Типы учебных троп.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебные тропы можно клас¬сифицировать по разным крите¬риям: прежде всего по длине маршрута или его продолжи¬тельности. Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по слож¬ности предлагаемой информации. Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответст¬вующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.
Иконка файла материала Типы учебных троп.doc
Типы учебных троп. Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Как   и   туристские   маршруты,   учебные   тропы   могут   быть   линейными,   кольцевыми   и радиальными.   Можно   различать   тропы   по   трудности   прохождения   и   по   сложности предлагаемой информации. Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ   передвижения   действительно   преобладает,   но   при   наличии   соответствующих природных   условий   создаются   тропы   также   для   водных   туристов,   лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды. Однако   основным   критерием   классификации   троп   природы   следует   считать   их назначение:   прогулочно­познавательные,   познавательно­туристические   и   учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику. Прогулочно­познавательные   тропы   природы,   или   тропы   «выходного   дня»,   имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за  3—4  часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких   маршрутах   затрагивают   вопросы   взаимоотношения   природы   и   человека,   влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .  значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума; подмосковные   леса   прошлого,   их   оборонная   и   строительная   роль,   превращение коренных лесов в производные. Помимо   летних   прогулочно­познавательных   троп,   можно   создавать   зимние   тропы. Зимний   отдых   в   настоящее   время   получил   большое   развитие.   Его   основной   и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Несмотря на сезонный характер, они приобретают значение своеобразного экологического фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность и т. Д. Зимняя   учебная   тропа   также   способствует   осуществлению   природоохранных, рекреационных,   информативно­познавательных   и   воспитательных     задач.   В   отличие   от летней   зимняя   тропа   может   иметь   несколько   иную   трассу.   При   выборе   основными факторами   являются   удобство   для   лыжных   прогулок,   наличие   различных   природных объектов,   удобных   для   осмотра   в   зимнее   время.   Необходимо   также   учесть   большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой — ведь недолго и замерзнуть. Познавательно­туристические   тропы.   Их   протяженность   колеблется   от   нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного   отдыха   с   малой   плотностью   населения,   а   также   вблизи   заповедников   и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного   дня»   средней   протяженностью  20—30  км   с   местом   для   ночлега.   Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам.   Характер   движения   может   быть   различным:   пешком,   на   лошадях,   водным транспортом   или   комбинированным.   Тропы,   предназначенные   для   организованного прохождения   под   руководством   проводника,   имеют,   как   правило,   значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность,   густая   тайга   и   т.п.).   Среди   познавательно­туристических   бывают   и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той  или иной причине опасно для посетителей.  Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред­1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены не только специальными буклетами, но   и,   по   возможности   достаточно   большим   количеством   ин­|   формационных   щитов. Каждая самостоятельно органи­1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязанапройти специальный инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе. Содержательная   сторона   такой   активной   формы   отдыха   может   иметь   комплексный характер:   знакомство   с   окружающей   природой,   памятниками   истории   и   культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.  Прогулочно­познавательные и познавательно­туристические тропы по основной научно­ информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими, геологическими.  Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает  2  км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они   и   для   посещения   отдыхающими.   Движение   по   маршруту   организуется   преиму­ щественно  под   руководством  педагога  или  экскурсовода   из   числа   учащихся.   Можно  и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Основные   посетители   тропы  —  организованные   учебные   группы   от   младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30— 40  минут   до   трех   часов.   В   целях   пропаганды   экологических   знаний   учащиеся   могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы. Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую   информацию,   труднодоступную   для   наблюдения   при   кратковременном маршруте. По   своему   содержанию   тропы   такого   типа   комплексные.   Прохождение   по   ним направлено   на   изучение   объектов   и   явлений   природы,   на   знакомство   с   культурой природопользования и развитие навыков экологической  оценки его результатов, а также воспитание   у   посетителей   экологической   этики.   Примером   может   служить   тропа «Пущинская» в Московской области.  От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке­остановке, столбиками­указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоя­ тельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа   в   Измайловском   парке   Москвы,   где   регулярно   силами   создателей   тропы  — школьников проводятся экскурсии.  По тропам со столбиками­указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо   самостоятельные   группы   (или   отдельные   посетители),   но   в   этом   случае   их необходимо снабдить буклетами­путеводителями. Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально   оборудованной.   Ее   сторонники   считают,   что   тропа   хороша   тогда,   когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу, лесопарке, по берегу реки   и   т.д.;   что   достаточно   выбрать,   запомнить   маршрут,   даже   не   маркируя   тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме. Все   перечисленные   выше   типы   учебных   троп   в   идеале   должны   не   только соответствовать природным и социально­экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.    Организация тропы.  Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических   троп.   Если   познавательные   тропы   природы   вблизи   или   на   территории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередьмолодежи.   Опыт   показывает,   что   инициаторами   создания   таких   троп,   как   правило, выступают   взрослые:   ученые,   педагоги,   журналисты,   общественные   деятели,   лидеры студенческих коллективов. С помощью местной системы информации формируется общественное   мнение.   Одновременно   создается   инициативная   группа   по   организации учебной   тропы.   В   нее   желательно   привлекать   учителей   разных   предметов, старшеклассников, студентов. Важнейшим   этапом   в   создании   учебной   экологической   тропы   является   принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ  —  паспорт на экологическую тропу.