Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

  • docx
  • 13.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Русский язык». Класс – 4 «Б». Составлена: Алимамедовой Т.Д..,учителем МОАУ СОШ № 72 г. Оренбурга

УМК «Перспектива»

Учебник

Тема урока

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Тип урока

Закрепление изученного материала.

Дата урока

16.02.2022

Цели урока

Учить распознавать повествовательный, описательный тесты и текст-рассуждение.

Формы и методы обучения

 

Основные термины и понятия

Текст, тема текста, основная мысль текста, типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться)

Ученик научится (БУ):

Знания:

применять приобретенные знания в повседневной жизни Умения:

составлять                   текст-повествования, текст-описания,                    текст- рассуждения

Ученик                     получит возможность научиться (ПУ):различать       текст-

повествование,           текст-описание,текст- рассуждение;отличать текст                                     от наборане связанных друг с другом предложений; анализировать текст  с нарушенным порядком предложений и

восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания        рисунка); составлять                                  небольшие монологические высказывания                   по результатам наблюдений

за фактами и явлениями языка.

 

 

Регулятивные УУД

-           постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала

Познавательные УУД

-                      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- осознания личной заинтересованности в получении знаний и выполнения заданий по русскому языку;

-       формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, ФГ

Организационный этап

-   Ребята, пусть сегодня урок принесет нам радость общения. Желаю вам за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше.

 Хочу начать наш урок с притчи. Послушайте ее внимательно!

Какой путь выбрать?

Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру: 

— Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым... 

— А много ли ты продаешь? 

— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.

— И давно у тебя это безразличие к результату? 

— Около года.  Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом...

— Тебе не было нужды приходить и сейчас:  ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.

 

- О чем эта притча? ( о профессиях)

- Что это за слово? (словарное)

-Учащиеся отвечают на вопросы

 

Минутка чистописания. Словарная работа.

10 мин.

 

-    Первая буква этого слова приглашает Вас на минутку чистописания. (Пп)

-    Запишите в своих тетрадях число, классная работа.

-    Запишите это словарное слово, поработайте с ним и запомните его написание.

-   Каждый составьте и запишите свое предложение со словарным словом, словом профессия.

- Какие профессии вы знаете? А каким профессиям нужно хорошо владеть русским языком?

- Кто такой журналист? Где он работает? (в редакции журнала)

- Предлагаю Вам побыть сегодня в редакции журнала и попробовать на себе профессии людей, которые там работают!

- Какие профессии можно встретить в редакции журнала? (журналист, редактор, корректор, иллюстратор)

- Кто такой корректор?

- У Вас на столах лежат карточки со словарными словами, сейчас вы каждый проверите, умеете ли вы находить чужие ошибки. Попробуем себя в роли корректора!

- Работа в парах! Прочитайте словарные слова и в каждой строке найдите ошибку! Правильные буквы впишите в колонку слева! У вас 1 минута.

 

портфель, шеснадцать

 

лесица, корабль

 

апетит, животное

 

машина, ножници

 

 

аллея, фудбол

 

телевизор, фивраль

 

билет, вогзал

 

здезь, ананас

 

сосед, косдёр

 

берёза, быстра

 

фторник, суббота,

 

Оцените свою работу. У кого так, как на экране - зелёный цвет кружка, кто допустил ошибку (ошибки) красный цвет.

Для того чтобы узнать тему нашего урока. Прочитайте то,что у вас получилось. (типы текстов)

 

-Ребята, а связана ли наша тема урока с типами текста? Нужно ли журналистам знать это?

 

-    (Учащиеся пишут букву П).

 

-    (Учащиеся ставят ударение в слове, подчеркивают безударный гласный в корне слова, подбирают однокоренные слова, слова - антонимы, слова - синонимы к изучаемому словарному слову).

 

 

Актуализация  знаний

- Какую цель может поставить каждый перед собой на сегодняшний урок, исходя из темы урока? (Узнаем о типах текстов и их особенностях).

 

-   На доске прикреплены карточки-помощницы. Как Вы думаете, что они означают исходя из темы нашего урока? (задачи) Расположите эти карточки в определенном порядке.

Вспомним            Составим              Закрепим ?

 

давайте составим план нашей работы на уроке. Для этого нам помогут вышеназванные карточки-помощницы. Что можно вспомнить, узнать, составить, закрепить, зная тему урока?

ВСПОМНИМ что такое текст, какие типы текстов существуют в русском языке

СОСТАВИМ – карту-помощницу по теме урока

ЗАКРЕПИМ правила написания различных типов текстов.

 

Продолжим работу нашего журнала!

Предлагаю вам поработать в группах! Перед вами 3 текста! Ваша задача прочитать их и сказать, что вы думаете об этих текстах (1 текст деформированный, 2 текст из 2х абзацев с набором слов, 3 текст является текстом)

 

Повторили признаки текста.

Следующее задание 3 текста об одном животном (описание, рассуждение, повествование )

 

А в каких журналах мы можем встретить статьи о животных?

 

Сейчас все чаще люди получают инф. Из интернета, а раньше были интересные журналы. (мурзилка, юный натуралист)

 

Как вы думаете редакцией какого из этих журнала мы будем? На основе прочитанных текстов. (юный натуралист)

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

- Давайте подведем итог нашего урока с помощью игры «Молчанка». Отвечать на вопросы необходимо только при помощи сигнальных карточек «+» и «-»:

1.   Текст состоит из предложений.

2.   К тексту нельзя придумать заглавие.

3.   Все предложения в тексте имеют законченную мысль.

4.   В тексте предложения определенной последовательности не имеют.

5.   В тексте обязательно должно о чем- то или о ком- то говориться.

Текст можно разделить на части.

7.   Каждую часть текста необходимо записывать с красной строки.

8.   Существует 2 типа текстов.

9.     Существуют текст - повествование, текст - описание и текст

рассуждение.

-  Предлагаю оценить свою работу.

(Правильные ответы на вопросы: +, -, +, -,   +, +, +,   -, +)

А как Вы считаете, почему в речи мы пользуемся разными видами (типами) текстов и на сколько, важно использование в речи таких текстов? (Ответы учащихся)

 

 

Домашнее задание

-       Запишите домашнее задание.

-        

Урок окончен. Всем спасибо за работу!

 

 

Этапы урока в зависимости от типа урока изменяются