Типовые задания на развитие коммуникативных УУД.
Задание «Взаимопроверка»
Тема: «Вычисление произведений и частных».
Цель: создание условий для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, регулировать деятельность партнера.
Форма выполнения задания - работа со взаимопроверкой.
Найти значение выражений, обменяться тетрадями с соседом по парте, зеленой ручкой исправить ошибки, рассказать соседу, какое правило он не использовал.
22220:55 63000:28 20720:40
31108:44 252800:800 6363:21
Задание «Составь вопрос»
Тема. Как записывают и читают числа?
Цель: формирование умения выделять существенные признаки понятий по тексту, определять или описывать их.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: обучающиеся получают список понятий, о которых необходимо придумать вопросы, в ходе чтения текста учебника.
Список понятий по теме «Как записывают и читают числа?»: позиционная система, десятичная система, арабские цифры, цифры римской нумерации, классы в десятичной системе.
После того, как вопросы будут подготовлены, выбранные участники группы задают их другим группам, выбирая человека, который будет отвечать. Список понятий для групп может быть, как одинаковым, так и разным. Материал: карточки с понятиями.
Задание «Найди пару»
Тема. Пирамида
Цель: формирование умения находить определение понятия, заданное в неявном виде, при решении познавательной задачи планировать общение и работу с учебником в паре.
Форма выполнения задания: фронтальная работа, переходящая в работу в парах.
Описание задания: класс делится на две группы: первые получают карточку с названиями понятий: 1) пирамида, 2) основание пирамиды, 3) боковая грань пирамиды, 4) треугольная пирамида, 5) пирамида Хеопса.
Вторые – с определением, описанием или родовым понятием для данного:
1) многогранник;
2) многоугольник, противолежащий вершине;
3) треугольники, сходящиеся в одной вершине;
4) пирамида, все грани которой - треугольники;
5) гробница фараона в древнем Египте, имеющая форму четырехугольной пирамиды.
Ученики находят в учебнике объяснение «своего» понятия и идут искать пару.
Вдвоем по учебнику проверяют правильность своего выбора. С одним и тем же понятием могут работать 5-6 человек, тогда при проверке выполненного задания целесообразно установить, что было трудным, что помогло найти пару, чем описание понятия на карточке отличается от описания в тексте. В игре весь класс одновременно находится в движении, это требует проявления культуры поведения.
Материал: карточки с понятиями и их определениями по количеству обучающихся в классе.
Задание «Взаимный диктант»
Тема. Как записывают и читают числа?
Цель: формирование умения строить коммуникативное действие в паре, слушать друг друга, понимать деятельность другого.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: один из учеников выступает в роли учителя – диктует задание, другой в роли ученика пишет под диктовку.
Ученик, выступающий в роли учителя, получает карточку с ответами.
Работа может быть выполнена с чередование ролей.
Парам, работающим быстрее других, можно предложить выполнить под диктовку дополнительные задания, например, напиши число, например, триста девяносто восемь миллионов пятьдесят шесть.
Рядом запиши число, которое на две тысячи (тридцать две тысячи и др.) больше названного числа.
Материал: карточки с ответами, карточки с дополнительными заданиями.
Задание «Совместное составление опорной схемы»
Тема. Треугольники и их виды
Цель: формирование коммуникативных действий в выборе способа представления обобщенной информации об изученных видах треугольников, умения начать и сделать до конца одну работу вдвоем.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: после краткого введения в тему и объяснения, что такое опорная схема, ученики, сидящие за партой, получают задание: создать опорную схему по теме «Виды треугольников», используя готовые шаблоны треугольников и карточки с названиями видов.
Задача пары: составить и подписать свою схему так, чтобы она получилась запоминающейся, логически завершенной, показывала особенности элементов, взаимосвязь между видами треугольников, и представить еѐ. Материал: вырезанные из цветной бумаги шаблоны разных видов треугольников (могут отличаться размером, цветом) и карточки с названиями (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний), клей, листы А4 или А5.
Задание «Кто прав?»
Тема. Нахождение части от целого и целого по части
Цель: формирование умения договориться в паре и выбрать один из нескольких вариантов решения, обосновать выбор методом анализа условия и соотнесения со способом решения задач на дроби, умение принимать мнение партнера, показать ошибку, если она есть, методом подведения под правило, приведенное в учебнике.
Форма выполнения задания: работа в парах и группе. Описание задания: перед выполнением второго требования данной задачи: придумать задачу, решаемую этим же способом, но с другими величинами, ученики работают в парах.
Каждая пара получает карточки с выражениями, записанными к одной и той же задаче по изученным на уроке способам нахождения части от целого; целого по части.
Задание – найти верное выражение, обосновать с использованием правил-алгоритмов, приведенных в учебнике, объяснить друг другу.
При несовпадении ответов найти правильное решение с помощью правил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.