Типичные ошибки, затруднения,
проблемы в освоении учебного материала на уроках обществознания.
В итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию особенно выражена практическая составляющая – проверяется комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Поэтому одним из наиболее востребованных в ОГЭ видом деятельности является анализ текста, как источника социальной информации. Во 2-ой части экзаменационной работы представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности, причем как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и на уровне ее анализа с привлечением контекстных знаний и рефлексии.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом, общим объемом порядка 200–250 слов.
В вкратце расскажу о типичных ошибках ребят в каждом из 6-ти заданий 2 части.
Так, в любом варианте КИМ задание 26 предполагает составление плана текста, где оценивается полнота, четкость, логическая последовательность представления содержания в пунктах плана.
План может быть составлен в назывной форме (он состоит из тезисов номинативного строя).
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту;
Тезисный план состоит из тезисов это кратко сформулированное основное положение абзаца текста.
Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником.
Они могут по иному формулировать пункты плана, но не искажать сути основной идеи фрагмента, и выделять дополнительные смысловые блоки. План может быть простым и сложным, но чтобы в дроблении текста присутствовала определенная логика. Корректность всех формулировок работы определяется экспертом.
Проверяется лояльно, 1 СЛАЙД
выделяем и формулируем следующие смысловые фрагменты:
1) Смысл понятия «средний класс»;
2) Группы населения, относящиеся к среднему классу;
3) Критерии выделения среднего класса;
4) Социальные функции среднего класса.
2 СЛАЙД
Это правильный ответ, выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия отражают основную идею текста (2 балла – простой план)
3 СЛАЙД
( СЛОЖНЫЙ ПЛАН) ГДЕ ИДЕТ ДРОБЛЕНИЕ, ДОПОЛНЕНИЕ 4 ПУНКТА. 2 БАЛЛА
4 СЛАЙД
ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ДРОБЛЕНИЕ , ФОРМУЛИРУЮТ ПО ДРУГОМУ, НО С СОХРАНЕНИЕМ ОСНОВНОЙ ИДЕИ (2 БАЛЛА)
5 СЛАЙД
|
ЭТО НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ, НЕТ ФУНКЦИЙ СРЕДНЕГО КЛАССА (1 БАЛЛ)
6 СЛАЙД
Это неправильный ответ. Школьник возможно увидел основные смысловые фрагменты, но не смог сформулировать их основные идеи.
Ответ оценен 0 баллов.
ВЫВОД: в среднем по заданию 26, ребята получают 1 балл
Задание 27 7 слайд
Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Должны быть названы следующие группы критериев: 1) объективные; 2) субъективное восприятие человеком своего положения |
|
Правильно названы две группы критериев |
2 |
Правильно названа только одна группа критериев |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
8 слайд
Это полный правильный ответ: приведены (из текста) две группы критериев (также приведены примеры каждой группы). Ответ оценен 2 баллами.
9 слайд
|
Комментарий. Это полный правильный ответ.
В отличие от предыдущей работы, в данном примере приведены (из текста) две группы критериев, без указания примеров.
Ответ оценен 2 баллами.
10 слайд
Комментарий. Это неправильный ответ. Ученик не понял смысла задания.
Ответ оценен 0 баллами.
11 слайд
Комментарий. Данный ответ содержит ошибку: в п.2) объективным критерием названо субъективное восприятие человеком своего положения. При этом одна группа критериев (объективные) в п.1) названо верно. Ответ оценен 1 баллом.
12 слайд
Комментарий. Неправильный ответ, так как ученик не даёт названия двух групп критериев, ограничиваясь неполным перечислением примеров. Ответ оценен 0 баллов.
Вывод: в основном с 27 заданием справляются все, в среднем все 2 балл, находят нужную информацию в тексте
28 задание 13 слайд
Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие функции: 1) социальный стабилизатор; 2) экономический донор; 3) хранитель и распространитель ценностей культуры; 4) поставщик кадров чиновников и управленцев |
|
Правильно названы четыре функции |
2 |
Правильно названы две-три функции |
1 |
Правильно названа только одна функция. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
14 слайд
Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.
Ответ оценен 2 баллами.
15 слайд
Комментарий. Это полный правильный ответ. Правильно названы четыре функции.
Ответ оценен 2 баллами.
16 слайд
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно названы три функции. , хотя многое и написано чего лишнего, но это не ошибка. Ответ оценен 1 баллом.
17 слайд
|
Комментарий. Это неправильный ответ. Выпускник не понял требование задания.
Ответ оценен 0 баллов.
18 слайд
Комментарий Правильно названа только одна функция (п 4). Ответ оценен 0 баллов.
19 слайд
ЗАДАНИЕ 29
Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим: 1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну; 2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка; 3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники. Могут быть приведены другие примеры |
|
Правильно приведены три примера |
3 |
Правильно приведены два примера |
2 |
Правильно приведён только один пример |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
20 слайд
|
Комментарий. Это правильный ответ. Все приведённые примеры иллюстрируют социальную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.
21 слайд
Комментарий. Это правильный полный ответ. Приведены три примера, иллюстрирующие социальную мобильность представителей среднего класса. Ответ оценен 3 баллами.
22 слайд
Комментарий. Это неполный правильный ответ. Правильно приведены один пример, иллюстрирующий социальную мобильность представителей среднего класса (п. 1); формулировка п. 2) не позволяет сделать вывода о социальной мобильности (мы не имеем право додумывать за ребенка, как написал , так написал). Ответ оценен в 1 балл
23 слайд
|
Комментарий. Это неправильный ответ. Примеры мобильности представителей среднего класса не приведены (общие фразы). Ответ оценен 0 баллов.
24 слайд
ЗАДАНИЕ 30
Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть высказаны такие предположения: 1) представители среднего класса достаточно образованны, чтобы понимать значение гражданского общества; 2) представителям среднего класса необходимо защищать свою собственность и положение в обществе; 3) представители среднего класса много путешествуют, могут сравнивать жизнь в разных странах, хотят привнести лучшее, что достигнуто другими странами. Могут быть высказаны другие предположения |
|
Выказаны два уместных предположения |
2 |
Высказано одно уместное предположение |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
25 слайд
Комментарий. Это правильный полный ответ: выказаны два уместных предположения
Ответ оценен 2 баллами.
26 слайд
Комментарий. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Ответ оценен 0 баллов.
ЗАДАНИЕ 31 27 слайд
В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте любые два вопроса, которые могут проиллюстрировать эти дебаты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть сформулированы следующие вопросы: 1) может ли обеспеченный, но необразованный человек считаться представителем среднего класса? 2) что важнее: объективные показатели богатства и успеха или субъективное мнение о своей социальной принадлежности? Могут быть сформулированы другие уместные вопросы |
|
Сформулированы два уместных вопроса |
2 |
Сформулирован один уместный вопрос |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
28 слайд
Комментарий. Это неправильный ответ. Сформулированные вопросы никак не отражают дебаты о критериях выделения среднего класса. Выпускник просто скопировал, материл предыдущих заданий. Ответ оценен 0 баллов.
Слайд 29
Комментарий.. Сформулирован один вопрос (п.2) (одинаковые). Ответ оценен 1 баллом.
30 слайд
Комментарий. Данный вопрос не является дискуссионным. Ответ оценен 0 баллов.
31 слайд
Комментарий. Сформулированы два уместных вопроса. Ответ оценен 2 баллами.
32 слайд
Комментарий.. Вопрос 1) по сути некорректен, так как сама ситуация (одинаковый уровень образования и доходов всего общества) относится к малореалистичным. Формулировка вопроса 2) не позволяет понять его смысла. Ответ оценен 0 баллов.
Вывод: 30, 31 задания выполняют плохо по причине того, что необходимо выпускникам самим формулировать и аргументировать собственную позицию, мнение, суждение по актуальным вопросам общественной жизни.
Конечно, существуют и проблемы у экспертов. Многие из них связаны со спецификой нашего предмета (невозможность во многих случаях однозначных оценок, суждений; наличие широкого спектра допустимых вариантов ответа).
Отдельные проблемы снимаются в ходе предварительных (до начала проверки работ выпускников) консультаций экспертов между собой, а также с председателем группы экспертов и достигнутых в результате договоренностей по общим подходам к проверке и оценке работ выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.