Типы речи

  • docx
  • 18.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Типы речи.docx

Урок  в 5 классе Клешнева И.С.(2 часа)

Тема «Типы речи»

Тип урока: повторение и закрепление материала.

Вид урока: урок развития речи.

Сверхзадача: осознать ценность устной и письменной речи; формировать бережное отношение к слову.

Цель (планируемый результат): определять тип речи и доказывать свою точку зрения; составлять текст определенного типа речи.

Метапредметные:

формировать умение:

  • организовывать учебное сотрудничество;
  • работать индивидуально и в группе;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике);
  • публично выступать;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации.

 

Этапы

Содержание

Формируемые УУД

Формы взаимодействия

Способы контроля

I

Мотивационный

Психологическая минутка.

 

На доске надпись «ПОР».

·         Ребята, сейчас к нам на урок придут типы. Прослушайте шуточное приветствие от типов 10 класса и определите, о каких типах идет речь.

 

Просмотр видеоприветствия. В конце на паузу.

 

·         Так о чем мы будем говорить на уроке?(о типах речи – ПОР)

·         Новая ли тема для нас? (нет)

·         Тогда что мы должны будем сегодня сделать на уроке?

Напишите пять шагов, что делаем на уроке.

 

·         В видеопослании ребята зашифровали еще одну информацию: о стилях речи. Какие стили речи представлены на стопкадре и почему?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности.

Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности.

Фронтальный опрос

Самооценка

II

Мини-исследование

 

 

·         Мы сегодня работаем в малых группах, в парах.

·         Напомним друг другу правила работы в малой группе.

1.Не перебивать.

2.Не кричать.

3.Не молчать.

4.Работать согласованно.

5.Уважать мнение другого.

 

·         Перед вами отрывки из разных текстов. Прочитайте их.

Текст 1

И.О. Дунаевский песню «Школьный вальс» написал в 1950 году. Однажды композитору пришло письмо от выпускницы воронежской школы.

Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице.  Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников.

 

Текст 2

Вальс - король танцев, бальный танец, основанный на плавном кружении парами. Это классическое  искусство, основа парных танцев и самое популярное направление на планете Земля.

 

Текст 3

Вальс – самый известный танец в мире.

Во-первых, благодаря доступности своих движений, невероятной легкости и плавности, но вальс вскружил головы  людей еще в Средние века, и не теряет оборотов до сих пор.

Во-вторых, вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе.

В-третьих, вальс изменил танцевальный мир. Выразительно и раскованно, лирично и душевно – это все о вальсе.

Итак, вальс продолжает жить в сердцах миллионов людей.

 

 

Постановка проблемных вопросов:

·         Что объединяет данные тексты? Что общего у этих текстов? (Тема – о вальсе)

·         Чем отличаются данные тексты? (ПОР)

 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

 

Групповая работа

Взаимооценка

III

Практическая работа

 

Практическая работа на повторение с текстами, выводами и  таблицей «Типы речи»  в парах по рядам.  Анализ.  

 

·         Тип речи каждого текста уже определен, выводы сделаны. Проанализируйте выводы, согласны вы с доказательствами или нет. Если не согласны, исправьте ошибки. Первый ряд анализирует 1 текст, второй ряд – второй текст, третий ряд – третий текст. Время на работу 5 минут.

 

Чтение текстов. Выступление обучающихся.

Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Фронтальный опрос

Самооценка

IV

Моделирование ситуации

   

·         А сейчас попробуем сами создать тексы ПОР.

·         Давайте определимся, по каким критериям будем оценивать наши тексты. Объясните, почему?

 

1.      Объем = 3-5-7-10

2.      Яркость

3.      Тема = О чем?

4.      Тип речи = цель 

5.      Быстрота

6.      Логика = композиция

7.      Сплоченность

8.      Правильность/выразительность речи

 

·         Оставляем ли пятибальную систему?

 

·         Вывод: проводить взаимооценку и самооценку – а это умение на каких уроках важно?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Групповая работа

Взаимооценка

V

Творческая работа

·         Составлять тексты мы будем по очень необычному тексту – по поликодовому тексту. Ваша задача – составить текст ПОР (3-5-7-10) по данному тексту и подсказки (3) к данному тексту. Работаем в парах. Время на работу 10 минут.

 

Просмотр видеоролика «Свободный стих».

Составление текста и подсказок. Работа в парах.

Выступление с текстами и подсказками и оценивание.

 

 

·         Давайте перенесемся в 9 класс на УИС. Попробуем составить тексты по реальным заданиям  экзамена в реальных условиях.

 

Темы для монолога с УИС. Подготовка 1 минута.

 

 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

 

Групповая работа

Взаимооценка

VI

Самостоятельная работа

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу на определение типов речи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Групповая работа

Оценка учителя

VII

 Рефлексия.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

 

·         Как практически вы можете использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни?

Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Фронтальный опрос

Самооценка

VIII

Домашнее задание

 Самооценка и взаимооценка по оценочному листу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку.

Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Самостоятельная парная/ индивидуальная работа

Самооценка.

Взаимооценка

 

 

 

 

 


 

Типы речи

Типы речи – это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте (цель): рассказать, изобразить (описать) или доказать (объяснить) что-либо.

Общее основание для сравнения

Повествование (рассказать)

Описание (изобразить/описать)

Рассуждение (объяснить или доказать)

1.       

Прием фотографии

Несколько фото – «комикс», фильм

Одно фото, мир в покое

Невозможно сфотографировать

2.       

Вопрос к тексту

Что происходит и с кем?

Какой?

Почему?

3.       

Что в центре внимания

События

Человек, место, природа, окружающая среда, животное, растение и т.д.

Мысли

4.       

Внимание чему?

Действиям

Частям целого

Доводам, примерам, аргументам

5.       

Части речи, синтаксис

Больше глаголов

Больше прилагательных

Разные части речи

Вводные слова, сложные предложения

6.       

Композиция

I.Вступление - (герои, место, и время действия)-завязка-II.развитие действия-кульминация-III.заключение

I. Общее представление о предмете

II. Признаки предмета (родовидовая схема, выделение частей, описание свойств частей, сопоставление)

III. Авторская оценка

Тезис

Аргументы/

Доказательства

(примеры)

Вывод

 

7.       

Формальные признаки

Диалоги

Тропы

Вопросы (не в диалоге), союз НО

 

Оценочный лист №1

Тема __________________________________________________________________________________

Дата __________________________________________________________________________________

Планируемый предметный результат____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерии оценивания

ФИ

Самооценка

Оценка группы

Оценка эксперта

1.       

Слушал и слышал товарищей, взрослых

 

 

 

2.       

Задавал вопросы, отвечал на вопросы других, вступал в диалог, участвовал  в коллективном обсуждении учебной проблемы

 

 

 

3.       

Высказывал свое мнение, приводил аргументы, отстаивал свое мнение

 

 

 

4.       

Выступал перед аудиторией

 

 

 

5.       

Уважительно относился к партнерам по группе/коллективу; оказывал помощь

 

 

 

6.       

Вносил предложения по организации работы группы

 

 

 

7.       

Сотрудничал с другими для достижения цели

 

 

 

8.       

Строил монологическое высказывание

 

 

 

9.       

Соблюдал правила речевого этикета

 

 

 

10.   

Говорил грамотно, без ошибок

 

 

 

11.   

Итого

 

 

 

 

2 балла – показатель проявляется постоянно/хорошо умею

1 балл – показатель проявляется периодически/ частично умею

0 баллов – показатель не проявляется/ не умею

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru