Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
технология +1
Взрослым
06.03.2019
В докладе говорится о приобщении школьников к истокам народных традиций. Это должно происходить не только на уроках истории и национальной культуры. Здесь речь идет о приобщении к культуре через уроки технологии и внеурочную деятельность. Говорится о методах и формах работы.
Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии АЛН тезис.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МБОУ «Мальжагарская средняя общеобразовательная школа им.В.И.Максимова»
Нюрбинского района
«Приобщение школьников к культуре своего народа на уроках технологии»
(тезис)
Выполнила: учитель технологии
Алексеева Людмила Николаевна
3 2018 г.
Оглавление
Введение
1
2
3
4
5
…………………………………………………………….
Актуальность изучения народной культуры и традиций на
уроках технологии…………………….......
Условия формирования «патриотизма»…..…………….
Приобщение школьников к народной культуре на уроках
технологии……………...
Организация учебной деятельности ……..……………..
Методы работы в изучении культуры своего народа …
Заключение……………………………………………………………………
Использованная литература………………………………………………….
3
5
5
10
16
22
25
27
4 Введение
Актуальность: Национальное возрождение в целом и возрождение любых традиций
нации возможно лишь на основе возрождения прогрессивных народных традиций
воспитания. На всем протяжении истории народное творчество, в частности фольклор,
мифология, этническая символика, декоративноприкладное искусство, семейнородовые
традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами,
их национальные духовнонравственные ценности формировали у подрастающего
поколения лучшие человеческие качества. Народные традиции и обычаи несут в себе
великую созидательную силу в деле формирования личности.
1. Актуальность изучения народной культуры и традиций на уроках технологии
Воспитание школьников происходит не только через изучение общеобразовательных
дисциплина, но и через приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа,
его культуре, традициям и обычаям. Воспитание личности средствами народного
художественного творчества дает возможность развить интерес обучающихся к народной
культуре и искусству. Изучение народных традиций в полной мере можно привнести во
внеурочную деятельность.
2. Условия формирования «патриотизма»
Патриотизм глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе
человека. Оно либо есть, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по
поступкам человека. Патриот тот, кого чтят
другие, но, прежде всего, его
соотечественники. Настоящим патриотом можно считать человека, хорошо воспитанного,
образованного, почитающего культуру и традиции своего народа, и воспитывающего в
лучших традициях своих детей. В нашем современном мире нет важнее задачи, чем
воспитание и формирование патриотизма в наших детях. Одним из способов воспитания
патриотизма, является приобщение школьников к истокам народной культуры, традиции.
3. Приобщение школьников к народной культуре на уроках технологии
Наша Родина Якутия развивалась, и вместе с ней её культура. Образ народа саха
широко и многогранно запечатлен в народном творчестве.
Сегодня перед школой стоит очень сложная задача: воспитать культурную, творчески
развитую личность, умеющую найти своё место в быстро развивающемся, изменяющемся
мире; найти подходящие пути для воспитания и развития подрастающего поколения
можно в народных традициях, этнопедагогике.
Практически во всех учебных дисциплинах, возможно, привнести компонент,
изучающий народную культуру и искусство. На уроках технологии можно и нужно
5 говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме, в
которой наши предки выражали свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой.
При росписи по ткани, а также посуды, и других бытовых предметов обучать школьников
разнообразию, смыслу рисунков. Гончарное ремесло в Якутии имеет свои глубокие
исторические традиции. Это щедро расписанная посуда, разного рода чорооны, кытыйа,
шкатулки, настольная скульптура – фигурки зверей, сценки из народного быта, охоты и
рыбалки. Искусство резьбы по дереву, кости зародилось издревле. Народное шитье имеет
свою нишу в культуре народа. На уроках технологии при работе с тканью нужно знакомить
детей с народным декоративноприкладным искусством, давать понятие о вышивке,
говорить об украшениях и нарядных отделках на одежде, о цветовом строе нитей, об узоре
и его магическом смысле.
4. Организация учебной деятельности
Учебная деятельность – это особая форма активности личности, направленная на
преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование.
Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться,
приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами наук, искусства, культуры,
вырабатывать прочные моральномировоззренческие позиции, готовить себя к полезной
деятельности в обществе. На уроках «Технологии», большее количество времени
уделяется практической деятельности. В начале обучения происходит знакомство с
народными обрядами, затем – с особенностями народного костюма, далее
осуществляется работа над творческими проектами.
5. Методы работы в изучении культуры своего народа
В работе используются следующие методы: метод самостоятельной работы с
источниками информации; наглядный метод (работа с различным дидактическим
материалом); метод проектов; метод беседы; иллюстративный метод; групповые методы;
демонстрация; использование информационных технологий обучения на уроке;
диалогический метод; практические работы. Использование компьютерных технологий
повышает интерес к предмету. Использование различных форм организации учебных
занятий в сочетании с различными формами учебной работы учащихся способствует
более тесному личностному контакту как между учителем и учащимися, так и внутри
группы учащихся, что безусловно развивает интерес к учебной деятельности. Средствами
обучения на уроках выступают: раздаточный материал, наглядные, иллюстративные,
собственные медиаресурсы, интернет ресурсы, тестовые задания, демонстрационные и
6 тренировочные задания, дидактическая игра, коллекция творческих работ обучающихся,
экскурсии. Учебную деятельность учащихся условно можно разделить на три основных
вида: учебнопознавательную, практическую, контрольно оценочную. Одной из главных
форм контроля на уроках трудового обучения является соблюдение правил поведения в
кабинете технологии и правил безопасного труда при выполнении практических работ.
Применение самоконтроля по выявлению допущенных ошибок и причин их возникновения
способствует повышению качества выполняемой работы
Заключение
И так, в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад,
своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций,
облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в
поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных
народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в
добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Педагогический опыт имеет
преимущества по сравнению с традиционными методиками, так как в учебном процессе
используются новые современные технологии,
используются информационно
коммуникативные технологии. За счет индивидуального подхода к каждому учащемуся,
достигается высокий результат деятельности участников образовательного процесса.
Таким образом, народная педагогика обогащается новыми современными
технологиями. Сохраняется также и все старинное, традиционное – то, что оправдывает
себя, служит развитию.
Использованная литература:
1. Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в современном учебно
воспитательном процессе» Москва 2003 г.
2. Матюшкин В. В. Большое внимание формированию культуры труда. Школа и
производство, М. : Школа – Пресс 1, 2002.
3. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.Сасовой. М.: ВентанаГраф,
2003.
4. Пайков А. В. Дифференцированный подход в обучении технологии. Школа и
производство, М. : Школа – Пресс, 2001.
7 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, – М.: Народное
образование, 1998.
6. Симоненко В.Д. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). – М.:
7. Ушинский К.Д. «Собрание сочинений» Т 2; Москва 1948 г.
8
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Тезис доклада "Приобщение школьников к традициям своего народа на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.