Тезисы к выступлению «Социализация дошкольников с нарущениями слуха в условиях школы-интерната» г.Томск, учитель-дефектолог Коврова И.Г.
Препятствием к обучению, воспитанию и развитию ребёнка с ОВЗ является его первичное нарушение (тугоухость и глухота)
У дошкольников с нарушениями слуха есть свои особенности развития:
n несформированность речи;
n торможение развития познавательной деятельности;
n испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков, им трудно оценивать и понимать смену настроения окружающих их людей;
n недоразвитие речи приводит к нарушению коммуникативной деятельности;
n испытывают трудности в выделении свойств и отношений предметов в разных видах деятельности (особенности сенсорного развития);
n моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых действий, беспомощность в самообслуживании;
n снижение слуха отрицательно сказывается на становлении игровой деятельности.
В дошкольном отделении созданы комфортные условия для проживания и обучения.
Основными методами работы являются показ способов и последовательность выполнения действий.
У дошкольников развиваются предпосылки к овладению простейшей трудовой деятельностью, формируется интерес к коллективному труду и уважительное отношение к труду старших.
Привитие культурно-гигиенических навыков осуществляется во время дежурства, на прогулке, в режимные моменты
В дошкольном отделении работает
дружный коллектив высоко профессиональных педагогов, включающего воспитателей,
учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя, помощника воспитателя.
Это помогает нам решать задачи воспитательно-образовательной работы.
Учителя-дефектологи работают над формированием речевых возможностей детей, уделяя большое внимание развитию сенсомоторных навыков.
Фонетическая ритмика – как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха.
Формирование общей моторики у детей с нарушениями слуха создаёт благоприятные условия для гармоничного развития личности ребёнка.
Развитие тактильных ощущений даёт представление об окружающем предметном мире.
Коррекционно - развивающие игры способствуют формированию у детей зрительно- моторных координаций, ассоциаций и понятий, которые затем используются в быту
С помощью игровых действий у дошкольников с нарушениями слуха развивается эмоциональная и волевая сфера, помогающая лучше понять настроения окружающих их людей.
Сюжетно-ролевая игра позволяет использовать различные средства для передачи многообразных явлений действительности.
Педагоги проводят с дошкольниками релаксационные упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения.
Интегрированные занятия музыкального руководителя и учителя-дефектолога направлены на развитие восприятия музыки, голоса, ритма речи и воспитания эмоциональной отзывчивости детей.
Воспитанники дошкольного отделения посещают библиотеку им. Пушкина, где проводятся развивающие занятия и игры с психологом.
Дошкольный возраст- это период для
развития различного рода практических и умственных способностей ребёнка, необходимых
для дальнейшей социализации.
Тезисы к выступлению «Адаптированные программы для дошкольников с нарушениями
слуха» (Программа «Учимся играя»), учитель-дефектолог Коврова И.Г., г.Томск
«Учимся играя»
Программа формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ на этапе дошкольного образования
Разработали: учителя-дефектологи Коврова И.Г., Попова И.Н.
Соавторы: воспитатели Воткина Р.П., Корсунова М.Р., Чечегова Т.А.
музыкальный руководитель Бурцева А.С.
Программа представлена на Областной конкурс проектов приоритетного направления развития
детского сада 2012 г.
Разделы Программы «Формирования универсальных учебных действий
у дошкольников с нарушениями слуха в разных видах деятельности:
- Физическое воспитание
- Ознакомление с окружающим миром
- Труд
- Игра: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра
- Изобразительная деятельность
- Развитие речи
- Развитие слухового восприятия и обучение произношению
- Формирование элементарных математических представлений
- Музыкальное воспитание
Формирование Универсальные учебные действия (УУД)– это совокупность способов действия воспитанника и связанные с ним навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
• Актуальность : обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, реализация их возможностей, навыков и умений на этапе «готовности обучения в школе»
На основе данной программы разработаны 4 адаптированные программы:
«Познаем Мир играя».Программа воспитания и обучения детей с ОВЗ
по восприятию окружающего мира через театрализованную игру.Автор Корсунова М.Р.
воспитатель
• Эффективным методом работы в ходе целенаправленного обучения детей с нарушениями слуха и развития у них познавательного интереса является метод использования театрализованных игр.
• Актуальность: помочь ребенку стать более активным и свободным в выборе игрового замысла.
«Наши умные ручки».Программа формирования ассоциативного мышления в познавательной сфере у детей с ОВЗ через развитие тактильных ощущений.Автор Воткина Р.П.воспитатель
• Дошкольникам с нарушениями слуха труднодоступно понимание свойств предметов, поэтому необходима специальная коррекционная работа по формированию умений и навыков с помощью тактильно-двигательных ощущений.
• Актуальность: развитие познавательной деятельности с помощью тактильно-двигательного восприятия.
«Я вижу речь». Программа развития зрительного восприятия устной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Автор Чечегова Т.А., воспитатель
• Формирование навыка чтения с губ предполагает: стремление и умение смотреть в лицо говорящему; осмысливать речь говорящего; действовать, понимая смысл обращенной речи, использовать устную речь самостоятельно.
• Актуальность: необходимо развивать зрительное восприятие устной речи для развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления и воспитания культуры речи.
«Веселые нотки». Программа развития слухо-ритмических, двигательных навыков и эмоционального восприятия у дошкольниковс нарушениями слуха. Автор Бурцева А.С.,
музыкальный руководитель.
• Музыкально – эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития детей с нарушениями слуха, приобщения их к духовной культуре, помогает адаптироваться в обществе
• Актуальность: музыкальные занятия – это важный компонент в развитии личности ребенка с нарушением слуха.
Все программы направлены на создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.