В работе представлены психологические детерминанты отставания в учении и причины школьных неудач а так же взаимосвязь здоровья и образования. Приведены средства для устранения причин неудач. Отсутствие интереса к учебе и что с этим делать педагогу? Обзор литературы для педагогов по работе с отстающими детьми на разных уровнях.
неуспевающие.ppt
Типы неуспевающих учащихся.
Типы неуспевающих учащихся.
Психологические детерминанты
отставания в учении
Чернова Н Н учитель
истории и
обществознания МКОУ
КСШ
Типы неуспевающих учащихся.
Психологические детерминанты отставания в учении
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям
школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения,
счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под
которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих
требованиям школы, общества. Педагогически запущенные часто бросают школу,
пополняют группы риска.
Неуспеваемость – это комплексная проблема, имеющая дидактический,
методический, психологический, медицинский и социальнопедагогический аспекты.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют
две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Внешними причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Внутренними причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Типы неуспевающих учащихся.
Три группы причин школьных неудач.
1. Социальноэкономические – материальная необеспеченность семьи,
общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая
безграмотность родителей.
2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности,
способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а
способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе
задатков.
3. Педагогические причины. Обучение, работа учителя – решающий фактор
в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям,
дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и
требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.
Более конкретные причины неудач в учебе: жесткая, унифицированная
система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не
удовлетворяющее потребности детей; единообразие, стереотипность в
методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций
в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного
контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм,
натаскивание, ориентация на зубрежку.
Типы неуспевающих учащихся.
Ранняя и поздняя неуспеваемость
Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1ом классе.
Причины отставания в учении в это время разнообразны:
1) педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед
поступлением в школу );
2) психологическая неготовность к обучению ( в 80% случаев сочетается с педагогической
запущенностью);
3) низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);
4) нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат
всего, что говорит учитель);
5) недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по
образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).
Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. При переходе начальной школы в
среднее звено качество знаний снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа,
учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше,
резко снижают уровень успеваемости.
Это, вопервых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих
одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда,
приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене
требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной
школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной
мотивации. Ребенок перестает учиться.
Вовторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста,
переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к
неуспеваемости бывших троечников.
Втретьих, часто бывают случаи, что учеба запускается изза того, что большую часть времени
учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Типы неуспевающих учащихся.
Классификация причин
неуспеваемости
Причины неуспеваемости учащихся условно объединяют в следующие группы:
1.Соматические и физические:
общая ослабленность организма, хронические заболевания.
2.Нейрофизиологические:
слабый тип высшей нервной деятельности,
нарушения зрения, слуха, артикуляции,
микропоражения коры головного мозга.
3.Психологические:
несформированность мотивов учебной деятельности,
нарушение в эмоциональноволевой сфере,
низкий уровень развития познавательных способностей,
трудности усвоения учебного материала;
неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной деятельности.
4.Педагогические:
низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося,
пропуски занятий,
отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся,
недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании
учебного процесса,
недостаток заботы и любви родителей.
Типы неуспевающих учащихся.
Соматические и
физические
причины
Число новорожденных детей с недостатками
развития и неблагополучным состоянием здоровья
среди новорожденных составляет 85 процентов.
Сокращается число здоровых дошкольников,
поступающих в школу; свыше 20% детей 6,5—7 лет —
обнаруживает дефицит массы тела;
50% — хронические заболевания, а признаки
функциональной незрелости ЦНС встречаются от
50ти до 70ти процентов.
Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60
процентов относятся к категории риска школьной,
соматической и психофизической дизадаптации.
Из них около 35 процентов обнаруживают
расстройства нервнопсихической сферы еще в
младшей группе детского сада.
Типы неуспевающих учащихся.
За последние 20 лет число учащихся
начальной школы, не справляющихся с
требованиями
учебной программы, возросло в 4 раза,
достигнув 40 и более процентов от числа детей
этой возрастной группы.
Число больных среди учащихся школ за время
обучения с первого по десятый класс
увеличивается в пять раз.
У большинства российских школьников
обнаруживаются различные формы
отклонений психофизиологического развития,
а также соматических, психосоматических и
нервнопсихических расстройств, тогда как
абсолютно здоровые не превышают 10—14% от
общего числа учащихся.
Типы неуспевающих учащихся.
Проблемы взаимосвязи здоровья и
образования
численность детей, приходящих в школы, продолжает
оставаться низкой, а их психофизические и социально
психологические характеристики ухудшаются;
более половины дошкольников обнаруживают признаки
недоразвития базовых психических функций, необходимых для
усвоения чтения, письма счета, в то время как их направляют
в первый класс в 6—6,5 лет;
повсеместно упразднены и сокращены классы компенсации и
коррекционноразвивающего обучения, а обучавшиеся в них
дети, в том числе с наиболее стойкими — церебральными
формами ЗПР, переведены в типовые классы;
в общеобразовательной школе детей с различными степенями
умственной отсталости попрежнему пытаются обучать по
унифицированной программе, тем самым, нарушая, с одной
стороны, право ребенка на соразмерное его индивидуальным
возможностям образование, с другой, — способствуя росту
численности детей «группы риска» относительно
возникновения у них психосоматических расстройств,
социальноличностных девиаций и криминального поведения;
если в начальной школе более трети учащихся фактически не
справляются с требованиями учебной программы, то среди
выпускников основной школы, лишь половина соответствует
требованиям общегосударственного стандарта.
Типы неуспевающих учащихся.
Нейрофизиологические причины
Природные особенности ребенка, неадекватное использование ребенком своих индивидуально
типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Среди основных свойств нервной системы выделяют силу и подвижность как наиболее исследованные и
заметно влияющие на обучение особенности человека.
Сила н/с характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям.
Человек со слабой н/с, отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к
сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
Другое свойство н/с – подвижность – определяется скоростными характеристиками основных нервных
процессов – возбуждение и торможение. Подвижной н/с, противостоит инертная. Человека с инертной н/с
характеризует замедленное протекание нервных процессов.
Индивидуальный подход означает, что учитель ориентируется на индивидуальнопсихологические
особенности ученика, строит обучение с учетом эти особенностей.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся со слабой н/с:
1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет
работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального нервнопсихического напряжения, самостоятельная,
контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (для
«слабого» благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного);
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно; 6) работа в ситуации, требующей
отвлечения; 7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного
вида работы на другой; 8) работа в шумной, неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем;
10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда требуется усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.
Типы неуспевающих учащихся.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся с инертной н/с:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам
решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность
вопросов, обращенных к классу;
3) когда время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответы или вопросы другого учащегося);
5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Преимущества инертных учащихся:
1) могут работать, долго не отвлекаясь; у них отмечается высокая степень самостоятельности при
выполнении заданий;
2) медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение; у них наблюдается склонность
к однообразной работе, они также успешно справляются с монотонной работой на протяжении
долгого времени;
3) когда требуется полностью выслушать объяснение учителя, а затем начинать выполнять
задание, инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать это
требование;
4) в работе на сообразительность инертные ученики принимают активное участие в том случае,
если им дается достаточное время для обдумывания; кроме того, они активны в работе по
изученному материалу;
5) если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность,
инертные способны быстро выполнять задания; высокой скорости они достигают за счет
специальной организации деятельности (например, продуманного расположения чертежей,
отсутствия отвлечения на общение с учителем, соседом по парте).
Типы неуспевающих учащихся.
Психологические причины
1. Несформированность мотивации учения.
Успешность учения во многом зависит от мотивации учения,
от того личностного смысла, который учение имеет для
ребенка. В младшем школьном возрасте
любознательность, непосредственный интерес к
окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить
общественно значимую деятельность – с другой, определяют
положительное отношение к учебе и связанные с этим
эмоциональные переживания по поводу полученных оценок.
Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше
внимания. В подавляющем большинстве они относятся к
учебе равнодушно, и успеваемость в классах обычно
снижается.
Учащимся старших классов свойственно
дифференцированное отношение к учебным предметам в
зависимости от их профессиональных предпочтений,
намерений. Отсутствие познавательной мотивации учения
часто ведет к стойкой неуспеваемости, которая выступает
причиной отклонений в поведении
Усилия учителей должны быть направлены на
формирование устойчивой мотивации
достижения успеха, с одной стороны,
и развитие учебных интересов – с другой.
Типы неуспевающих учащихся.
.
2.Недостаточная сформированность
основных психических процессов
(мышления, памяти, внимания)
Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. По некоторым
источникам, слабость развития речи – одна из существенных причин неуспеваемости детей
в начальной школе. Школьное обучение требует от ребенка умения абстрагировать и
обобщать, а это дается с трудом. Нелегко учащимся выделить основное, существенное,
отбросить несущественное. Усваивая понятия, дети не различают существенные и
несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить как те, так и другие.
Поэтому новое понятие оказывается слабо связанным в памяти с другим понятием
смысловым отношением. Эти особенности мыслительной деятельности детей создают
неблагоприятные условия для усвоения знаний.
Другая особенность детского мышления – неумение рассматривать предмет или ситуацию
с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения
задачи данными, неумение одновременно выполнять все требуемые правила, действия.
Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводит иногда к отказу от
активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные
приемы и способы выполнения учебных заданий: механическое заучивание материала без
его понимания; выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое
нибудь задание раньше; при устном ответе пользуются подсказкой; стараются списать у
товарищей.
Интеллектуальная пассивность – неумение и нежелание активно мыслить – является
следствием неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение
жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым
интеллектуальным навыкам и умениям.
Типы неуспевающих учащихся.
Есть ученики, про которых говорят: «Он не умеет
3. Несформированность навыков и
способов учебной работы.
учиться». Такие ученики пользуются способами работы,
которые малоэффективныи требуют затраты лишнего
времени и труда. Также у них есть трудности в
организации времени и пространства для учебной
работы.
Учебная деятельность, как и всякая другая, требует
владения определенными навыками и приемами. Если
не обучать ребенка специально необходимым навыкам и
приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не
всегда это будут правильные и эффективные навыки и
приемы.
К числу наиболее распространенных неправильных и
малоэффективных способов учебной работы можно
отнести такие, как заучивание без предварительной
логической обработки материала, выполнение
различных упражнений без предварительного усвоения
соответствующих правил, недостатки контролирующей
деятельности. Если специально не обратить внимание
на неправильные навыки и приемы учебной работы, они
могут закрепиться и привести к стойкому отставанию
школьника в учебе.
Типы неуспевающих учащихся.
4. Нарушения
эмоциональноволевой сферы
Учение, как и любая трудовая деятельность, не
может строиться только на легком и интересном
материале.
Учение предполагает затраты времени и сил, а
значит , проявление упорства, настойчивости и
умения преодолевать препятствия. Таким образом,
на наш взгляд, о неумении трудиться можно говорить
как о недостаточности проявления волевых
усилий при обучении в школе. Работа с
трудностями учения, которые связаны с
формированием мотивационноволевой сферы
ребенка: Управление поведением состоит из четырех
этапов: 1) самодетерминация (мотивация); 2)
самоинициация и самоторможение; 3) самоконтроль
за действием и состоянием; 4) самомобилизация и
самостимуляция.
Неумение трудиться можно связать также с
нарушением процесса передачи ответственности
ребенку и ее принятия им. Как правило, такие дети в
процессе жизни не имеют обязанностей, доступных
их возрасту. Следовательно, работу с этими детьми
можно строить через работу с проблемой
ответственности и самостоятельности.
Типы неуспевающих учащихся.
Процесс обучения становится привлекательным и
5. Отсутствие учебных и
познавательных интересов
эмоционально приятным, если у ученика есть личный
интерес к изучаемому предмету/ Интерес также влияет на
качество усвоения знаний. Наличие интереса способствует
тому, что ученик усваивает знания не формально, а
связывает их с предыдущим материалом и своим жизненным
опытом. Такие знания являются достоянием ученика, частью
его жизни
Несмотря на признание учителями важности интереса, этот
фактор часто игнорируется, поскольку задача приобретения
знаний, умений и навыков заслоняет собой задачу
поддержания и развития естественного для любого
человека интереса к новому. К сожалению, в процессе
обучения в школе часто происходит подавление
познавательных потребностей ребенка, на которых можно
было бы строить развитие его интереса к тому или иному
предмету.
Под познавательным интересом понимается относительно
устойчивое стремление личности проникать в сущность
явлений и овладевать способами добывания новых знаний. В
отличие от других интересов, познавательные интересы
ориентированы не только на потребление информации, но и
на ее переработку и добывание
Типы неуспевающих учащихся.
Средства для устранения дидактических
причин неуспеваемости
Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том
числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических
технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.
Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно
воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов
обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с
учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в
дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде
таблиц по видам допущенных ошибок.
Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной
школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания, преимущества
которых в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с
подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные
учителя, посещение занятий обязательно.
Воспитательное воздействие – с неуспевающими учениками должна вестись
индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с
семьей школьника.
Типы неуспевающих учащихся.
Литература для педагога по работе с
неуспевающими учащимися
Типы неуспевающих учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.