Этот раздаточный материал, составленный мною, является подспорьем для учащихся 5 класса, которые только начинают постигать при работе со связным текстом разные виды типов речи. Повседневная работа с этим материалом отрабатывает умения и навыки распознавать каждый тип речи и создавать тексты самостоятельно.
tipy_rechi.1.doc
ТИП РЕЧИ - способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: 1)статически
изобразить действительность, описать ее; 2)динамически отразить действительность, рассказать о ней; 3)
отразить причинно-следственные связи явлений действительности.
Описание(одно фото: мир в покое)
Вопрос к тексту: какой?
Описание это тип речи, при помощи
которого изображаются какиелибо
явления действительности путем
перечисления и раскрытия его
основных признаков.
При помощи этого типа речи
описываются признаки предметов,
явлений, человека, животных.
Повествование(киносъёмка: мир в
движении)
Вопрос к тексту: что произошло?
Повествование это тип речи, при помощи
которого описываются события в их
временной последовательности.
Повествовательный текст бывает в форме
разговорного и художественного стилей.
Художественный повествовательный текст
строится по определенной композиционной
схеме:
экспозиция(обстановка перед началом
действия),
завязка(событие, с которого начинается
действие),
развитие действия
разнообразие действий),
кульминация
действия),
развязка
(наивысшая точка развития
(чем всё закончилось).
( последовательность,
Рассуждение(нет фото: мысли о
мире, а не сам мир)
Вопрос к тексту: почему?
Рассуждение это тип речи, при помощи
которого излагается, разъясняется,
отрицается или подтверждается какая
либо мысль.
В текстерассуждении обычно выделяют
три части:
Тезис (утверждение);
Аргументация (доказательство);
Вывод.
Волшебная палочка – чудо блестящее,
Новая, яркая и настоящая,
С ней легче исполнить любое желание.
Такой текст назовём ____________
Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути.
Из школы шла она после собрания.
Такой текст назовём мы________________
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдёте в тексте типа _________________ Фамилия, имя учащегося:
класс
Практическая работа по теме: «Типы речи».
Задание1. Распределите(запишите) заголовки текстов в
соответствии с типами речи.
1. Зимний сад. 2. Как я однажды ловил рыбу. 3. Почему мы
любим зиму? 4. Что случилось в классе? 4. Как мы
дежурили. 5. Что такое улыбка? 6. Зачем нужны каникулы?
7. Удивительный цветок.
8. Поездка в театр. 9. Берёзка.
описание
повествование
рассуждение
Задание2 Определите тип речи в отрывках из сказок
Пушкина.
1) За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А самато величава,
Выплывает, будто пава;
А как речьто говорит,
Словно реченька журчит.
___________________________
3) "Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,
Им царевна говорит,
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".
____________________________
Домашняя работа.
Комплексный анализ текста.
Задания: 1.Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
2. Озаглавьте текст._______________________________________
3. Определите стиль_______________________________________
4.Определите тип
речи_______________________________________.
5. Выделите основную мысль.
Недавно ш…л первый сне… и всё в пр…роде нах…дилось
под властью этого м…л…дого снега. В воздухе пахло
снегом. Под н…гамии мя…ко хрустел снег. З…мля крыши
домов скамьи на бульварах всё было нежно бело мол…до
и от этого д…ма выгл…дели иначе.чем вчера. Ф…нари
горели ярче воздух был прозрачней экипажи стучали
глуше. И в душу вместе со свежим лё…ким м…розным
воздухом просилось чувство, похожее на белый м…л…дой
пушистый снег.
Творческое задание. Составьте 3 мини-текста на тему:
1). Снежинка.
2). История снежинки.
3). Откуда берутся снежинки?
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_ _________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
_________________________________________________________
_
Фамилия, имя учащегося:
класс
Контрольнаяая работа по теме: «Типы речи».
1 вариант
Задания А1-А4 с выбором правильного ответа(тесты)
А1Какой тип текста состоит из следующих частей: тезис,
аргументы и примеры, вывод?
1). описание
2). повествование
3). рассуждение
А2 Для какого типа текста характерны следующие слова:
затем, потом, попозже, дальше, тогда, наконец?
1). описание
2). повествование
3). рассуждение
А3 Для какого типа речи характерен вопрос: Какой?
1). описание
2). повествование
3). рассуждение
А4 К какому типу речи вы отнесёте сочинение на тему
Фамилия, имя учащегося:
класс
Контрольнаяая работа по теме: «Типы речи». 2
вариант
Задания А1-А4 с выбором правильного ответа(тесты)
А1 А1Какой тип текста состоит из следующих частей:
тезис, аргументы и примеры, вывод?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
А2 Для какого типа текста характерны следующие слова:
затем, потом, попозже, дальше, тогда, наконец?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
А3 Для какого типа речи характерен вопрос: Какой?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование «Портрет лучшего друга»
1). описание
2). повествование
3). рассуждение
ЗаданияВ1-В3 Записать ответ одним словом.
В1Задача какого типа речи- динамически отразить действительность,
рассказать о ней? ________________________________________________
В2Наивысшая точка развития действия называется
_______________________
В3 Признаки предметов, явлений, человека, животных можно
изобразить при помощи типа речи ________________________________
Задания С1 Творческая работа.
Составить мини-текст про Новогоднюю ёлку,
используя один из типов речи.
____________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
А4 К какому типу речи вы отнесёте сочинение на тему
«Почему я люблю лето?»
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
ЗаданияВ1-В3 Записать ответ одним словом.
В1Задача какого типа речи- статически изобразить действительность,
описать ее________________________________________________
В2 Событие, с которого начинается действие, называется
___________________
В3 Пересказать интересный фильм можно при помощи типа
речи ___________
Задания С1 Творческая работа.
Составить мини-текст про Деда Мороза, используя
один из типов речи.
____________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Типы речи(раздаточный материал)
Типы речи(раздаточный материал)
Типы речи(раздаточный материал)
Типы речи(раздаточный материал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.