• две пластины прозрачного пластика, который не поглощает солнечный свет;
• один лист светочувствительной бумаги;
• минеральное масло (M) и крем, содержащий оксид цинка (ZnO);
• четыре разных средства защиты от солнца, которые они обозначили как С1, С2, С3 и С4.
Денис капнул внутрь кружочков, обозначенных на одной пластине из пластика, по одной капле каждого вещества. Затем он положил вторую пластину из пластика поверх первой и прижал их, поместив сверху большую книгу.
После этого Маша положила пластины из пластика на лист светочувствительной бумаги. В зависимости от того, как долго светочувствительная бумага находится на солнце, она меняет свой цвет с темно-серого на светло-серый. После всех приготовлений Денис выставил пластины на солнце.
пластины из пластика
светочувствительная бумага
Какое из следующих утверждений является научным описанием роли, которую минеральное масло и оксид цинка играют в эксперименте по сравнению эффективности средств защиты от солнца?
A И минеральное масло, и оксид цинка являются объектами исследования.
B Минеральное масло является объектом исследования, а оксид цинка – веществом для сравнения.
C Минеральное масло является веществом для сравнения, а оксид цинка – объектом исследования.
D И минеральное масло, и оксид цинка являются веществами для сравнения.
На какой из следующих вопросов пытались ответить Маша и Денис?
A
B Каким образом средства защиты от солнца защищают вашу кожу от ультрафиолетового излучения?
C Есть ли какое-либо средство защиты от солнца, которое обеспечивает меньшую защиту, чем минеральное масло?
D Есть ли какое-либо средство защиты от солнца, которое обеспечивает большую защиту, чем оксид цинка?
Зачем нужно было прижимать вторую пластину из пластика?
A Чтобы капли не высохли.
B Чтобы капли растеклись как можно больше.
C Чтобы сохранить капли внутри обозначенных кружочков.
D Чтобы капли имели одинаковую толщину.
Светочувствительная бумага имеет темно-серый цвет; она становится светло-серой, когда находится под слабым воздействием солнечного света, и белой при сильном воздействии солнечного света.
На каком из следующих рисунков показано то, что может получиться? Объясните свой выбор.
A C
B
Ответ: ....................................................
Объяснение: ........................................................................................................................ .................................................................................................................................................
...................................................................................................................................
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.