Приложение 29
к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от «25» октября 2017 года № 545
Приложение 218-1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по учебному предмету «Краеведение» для
5-7 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. «Краеведение» – учебный интегрированный курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения), «География», «Музыка» и способствует изучению истории, природы, культуры родного края.
2. Целью курса является формирование знаний о географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в комплексе формирование и развитие родного края; воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к окружающей природе.
3. Задачи курса:
1) расширение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке;
2) формирование знаний об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории родного края с древности до наших дней;
3) расширение знаний о природных богатствах, об исторических памятниках и объектах культуры родного края;
4) расширение круга знаний о традиционных ремеслах, культурном и литературном наследии края и людях, являющихся гордостью региона;
5) воспитание чувства уважения к уникальности природы, истории и культуры родного края; ответственного отношения за ее сохранность.
4. Объем учебной нагрузки курса «Краеведение» составляет:
1) в 5 классе – 5 часов в учебном году;
2) в 6 классе – 7 часов в учебном году;
3) в 7 классе – 8 часов в учебном году. Всего – 20 часов.
5. Материал интегрированного курса «Краеведение» изучается в рамках учебных предметов «История Казахстана», «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения), «География», «Музыка» в 5-7 классах.
6. Распределение объема учебной нагрузки курса «Краеведение» по классам и предметам:
1) в 5 классе:
«История Казахстана» – 4 часа;
«Музыка» – 1 час;
2) в 6 классе:
«История Казахстана» – 4 часа;
«Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;
«Музыка» – 1 час;
3) в 7 классе:
«История Казахстана» – 4 часа;
«Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения) – 2 часа;
«География» – 2 часа.
7. Базовое содержание курса 5 класса:
1) «Легенды и сказания родного края»;
2) «Памятники истории вокруг нас»;
3) «Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны»;
4) «Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея)»;
5) «Симфония родного края».
8. Базовое содержание курса 6 класса:
1) «Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)»;
2) «Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края»;
3) «Одна страна – одна судьба (народы моего края)»;
4) «Живые свидетели Истории родного края»;
5) «Мой край родной в стихах и прозе»;
6) «Искусство краеведческих описаний»;
7) «Таланты родной земли».
9. Базовое содержание курса 7 класса:
1) «Туристские маршруты»;
2) «Неравнодушные сердца»;
3) «Летопись родного края»;
4) «История моей школы»;
5) «Родной край на страницах публицистики»;
6) «Электронная энциклопедия «Мой край родной»;
7) «Флора и фауна родного края»;
8) «Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных».
Глава 3. Система целей обучения
№ |
Предмет |
Темы |
Цели обучения |
5 класс |
|||
Обучающиеся должны: |
|||
1 |
История Казахстана |
Легенды и сказания родного края |
знать легенды и сказания о родном крае; и анализировать смысл и значение легенд и сказаний; осознавать значение исторического и культурного наследия прошлых поколений |
2 |
Памятники истории вокруг нас |
знать памятники своего края; понимать уникальность памятников истории родного края; передавать историю возникновения, объяснять значение каждого из важнейших памятников своего края |
|
3 |
Исторические личности края: бии, акыны, батыры и палуаны |
знать, какие бии, акыны, батыры и палуаны вошли в историю края; уметь доказывать, что эти герои не случайно вошли в историю |
|
4 |
Экспонаты заговорили (посещение краеведческого музея) |
понимать, что такое исторический экспонат; знать роль экспонатов в передаче исторического наследия; уметь объяснять, что означают конкретные экспонаты |
|
5 |
Музыка |
Симфония родного края
|
иметь представление об особенностях музыкального творчества в родном крае; иметь первоначальные навыки создания музыкальных каталогов на электронных носителях на основе коллективной работы – создания аудиокаталога «30 песен и мелодий моего края» |
6 класс |
|||
Обучающиеся должны: |
|||
6 |
История Казахстана |
Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях) |
знать, что значат названия местности, городов, рек, озер, гор; уметь объяснять историю появления этих названий |
7 |
Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края |
знать, какие ремесла являются традиционными для данного края; знать мастеров, внесших вклад в возрождение и развитие наследия традиционной художественной культуры края |
|
8 |
Одна страна – одна судьба (народы моего края) |
знать особенности формирования населения края; знать и с уважением воспринимать обычаи и традиции народов края |
|
9 |
Живые свидетели Истории родного края |
определять категории, по которым дифференцируются живые свидетели Истории: ветераны Великой отечественной войны, ветераны тыла, ветераны труда, воины-афганцы, целинники, почетные жители, заслуженные педагоги и врачи; знать о подвигах земляков – участников войны и тыла |
|
10 |
Казахская литература/ Казахский язык и литература |
Мой край родной в стихах и прозе
|
знать поэтические и прозаические произве дения, в которых описывается природа родного края, его история; знать творчество поэтов и писателей родного края, собирать данные об их творчестве и готовить презентации; читать наизусть одно стихотворное произведение, посвященное родному краю |
11 |
Искусство краеведческих описаний |
анализировать краеведческие описания с точки зрения информативности текста, его художественных, языковых особенностей; иметь первоначальные навыки написания прозаических отрывков в рамках краеведения |
|
12 |
Музыка |
Таланты родной земли |
уметь рассказывать о творчестве жырши-термеши, певцов и композиторов родного края |
7 класс |
|||
Обучающиеся должны: |
|||
13 |
История Казахстана |
Туристские маршруты |
иметь представление о том, что такое туристские маршруты; иметь первоначальные навыки разработки туристских маршрутов |
14 |
Неравнодушные сердца |
знать, что такое меценатство и спонсорство; уметь объяснять, что сделано конкретными людьми и что можно делать для поддержки своей малой родины |
|
15 |
Летопись родного края
|
определять основные исторические этапы развития края на основе источников; знать шежире родного края; уметь находить нужную информацию, связанную с родным краем (аул, район, город, область), в музеях, архивах, библиотеках, интернете; уметь составлять хронологию исторических событий |
|
16 |
История моей школы |
уметь находить нужную информацию из различных источников; уметь составлять вопросы для интервью и проводить его; уметь передавать историю своей школы |
|
17 |
Казахская литература/ Казахский язык и литература |
Родной край на страницах публицистики |
знать, какие газеты и журналы издаются в регионе; анализировать статьи и очерки о родном крае, о людях с точки зрения объективности, информативности, глубины содержания, выразительности, эмоционального воздействия |
18 |
Электронная энциклопедия «Мой край родной» |
знать, что такое энциклопедия; уметь подбирать материал для энциклопедии; определять направления краеведения; принимать участие в коллективной работе по составлению электронной энциклопедии по направлениям краеведения |
|
19 |
География |
Флора и фауна родного края |
знать растительный мир региона; знать, какие представители животного мира характерны для региона; знать, что такое Красная книга, и какие животные, обитающие в регионе, попали в Красную книгу |
20 |
Визитная карточка моего края: разработка краеведческой базы данных |
определять формы представления материала; разрабатывать информационные материалы различного формата, содержащие основные справочные сведения о крае; уметь компоновать материалы с целью оказания максимального эмоционального воздействия на читателя/слушателя |
10. Учебная программа вводится в действие с 2018-2019 учебного года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.