Типичные ошибки, затруднения, проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания.
Оценка 4.6

Типичные ошибки, затруднения, проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания.

Оценка 4.6
doc
18.07.2022
Типичные ошибки, затруднения,  проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания.
Типичные ошибки при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию.doc

Типичные ошибки, затруднения,

проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания.

 

 

В итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию особенно выражена практическая составляющая – проверяется комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Поэтому одним из наиболее востребованных в ОГЭ видом деятельности  является анализ текста,  как источника социальной информации. Во 2-ой части экзаменационной работы представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности, причем как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и на уровне ее анализа с прив­лечением контекстных знаний и рефлексии.

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – шесть заданий непосредственно связаны с подоб­ранным по определенным критериям текстом,  общим объемом порядка 200–250 слов.

В вкратце расскажу о типичных ошибках ребят в каждом из 6-ти заданий 2 части.

Так, в любом варианте КИМ задание 26 предполагает составление плана текста, где оценивается полнота, четкость, логическая последовательность представления содержания в пунктах плана.

План может быть составлен в назывной форме (он состоит из тезисов номинативного строя).

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту;

Тезисный план состоит из тезисов это кратко сформулированное основное положение абзаца текста.

Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником.

Они могут по  иному формулировать пункты плана, но не искажать сути основной идеи фрагмента, и выделять дополнительные смысловые блоки.  План может быть простым и сложным, но чтобы в дроблении текста присутствовала определенная логика. Корректность всех формулировок работы определяется экспертом.

Проверяется лояльно, 1 СЛАЙД

выделяем  и формулируем следующие смысловые фрагменты:

1) Смысл понятия «средний класс»;

2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;

3) Критерии выделения среднего класса;

4) Социальные функции среднего класса.

2 СЛАЙД

 

Это правильный ответ, выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия отражают основную идею текста (2 балла – простой план)

3 СЛАЙД

( СЛОЖНЫЙ ПЛАН) ГДЕ ИДЕТ ДРОБЛЕНИЕ, ДОПОЛНЕНИЕ 4 ПУНКТА. 2 БАЛЛА

4 СЛАЙД

ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ДРОБЛЕНИЕ , ФОРМУЛИРУЮТ ПО ДРУГОМУ, НО С СОХРАНЕНИЕМ ОСНОВНОЙ ИДЕИ (2 БАЛЛА)

5 СЛАЙД

 ЭТО НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ, НЕТ ФУНКЦИЙ СРЕДНЕГО КЛАССА (1 БАЛЛ)

6 СЛАЙД

 

 

Это неправильный ответ. Школьник возможно увидел основные смысловые фрагменты, но не смог сформулировать их основные идеи.

Ответ оценен 0 баллов.

ВЫВОД:  в среднем по заданию 26, ребята получают 1 балл

Задание 27  7 слайд

Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Должны быть названы следующие группы критериев:

1) объективные;

2) субъективное восприятие человеком своего положения

 

Правильно названы две группы критериев

2

Правильно названа только одна группа критериев

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

8 слайд

Это полный правильный ответ: приведены (из текста) две группы критериев (также приведены примеры каждой группы). Ответ оценен 2 баллами.

9 слайд

Комментарий. Это полный правильный ответ.

В отличие от предыдущей работы, в данном примере приведены (из текста) две группы критериев, без  указания примеров.

Ответ оценен 2 баллами.

10 слайд

 

 

Комментарий. Это неправильный ответ. Ученик не понял смысла задания.

Ответ оценен 0 баллами.

11 слайд

Комментарий. Данный ответ содержит ошибку: в п.2) объективным критерием названо субъективное восприятие человеком своего положения. При этом одна группа критериев (объективные) в п.1) названо верно. Ответ оценен 1 баллом.

12 слайд

Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп критериев, ограничиваясь неполным перечислением примеров. Ответ оценен 0 баллов.

Вывод:  в основном с 27 заданием справляются все, в среднем все 2 балл, находят нужную информацию в тексте

 28 задание  13 слайд

Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы следующие функции:

1) социальный стабилизатор;

2) экономический донор;

3) хранитель и распространитель ценностей культуры;

4) поставщик кадров чиновников и управленцев

 

Правильно названы четыре функции

2

Правильно названы две-три функции

1

Правильно названа только одна функция.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

14 слайд

Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.

Ответ оценен 2 баллами.

15 слайд

Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.

Ответ оценен 2 баллами.

16 слайд

Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно названы три функции. , хотя многое и написано чего лишнего, но это не ошибка. Ответ оценен 1 баллом.

17 слайд

Комментарий. Это неправильный ответ. Выпускник  не понял требование задания.

Ответ оценен 0 баллов.

18 слайд

Комментарий Правильно названа только одна функция (п 4). Ответ оценен 0 баллов.

19 слайд

ЗАДАНИЕ 29

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим:

1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

Могут быть приведены другие примеры

 

Правильно приведены три примера

3

Правильно приведены два примера

2

Правильно приведён только один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

20 слайд

Комментарий. Это правильный ответ. Все приведённые примеры иллюстрируют социальную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.

21 слайд

Комментарий. Это правильный полный ответ. Приведены три примера, иллюстрирующие социальную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.

22 слайд

Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно приведены один пример, иллюстрирующий социальную мобильность представителей среднего класса (п. 1); формулировка п. 2) не позволяет сделать вывода о социальной мобильности (мы не имеем право додумывать за ребенка, как написал , так написал). Ответ оценен в 1 балл

23 слайд

Комментарий. Это неправильный ответ. Примеры мобильности представителей среднего класса не приведены (общие фразы). Ответ оценен 0 баллов.

24 слайд

ЗАДАНИЕ 30

Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть высказаны такие предположения:

1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества;

2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе;

3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами.

Могут быть высказаны другие предположения

 

Выказаны два уместных предположения

2

Высказано одно уместное предположение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

25 слайд

Комментарий. Это правильный полный ответ: выказаны два уместных предположения

Ответ оценен 2 баллами.

26 слайд

Комментарий. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Ответ оценен 0 баллов.

ЗАДАНИЕ 31 27 слайд

В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте любые два вопроса, которые могут  проиллюстрировать эти дебаты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса?

2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности?

Могут быть сформулированы другие уместные вопросы

 

Сформулированы два уместных вопроса

2

Сформулирован один уместный вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

28 слайд

Комментарий. Это неправильный ответ. Сформулированные вопросы никак не отражают дебаты о критериях выделения среднего класса. Выпускник просто скопировал, материл предыдущих заданий. Ответ оценен 0 баллов.

Слайд 29

Комментарий.. Сформулирован  один  вопрос (п.2) (одинаковые). Ответ оценен 1 баллом.

30 слайд

 

Комментарий. Данный вопрос не является дискуссионным. Ответ оценен 0 баллов.

31 слайд

Комментарий. Сформулированы два уместных вопроса. Ответ оценен 2 баллами.

32 слайд

Комментарий.. Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уровень образования и доходов всего общества) относится к малореалистичным. Формулировка вопроса 2) не позволяет понять его смысла. Ответ оценен 0 баллов.

Вывод: 30, 31 задания выполняют плохо по причине того, что необходимо выпускникам самим формулировать и аргументировать собственную позицию, мнение, суждение по актуальным вопросам общественной жизни.

Конечно, существуют и проблемы у экспертов. Многие из них связаны со спецификой нашего предмета (невозможность во многих случаях однозначных оценок, суждений; наличие широкого спектра допустимых вариантов ответа).

Отдельные проблемы снимаются в ходе предварительных (до начала проверки работ выпускников) консультаций экспертов между собой, а также с председателем группы экспертов и достигнутых в результате договоренностей по общим подходам к проверке и оценке работ выпускников.


Типичные ошибки, затруднения, проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания

Типичные ошибки, затруднения, проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания

СЛАЙД ( СЛОЖНЫЙ ПЛАН) ГДЕ

СЛАЙД ( СЛОЖНЫЙ ПЛАН) ГДЕ

Должны быть названы следующие группы критериев : 1) объективные; 2) субъективное восприятие человеком своего положения

Должны быть названы следующие группы критериев : 1) объективные; 2) субъективное восприятие человеком своего положения

Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп критериев, ограничиваясь неполным перечислением примеров

Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп критериев, ограничиваясь неполным перечислением примеров

Комментарий. Это неполный правильный ответ

Комментарий. Это неполный правильный ответ

Комментарий. Это правильный ответ

Комментарий. Это правильный ответ

Комментарий. Это неправильный ответ

Комментарий. Это неправильный ответ

Ответ оценен 2 баллами. 26 слайд

Ответ оценен 2 баллами. 26 слайд

Комментарий. . Сформулирован один вопрос (п

Комментарий. . Сформулирован один вопрос (п

Комментарий. . Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уровень образования и доходов всего общества) относится к малореалистичным

Комментарий. . Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уровень образования и доходов всего общества) относится к малореалистичным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022