Современные подходы к организации воспитательной работы в младших классах
Новгородова Евдокия Алексеевна,
Еремеева Ирина Удариновна-
учителя начальных классов
МБОУ «Куокуйская СОШ»
Актуальность: Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому как к свободной личности, достойной уважения и стремление к сотрудничеству. И мы решили в системе воспитательной работы искать новые, современные и разнообразные пути его решения. Перед нами стоит большая задача создать благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности, умело подвесит каждого ребенка к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать все качества, силу воли, ответственность, умение доводит начатое дело до конца и оценивать свои поступки. Чтобы каждый почувствовал радость от собственных успехов.
Особенно сильным и действенным средством саморазвития личности являются прогрессивные этнические традиции. Якутский народ богат всевозможными традициями, обычаями, которые сохранены в различных жанрах устного народного творчества. Без изучения прогрессивных идей, традиции и обычаев народной педагогики невозможно осуществлять как воспитание, так и социализацию подрастающих поколений. Отсюда вытекают необходимость обобщения народных идей и опыта воспитания и использования их в процессе воспитательной работы. Основным фактором, влияющим на формирование личности человека, являются воспитательные традиции народа.
Объект: Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся на основе этнопедагогики, направленная на развитие личностных качеств.
Предмет: Развитие личностных качеств каждого ребенка в процессе взаимодействия классного руководителя, родителей и детей.
Цель: Поиск новых путей направления воспитательной работы на основе этнической культуры и формирования мотивационной сферы личности каждого ребенка в условиях образовательного процесса в сельской школе.
Задачи:
Ø Изучение личностных качеств каждого ребенка, составление портфолио каждого ребенка.
Ø Раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями, учителями.
Ø Формирование и создание условий для саморазвития личности.
Ø Способствовать воспитанию любознательной и трудолюбивой личности.
Гипотеза: Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:
Ø Учитываются мнение ребенка, высказывания своих рассуждений.
Ø Сотрудничество между педагогом, родителем, учеником.
Методологическая основа: доклад основывается на исследованиях изучения опыта народного воспитания Г.Н. Волкова, А.Ш. Гасимова, В.Ф. Афанасьева.
Практическая значимость: Разработка тем классных часов, родительских собраний, мониторинг уровня воспитанности по классам.
Новизна: Самореализация, самовыражение и самоорганизация деятельности учащихся и родителей.
Принципы:
Ø Принцип личностного воспитания;
Ø Гуманизации;
Ø Целостности;
Ø Природосообразности.
Механизм реализации осуществляется через:
Ø Спортивные секции;
Ø Кружки по выбору;
Ø Семейные клубы по интересам;
Ø Семейные праздники и встречи;
Ø Конкурсы, соревнования;
Ø Классные часы по плану;
Ø Турниры по настольным играм между родителями и учащимися;
Ø Родительские собрания.
Воспитательная работа ведется по четырем основным направлениям:
Ø Познавательная.
Ø Нравственная.
Ø Семейное воспитание.
Ø Здоровье ребенка.
Ожидаемый результат воспитания: модель выпускника начальной школы, умеющий организовывать свою учебную деятельность, свое свободное время, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, формирующий потребности к здоровому образу жизни.
Характеристика нравственно-познавательной, коммуникативной, оздоровительной деятельности.
Нравственный потенциал личности:
Ø Знание и понимание духовной культуры.
Ø Наличие ответственности.
Ø Творческое самовыражение личности.
Ø Самооценка, самоанализ собственных возможностей.
Ø Знание и соблюдение правил поведения.
Ø Милосердие.
Ø Готовность к самоопределению, самореализации, самоутверждению в социуме.
Познавательный потенциал личности:
Ø Успешность в самообразовании.
Ø Активна познавательная деятельность.
Ø Расширение кругозора.
Ø Эрудиция.
Физический потенциал личности:
Ø Соблюдению правил личной гигиены.
Ø Поведение ЗОЖ.
Ø Участие в функциональных мероприятиях.
Ø Умение использовать физические упражнения повышения работоспособности, для снятия эмоциональных стрессов.
Коммуникативный потенциал личности:
Ø Владения умения и навыки культуры общения.
Ø Уважительные отношения к мнению, поступку, личностным качеством окружающих.
Ø Культура самовыражения, соблюдения этикета.
Ø Способность устанавливать связь, поддерживать контакты.
Ø Гражданское – патриотическое воспитание.
Соуправленческая деятельность педагога, родителя и учащихся.
В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося, были организованы и проведены с помощью детей и родителей праздники и конкурсы: «Новогодняя сказка», «Кыыс Куо», «Мамин день», «А ну-ка девочки», «Урун Уолан» «Папа, мама и я – спортивная семья». Выпускались стенгазеты, проводились тематические классные часы, уроки человечности с участием детей и родителей.
Приятно отметить, что родители принимают участие во всех классных делах. Образованы инициативные группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывает помощь в организации экскурсионной работы, ремонте класса. Родители проводят детям кружки по интересам, как например «Айыы уорэ5э». Работают «Семейные клубы», «Клубы бабушек и дедушек», отцы проводят классные часы на тему «Как ловят рыбу», «Как можно ставит петли для зайца» и т.д.
В результате в совместной работе учащихся, учителей и родителей прослеживаются динамика развития коллектива. Отношение между ребятами дружелюбные.
По всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «ученик – родитель», «педагог – родитель».
Заключение
В результате поиска современных подходов в воспитательной работе выявилась стремление стать хорошим ребенком, желания у всех не отставать от одноклассников. Нужно строить такую социальную ситуацию развития, основанную на системе отношений детей и взрослых. Современный подход должен открыть возможность и необходимость детской инициативы, активность в процессе построение совместного сотрудничества. Такая концепция воспитания младших школьников также позволяет выявлять и развивать наклонности детей в ходе практической деятельности и воспитывать внутреннего качества. Таковы, наш взгляд, основные идеи организации воспитательной работы на ближайшее будущее, которые вполне могут быть развиты в дальнейшем решении и более сложных стратегических задач. Успех творческого дела и воспитания младшего школьника зависит от умелого решения проблемы. Это связь прошлого, настоящего и будущего.
На основе эксперимента мы пытались выделить те аспекты, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными в сельской школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.