1. Разговорный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей); | Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми | Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь, | Эмоциональная выразительная разговорная лексика, |
2. Научный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Изложение научной информации; | Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них | Точность, логичность, доказательность; | Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей |
3. Официально-деловой стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Точная передача деловой информации; | Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение | Строгость; | Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными |
4. Публицистический стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Воздействие, агитация и пропаганда; | Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения | Призывность; | Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок; |
5. Стиль художественной литературы
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характерис-тика высказывания | Языковые средства |
Художественное воздействие (создание образа); | Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни; | Образность; | Сочетание особенностей различных стилей; |
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Рассуждение
Описание
Последовательные, сменяющие друг друга действия
Вопрос: что происходит?
Части речи: глагол
Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния
Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. | Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма. | Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. |
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) | Типичная композиция повествовательных текстов включает:1) завязку (начало событий);2) развитие действия;3) кульминацию;4) развязку (итог событий) | Разновидности повествования: 1) изобразительное;2) информативное |
ОПИСАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. | Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях | 1. Научное описание: |
Описание - это мир в покое (одна фотография) | Типичная композиция текстов-описаний включает:1) общее представление о предмете;2) отдельные признаки предмета;3) авторскую оценку, вывод, заключение | Разновидности описания:1) описание предмета, человека (его характеристика) | Какой он? |
2) описание места (интерьер, пейзаж) | Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) | ||
3) описание состояния окружающей среды | Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) | ||
4) описание состояния лица (человека) | Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
РАССУЖДЕНИЕ
Характеристика |
В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. |
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);3) вывод | Разновидности рассуждения: | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
| 2) рассуждение- объяснение | Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
| 3) рассуждение- размышление | Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст № 1
По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.
Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.
(И. А. Гончаров)
Текст № 2
Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.
Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст№ 3
Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.
(В.Колесов)
Текст № 4
Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый
вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.
Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
(И. С. Тургенев)
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.