Тезисы к докладу на тему : Сборник заданий по ТИКО конструированию (Младший возраст)

  • Научные работы
  • docx
  • 09.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной России работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается низкий статус инженерного образования. Студенты не идут поступать на инженерные специальности, потому, что выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику, таким образом, назрела необходимость популяризации профессии инженера,будущих инженеров нужно готовить не в вузах, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте,
Иконка файла материала Тезисы к докладу на выполнение выпускной квалификационной работы на тему.docx
Тезисы к докладу на выполнение выпускной квалификационной работы на тему: Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития  навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним  из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения,  здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Современный рынок производственных отношений строится на профессиях,  требующих навыки работы с инновационными программируемыми  устройствами. Руководство страны говорит о необходимости  модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные  технологии.  Однако в современной России работодатели испытывают трудности с  инженерными кадрами, отмечается низкий статус инженерного образования.  Студенты не идут поступать на инженерные специальности, потому, что  выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику, таким образом,  назрела необходимость популяризации профессии инженера. Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных  уровнях власти. Правительство Свердловской области ставит перед нами те  же задачи.  По поручению главы региона в области была начата разработка проекта  концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная  школа», рассчитанной на 2015 ­ 2034 годы. Необходимо, повышение престижа инженерных профессий», ­ считает глава Свердловской области. По его  словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а  значительно раньше ­ в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей  особенно выражен интерес к техническому творчеству.В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации  претерпевает серьезные изменения. Дошкольное образование, согласно закону  № 273­ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего  образования. Наряду с этим появился ряд новых нормативных документов,  отражающих всю организацию работы в дошкольной сфере «по­новому». Это  введение Единых требований к квалификации специалистов ДОО,  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования и Федерального стандарта педагога. Изменить сознание взрослых  людей специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной  сфере ­ вот основная задача «революции» в дошкольном образовании. Инновационные процессы в системе образования требуют новой  организации системы в целом, особое значение предается дошкольному  воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все  фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Важная задача сегодня ­ сформировать у ребенка интерес к  изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к  техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует  создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение  отведено конструированию. Конструирование во ФГОС определено как  компонент обязательной части программы, вид деятельности,  способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование как  излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма  полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на  некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает  образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется  физическое совершенствование ребенка. Конструирование нового поколения  предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенкацелостного представления о мире техники, устройстве конструкций,  механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей.  Конструирование позволяет стимулировать интерес и  любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций ­  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать  идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический,  математический словари ребенка, развитие мелкой моторики. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов,  в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор  побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два  полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии  ребенка.  Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа,  производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно  создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так  увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище ­ не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы  состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые  механизмы и программируемые конструкторы Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации  инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является  идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование,  воспитание и развитие своих подопечных в игре. Однако потенциал конструкторской деятельности в развитии детей в  педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном  в программах уделяется внимание конструированию из строительныхнаборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди  материалов, используемых для организации детского конструирования,  педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих  конструкторов. Причиной этому является то, что образовательные  конструкторы дорого стоят и приобрести их, в достаточном количестве, не  всегда представляется возможным. Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами  педагогическими технологиями конструирования с использованием  образовательных конструкторов, поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на  личностно ­ ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие  индивидуально­возрастные особенности, образовательные потребности и  интересы детей. Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество  интересных конструкторов, но все ли они могут называться  образовательными. Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор: во­первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть  предлагать такое количество вариантов конструирования, которое  только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен  ограничивать воображение. во­вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения,  которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами,  деталями конструктора, что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным; в­третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку  конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач  конструирования;в­четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми  объектов окружающей реальности из деталей конструктора. В  результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и  предметно­чувственного опыта. Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить  серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием  ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой,  с другой применение новой формы игры способствует всестороннему  развитию в соответствии с ФГОС  С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем,  требующих интеграции знаний из различных предметных областей.  Полученные знания дети широко используют, создавая свои собственные  постройки, ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять  существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и  предметами. Современным   инструментом   развития   навыков   и   умений   ребенка   в процессе конструирования и является конструктор «ТИКО» «ТИКО» это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он   представляет   собой   набор   ярких   плоскостных   фигур   из   пластмассы, которые   шарнирно   соединяются   между   собой.   В   результате   для   ребенка становится   наглядным   процесс   перехода   из   плоскости   в   пространство,   от развертки   ­   к   объемной   фигуре   и   обратно.   Внутри   больших   фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли   «окошка»,   «двери»,   «глазок».   Сконструировать   можно   бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.В игре с конструктором «ТИКО» ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные,   квадраты,   прямоугольники,   ромбы,   параллелограммы, трапеции,   пятиугольники,   шестиугольники   и   восьмиугольники)   ребенку открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.  Для   ребенка   важно,   чтобы   результаты   его   творческой   деятельности можно   было   наглядно   продемонстрировать:   это   повышает   самооценку   и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 ­ 3   месяца   обучения   воспитанники   создают   конструкции   на   различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают   основными   приемами   умственной   деятельности,   работают   в группе,   в   коллективе,   конструируют   поделки   как   плоскостные,   так   и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.  Анализ   современной   методической   и   практической   литературы, посвященной технологии «ТИКО» ­ конструирования, показал, что, данная технология   действительно   развивает   познавательные   способности   ребенка. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа,   и   прост   в   применении,   привлекателен   по   своей   форме   для   детей   и педагогов, эффективен в реализации ФГОСДО.  Отличительная   особенность   «ТИКО»   ­   конструктора   от   других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят   реальные   объекты,   сделанные   человеком,   позволяет,   опираясь   на актуальные   для   дошкольника   наглядно­действенный   и   наглядно­образный уровни   познавательной   деятельности,   постепенно   подниматься   на   более высокий абстрактный словесно­логический уровень.  Дети   любят   строительно­конструктивные   игры.   Причем   эти   игры   в равной   степени   увлекают   и   мальчиков,   и   девочек.   В   отечественнойдошкольной   педагогике   ряд   исследований   были   посвящены   методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).  Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания   действиям   взрослого   к   самостоятельному   решению конструктивных задач возрастающей трудности. К   сожалению,   ребенок   не   может   начать   строить   подобия   предметов окружающего   мира   самостоятельно,   его   необходимо   этому   учить.   Очень важно   не   только   показать   ребенку,   как   правильно   действовать   с конструктором, но показать и несколько вариантов построек, которые можно из него сделать ­ дом, стул, елку, вазу, машину, кораблик, ракету, что угодно.  Только по образцу ребенок сможет начать что­то конструировать сам. В самостоятельную деятельность конструирование выделится к 4­5 годам. В младших группах дети сначала смотрят, потом играют с готовыми постройками из конструктора «ТИКО», а потом уже конструируют постройки по   образцу.   Воспитатель   конструирует   сам   в   присутствии   воспитанников, вовлекает их в обыгрывание построек (для каждого животного свой домик, в зоопарке в разных клетках поселяются животные со своими семьями, туда приходят дети с родителями и т.д.). Используя прием сотворчества, педагог подсказывает детям тему постройки по образу той, которую они сооружали, например из деревянного конструктора и тут же делает, забор, дом, стол, кроватку   из   «ТИКО»   ­   конструктора   и   предлагает   детям   строить   вместе, подсказывает   последовательность   действий,   учит   аккуратности,   поощряет, радуется   вместе   с   детьми,   предлагает   игрушки   для   обыгрывания.   Можно также   предложить   детям   достроить   постройку,   выполненную   частично воспитателем или перестроить ее. Если   воспитатель   сам   что­то   строит   для   детей,   то   привлекает   их   к участию   в   работе:   просит   отыскать   детали   определенного   цвета,   размера, формы.Во   второй   младшей   группе   дети   уже   могут   играть   рядом,   поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3­4 человека, тем самым учить коллективным играм. Дети   трех­четырех   лет   продолжают   знакомиться   со   свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них формируются понятия:   высокий­низкий,   широкий­узкий,   длинный­короткий,   которые   они склонны подменять понятиями: большой­маленький; они овладевают двумя способами   решения   простейших   конструктивных   задач   заменой   меньших деталей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей. Они строят: короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, дорожки, скамейки и т.п. Все основные   конструкции   дети   учатся   строить   по   образцу   под   руководством воспитателя. При этом особое внимание уделяется организации обследования образцов   по   определенной   схеме,   обеспечивающей   формирование   у   детей целостно­расчлененных представлений об объектах. Прежде всего речь идет о сравнении однородных образцов построек, выделении   в   них   общего   и   различного,   ибо   формирование   умения анализировать   сходные   (близкие)   объекты   способствует   развитию   у   детей диффренциации сходных элементов. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности, чтобы работа над одной из них подготавливала к выполнению следующей. Варианты   основных   конструкций   дети   создают   сами   путем преобразования образцов в высоту, длину и ширину. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагаются задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такой же вагончик, но длинный». При этом   дети   вынуждены   выбирать   один   из   двух   имеющихся   у   них   способов решения: надстраивание или пристраиваниеВ   процессе   самостоятельных   преобразований   заданных   конструкций дети   учатся   выделять   в   объектах   пространственные,   часто   изменяющиеся характеристики   (высоту,   длину,   ширину),   что   в   дальнейшем   дает   им возможность создавать конструкции с учетом размеров игрушек (домик для куклы, гараж для машинки и т.п.). При   обучении   конструированию   предусматривается   не   только усложнение   конструкций   одного   и   того   же   объекта   и   в   связи   с   этим усложнение  практических   действий,  но  и  обеспечение   активной  поисковой деятельности  детей.  У  них формируются  обобщенные  способы  действия  и   навык обобщенные   представления   о   конструируемых   объектах, аналитической   деятельности,   умение   анализировать   образцы,   близкие   по конструкции,   и   на   основе   этого   анализа   изменять   их   в   соответствии   с заданными   условиями; самостоятельность мышления.   развивается   комбинаторика,   активность   и Научно­производственное   объединение   «РАНТИС»   предлагает воспитателям, учителям и родителям использовать деятельностный подход в обучении с применением конструкторов нового поколения «ТИКО».   Все наборы конструктора «ТИКО» рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской   Академии   Образования   отечественным   производителем   ЗАО «НПО   РАНТИС».   Образцы   конструктора   получили   высокую   оценку специалистов   Московского   Государственного   Университета   имени   М.В. Ломоносова,   Российского   Государственного   педагогического   Университета имени А.И. Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.  Конструктор   имеет   сертификат   соответствия   гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета   им.   А.И.   Герцена   и   Ленинградского   Областного   Института Развития Образования.Идея,   организационная   инициатива   и   научно­методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания конструктора «ТИКО» принадлежат доктору физико­математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Трансформируемый   Игровой   Конструктор   для   Обучения   «ТИКО» состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста:   «ГРАММАТИКА»,   «ЭРУДИТ»,   «АРИФМЕТИКА»,   «МАЛЫШ», «ФАНТАЗЕР»,   «ШКОЛЬНИК»,   «ГЕОМЕТРИЯ»,   «КЛАСС»,   «ШАРЫ», «АРХИМЕД». С   2002   года   «НПО   РАНТИС»   производит   оригинальный   объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО», который не   имеет   отечественных   аналогов   и   состоит   из   21   различного   плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе «ТИКО» конструктора треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники,   ромбы,   параллелограммы,   трапеции,   пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники. ТИКО «Малыш» Предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику  рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.  ТИКО­Малыш – предназначен для детей от 3­х лет и включает, в основном,  маленькие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Для расширения  возможностей и демонстрации перспектив в набор включены и большие  детали – всего 79 многоугольников. ТИКО «Класс» Раздаточный набор, состоящий из 71 детали. Предназначен для  организации занятий с группой детей, классом. Это концепция базового  обучения. Класс разработан специально для средних школ. Основной набор  позволяет одновременно задействовать в конструировании фигур до 30учащихся. Через обучение посредством конструирования они получают свой  первый практический опыт в геометрии. По желанию Заказчика, к набору  прилагается методическое пособие для преподавателей, содержащее  рекомендации, занимательные задания и ответы к ним. ТИКО «Фантазер» Предназначен для школьников младших и средних классов. В  дополнение к «Малышу» в «Фантазер» добавлено много маленьких деталей (с  длиной стороны 5 см), что дает широкий простор детской фантазии. ТИКО  «Фантазёр» может быть использован самостоятельно для игры и обучения  детей от 4­х до 14­15 лет и является хорошим дополнением к наборам  Малыш, Школьник, Геометрия, Эрудит. Набор состоит из 127 небольших  деталей, в основном со стороной 5 см. ТИКО «Школьник» Предназначен для школьников младших классов и включает 137  различных плоских многоугольников. Помимо простых фигур, которые  можно собрать из набора «Малыш», «Школьник» позволяет детям с  окрепшими ручками и пальчиками собирать много сложных игровых и  обучающих конструкций большего размера. Для этого в его составе увеличено количество маленьких и больших квадратов и равносторонних треугольников, а также добавлены пятиугольники со стороной 10 см ­ самые большие  многоугольники. ТИКО «Геометрия» Поможет Вашему ребенку в освоении геометрии, объемов тел,  пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на  плоскость. Набор предназначен для школьников младших и средних классов и включает 143 различных плоских многоугольника. В его составе увеличено  количество ромбов, прямоугольников и равнобедренных треугольников. ТИКО «Эрудит»Предназначен для детей старше 7 лет и включает буквы русского  алфавита и знаки препинания (312 квадратов). Количество отдельных букв  соответствует частоте их употребления в письменной речи. Зрительное  восприятие играет огромную роль в обучении ребёнка чтению и письму.  Кроме того, при складывании слогов, слов и предложений из конструктора  ТИКО, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа  пальчиками), что, по утверждению учёных и педагогов, способствует  дополнительному развитию памяти. Физическое соединение (сцепление)  ручками двух квадратов с буквами «М» и «А» в одно целое, облегчает детям  слитное чтение не только слогов, но и слов. В методическом пособии в легко  запоминающейся стихотворной форме приведены примеры: правописания  суффиксов «­ек» и «­ик», правописания частиц «­ка», «­таки», «кое­», «­ либо», «­то», «­нибудь», правописания частиц «же», «ли», «бы», случаев  написания «Ци…» и «Цы…», сочетаний «зд» и «сд» правильного написания  окончаний неправильных глаголов 2­го спряжения. Набор позволяет играть в  «Эрудита», составляя кроссворды и расширяя словарный запас. Приведены  правила игры и образцы кроссвордов. ТИКО «Шары» Позволяет собрать 8 видов шаров. 115 деталей позволяют собрать много других игровых и обучающих фигур. Наглядно показывает возможности  сборки шара из различных многоугольников, представляя шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества  граней. Позволяет сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно  сложных фигур, как икосаэдр (малый и большой) и додекаэдр (малый и  большой). Показывает возможность сборки шара из ромбов, треугольников и  пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников. ТИКО «Арифметика»Набор содержит цифры и арифметические знаки (67 квадратов),  предназначен для обучения детей счёту и позволяет составлять примеры на  арифметические действия. Разработан специально для занятий с детьми  младшего возраста и учениками младших классов. Решает проблему обучения в игровой форме.  ТИКО «Архимед» Самый большой набор, состоящий из 146 различных деталей, позволяет  наиболее полно реализовать возможности ТИКО. Помимо 18 различных  многоугольников, традиционно входящих в наборы ТИКО, в набор Архимед  дополнительно включены два новых многоугольника ­ параллелограмм и  трапеция. Дополнительные 8 параллелограммов и 8 трапеций дают  возможность конструировать объёмные тела обтекаемой формы –  космические корабли, звездолёты, летающие тарелки, автомобили будущего.  Включение в состав набора больших пятиугольников и восьмиугольников  позволяют строить космические станции модульной конструкции, имеющие  возможность расширения (пристыковки модулей). Эти же многоугольники  можно с успехом использовать при изучении и конструировании объёмных  геометрических фигур и их развёрток в геометрии, планиметрии и  стереометрии. Любую, даже самую сложную объёмную геометрическую  фигуру, можно представить в виде развёртки на плоскости, а шарнирное  соединение многоугольников делает наглядным процесс перехода от  плоскости к пространству и создание объёма. ТИКО «Грамматика» Набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания (115  квадратов). Количество отдельных букв соответствует частоте их  употребления в письменной речи. Детям зачастую не хватает выдержки  продолжительное время внимательно оперировать с числами и буквами.  ТИКО помогает сочетать обучение с игрой. Набор повышает у школьников  мотивацию к обучению и развивает внимательность, превращает обучение вистинное удовольствие. Часто дети уже знают буквы, но читают их раздельно,  например «М» и «А», а прочитать вместе, слитно «МА», почему­то не могут.  Физическое соединение (сцепление) ручками двух квадратов с буквами «М» и «А» в одно целое, в одну «дорожку», облегчает детям слитное чтение не  только слогов, но и слов. Функции конструкторов «ТИКО»: Образовательная:   систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);  способствуют   лучшему   восприятию   информации   (за   счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);  формируют   навыки   пространственного,   абстрактного   и логического мышления. Развивающая:   улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);  развивают   творческие   способности   (возможность   создавать оригинальные конструкции);  прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений). Воспитательная:   воспитывают   интерес   к   предмету   (за   счёт   необычной   формы задания);  тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).  стремясь   добиться   определенного   результата,  ребенок   ставится настойчивым и целеустремленным. С   целью   развития   детского   конструирования   как   деятельности,   в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван,В.Г.   Нечаева,   Л.А.   Парамонова,   Н.Н.   Поддьяков,   Ф.   Фребель   и   др.) предложили разные формы организации обучения. Конструирование по образцу Прежде всего, определим, что мы называем образцом. Образец ­ это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой дети могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством  воспитателя.  Образец  может  быть  представлен   на  занятии  в натуральном виде, в виде рисунка или фотографии: сам по себе тот или иной вид образца не имеет существенного значения ­ главное, чтобы он совершенно конкретно   позволял   представить   все  внешние   особенности   предмета   и  его устройство во всех необходимых подробностях.  С этой целью чаще всего для демонстрации  используются разборные образцы,   что   помогает   дошкольникам   выделить   детали.   Если   образец представлен   рисунком   или   фотографией,   то   в   зависимости   от   сложности конструкции он может быть дополнен другими частями и деталями изделия.  В чем же заключается учебный смысл конструирования по образцу, и каковы особенности организации подобной работы на занятии? Разработано Ф. Фреблем. Заключается   в   том,   что   детям   предлагают   образцы   построек, выполненных   из   деталей   строительного   материала   и   конструкторов,   и показывают   способы   их   воспроизведения.   Данная   форма   обучения обеспечивает   детям   прямую   передачу   готовых   знаний,   способов   действий, основанная   на   подражании.   Такое   конструирование   трудно   напрямую связывать   с   развитием   творчества.   Конструирование   по   образцу,   в   основе которого лежит подражательная деятельность, ­ важный обучающий этап, где можно   решать   задачи,   обеспечивающие   переход   детей   к   самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели Разработано А. Н. Миреновой. Модель (в науке и технике) ­ упрощённый объект, сохраняющий лишь важнейшие   свойства   настоящего   существующего   объекта   или   системы,   ипредназначенный   для   их   изучения; действительного объекта и/или протекающих в нём процессов.   упрощённое   представление Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных   составляющих   ее   элементов.   Эту   модель   дети   должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в   данном   случае   ребенку   предлагают   определенную   задачу,   но   не   дают способа   ее   решения.   Конструирование   по   модели   является   усложненной разновидностью конструирования по образцу. Конструирование по условиям предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать   конструкции   по   заданным   условиям,   подчеркивающие   её практическое   назначение.   Иными   словами,   основные   задачи   должны выражаться   через   условия   и   носить   проблемный   характер,   поскольку   не даются   способы   решения.   Тем   самым   у   детей   формируется   умение анализировать   условия   и   уже   на   этой   основе   строить   свою   практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в   дальнейшем   самостоятельно   определяют   конкретные   условия,   которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают   их.   Такая   форма   обучения   в   наибольшей   степени   развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт,   умеют   обобщённо   представлять   конструируемые   объекты, анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на   занятиях   по   образцам,   традиционно   относимых   к   конструированию   из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Разработано   С.   Леона   Лоренсо   и   В.   В.   Холмовской.   Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. Азатем, наоборот, создавать  конструкции  по   простым  чертежам  схемам. Но дошкольники,   как   правило,   не   владеют   умением   выделять   плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально   разработанные   шаблоны,   развивающие   образное   мышление, познавательные   способности.   С   их   помощью   дети   имеют   возможность применять   внешние   модели   простейшие   чертежи   как   средство самостоятельного познания новых объектов. Конструирование   по   замыслу   в   сравнении   с   конструированием   по образцу   творческий   процесс,   в   ходе   которого   дети   имеют   возможность проявить   самостоятельность.   Однако   педагог   должен   помнить:   замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые   представления   о   конструируемых   объектах,   умение   владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других   форм   конструирования   по   образцу   и   по   условиям.   Т.   е.   педагог подводит   детей   к   возможности   самостоятельно   и   творчески   использовать навыки, полученные ранее. Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит   от   уровня   знаний   и   умений   (уметь   воплощать   замысел,   искать решения, не боясь ошибок). Конструирование по теме Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь   Основная   цель   организации ограничиваются   определенной   темой. конструирования по заданной теме ­ актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. Таким образом, в игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, и др.)Дошкольники   в   процессе   конструирования   на   занятиях   по   «ТИКО» конструированию   получают   первоначальные   представления   о   том,   что объекты   природы   и   предметы,   сделанные   человеком,   представлены различными   формами.   Например,   «грибок»   на   детской   площадке   имеет форму треугольника, а книжный шкаф ­ форму четырехугольника. Основным методом   знакомства   с   окружающим   миром   и   его   исследования   является моделирование. В начальный период обучения этот метод является основным показателем развития знаково­символических УУД. Значительное   внимание   в   дошкольный   период   необходимо   уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых лежит построение познавательной деятельности. В частности,   у   детей   младшего   возраста   недостаточно   развита   координация мелких   движений   руки   ­   практическая   работа   с   конструктором   для плоскостного   моделирования   «ТИКО»   способствует   ускорению   и гармонизации психофизиологического развития детей младшего дошкольного возраста. Дети учатся соединять детали конструктора различными способами, выполняют   практические   задания,   манипуляции,   которые   позволяют развивать основные сенсорные процессы. В   младших   и   средних   группах   рекомендуется   применять   следующие формы организации деятельности: ­ конструирование по образцу, ­ конструирование с опорой на схемы, ­ конструирование по собственному замыслу. В   дальнейшем   дети   учатся   выполнять   объемные   строительные конструкции   или   плоскостные   модели   по   предметно   ­   схематическим моделям,   и,   наоборот,   выполнять   графическое   изображение   объемной конструкции с использованием шаблонов.  Навыки   конструирования   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   с использованием «ТИКО» конструктора Знает:  основные строительные детали   основные приемы конструирования; основные цвета. Умеет:  изменять  постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину  соединять детали «ТИКО» конструктора,  обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Имеет представление:  о простейшем анализе созданных построек  о вариантах создания вариантов конструкций,  при добавлении других деталей. Таким   образом,  можно  сделать   вывод,  что  стоит,  как   можно   раньше начинать   развивать   в   детях   навыки   конструирования,   математическое мышление  и  любопытство   к  точным   наукам.  Инструктором  именно  такого развития   творческих   и   логических   способностей   детей   выступают практические   задания   с   «ТИКО»   конструктором   плоскостного моделирования.  Работа   с  ним   открывает   ребёнку   новый   мир   технического знания.   Дети   успешно   овладевают   основными   приёмами   умственной деятельности,   ориентируются   на   плоскости   и   в   пространстве,   общаются, работают   в  группе,  коллективе,   увлекаются   самостоятельным   техническим творчеством. Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие  мышления. Конструирование имеет большое  значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей   формируются   умения   целенаправленно   рассматривать   предметы, анализировать   их   (расчленять   на   части   и   находить   основные,   от   которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.