Выбор стиля речи
зависит от
РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ,
т.е. от того
с кем мы говорим,
где мы говорим,
зачем мы говорим
1. Разговорный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Общение в неофициальной обстановке (в кругу семьи, друзей); | Обмен впечатлени-ями, мыслями с близкими или хорошо знакомыми людьми | Непринуждённая (без предварительного обдумывания и отбора языковых средств) речь, | Эмоциональная выразительная разговорная лексика, |
2. Научный стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Изложение научной информации; | Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений, разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них | Точность, логичность, доказательность; | Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния, глагольные формы множественного числа, деепричастия и причастия; прямой порядок слов, осложнённые простые предложения; вводные слова, указывающие на порядок оформления мыслей |
3. Официально-деловой стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Точная передача деловой информации; | Сообщение сведений, имеющих деловое информаци-онное значение | Строгость; | Использование штампов специальной деловой лексики; прямой порядок слов; преобладание существительных, в т.ч. отглагольных, глаголов в повелительном наклонении, производных предлогов , ПП и СП с обособленными членами, СПП с придаточными условия, присоединительными |
4. Публицистический стиль речи
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характеристика высказывания | Языковые средства |
Воздействие, агитация и пропаганда; | Передача информа-ции об актуаль-ных вопросах современ-ной жизни с целью воздейст-вия на людей, формиро-вание обще-ственного мнения | Призывность; | Использование различных лексических пластов, в т.ч. лексики общественно-политической и экспрессивно окрашенной, фразеологизмов, пословиц и поговорок; |
5. Стиль художественной литературы
Функция, сфера применения | Задачи речи | Характерис-тика высказывания | Языковые средства |
Художественное воздействие (создание образа); | Воздействие на читателя (слушателя) путём словесного художествен-ного изображения жизни; | Образность; | Сочетание особенностей различных стилей; |
ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
Рассуждение
Описание
Последовательные, сменяющие друг друга действия
Вопрос: что происходит?
Части речи: глагол
Одновременные признаки предмета, места, человека, состояния окружающей среды
Вопрос: какой?
Части речи: прилагательное, наречие, слова категории состояния
Рассуждать – значит ДОКАЗЫВАТЬ, говорить о причинах свойств, явлений.
Вопрос: почему?
Схема рассуждения:
тезис;
аргументы (доказательства + примеры);
вывод
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. | Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах художественной и публицистической литературы, как воспоминания, письма. | Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. |
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) | Типичная композиция повествовательных текстов включает:1) завязку (начало событий);2) развитие действия;3) кульминацию;4) развязку (итог событий) | Разновидности повествования: 1) изобразительное;2) информативное |
ОПИСАНИЕ
Характеристика | Сфера употребления | Примеры |
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. | Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях | 1. Научное описание: |
Описание - это мир в покое (одна фотография) | Типичная композиция текстов-описаний включает:1) общее представление о предмете;2) отдельные признаки предмета;3) авторскую оценку, вывод, заключение | Разновидности описания:1) описание предмета, человека (его характеристика) | Какой он? |
2) описание места (интерьер, пейзаж) | Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) | ||
3) описание состояния окружающей среды | Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) | ||
4) описание состояния лица (человека) | Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
РАССУЖДЕНИЕ
Характеристика |
В рассуждении устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т.к. цель его - убедить адресата в чем-либо. Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. |
Типичная композиция текстов-рассуждений включает:1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);3) вывод | Разновидности рассуждения: | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
| 2) рассуждение- объяснение | Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
| 3) рассуждение- размышление | Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст № 1
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Текст№ 3
Текст № 4
Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый
вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.
Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
(И. С. Тургенев)
Практическое задание на определение типа речи Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.