Урок в 5 классе Клешнева И.С.(2 часа)
Тема «Типы речи»
Тип урока: повторение и закрепление материала.
Вид урока: урок развития речи.
Сверхзадача: осознать ценность устной и письменной речи; формировать бережное отношение к слову.
Цель (планируемый результат): определять тип речи и доказывать свою точку зрения; составлять текст определенного типа речи.
Метапредметные:
формировать умение:
№ |
Этапы |
Содержание |
Формируемые УУД |
Формы взаимодействия |
Способы контроля |
I |
Мотивационный |
Психологическая минутка.
На доске надпись «ПОР». · Ребята, сейчас к нам на урок придут типы. Прослушайте шуточное приветствие от типов 10 класса и определите, о каких типах идет речь.
Просмотр видеоприветствия. В конце на паузу.
· Так о чем мы будем говорить на уроке?(о типах речи – ПОР) · Новая ли тема для нас? (нет) · Тогда что мы должны будем сегодня сделать на уроке? Напишите пять шагов, что делаем на уроке.
· В видеопослании ребята зашифровали еще одну информацию: о стилях речи. Какие стили речи представлены на стопкадре и почему? |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности. Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
II |
Мини-исследование
|
· Мы сегодня работаем в малых группах, в парах. · Напомним друг другу правила работы в малой группе. 1.Не перебивать. 2.Не кричать. 3.Не молчать. 4.Работать согласованно. 5.Уважать мнение другого.
· Перед вами отрывки из разных текстов. Прочитайте их. Текст 1 И.О. Дунаевский песню «Школьный вальс» написал в 1950 году. Однажды композитору пришло письмо от выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской. Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников.
Текст 2 Вальс - король танцев, бальный танец, основанный на плавном кружении парами. Это классическое искусство, основа парных танцев и самое популярное направление на планете Земля.
Текст 3 Вальс – самый известный танец в мире. Во-первых, благодаря доступности своих движений, невероятной легкости и плавности, но вальс вскружил головы людей еще в Средние века, и не теряет оборотов до сих пор. Во-вторых, вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. В-третьих, вальс изменил танцевальный мир. Выразительно и раскованно, лирично и душевно – это все о вальсе. Итак, вальс продолжает жить в сердцах миллионов людей.
Постановка проблемных вопросов: · Что объединяет данные тексты? Что общего у этих текстов? (Тема – о вальсе) · Чем отличаются данные тексты? (ПОР)
|
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.
|
Групповая работа |
Взаимооценка |
III |
Практическая работа |
Практическая работа на повторение с текстами, выводами и таблицей «Типы речи» в парах по рядам. Анализ.
· Тип речи каждого текста уже определен, выводы сделаны. Проанализируйте выводы, согласны вы с доказательствами или нет. Если не согласны, исправьте ошибки. Первый ряд анализирует 1 текст, второй ряд – второй текст, третий ряд – третий текст. Время на работу 5 минут.
Чтение текстов. Выступление обучающихся. |
Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
IV |
Моделирование ситуации |
· А сейчас попробуем сами создать тексы ПОР. · Давайте определимся, по каким критериям будем оценивать наши тексты. Объясните, почему?
1. Объем = 3-5-7-10 2. Яркость 3. Тема = О чем? 4. Тип речи = цель 5. Быстрота 6. Логика = композиция 7. Сплоченность 8. Правильность/выразительность речи
· Оставляем ли пятибальную систему?
· Вывод: проводить взаимооценку и самооценку – а это умение на каких уроках важно? |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Групповая работа |
Взаимооценка |
V |
Творческая работа |
· Составлять тексты мы будем по очень необычному тексту – по поликодовому тексту. Ваша задача – составить текст ПОР (3-5-7-10) по данному тексту и подсказки (3) к данному тексту. Работаем в парах. Время на работу 10 минут.
Просмотр видеоролика «Свободный стих». Составление текста и подсказок. Работа в парах. Выступление с текстами и подсказками и оценивание.
· Давайте перенесемся в 9 класс на УИС. Попробуем составить тексты по реальным заданиям экзамена в реальных условиях.
Темы для монолога с УИС. Подготовка 1 минута.
|
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.
|
Групповая работа |
Взаимооценка |
VI |
Самостоятельная работа |
Обучающиеся выполняют самостоятельную работу на определение типов речи. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Групповая работа |
Оценка учителя |
VII |
Рефлексия. |
Обучающиеся отвечают на вопрос:
· Как практически вы можете использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни? |
Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. |
Фронтальный опрос |
Самооценка |
VIII |
Домашнее задание |
Самооценка и взаимооценка по оценочному листу. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Самостоятельная парная/ индивидуальная работа |
Самооценка. Взаимооценка |
Типы речи
Типы речи – это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте (цель): рассказать, изобразить (описать) или доказать (объяснить) что-либо.
№ |
Общее основание для сравнения |
Повествование (рассказать) |
Описание (изобразить/описать) |
Рассуждение (объяснить или доказать) |
1. |
Прием фотографии |
Несколько фото – «комикс», фильм |
Одно фото, мир в покое |
Невозможно сфотографировать |
2. |
Вопрос к тексту |
Что происходит и с кем? |
Какой? |
Почему? |
3. |
Что в центре внимания |
События |
Человек, место, природа, окружающая среда, животное, растение и т.д. |
Мысли |
4. |
Внимание чему? |
Действиям |
Частям целого |
Доводам, примерам, аргументам |
5. |
Части речи, синтаксис |
Больше глаголов |
Больше прилагательных |
Разные части речи Вводные слова, сложные предложения |
6. |
Композиция |
I.Вступление - (герои, место, и время действия)-завязка-II.развитие действия-кульминация-III.заключение |
I. Общее представление о предмете II. Признаки предмета (родовидовая схема, выделение частей, описание свойств частей, сопоставление) III. Авторская оценка |
Тезис Аргументы/ Доказательства (примеры) Вывод
|
7. |
Формальные признаки |
Диалоги |
Тропы |
Вопросы (не в диалоге), союз НО |
Оценочный лист №1
Тема __________________________________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________________________
Планируемый предметный результат____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ |
Критерии оценивания |
ФИ |
||
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка эксперта |
||
1. |
Слушал и слышал товарищей, взрослых |
|
|
|
2. |
Задавал вопросы, отвечал на вопросы других, вступал в диалог, участвовал в коллективном обсуждении учебной проблемы |
|
|
|
3. |
Высказывал свое мнение, приводил аргументы, отстаивал свое мнение |
|
|
|
4. |
Выступал перед аудиторией |
|
|
|
5. |
Уважительно относился к партнерам по группе/коллективу; оказывал помощь |
|
|
|
6. |
Вносил предложения по организации работы группы |
|
|
|
7. |
Сотрудничал с другими для достижения цели |
|
|
|
8. |
Строил монологическое высказывание |
|
|
|
9. |
Соблюдал правила речевого этикета |
|
|
|
10. |
Говорил грамотно, без ошибок |
|
|
|
11. |
Итого |
|
|
|
2 балла – показатель проявляется постоянно/хорошо умею
1 балл – показатель проявляется периодически/ частично умею
0 баллов – показатель не проявляется/ не умею
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.